Мониторинг событий вторая декада октября 2004 г

МОНИТОРИНГ СОБЫТИЙ

ВТОРАЯ ДЕКАДА ОКТЯБРЯ 2004 г.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В декаде доминировал восточно-азиатский вектор российской внешней политики. Таджикская часть турне российского президента превзошла достижения на китайском направлении. Подписанные в Душанбе документы говорят о крупной дипломатической победе России в центрально-азиатском регионе.

В связи с усилением российского влияния в притягательных для Запада странах следует ожидать очередных обвинений России в имперских амбициях.

Усиливался накал предвыборных страстей в США и на Украине. Ожесточенной критикой встретили США и Евросоюз выборы в Белоруссии. В Абхазии затянулся политический кризис.

Визит в Китай президента РФ В. Путина обе стороны использовали как для укрепления двусторонних отношений, так и для решения своих внутренних и международных проблем. Можно сделать вывод, что подписание целого ряда документов - совместной декларации и соглашений, в том числе по окончательному урегулированию пограничного вопроса, свидетельствует о том, что в лице своего восточного соседа Россия при должном внимании к этому вектору своей внешней политики может получить ключевого союзника в Азии. Сбалансированная политика между Востоком и Западом не позволяла бы европейским и американским проповедникам демократии использовать любой повод для нравоучений в адрес России.

В декларации отмечен “небывалый уровень взаимного доверия” и намерение наполнять новым содержанием “долговременные отношения стратегического партнерства”. Москва и Пекин пришли к взаимопониманию и в том, что “террористы и сепаратисты” Чечни и “Восточного Туркестана” являются составной частью международного терроризма”. Это положение для Москвы является как бы поддержкой со стороны Пекина в период, когда Запад вновь стал активно проявлять двойной подход по чеченскому вопросу.

Стороны констатировали успешное развитие экономических связей. В. Путин провозгласил задачу увеличить товарооборот с Китаем к 2010 г. в три раза. В этом случае он достигнет 60 млрд. в год. Для Пекина это не столь существенно. Товарооборот Китая с Россией от общих внешнеторговых отношений составляет лишь около 2%. Китай может и заинтересован покупать в России лишь сырье, энергоносители и современные вооружения. Инвестиции Пекин хотел бы направлять в проекты по обработке сырья и добывающую промышленность - золотодобычу, никель на территории Приморской и Читинской областей, Хабаровского края, Еврейского автономного округа и др. российских регионов.

Москва же больше заинтересована в инвестициях в сферу высоких технологий. Превращение страны лишь в поставщика сырья для КНР – не такая уж радужная перспектива. Москва надеется на более равноправное сотрудничество, предлагая в будущем поставлять энергоносители в счет обмена технологиями. Прицел делается на совместные инвестиции в самолетостроение, электронику, машиностроение и атомную отрасль. Цель - создать альтернативу Западу.

Практически РФ отказалась от строительства нефтепровода на Дацин. Китайцам предложено лишь максимальное приближение трубопровода Тайшет-Находка к их границам. Маршрут будет прокладываться исходя из национальных интересов РФ – развития восточных территорий страны. Такое решение китайская сторона открыто не комментировала, а на готовность России обеспечить на долгосрочную перспективу поставку энергоресурсов ответила снятием барьеров для вступления России в ВТО.

Развитие интенсивных экономических связей между Китаем и Россией следует лишь приветствовать. Но российскую общественность беспокоит то обстоятельство, что за последние 10 лет путем «вымораживания» и массовой безработицы власти заставили более миллиона жителей Дальнего Востока мигрировать в западные регионы страны. И вот теперь в Приморье объявлена целая программа по привлечению китайцев в качестве рабочей силы. Речь идет уже не о нынешних 15 тысячах, а о 500 тыс. иностранных рабочих “для динамичного развития Дальнего Востока”.

Разработчики грандиозных планов даже не заикаются о возможности привлечения для этих целей безработного населения центральной России. Причина понятна – мобилизовать молодежь на «великие подвиги» при отсутствии какой-либо национальной идеи просто невозможно. Возникает вопрос, как нынешние политики надеются удержать за собой богатые ресурсами дальневосточные территории? Насколько учтены устремления самого Китай?

Видимо, будет уместным привести мнение военных китаеведов, как они понимают внешнеполитическую доктрину Китая - “Три Севера, четыре моря”. Они считают, что к 2019 г. занятый Китаем центр по закону перемен должен одолеть “три севера в пределах четырех морей” и тогда “ХХI век станет веком Китая”. Три севера - это Североатлантический альянс и Россия (разделенный пополам север Евразии) и США в Новом Свете. Отсутствие формальных территориальных претензий к России, для китайцев не означают снятия “справедливых требований”.

Общее мнение китаеведов сводится к тому, что перед председателем КНР Ху Цзиньтао стоят задачи явно и открыто восстановить историческую справедливость и возродить величие Китая. При этом главные военно-политические задачи следующие: вернуть Тайвань в лоно родины; обеспечить безоговорочный суверенитет Китая над Тибетом и Синьцзяном (Восточным Туркестаном); перенести стратегические границы Китая за пределы национальной территории.

В 2003 г. Ху Цзиньтао поставил задачу превратить Северо-Восточный Китай во “второй локомотив роста китайской экономики”. А этому локомотиву нужен будет выход к Японскому морю. Отсюда, по мнению военных аналитиков, вытекает, что “естественный ход вещей” с учетом безлюдного пространства в Приморье и коррумпированности китайскими деньгами местной администрации, что вопрос выхода к морю будет решен на китайских условиях.

Предполагается, что в 2007 г. 17-ый съезд КПК сменит модель развития Китая с “пассивного поглощения чужой активности” на принципиально новую “Стратегию активного выхода во внешний мир”. “Никогда не прекращающийся Путь хитрости” примет новые формы. Обострится и явно проявится главная проблема жизнеобеспечения китайской нации: нехватка пашни и воды.

Китаеведы считают, что российские политики должны продемонстрировать мягко упакованное, но твердое понимание “китайских хитростей”, противоречащих российским интересам. Таких, как “совместное освоение ресурсов”, “совершенствование инфраструктуры,“уступка на вступление России в ВТО”, “мирный перенос стратегических границ КНР за пределы национальной территории”.

Разыгрывание “китайской карты” для России военные аналитики видят в том, чтобы на какое-то время оказаться в орбите китайского проекта. В этом случае Россия, будучи встроенной в “локомотив китайской экономики”, получит все преимущества, которыми в настоящее время располагает Китай, и сама начнет развиваться более быстрыми темпами.

Китаеведы видят возможность втягивания КНР в “геостратегическое взаимопонимание” с Россией. Развивая эту тему, они в качестве возможных ассиметричных ходов России не исключают, в частности, поддержки на межгосударственном уровне идеи более активного подключения китайских капиталов для развития Сибири и Дальнего Востока как “объективно выполняющих для Китая роль стратегического тыла”. Военные не исключают и варианты подключения китайцев к поддержанию порядка в некоторых районах Центральной и Средней Азии. (Полный текст - см. “Независимое военное обозрение”, № 39)

В ходе визита в Таджикистан президента РФ В. Путина подписан целый пакет соглашений, из них четыре - на военную тематику. Юридически оформлено пребывание российских войск на территории республики. Но основе 201-ой дивизии формируется российская военная база, штаб которой разместится в Душанбе, а подразделения в Кулябе и Курган-Тюбе. Не исключено, что будет усилена авиационная составляющая базы. В счет таджикского долга (за 242 млн. дол.)

Россия получила в собственность самый ценный военный объект в республике - оптико-волоконную базу слежения “Нурек” (“Окно”). Этот центр космической связи позволяет следить за космическим пространством, прежде всего, за военными спутниками других стран. Землю под станцией Россия арендовала на 40 лет за символическую плату - 30 центов в год.

Подписан ряд соглашений о российских инвестициях в электроэнергетику и алюминиевую промышленность Таджикистана. Российское государство и частные компании в течение ближайших пяти лет намерены вложить в экономику республики около 2 млрд. дол.

“Таких соглашений с другими странами СНГ, которые решали бы все проблемы в комплексе, я за последние годы не припомню”, - так прокомментировал свои переговоры В. Путин с президентом Таджикистана Э. Рахмоновым.

Об укреплении позиций в регионе говорит и присоединение России к Организации Центрально-азиатского сотрудничества (ЦАС). Надо полагать, что почву для этого подготовил глава МИД РФ С. Лавров, посетивший до этого Узбекистан. Именно по предложению лидера этой республики И. Каримова на форуме в Душанбе последовало приглашение России присоединиться к организации. Знаковым явилось то, что начало работы ЦАС было перенесено на неделю, чтобы в нем мог принять участие президент РФ В. Путин. Мотивируя свою позицию, Каримов подчеркнул, что именно Россия больше чем другие заинтересована в мире и стабильности в регионе.

Члены организации, по словам узбекского лидера, рассматривают Россию не только как донора, но и как инструмент локализации возможных конфликтов. Вступив в ЦАС, Россия получила дополнительные возможности в борьбе с терроризмом, наркотрафиком и незаконной миграцией. Президенты дали поручение органам безопасности своих стран в трехмесячный срок подготовить список экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории ЦАС. Принято также решение создать консорциумы по транспорту, приграничной торговле и использованию водных ресурсов.

Выступая на пресс-конференции в Душанбе, В. Путин сделал неожиданное заявление по поводу целей международных террористов. В качестве одной из них он назвал задачу – не допустить победы Д. Буша на президентских выборах США. Именно по этой причине террористы активизировали свои действия в Ираке.

Фактически президент России выступил с поддержкой своего «друга Джорджа» накануне выборов. Но подстраховался и на случай победы Д. Керри, заявив, что Россия отнесется с уважением к любому выбору американского народа. Тезис о том, что в случае поражения Буша, терроризм усилится и получит распространение, прозвучал не убедительно. Зарубежные СМИ расценили высказывания В. Путина в Душанбе как поддержку кандидатуры Д. Буша на грядущих выборах.

В радужных тонах оценил результаты своих переговоров в Москве президент Азербайджана И. Алиев, заявив, что все проблемы, которые существовали в прошлом, сняты. При этом он с восточной «прямотой» отметил, что особые заслуги в их решении принадлежат лично президенту РФ В. Путину. Следует понимать, что присутствие российского президента на Конгрессе российских азербайджанцев призвано продемонстрировать взятый Кремлем курс на улучшение отношений со всеми странами среднеазиатского региона.

Особый интерес представляет вопрос, обсуждали ли президенты договоренность прикаспийских государств, что в зоне Каспия исключается военная деятельность иных государств? Если все вопросы в двусторонних отношениях сняты, значит американские мобильные части в Азербайджане не появятся? (Информация о ситуации в Азербайджане и российско-азербайджанских отношениях в конце Мониторинга).

В Москве состоялись переговоры президента РФ В. Путина с канадским премьер-министром П. Мартином. По их завершении участники приняли совместное заявление о сотрудничестве с терроризмом. В нем подчеркнута общая твердая приверженность сторон в борьбе с терроризмом во всех формах и повсеместно, но с соблюдением норм международного права, относящимся к правам человека и правам беженцев. Обсуждался также вопрос, как разрешать вопросы всемирного масштаба посредством механизма “большой двадцатки”.

Глава внешнеполитического ведомства РФ С. Лавров совершил турне в азиатские страны - Индию, Иран и Киргизию. Эти визиты, на взгляд экспертов, являются прологом дальнейших шагов по усилению восточно-азиатского вектора российской внешней политики в период осложнений на западном направлении.

В Дели российская и индийская стороны обсудили ряд вопросов сотрудничества в международных делах, включая тему взаимодействия в отношении Афганистана. Договорились, что на предстоящем саммите Москва и Дели документально зафиксируют сближение позиций по присоединению России к ВТО. На встрече С. Лаврова с министром обороны Индии П. Мукерджи достигнута договоренность о проведении в ближайшее время заседания российско-индийской комиссии по ВТС. Основная цель визита состояла в подготовке российско-индийского саммита, который состоится в начале декабря в Дели. К саммиту готовятся договоренности по укреплению базы двустороннего сотрудничества и по целому ряду конкретных проектов, сообщил министр.

Россия и Иран в ближайшее время подпишут контракт о поставках топлива для атомной электростанции в Бушере, а также дополнительный документ о возврате отработанного ядерного топлива в Россию. Об этом заявил глава МИД РФ С. Лавров по итогам переговоров с его иранским коллегой К. Харрази. “В настоящее время согласование контракта находится на стадии окончательного завершения, и в ближайшее время он будет подписан”, – сообщил иранский министр.

Россия выступает за сотрудничество Ирана с МАГАТЭ, заявил журналистам С. Лавров. По его мнению, “последняя резолюция Совета управляющих призывает Иран к полному взаимодействию с агентством и другими государствами, и это не является каким-либо давление на Исламскую республику”. Глава российского МИД отметил, что Россия поддерживает прозрачные и открытые отношения Ирана с МАГАТЭ и стремления этого государства решить оставшиеся проблемы в иранском “ядерном досье”. Как заявил российский министр, отношения России и Ирана развиваются без какого-либо влияния или давления со стороны США и других стран (?). “Россия не находится ни под каким прессом, и отношения России с Ираном не связаны ни с каким давлением, которое кто-то на кого-то оказывает”, – сказал Лавров.

Отвечая на вопрос РИА «Новости», глава МИД РФ отметил: “Россия и Иран – твердые сторонники и активные участники антитеррористической коалиции и тема борьбы с терроризмом в нашем диалоге всегда будет звучать. Мы заинтересованы в том, чтобы терроризму был поставлен заслон с учетом того, что в Центральной Азии и Закавказье есть террористические силы, пытающиеся дестабилизировать этот регион”. Лавров отметил, что Иран для России – важный региональный партнер, с которым ведется диалог по проблемам Ближнего Востока, Ирака, Афганистана, Каспия. К. Харрази, в свою очередь, заверил своего российского коллегу в полной поддержке в части сотрудничества в регионе. «Мы считаем, что Россия здесь на международном уровне играет очень большую роль и в конечном счете всегда может рассчитывать на Иран, как стратегического партнера в регионе», – сказал он.

Россия поддерживает идею проведения саммита прикаспийских государств в Тегеране, заявил журналистам Лавров. «В рамках сотрудничества пяти прикаспийских государств все аспекты сотрудничества на Каспии – правовой статус, природоохранная деятельность, вопросы, связанные с военной деятельностью... – будут рассматриваться на саммите. Сроки еще будут согласовываться, но Россия поддерживает его проведение», – сказал Лавров, отвечая на вопрос РИА «Новости».

Комментируя проблему расширения американского присутствия в Каспийском регионе, Лавров напомнил, что в рамках работы прикаспийских государств «была, и, по-моему, получила признание идея о том, что Каспий должен быть зоной, в которой не происходит военная деятельность иных государств». «Я не слышал об изменении чьей-то позиции, и в разговоре пяти государств такое понимание складывается», – сказал российский министр. Глава МИД РФ подтвердил, что президент России В. Путин планирует посетить Иран.

Не осталось обойденным и западное направление. В Гааге глава внешнеполитического ведомства РФ провел переговоры с «тройкой» Евросоюза. ЕС представляли глава МИД Нидерландов Б. Бот, член Еврокомиссии по внешним связям К. Паттен и генеральный секретарь Совета ЕС, верховный представитель по внешней политике и безопасности Х. Солана. Подводя итоги переговоров, С. Лавров отметил: «В наших отношениях всегда будут вопросы, но их не надо драматизировать. В стратегическом плане мы с ЕС стратегические партнеры».

При этом он поставил акцент на то, чего ждет Москва к ноябрьскому саммиту ЕС-Россия. Как можно быстрее должен решиться вопрос калининградского грузового транзита, Латвии и Эстонии следует прислушаться к мнению ОБСЕ и Совета Европы по защите прав нацменьшинств. Кроме того, Лавров призвал власти европейских стран принимать более жесткие меры в отношении подозреваемых в причастности к терроризму. Он высказал обеспокоенность тем, что люди, объявленные в розыск, получают трибуну в средствах массовой информации, появляются на экранах, приглашаются на конференции в Европе.

Министр обороны РФ С. Иванов принял участие в двухдневном неформальном заседании Совета Россия – НАТО. В качестве подкрепления идеи сотрудничества Иванов заявил, что Россия направляет два свои военных корабля для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные действия» - они будут патрулировать акваторию Средиземного моря с целью предотвращения распространения ОМУ и его компонентов.

На встрече присутствовали и элементы конфронтации. Румыния вновь предъявила претензии в связи с пребыванием российских военнослужащих в Приднестровье. Российский министр точных сроков вывода не назвал, заметив, что не все зависит только от России. Он затронул также тему перевода части натовских военных баз в Восточную Европу и задал вопрос является ли это ответом на реальные или мифические угрозы.

Особые претензии были предъявлены к новым членам Североатлантического альянса – Литве и Латвии, отказывающим в пролете через их воздушное пространство военно-транспортным самолетам с личным составом. При этом Иванов напомнил, что Россия не препятствует транспортировке личного состава и военных грузов Франции и ФРГ через свою территорию в Афганистан. Кроме того, российский министр в очередной раз упрекнул Запад в двойных стандартах при подходе к проблеме терроризма и повторил угрозу нанесения превентивных ударов. Последнее – напрасно. Частое повторение только ослабляет первое заявление.

Глава оборонного ведомства России дал интервью арабскому спутникову каналу “Аль-Арабия”. В очередной раз прозвучало предупреждение, что Россия будет наносить превентивные удары по так называемым базам и местам скопления террористов в “любой точке земли” и с применением любого вида оружия, кроме ядерного. Иванов повторил свои слова, что России “объявлена война”, а поэтому все средства оправданы. Это повторное громкое заявление выглядит пустым и не убедительным на фоне состояния ВС России и их очередного сокращения ниже ранее объявленного министром предельного уровня.

  1. Мониторинг событий третья декада октября 2004 г

    Документ
    Замедление экономического роста, спад производства, рост цен и темпов инфляции составляли главную доминанту минувшей декады. В этой связи особую актуальность приобретают выдвинутые в адрес правительства и российского руководства в
  2. Мониторинг событий вторая декада апреля 2004 г

    Документ
    Чем дольше проводится реформа Кабинета министров, тем больше критики она вызывает. Можно констатировать, что расчет Путина сэкономить время с досрочной отставкой правительства пока что не оправдался – реформировние не завершено, а
  3. Мониторинг событий вторая декада июня 2004

    Документ
    В обществе продолжала нарастать социальная напряженность, вызванная планами правительства отменить льготы и его бездействием в связи с невыплатами зарплат и безработицей, с отсутствием действенной борьбы с коррупцией.
  4. Мониторинг событий третья декада сентября 2004 г

    Документ
  5. Мониторинг событий первая декада декабря 2004 г

    Документ
    Внеплановый рост цен и инфляции, падение авторитета правительства, разлад между премьером и министрами социально-экономического блока, акции протеста против задержек зарплаты – таков был общий фон декады.
  6. Мониторинг событий третья декада марта 2004

    Документ
    Несомненной тенденцией, которая видна в первых шагах Путина на втором сроке президентства, стало повышенное внимание к социально-экономическим вопросам – в ходе декады это проявилось в обсуждении трехлетнего плана Минэкономразвития,
  7. Мониторинг событий первая декада октября 2005 г

    Документ
    Провозглашенное руководством страны повышение в среднем на треть тарифов ЖКХ, переход к стопроцентной оплате их населением и полная монетизация льгот в этом секторе, несомненно, приведут к значительному росту социальной напряженности
  8. Мониторинг событий вторая декада августа 2005 г

    Документ
    В целом события декады не позволяют говорить о каких-либо устойчивых серьезных тенденциях. Правительство занималось рутинной текущей работой, президент В.
  9. Мониторинг событий вторая декада сентября 2005г (1)

    Документ
    Провозглашенный президентом РФ курс на приоритет социальных задач не находит отражения в реальных делах российского правительства. Либерал-монитаристы продолжают уповать на саморегуляцию рынка.

Другие похожие документы..