Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации
Рис. 1. Информационные связи склада ГСМ аэропорта.
Автоматизированный комплекс учета ГСМ на объектах авиатопливообеспечения аэропортов гражданской авиации предназначен:
— для оперативного сбора и обработки информации о движении ГСМ;
— повышения достоверности и объективности коммерческих расчетов;
— проведения компактного документирования и долгосрочного хранения результатов.
Рис. 2. Пример АРМ инженера по контролю резервуарного парка.
Учет ГСМ ведется по документации складского и бухгалтерского учета и только в единицах МАССЫ согласно требованиям нормативных документов:
«ИНСТРУКЦИИ о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных материалов в гражданской авиации»;
«РУКОВОДСТВА по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации»;
«ПЕРЕЧЕНЯ документов со сроками хранения, образующихся в деятельности МГА и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций».
Ответственность за организацию хранения учетных документов несут руководители служб ГСМ.
Складской учет ГСМ при приеме, хранении, межскладских перекачках, транспортировании и выдаче производится в соответствии с типовой упрощенной технологической схемой.
Автоматизация процессов топливообеспечения (прием, хранение, выдача ГСМ), а также оперативное ведение бухгалтерского учета и сведение баланса в реальном масштабе времени, предполагает создание цифровой аппаратно-программной системы автоматического управления (ЦСАУ) с заданными показателями качества.
ЦСАУ является цифровой системой, т.к. оперирует с дискретными сигналами в виде цифрового кода. Аналоговые сигналы с датчиков и аналоговые управляющие команды связываются с ЭВМ через цифро-аналоговые (ЦАП) и аналого-цифровые преобразователи (АЦП).
Основными достоинствами ЦСАУ являются: — высокая точность и быстродействие;
реализация алгоритмов управления любой сложности;
возможность осуществлять многоточечное управление в реальном масштабе времени;
помехозащищенность, т.к. за счет избыточности кодовой информации система позволяет автоматически обнаружить и исправить возможные ошибки и искажения;
объединение в единую систему простых одноплатных и универсальных ЭВМ;
способность передачи информации на любые расстояния.
Наличие в ЦСАУ квантования делает систему принципиально нелинейной. Как и релейные системы, она неустойчива в зоне нечувствительности, но при уменьшении шага квантования ее динамика стремится к предельной импульсной системе.
Коррекция ЦСАУ производится путем выбора алгоритма работы управляющей ЭВМ, причем усложнение алгоритма управляющего устройства не ведет к снижению точности его реализации, как у систем непрерывного действия.
Системы, в которых обеспечено оптимальное значение основного показателя качества работы системы (КРИТЕРИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ), называются оптимальными САУ.
В случае учета ГСМ критерием ОПТИМАЛЬНОСТИ является равенство МАССЫ ГСМ (КГ), находящейся на складе на момент сравнения, и ее коммерческой СТОИМОСТИ (РУБ.).
Причем оценку МАССЫ следует вычислять на тот момент, когда службы ПРИЕМА и ВЫДАЧИ ГСМ не работают.
На величину реальной МАССЫ ГСМ, хранящейся на складе, сказываются точности измерений служб приема, хранения, перекачки, выдачи.
Бухгалтерская СТОИМОСТЬ ГСМ определяется приходными и расходными документами.
МАССА х ЦЕНА = СТОИМОСТЬ,
так должно быть, но реально они не совпадают, и величина их несовпадения характеризует точность работы измерительных систем служб, которые являются одномерными системами, определяющими точность работы многомерной системы учета ГСМ.
Анализ статики и динамики каждой одномерной системы производится независимо, а задача синтеза многомерной системы требует компромиссного решения, позволяющего выполнить заданный критерий ОПТИМАЛЬНОСТИ.
Одномерные системы служб ГСМ строятся из унифицированных модулей обычно по типовой схеме.
Эффективность ЦСАУ, решающая одновременно задачи оперативного и коммерческого учета движения ГСМ в аэропортах, представлена на рис. 3.
Ориентировочный расчет показывает, что для одного аэропорта первого класса с годовым расходом топлива 500,0 тыс. тонн, окупаемость системы составит около 3-х лет.
Рис. 3. Оценка эффективности внедрения комплекса
автоматизированного учета ГСМ.
Тенденции развития зарубежных и отечественных систем позволяет выявить следующие тенденции:
• - Все технологические операции, такие как - приём, перекачка, хранение, выдача, измерение, контроль, управление, защита информации от несанкционированного доступа и т.п., выполняются автоматически;
• - Уменьшается численность персонала и меняется характер его труда;
• - Наметился переход к безбумажной технологии в учетной, бухгалтерской и финансовой деятельности ТЗК, а также к исключению человеческого фактора;
• - Непосредственный обмен информацией между узлами учёта и с верхним уровнем управления, повышает оперативность принимаемых решений;
• - Предусматриваются все виды самоконтроля (средств измерений и контроля, характеристик измерительных каналов, градуировочных таблиц резервуаров и трубопроводов, контроля качества НП и т.п.);
• - Осуществляется регистрация действий персонала по выдаче управляяющих команд;
• - Обеспечивается точный и объективный учёт товарных и денежных потоков с автоматическим оформлением налоговых документов.
Кафедра АТО и Р ЛА МГТУ ГА, выступающая в качестве основы инновационно-образовательного центра, при организации учебного процесса и научных исследований планирует решать следующие задачи по автоматизации учета ГСМ в аэропортах ГА:
обобщение опыта разработки и эксплуатации отечественных и зарубежных систем автоматизации учета ГСМ в аэропортах ГА;
выявление узких мест в аппаратном и программном построении систем (оперативного и коммерческого) учета ГСМ;
теоретические проработки системы, разработки по изменению нормативной базы, усовершенствование метрологического обеспечения автоматизации контроля качества ГСМ;
подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих по эксплуатации автоматизированных систем учета ГСМ.
1.4. Разработка профессиональной образовательной программы «Система технического обеспечения функционирования ТЗК, обслуживающих авиапредприятия»
В октябре 2008 года курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящего состава и инженерных специалистов Организаций авиатопливообеспечения (ОАТО) (курсы «ПК ПП ГСМ») МГТУ ГА исполнилось 11 лет. Это достаточно много, если судить по тому объему работ, который был проделан на кафедре «АТО и РЛА» МГТУ ГА под руководством зав. кафедрой проф. Коняева Е.А.
В декабре 1997 г. задача стояла очень сложная: практически на пустом месте организовать не только учебный процесс, а повышение квалификации профессиональных кадров ОАТО, людей, имеющих инженерную подготовку в области авиаГСМ и опыт практической работы.
К процессу обучения необходимо было привлечь самых крупных специалистов в области авиаГСМ из числа преподавателей МГТУ ГА, а также научно-исследовательских Центров, институтов, занимающихся проблемами авиаГСМ в г. Москве, а также топливозаправочных комплексов.
За период с октября 1997 года по декабрь 2007 года на курсах обучилось 1480 слушателей, из которых второй раз 410 и в третий раз 220 слушателей. Среди них не только наши соотечественники, но и представители организаций ГСМ ближнего зарубежья: из Казахстана, Украины и Киргизии.
За 11 лет не было получено от слушателей ни одного отрицательного отзыва, и этого результата удалось добиться благодаря совместным усилиям преподавателей МГТУ ГА, а также высокопрофессиональных специалистов ФГУП № 25 ГосНИИ МО РФ, ЦС авиаГСМ Гос НИИ ГА, ВНИИ НП, НПФ «Агрегат», ЗАО «ТЗК Внуково», ЗАО ТЗК «Шереметьево», ЗАО ТЗК «Домодедово Джет Сервис» и др.
Тематика курсов на 2008/09 учебный год отражает основные направления деятельности ОАТО, которые включают:
вопросы обеспечения безопасности полетов, акцентируя внимание на те из них, которые непосредственно связаны с качеством авиаГСМ и работами по топливо-заправке;
идеология построения ОАТО, нормативно-правовые основы их взаимодействия с другими наземными службами аэропортов;
развитие систем и технологий авиатопливообеспече-ния (АТО), их модернизация с учетом международных требований и зарубежного опыта;
государственное управление и регулирование в сфере технической эксплуатации воздушных судов (ВС) и вопросы безопасности полетов;
безопасность полетов. Расследование летных происшествий, причины и выводы;
нормативно-правовое обеспечение безопасности полетов и длительности ОАТО;
эксплуатационные свойства авиаГСМ, их влияние на работоспособность агрегатов и узлов ВС и, прежде всего, на авиадвигатели;
склады ГСМ, конструктивные особенности, современные требования. Мониторинг их состояния. Техническое обслуживание;
юридическая и нормативно-правовая база государственного регулирования и управления на предприятиях ГА. Закон о техническом регулировании, применительно к деятельности ОАТО;
технический регламент на авиаГСМ и моторные топлива;
особенности химмотологии авиаГСМ. Новые направления в технологии производства и совершенствования эксплуатационных свойств авиаГСМ. Проблемы производства авиакеросинов на российских НПЗ; масла, смазочные материалы. Авиационные и моторные масла отечественного и зарубежного производства, их ассортимент, свойства, методы испытаний, взаимозаменяемость;
современные методы испытаний авиаГСМ (новое лабораторное оборудование и методики испытаний); производство, свойства и особенности эксплуатации противообледенительных (ПОЖ) и противоводокрис-таллизационных жидкостей (ПВКЖ);
технология АТО, современные требования, пути модернизации с учетом результатов новых исследований; технологическое оборудование АТО. Основные положения национального стандарта;
автоматизация технологических процессов АТО, отечественный и зарубежный опыт. Автоматизированные средства учета и контроля авиаГСМ отечественного и зарубежного производства;
оборудование и технологические системы очистки авиаГСМ от воды и мехпримесей;
современное топливозаправочное оборудование, особенности конструкции и эксплуатации;
производственная безопасность в ОАТО. Нормативные требования, опыт выполнения этих требований московскими ОАТО;
метрологическое обеспечение деятельности ОАТО с учетом требований международных стандартов серии ИСО. Организация метрологического обеспечения в ОАТО (опыт московских ОАТО);
сертификация ОАТО на соответствие требований ФАП № 89. Доказательная документация. Опыт проведения инспекционных проверок и контроля деятельности ОАТО в межсертификационный период;
кадровая политика в области АТО. Цели и задачи. Роль курсов «ПК ПП ГСМ» в повышении квалификации кадров.
Изложенная основная тематика программы не является догмой. Каждые 5 лет, а по необходимости и чаще, она пересматривается, дополняется и уточняется с учетом пожеланий слушателей и требований времени.
На базе деятельности курсов, а также благодаря постоянной заботе и поддержке со стороны Комитета авиаГСМ и лично его председателя, почетного доктора МГТУ ГА г-на Вольфзона С.Я., в МГТУ ГА в рамках специальности открыта новая специализация 160901 (08) «Эксплуатация и обслуживание объектов и систем топливообеспечения аэропортов и ВС ГА», по которой в декабре 2007 г. состоялся первый успешный выпуск инженеров - ГСМщиков. Практически все из них трудоустроились в ТЗК Московских аэропортов.
Таким образом, созданные 11 лет тому назад курсы «ПК ПП ГСМ», явились первым кирпичиком в фундаменте по созданию нашей российской школы инженеров ГСМщиков, которые омолодят и укрепят кадровый профессиональный состав наших ОАТО.
В рамках формирования инновационно-образовательного центра на основе колоссального опыта проведения курсов «ПК ПП ГСМ» на кафедре АТОиР ЛА МГТУ ГА, представляется возможной разработка профессиональной образовательной программы «Система технического обеспечения функционирования ТЗК, обслуживающих авиапредприятия».
Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область
ДокументВыступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)
ДокументРазработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включениемФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)
ДокументРазвитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)
ДокументФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)
ДокументФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)
ДокументПроведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новыеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)
ДокументПроведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новыеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)
Документ75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)
ДокументРазработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.