Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ярославский филиал



Утверждено Ученым советом

ЯФ АТ и СО

Протокол № 1

От «26» августа 2010 г.

Председатель Ученого совета

ЯФ АТ и СО

___­­­­­________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Тюрин С.Б.

Факультет финансово-экономический

Специальность 080507 «Менеджмент организации»

Специальность 080104 «Экономика труда».

Кафедра экономики труда и профсоюзного движения

Кондакова Татьяна Юрьевна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ»

учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».

Ярославль, 2010г.

Кондакова Татьяна Юрьевна, преподаватель. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология». – Ярославский филиал АТ и СО. - Ярославль, 20__.

Рецензент: д. э. н. Кальсин Андрей Евгеньевич. Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры экономики труда и профсоюзного движения Ярославского филиала АТ и СО.

Протокол № 1 от сентября 20__ г.

Зав. кафедрой ____________ д. э. н. Тюрин С.Б.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………4

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»…………………………………………7

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА ТРУДА»……………………………………………………11

IY. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………………………12

Y. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…..………………….22

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ……..……………………25

YII. ЛИТЕРАТУРА……………..……………………………………..29

VIII. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ………………37

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

В современных условиях угроза окружающей среде стала одной из глобальных проблем для всего человечества. В резуль­тате нарушения экологического равновесия все общество на зем­ле подвергается большой опасности. Поэтому особой необходи­мостью становится согласование отношений общества с приро­дой. Это требует определенных экологических знаний, для того чтобы человек мог целенаправленно сохранять единство природы и общества. На решение этих проблем направлено содержание настоящего курса.

Проблема предотвращения экологической катастрофы, перехода мирового сообщества к устойчивому развитию превосходит по своей грандиозности все прочие, с которыми человечество встретилось в своем развитии. Никогда еще не было такого гигантского разрыва между масштабами проблемы и нашими возможностями для её решения.

Сегодня каждый человек должен осознать свое место и роль в окружающей его среде, определить подходы к рациональному использованию природных ресурсов. Это относится в первую очередь к тем людям, которые в новом тысячелетии будут определять экономические программы регионов и предприятий.

Цель курса:

Подготовить студентов к пониманию специфических связей между обществом, природой, человеком и его жизненной средой, сформировать у них знания глобальных экологических проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды оби­тания человека.

Задачи курса:

  • привить будущим специалистам по экономике труда систематизированные знания в области взаимодействия природной и социальной среды;

  • научить их определять опти­мальные соотношения требований и потребностей развития тех­нологий в целях сохранения равновесия в природе и гармонии в развитии природных систем;

  • научить студентов анализировать отношения между структурными компонентами общества и природы, а также соотносить цели развития общест­ва с природными закономерностями;

  • привить студентам умение содействовать тем изменениям в природе, которые способствуют сохранению и преобразованию биосферы.

Экология – это самостоятельная и комплексная наука социально-экономического, гуманитарного, естественного знания, органи­чески сочетающая различные уровни освоения гуманитарного знания, а также исторический, теоретический, научный и эмпи­рический уровни.

Экология - это научная дисциплина, изучающая и обобщающая особенности взаимодействия между обществом, природой, человеком и его жизненной средой.

Эколо­гия должна способствовать обоснованию и развитию научного отношения человека к жизненной природной среде, с тем, чтобы освоение природы человеком соответствовало экологическим возможно­стям, его эмпирическим исследованиям и теоретическому осмыс­лению.

В процессе изучения студенты должны ов­ладеть знаниями и основными навыками, необходимыми совре­менным специалистам по экономике труда в сфере ре­шения экологических проблем.

Освоение содержания курса позволит будущим специалистам применять полу­ченные в ходе обучения знания в практической деятельности.

В процессе изучения курса студенты будут совершенство­ваться как личность и должны будут не только освоить знания в сфере экологии, социальной экологии, экономики природопользования, но и сформировать собственные нравственные принципы в системе экологического образования и воспитания.

Специалист должен научиться наводить и отбирать факты действительности, осмысленно воспроизводить их, проводить анализ теоретического и эмпирического материала, раскрываю­щего состояние социальной и экологической среды, и принимать правильные управленческие решения. А это возможно лишь в том случае, когда теоретические знания и практические навыки в области экологии будут осваиваться в комплексной системе социогуманитарных дисциплин.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- основные экологические термины, законы, положения и зависимости;

- процессы, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей среды;

- основные загрязняющие вещества и их воздействие на окружающую среду, и здоровье человека;

- способы защиты окружающей среды, оценку качества среды;

- нормативные документы и основные положения законов по охране окружающей среды;

- современный экономический механизм охраны окружающей среды как природоохранной системы;

б) иметь представление о:

- современном состоянии окружающей среды в России;

- глобальных проблемах экологии и путях ее решения;

- принципах рационального природопользования;

- источниках загрязнения природы;

- государственных и региональных мероприятиях по охране окружающей среды;

в) уметь использовать законы общей экологии при решении задач охраны окружающей среды от промышленных загрязнений.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

Тема 1. Основы общей экологии.

Экология как наука. Э. Геккель. Предмет изучения экологии. Основные задачи. Важность рассмотрения экологических проблем в современном обществе. Связь экологии с другими науками. Философские проблемы экологии. Глобальные экологические проблемы.

Тема 2. Структура общей (классической) экологии.

Разделы и тематика экологии. Уровни организации живой материи как основа классифика­ции отдельных направлений биологической экологии. Основные экологические понятия и термины.

Тема 2.1. Аутэкология.

Организмы и среды их обитания. Экологические факторы, их классификация. Закономерности действия факторов. Антропогенные факторы как важнейшая группа. Адаптации организмов к воздействию экологических факторов.

Тема 2.2. Демоэкология, или популяционная экология.

Понятие популяции. Основные свойства и важнейшие характеристики популяций. Демографические характеристики популяций. Популяция человека как популяция особого вида Homo Sapiens. Популяционная система – человечество.

Тема 2.3. Учение об экосистемах, или синэкология.

Основные экологические термины: продуцент, консумент, редуцент; автотроф и гетеротроф. Трофическая структура экосистем. Формирование экосистем. Понятие экосистемы. А. Тенсли. Структура экосистемы. Понятие биогеоценоза. Схема биогеоценоза по В. Н. Сукачеву. Свойства экосистемы.

Тема 2.4. Учение о биосфере (глобальная экология).

Биосфера Земли. Понятие. Структура. Границы биосферы. Э. Зюсс. В. И. Вернадский. Биосфера как активная оболочка Земли. Свойства биосферы. Живое вещество, его функции и свойства. Техносфера и ноосфера.

Тема 3. Охрана окружающей среды.

Тема 3.1. Качество и охрана природной среды.

Охрана природы. Охрана окружающей природной среды (ОПС) = Защита окружающей среды (ОС). Антропогенные воздействия на природные экосистемы. Загрязнения. Источники загрязнений. Виды загрязнений. Контроль за поступлением загрязняющих веществ. Принцип нормирования качества ОПС. Нормативные и качественные показатели ОПС. Виды норм и нормативов. Предельно – допустимые: концентрация, сброс, выброс, нагрузка. Оценка качества ОПС. Эффект суммации. Система экологического мониторинга. Основной его принцип и главная цель. Экологические службы на международном и российском уровне.

Тема 3.2. Антропогенные воздействия на природные экосистемы. Охрана окружающей среды.

Загрязнение атмосферы. Основные загрязняющие вещества. Охрана атмосферы. Основные законы РФ и общие мероприятия охраны воздушного бассейна. Последствия загрязнений атмосферы на локальном и глобальном уровнях.

Загрязнение гидросферы. Водопотребление и водопользование. Проблемы водопотребления. Основные загрязняющие вещества. Источники загрязнения водных экосистем. Особенности загрязнения гидросферы. Опасность. Охрана водных ресурсов. Водный кодекс РФ. Экологические последствия загрязнения гидросферы.

Загрязнение почв как самого верхнего поверхностного слоя литосферы. Нарушение плодородия почв. Источники загрязнения почв. Основные загрязняющие вещества. Опасность и виды загрязнения почв. Эрозия почв её последствия. Охрана земельных ресурсов. Законодательная база. Антропогенное воздействие на горные массивы и их породы. Экологические последствия воздействий на литосферу. Закон РФ «О недрах» (1992).

Антропогенные воздействия на биотические сообщества: лес, растительное сообщество, в целом, животный мир. Последствия.

Проблема отходов. Загрязнение среды отходами. Виды отходов, способы их утилизации. Хранение отходов. Экологические и экономические преимущества переработки и повторного использования материалов. Проблема пластиковых материалов. Безотходные технологии – задачи проблемы.

Шумовое воздействие на окружающую среду. Основные источники этого воздействия. Экологические последствия.

Биологическое загрязнение.

Тема 4. Основы рационального природопользования.

Природные ресурсы: определение и виды. Классификация природных ресурсов.

Природопользование: рациональное и нерациональное. Понятие рационального природопользования. Основные аспекты. Экономическая эффективность использования природных ресурсов. Охрана природных ресурсов. Воспроизводство природных ресурсов. Взаимосвязь между степенью использования природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Экономический механизм рационального природопользования. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Кадастры.

Экономические рычаги рационального природопользования. Лицензии. Лицензия на комплексное природопользование, её функции. Лимиты на природопользование, их экономическая и природоохранная цель. Договорные формы природопользования.

Платность природных ресурсов. Условия. Виды платы за природопользование. Плата за загрязнение ОПС, значение такой платы.

Экологическое страхование, его цель и особенности. Значение.

Тема 5. Экологическое законодательство РФ.

Природоохранное законодательство. Природоресурсное законодательство. Основные нормативно – правовые акты. Конституция РФ как источник экологического права и отражение очень важных экологических норм.

Формирование законодательной базы, норма­тивное обеспечение природоохранной деятельности в Российской Федерации.

Структура экологических органов власти. Министерство природных ресурсов как единый орган экологической власти. Деятельность государственных органов по регули­рованию процесса природопользования. Государственная эколо­гическая экспертиза. Выработка экономического механизма управления природопользованием.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по экологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программы по специальности/направлению
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины

Другие похожие документы..