Рабочая программа дисциплины «психология делового общения» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

100400 Туризм

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:дать студентам базовые профессиональные знания в области теоретических аспектов психологии делового общения в сфере туризма, необходимых для формирования практических навыков использования коммуникативной техники и технологии делового общения в туризме.

Задачи дисциплины: изучение студентами теоретических основ психологии делового общения, связанных с раскрытием психологических механизмов эффективного профессионального и делового общения в сфере туризма, особенностей поведения человека в различных ситуациях общения, выявления продуктивных способов влияния на партнеров по общению; формирование профессиональных навыков по применению эффективных средств общения и выстраивания деловых отношений, а также по устранению потенциальных и реальных барьеров делового общения; обучение студентов самостоятельному анализу техники деловых отношений в профессиональной деятельности и определение путей ее совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Психология делового общения» является компонентом базовой части профессионального цикла. Изучение курса «Психология делового общения» базируется на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин: «Философия», «Психология», «Социология», «Русский язык и культура речи», «Речевая коммуникация», «Организация туристской деятельности» и предшествует изучению дисциплин: «Технология и организация услуг санаторно-курортного комплекса», «Организация конгрессно-выставочной деятельности в средствах размещения», «Организация инфраструктурного обеспечения средств размещения».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);

- способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

- способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

- готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме.

Уметь: организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, применять коммуникативные техники и технологии делового общения.

Владеть: основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

Лекции

22

22

Семинары (С)

32

32

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

Контрольная работа 1

20

20

Контрольная работа 2

20

20

Презентация

14

14

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

3

3

5. Содержание дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Психология общения.

Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение, наши поступки в общении, самоподача в общении. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Стили общения.

2.

Деловое общение, его виды и формы.

Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на партнера.

3.

Влияние гендерных, этнических, возрастных и характерологических особенностей на поведение людей в ходе делового общения.

Влияние гендерных особенностей на деловое общение. Этнические особенности и их влияние на деловое общение. Возрастные особенности и их влияние на деловое общение. Влияние характерологических особенностей на деловое общение.

4.

Психологические факторы и неосознанные регуляторы, влияющие на поведение потребителей туруслуг в ходе делового общения.

Психологические детерминанты осознанного поведения потребителей туруслуг в ходе делового общения: мотивационно-целевой компонент; влияние волевой и чувственной сфер личности клиента; особенности познавательной сферы личности клиента; интеллект клиента. Неосознанные регуляторы поведения потребителей туруслуг в ходе делового общения: влияние на психику человека макро- и микромира; природно-обусловленные базовые побудители деятельности и бессознательные и подсознательные регуляторы выбора целей, поведенческих реакций и принятия решений; темпераментные особенности потребителей туруслуг.

5.

Деловые переговоры.

Психологические аспекты переговорного процесса: создание благоприятного психологического климата во время переговоров; выслушивание партнера как психологический прием; техника и тактика аргументирования; формирование переговорного процесса. Невербальные особенности в процессе проведения переговоров: кинесическте особенности, проксемические особенности, визуальный контакт, психологические и паралингвистические особенности. Спор, дискуссия, полемика. Культура спора: предмет спора; позиции полемистов; употребление понятий; поведение участников спора; уважительное отношение к оппоненту; выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения в споре: приемы воздействия на участников спора; вопросы в споре и виды ответов; нечестные приемы; позволительные и непозволительные уловки в споре.

6.

Деловое общение в рабочей группе.

Социально-психологические особенности рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы. Типы взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный. Морально-психологический климат коллектива. Степень сплоченности рабочей группы. Классификация психотипов личностей. Проблема лидерства. Референтная группа. Типы лидеров. Роль руководителя в становлении коллектива. Неформальные отношения между руководителем и подчиненными.

7.

Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.

Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Причины и последствия конфликтов. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Эустресс и дистресс. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоусточивого поведения. Приемы саморегуляции.

8.

Организационные коммуникации, структура и механизмы делового общения на предприятиях сферы туризма.

Виды организационных коммуникаций на предприятиях сферы туризма. Структура делового общения в хозяйствующих организациях сферы туризма. Функциональная характеристика делового общения в сфере туризма. Модели переговоров как формы делового общения в сфере туризма. Стратегия и тактика ведения переговоров в сфере туризма.

  1. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

    Рабочая программа
    Цель дисциплины: дать студентам базовые профессиональные знания в области теоретических аспектов психологии, с целью более глубокого и комплексного понимания психологии окружающих людей, своих индивидуальных особенностей психики и
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 100400 туризм (2)

    Основная образовательная программа
    1.1.1. Примерная основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм (ПООП бакалавриата, ПООП по направлению подготовки 100400 Туризм) разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 100400 туризм (4)

    Основная образовательная программа
    1.1.1. Примерная основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм (ПООП бакалавриата, ПООП по направлению подготовки 100400 Туризм) разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки: 100400 Туризм

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Воронежским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки бакалавра туризма представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  5. Примерные программы дисциплин по направлению подготовки 100400 туризм (1)

    Документ
    Примерные программы дисциплин ПООП бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм разрабатываются для всех дисциплин базовой части каждого цикла ФГОС ВПО.
  6. Примерные программы дисциплин по направлению подготовки 100400 туризм (2)

    Документ
    Примерные программы дисциплин базовой части учебных циклов ПООП разрабатываются и оформляются в соответствии со структурой Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление ооп (специальность)100400 «Туризм» 100400

    Основная образовательная программа
    Настоящая ООП, разработана на основе ФГОС ВПО и Устава ТПУ (принят конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
  8. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  9. Решения заседания Научно-методического совета фгбоу впо «ргутиС» от 22 декабря 2011 года Присутствовали: 50 (явочный лист прилагается) Повестка дня (1)

    Документ
    Постановили: соблюдать установленные в плане сроки предоставления учебно-методических изданий на рецензирование и экспертизу. Корректировку плана изданий осуществлять через служебные записки на имя проректора, курирующего методическую работу (Ананьева Т.

Другие похожие документы..