Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

3. Содержание курса

Тема 1. Понятие рекламы и ее классификация - 2 часа.

Определение понятия реклама. Реклама как коммуникационный акт. Реклама как средство продвижения.

Реклама и общество. Роль рекламы в основных сферах жизни современного общества. Общие требования к рекламе.

Классификация рекламы. Критерии классификации: по охвату территории, по средствам распространения, по функциям и целям и др.

Основные виды рекламы: коммерческая, социальная и политическая.

Тема 2. История рекламы и современные тенденции ее развития- 2 часа.

Социо-культурные предпосылки зарождения рекламы. Протореклама в Древнем мире и в средневековой Европе. Реклама в Новое время. Основные направления развития рекламы в XX веке. Современные стратегии и тренды мирового рекламного рынка.

Особенности возникновения и развития рекламы в России. Современная российская реклама: проблемы и перспективы.

Тема 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций – 4 часа.

Маркетинг как принцип хозяйственной деятельности. Сегментирование рынка. Критерии сегментирования. Понятие целевой аудитории. Позиционирование. Схема позиции. Комплекс маркетинг-микс.

Система маркетинговых коммуникаций как элемент комплекса маркетинга.

ATL и BTL-коммуникации. Характеристика основных средств маркетинговых коммуникаций: рекламы, паблик рилейшнз, стимулирования сбыта и прямого маркетинга.

Цели и функции рекламы как средства маркетинговых коммуникаций. Место рекламы в системе маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации.

Тема 4. Роль рекламы в брендинге - 2 часа.

Разграничение понятий «бренд», «торговая марка», «товарный знак». Бренд и брендинг. Функции бренда. Структура бренда. Модель «колесо бренда»: содержательные элементы, физическо-функциональные и коммуникационные атрибуты бренда.

Концепция бренд-менеджмента. Место рекламы в системе бренд-коммуникаций.

Понятие фирменного стиля. Применение элементов фирменного стиля в рекламе.

Тема 5. Рекламный процесс – 4 часа.

Принципиальная схема рекламного процесса. Основные стадии рекламного процесса.

Прямые участники рекламного процесса.

Рекламодатели: виды, основные характеристики, функции.Схема организации рекламной службы компании.

Рекламное агентство: виды, основные характеристики, функции. Агентство полного цикла. Схема организации рекламного агентства полного цикла. BTL и TTL-агентства. Основные принципы взаимодействия рекламных и коммуникационных агентств с рекламодателями.

Средства распространения рекламы: основные виды и функции.

Потребитель как генератор обратной связи в рекламном процессе. Типы покупательского поведения. Основные этапы процесса принятия решения о покупке.

Косвенные участники рекламного процесса: дизайн-бюро, медиабайеры, мелиаселлеры, рекламно-производственные фирмы (продакшн-хаусы), исследовательские и консалтинговые компании.

Тема 6. Средства распространения рекламы – 6 часов.

Критерии выбора и оценки средств распространения рекламы.Критерии выбора конкретного медианосителя.

Основные средства распространения рекламы.

Телевидение как средство распространения рекламы. Формы, преимущества и недостатки, особенности создания и возможности применения телерекламы.

Реклама на радио: формы, преимущества и недостатки, особенности создания и возможности применения.

Реклама в прессе: формы, преимущества и недостатки, особенности создания и возможности применения.

Печатная и сувенирная реклама: формы, преимущества и недостатки, особенности создания и возможности применения.

Наружная реклама и реклама на транспорте: формы, преимущества и недостатки, особенности создания и возможности применения.

Интернет-реклама: формы, преимущества и недостатки, возможности для рекламы отдельных групп товаров и услуг. Вирусный интернет-маркетинг.

Нетрадиционные средства рекламы - ambient media и партизанская реклама. Виды и особенности их применения.

Тема 7. Рекламное обращение - 4 часа.

Понятие рекламного обращения. Основные этапы процесса разработки и производства рекламного обращения. Модели рекламного воздействия.

Содержание рекламного обращения. Мотивы поведения и психологические установки потребителя, и их использование в рекламной аргументации. Теория уникального торгового предложения (УТП) Р. Ривса.

Форма рекламного сообщения: тон и устойчивые стилевые решения.

Текстовая структура рекламного обращения: типы, основные элементы, принципы разработки. Соотношение текста и иллюстрации в рекламном обращении.

Правила изобразительного оформления рекламного обращения. Понятие «образа-вампира».

Понятие функциональности рекламного обращения. Приемы увеличения функциональности рекламы.

Тема 8. Исследования в рекламе. Эффективность рекламы - 2 часа

Рекламные исследования как разновидность маркетинговых исследований. Первичная и вторичная информация в рекламе: источники, методы получения и возможности применения. Количественные и качественные исследования: цели и методы. Основные этапы процесса рекламного исследования.

Виды рекламных исследований. Исследования, предшествующие разработке рек­ламной компании: исследования товара, целевой аудитории, рынка и действий кон­курентов. Предтестирование рекламного обращения. Медиаисследования.

Исследования эффективности рекламы. Коммуникативная и экономическая эффективность рекламы: критерии и методы оценки.

Тема 9. Планирование рекламной кампании – 4 часа.

Понятие «рекламная кампания». Стратегия маркетинговых коммуникаций и план маркетинга компании как основания для планирования рекламных компаний.

Основные этапы планирования и реализации рекламной компании.

Определение целей и целевой аудитории. Методы определения бюджета рекламной компании.

Разработка креативной стратегии. Креативный бриф. Поиск основной идеи рекламной компании и ее воплощение в рекламных материалах.

Определение медиастратегии. Основные показатели медиапланирования. Медиабриф и медиаплан.

Реализация рекламной компании: тестирование, производство и размещение рекламных материалов; проведение рекламных мероприятий.

Оценка эффективности рекламной компании.

Интегрированная маркетинговая коммуникация. Принципы интеграции рекламы с мероприятиями паблик рилейшнз, стимулирования сбыта и директ-маркетинга.

Тема 10. Реклама в отраслях и сферах деятельности – 2 часа.

Рекламная деятельность промышленного предприятия. Особенности рынка business-to-business. Факторы, определяющие продвижение промышленной продукции. Средства продвижения промышленного предприятия.

Рекламная деятельность торгового предприятия: основные задачи, выбор средств рекламы.

Реклама услуг.Особенности услуг как объекта продвижения. Цели рекламы услуг. Приемы и средства рекламы для продвижения услуг.

Тема 11. Международная реклама – 2 часа.

Понятие и функции международной рекламы. Особенности организации и управления международной рекламной компанией. Рекламные организации в сфере международной рекламы. Глобальные сетевые рекламные агентства.

Международная реклама как кросс-культурная коммуникация. Культурная среда, язык, обычаи страны как факторы, определяющие рекламную практику. Принципы создания рекламных сообщений, направленных на инокультурную аудиторию. Особенности использование цвета в международной рекламе. Основные аспекты взаимодействия российской и зарубежной рекламы.

Реклама глобальных брендов.

Тема 12. Социально-правовые аспекты рекламной деятельности – 2 часа.

Социальные и этические аспекты рекламы. Отношение общества к рекламе.

Законодательное регулирование рекламной деятельности: российское и международное рекламное законодательство. Основные положения Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г.

Проблема саморегулирования и социальной ответственности участников рекламной деятельности. «Международный кодекс рекламной практики»: основные положения и сферы применения.

Российские организации, отвечающие за саморегулирование и общественное регулирование рекламной деятельности. Региональное и муниципальное регулирование рекламной деятельности.

4. Планы практических и семинарских занятий

Тема 1. Понятие рекламы и ее классификация - 2 часа

1.Определение понятия реклама.

2.Роль рекламы в основных сферах жизни современного общества.

3.Основные виды рекламы: коммерческая, социальная и политическая.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию реклама с точки зрения коммуникации и с позиций бизнеса.

2. В чем заключается роль рекламы в современном обществе?

3. Как будет изменяться роль ре5кламы в жизни общества? Дайте свой прогноз и обоснуйте его.

4.Проанализируйте рекламное наполнение «глянцевых» изданий, ориентированных на мужскую и женскую аудиторию и определите виды социальных ролей и поведенческих моделей, пропагандируемые этими изданиями. На основе полученных выводов составьте общие «портреты» идеального мужчины и идеальной женщины, пропагандируемые рекламой. Сделайте вывод, на какие жизненные стратегии индивида оказывает влияние реклама? Доклады проиллюстрируйте примерами рекламных обращений.

5.Подберите образцы социальной рекламы, посвященной профилактике курения, защите прав животных, охране окружающей среды или иным социальным проблемам. Выявите стереотипные рекламные решения для каждой «проблемы» и предложите новые идеи и подходы.

Список литературы:

1. Головлева Е.Л Основы рекламы. Учебное пособие/ Е.Л Головлева.– М., 2004.

  1. Егорова-Гантман Е. Политическая реклама /Е. Егорова-Гантман, К. Плешаков.– М., 2001.

  2. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика / Е.В. Ромат . - 5-е изд. - СПб., 2002.

  3. СтепановЕ. Социальная реклама в России. Генезис, жанры, эволюция/ Е. Степанов. – М., 2006.

  4. Ученова В. Социальная реклама: Учебное пособие/ В. Ученова, Н. Старых. - М., 2006.

  5. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности: учебник для студентов вузов/ Л.Н. Федотова. – М., 2002.

Тема 2.История рекламы и современные тенденции ее развития - 2 часа

1.История возникновения и развития рекламы.

2.Современные стратегии развития мирового и российского рекламных рынков.

Вопросы и задания:

1. Подготовьте доклад о жизненном пути и профессиональной деятельности выдающихся рекламистов XX века: Д.Огилви, Л.Бернета, Р. Ривса и др.

2. Проведите мониторинг профессиональных изданий и порталов с целью выявления основных тенденций развития российского рекламного рынка за последние 2-3 года. По результатам мониторинга составьте отчет.

3. Определите специфические тенденции развития региональной рекламы.

Список литературы:

  1. Головлева Е.Л Основы рекламы. Учебное пособие/ Е.Л Головлева.– М., 2004.

  2. Огилви Д. Откровения рекламного агента: Пер. с англ. / Дэвид Огилви. - М., 2001.

  3. Ривз Р. Реальность в рекламе / Р.Ривз. – М., 1983.

  4. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика / Е.В. Ромат . - 5-е изд. - СПб., 2002.

  5. Савельева О. Живая история российской рекламы / О. Савельева - М., 2004.

  6. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы/  Дж.  Сивулка. [пер. с англ.]. - СПб., 2002.

  7. Ученова В.В. История рекламы/ Ученова В.В., Н.В. Старых. - СПб.: Питер, 2003.

Тема 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций – 4 часа

1.Система маркетинговых коммуникаций: основные инструменты.

2.Реклама как средство маркетинговых коммуникаций: цели и функции.

3.Интегрированные маркетинговые коммуникации.

Вопросы и задания:

1.Каковы цели и функции рекламы как средства маркетинговых коммуникаций?

2.Каково соотношение рекламы с другими видами маркетинговых коммуникаций?

3.Подготовьте письменную работу по теме:«Анализ маркетинговых коммуникацийфирмы». Выберите объект анализа – конкретную фирму. Приведите общие данные о фирме: название, сфера деятельности, масштабы деятельности, срок работы на рынке, виды изготавливаемых и /или продаваемых товаров, предоставляемых услуг. Определите позицию фирмы, ее товаров/услуг, целевой сегмент/сегменты рынка и ключевое преимущество товаров/услуг компании относительно конкурентов. Определите характер ценовой политики и каналы распределения сбыта товаров/услуг фирмы. Соответствуют ли они позиции фирмы? (мнение обоснуйте). Проанализируйте маркетинговые коммуникации фирмы: перечислите средства маркетинговых коммуникаций, которые использует данная фирма; приведите примеры конкретных мероприятий для каждого из средств. Соответствуют ли эти мероприятия позиции фирмы? Эффективны ли они? Взаимосвязаны ли мероприятия средств маркетинговых коммуникаций, используемых фирмой, дополняют ли они друг друга? (мнение обоснуйте) Как можно сделать маркетинговые коммуникации фирмы более эффективными? Внесите свои предложения. По результатам работы подготовьте 10-минутную презентацию.

Список литературы:

  1. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход: Пер. с англ. / Д. Бернет, С. Мориарти. - СПб., 2001.

  2. Браун К. Практическое пособие по стимулированию сбыта/ К. Браун. - М., 2003.

  3. Захаренко Г. Выставка: техника и технология успеха/ Г. Захаренко.- М., 2006

  4. Ишимнецкая И. Ситуативный промоушен. Искусство сесть кому-нибудь на хвост/ И. Ишимнецкая. - М., 2003.

  5. Камминз Д. Стимулирование сбыта. Как провести эффективную промо-кампанию/Д. Камминз. - М , 2003.

  6. Канаян К. Мерчандайзинг/Кира Канаян, Рубен Канаян. – М., 2003

  7. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы/ Э.В.Кондратьев, Д.Н. Абрамов. – М, 2005.

  8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд./ Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - СПб., 2007.

  9. Райс Э.Позиционирование: Битва за узнаваемость: Пер. с англ. / Эл Райс и Джек Траут. - СПб., 2002.

  10. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика / Е.В. Ромат . - 5-е изд. - СПб., 2002.

  11. Стоун Б. Директ-маркетинг: эффективные приемы/ Боб Стоун, Рон Джейкобс. – М, 2004.

  12. Стоун М.Прямой и интерактивный маркетинг / М. Стоун, Э. Бонд, Э. Блейк.- Днепропетровск, 2005.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Разработка и технологии производства рекламного продукта» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    ДС.Ф.03 Разработка и технологии производства рекламного продукта Рекламное обращение: виды, формы, содержание, структура и композиция, творческое воплощение и художественное оформление.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «Искусство и литература» для специальности «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    В программе курса должны быть рассмотрены основные виды искусства, история их развития, история развития средств массовой коммуникации. Дано представление об эстетических основах видов искусства, художественного творчества и художественного восприятия.
  3. Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “разработка и технология производства рекламной продукции”

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “Разработка и технология производства рекламной продукции” составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “разработка и технология рекламной продукции”

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “Разработка и технология рекламной продукции” составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  5. Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “разработка и технология рекламной продукции

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины “Разработка и технология рекламной продукции” составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  6. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология» второго поколения.
  7. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по
  8. Учебно-методический комплекс казань 2009 удк ббк г

    Учебно-методический комплекс
    Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350700 «Реклама».
  9. Алонкина, Л. И. Деньги. Денежный рынок: учебное пособие / Л. И. Алонкина. – Орел: Изд-во «3-е июля», 1999. – 26с

    Учебное пособие
    Орловский государственный институт экономики и торговли, организованный в 1961 году как факультет Заочного института советской торговли, активно развивался, совершенствуя образовательный процесс и научную деятельность.

Другие похожие документы..