Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем»

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Т.Н. Зырянова

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация

и сертификация» для студентов специальности 170104

«Высокоэнергетические устройства автоматических систем»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 006.91: 389 (076)

З89

Рецензент:

А.В. Жеранин, к.т.н., доцент кафедры ТМ БТИ АлтГТУ.

Зырянова, Т.Н.

З89

Метрология, стандартизация и сертификация: методические ре-комендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устрой-ства автоматических систем» / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн.
ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 19 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дис-циплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной ра-боты студентов и изучению дисциплины.

Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература.

УДК 006.91: 389 (076)

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности и управления качеством.

Протокол № 09/10 от 16.11.2010 г.

© Зырянова Т.Н., 2011


© БТИ АлтГТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ..…………………………………………

4

2 СТРУКТУРА КУРСА…………………………………………………

5

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ...…………

8

4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

8

5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.…………………….

9

6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К

ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.……………………

10

7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………

14

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

16

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» направления подготовки дипломированных специалистов 652800 № 366 тех/дс от 14.04.2000 г.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем».

Дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных модулей:
1) метрология; 2) взаимозаменяемость; 3) стандартизация; 4) серти-
фификация. Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и
в непосредственной связи с другими модулями курса.

Цель лабораторных работ:

- закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться пользоваться измерительными приборами.

Для проведения лабораторных работ используются:

- методические указания для студентов всех форм обучения;

- измерительные приборы (штангенинструменты, гладкие микрометры, нутромеры микрометрические, глубиномеры микрометричес-кие, нутромеры индикаторные, плоскопараллельные концевые меры длины, скобы с отсчетным устройством, рычажные микрометры, резьбовые микрометры и т.д.).

Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании проведения контрольных опросов на лекциях и лабораторных занятиях.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов в экзаменационных билетах по основным разделам курса: метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации.

В системе подготовки инженеров специальности 170104 важное место занимает комплекс вопросов по качеству продукции. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний специалистов по точности изготовления деталей, узлов и механизмов, метрологии, сертификации и стандартизации. Изучение этого комплекса вопросов является целью преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Цель преподавания дисциплины: подготовить студентов к производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны позволить будущим инженерам обеспечить необходимый уровень качества продукции.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях измерения и средств измерения; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции и услуг.

В преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов со спецификой выбора полей допусков и посадок, с назначением допусков формы и расположения поверхностей, с выбором параметров шероховатости и с оценкой влияния назначаемых допусков на качественные показатели изделий и их частей, с основами Национальной системы стандартизации РФ, различными формами подтверждения соответствия, схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.

2 СТРУКТУРА КУРСА

Основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время лабораторных работ и самостоятельной работы.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» изучается в пятом семестре.

В объеме курса предусмотрено: семнадцать часов лекционных занятий и семнадцать часов лабораторных занятий. В рамках дисциплины рассматриваются нижеследующие темы.

2.1 Модуль 1. Метрология

Тема 1.Теоретические основы метрологии

Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их единицы.

Тема 2. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)

Закономерности формирования результата измерения. Понятие погрешности. Основные источники погрешностей результатов измерений. Погрешности измерений и средств измерений. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений.

Тема 3. Принципы метрологического обеспечения

Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.

Тема 4. Правовые основы обеспечения единства измерений

Основные положения закона РФ «Об обеспечении единства изме-рений».

2.2 Модуль 2 . Взаимозаменяемость

Тема 5.Точность деталей, узлов и механизмов

Отклонения, квалитеты, допуски.Ряды значений геометрических параметров.

Тема 6.Посадки

Виды сопряжений в технике. Посадки в системе отверстия и в си-стеме вала. Выбор системы. Внесистемные посадки.

Тема 7. Расчет и выбор посадок

Расчет посадки с натягом зубчатого колеса на вал.

Тема 8.Единая система допусков и посадок (ЕСДП)

ЕСДП. Нормирование микронеровностей деталей. Контроль геометрической точности деталей, узлов и механизмов.

Тема 9. Размерные цепи

Размерные цепи и методы их расчета.

2.3 Модуль 3. Стандартизация

Тема 10. Основы стандартизации

Исторические основы развития стандартизации. Правовые основы стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании». Технические регламенты.

Тема 11. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Структура ИСО. Задачи ИСО. Международные стандарты ИСО.

Тема 12. Национальная система стандартизации (НСС)

Основные положения НСС. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов (национальных стандартов).

Тема 13. Научная база стандартизации

Научно-технические принципы стандартизации. Методы стандартизации. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.

2.4Модуль 4. Сертификация

Тема 14. Основы сертификации

Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях.

Тема 15. Виды сертификации. Проведение сертификации

Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок проведения сертификации.

Тема 16.Схемы и системы сертификации

  1. Инструкция по составлению, оформлению и согласованию рабочей программы учебной дисциплины

    Инструкция
    Настоящая инструкция является методическими указаниями и рекомендациями по составлению, оформлению и согласованию рабочих программ учебных дисциплин, разрабатываемых кафедрами в соответствии с действующими государственными образовательными

Другие похожие документы..