Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л. Н. Боголюбова,
А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой

Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2007. 416 с. - ISBN 5-09-016265-4.

Учебник впервые предоставляет учащимся, обучающимся в классах социально-гуманитарного или социально-экономического профиля, углубленный курс обществознания, включающий знания по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии (курс изучается совместно с отдельными курсами правоведения и экономики). Учебник снабжен методическим аппаратом, ориентированным на активные формы обучения, таблицами, схемами.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов

Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

§ 1. Наука и философия

§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

§ 3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

§ 4 Из истории русской философской мысли

§ 5—6. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Выводы к главе I

Вопросы и задания к главе I

Готовимся к экзамену

Глава II. Общество и человек

§ 7. Происхождение человека и становление общества

§ 8. Сущность человека как проблема философии

§ 9. Общество и общественные отношения

§ 10. Общество как развивающаяся система

§ 11—12. Типология обществ

§ 13. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

§ 14. Исторический процесс

§ 15. Проблема общественного прогресса

§ 16. Свобода в деятельности человека

Выводы к главе II

Вопросы и задания к главе II

Готовимся к экзамену

Глава III. Деятельность как способ существования людей

§ 17. Деятельность людей и ее многообразие

§ 18. Содержание и формы духовной деятельности

§ 19. Трудовая деятельность

§ 20. Политическая деятельность

Выводы к главе III

Вопросы и задания к главе III

Готовимся к экзамену

Глава IV. Сознание и познание

§ 21. Проблема познаваемости мира

§ 22. Истина и ее критерии

§ 23. Многообразие путей познания мира

§ 24. Научное познание

§ 25. Социальное познание

§ 26. Знание и сознание

§ 27. Самопознание и развитие личности

Выводы к главе IV

Вопросы и задания к главе IV

Готовимся к экзамену

Глава V. Личность. Межличностные отношения

§ 28. Индивид, индивидуальность, личность

§ 29. Возраст и становление личности

§ 30. Направленность личности

§ 31. Общение как обмен информацией

§ 32. Общение как взаимодействие

§ 33. Общение как понимание

§ 34. Малые группы

§ 35. Групповая сплоченность и конформное поведение

§ 36. Групповая дифференциация и лидерство

§ 37. Семья как малая группа

§ 38. Антисоциальные и криминальные молодежные группы

§ 39. Конфликт в межличностных отношениях

Выводы к главе V

Вопросы и задания к главе V

Готовимся к экзамену

Глава I.
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ  ЗНАНИЯ
И  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Наука и философия

Вспомните:

 

 

чем отличается обществоведение от истории? Что в них общего? Чем они отличаются от физики, химии, биологии?

      Вы, конечно, понимаете, что такие учебные предметы, как физика и история, биология и химия, построены на основе наук, имеющих те же названия. А слово «обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека. Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными (заметим, что гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ
И  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ  ЗНАНИЯ

      На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
      Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
      Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
      Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
      В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

КЛАССИФИКАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ  НАУК

      Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.
      Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
      исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
      экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
      философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);
      филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
      юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
      педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
      психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
      социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
      политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
      культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).
      В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.

СОЦИОЛОГИЯ,  ПОЛИТОЛОГИЯ,  СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ  КАК  ОБЩЕСТВЕННЫЕ  НАУКИ

      В наиболее широком значении социология — это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.
      Современная социологическая энциклопедия определяет социологию как науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
      Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
      Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровень представляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследований используются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.
      Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
      Политическая наука (политология) является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.
      Существуют две трактовки политологии. В узком смысле политология — это одна из наук, изучающих политику, а именно — общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми. Теория политики включает различные концепции власти, теории государства и политических партий, теории международных отношений и др.
      В широком смысле политология включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию и др. Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования, в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.
      Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую обстановку.
      Социальная психология, как вы видели в классификации отраслей обществознания, принадлежит к группе психологических наук. Психология изучает закономерности, особенности развития и функционирования психики. А ее ветвь — социальная психология — изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В своих исследованиях социальная психология тесно связана, с одной стороны, с общей психологией, а с другой — с социологией. Но именно она изучает такие вопросы, как закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности; социализация индивида; деятельность личности в группах; межличностные отношения в группах; природа совместной деятельности людей в группах, формы складывающихся в них общения и взаимодействия.
      Социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; оптимизации отношений между управляющими и управляемыми; восприятия информации и рекламы; семейных отношений и т. д.

  1. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (2)

    Список учебников
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  2. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников
    Бригада рабочих должна изготовить 210 деталей за определенный срок. Изготавливая в день на 10 деталей больше, чем предполагалось по плану, она за 1 день до окончания срока не только выполнила план, но и сделала 30 деталей сверх плана.
  4. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников
    Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного
  5. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред

    Список учебников
    Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики представляют собой элементы стохастики. Стохастика (от греч. Stochastikos – умеющий угадывать, случайный) объединяет разделы математики, изучающие случайные явления: теорию вероятностей
  6. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Список учебников
    7 9, 10 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова § , упр.33 11 р/р Письмо другу (упр. 44) Составление письма 1 Текст Упр.
  7. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение»

    Список учебников
    Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстия какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда.
  8. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Список учебников
    37 8 Обращения, вводные слова и вставные конструкции Упр. 39 9 Обобщение повторенного Диктант 10,11 р/р по упр.
  9. Методическое обеспечение Английский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова-М.: Просвещение, 2003. Необходимое оборудование

    Список учебников
    Учебно-методическое обеспечение – Английский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова-М.: Просвещение, 2003.

Другие похожие документы..