Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

Рис. 1. Информационные связи склада ГСМ аэропорта.

Автоматизированный комплекс учета ГСМ на объектах авиатопливо­обеспечения аэропортов гражданской авиации предназначен:

— для оперативного сбора и обработки информации о движении ГСМ;

— повышения достоверности и объективности коммерческих расчетов;

— проведения компактного документирования и долгосрочного хранения результатов.

Рис. 2. Пример АРМ инженера по контролю резервуарного парка.

Учет ГСМ ведется по документации складского и бух­галтерского учета и только в единицах МАССЫ согласно требованиям нормативных документов:

  • «ИНСТРУКЦИИ о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных материалов в гражданской авиации»;

  • «РУКОВОДСТВА по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации»;

  • «ПЕРЕЧЕНЯ документов со сроками хранения, образую­щихся в деятельности МГА и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций».

Ответственность за организацию хранения учетных до­кументов несут руководители служб ГСМ.

Складской учет ГСМ при приеме, хранении, межсклад­ских перекачках, транспортировании и выдаче произво­дится в соответствии с типовой упрощенной технологиче­ской схемой.

Автоматизация процессов топливообеспечения (прием, хранение, выдача ГСМ), а также оперативное ведение бух­галтерского учета и сведение баланса в реальном масштабе времени, предполагает создание цифровой аппаратно-про­граммной системы автоматического управления (ЦСАУ) с заданными показателями качества.

ЦСАУ является цифровой системой, т.к. оперирует с дискретными сигналами в виде цифрового кода. Аналого­вые сигналы с датчиков и аналоговые управляющие коман­ды связываются с ЭВМ через цифро-аналоговые (ЦАП) и аналого-цифровые преобразователи (АЦП).

Основными достоинствами ЦСАУ являются: — высокая точность и быстродействие;

  • реализация алгоритмов управления любой сложности;

  • возможность осуществлять многоточечное управление в реальном масштабе времени;

  • помехозащищенность, т.к. за счет избыточности кодовой информации система позволяет автоматически обнаружить и исправить возможные ошибки и искажения;

  • объединение в единую систему простых одноплатных и универсальных ЭВМ;

  • способность передачи информации на любые расстояния.

Наличие в ЦСАУ квантования делает систему принци­пиально нелинейной. Как и релейные системы, она неус­тойчива в зоне нечувствительности, но при уменьшении шага квантования ее динамика стремится к предельной им­пульсной системе.

Коррекция ЦСАУ производится путем выбора алго­ритма работы управляющей ЭВМ, причем усложнение ал­горитма управляющего устройства не ведет к снижению точности его реализации, как у систем непрерывного дей­ствия.

Системы, в которых обеспечено оптимальное значение основного показателя качества работы системы (КРИТЕ­РИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ), называются оптимальными САУ.

В случае учета ГСМ критерием ОПТИМАЛЬНОСТИ яв­ляется равенство МАССЫ ГСМ (КГ), находящейся на скла­де на момент сравнения, и ее коммерческой СТОИМОСТИ (РУБ.).

Причем оценку МАССЫ следует вычислять на тот момент, когда службы ПРИЕМА и ВЫДАЧИ ГСМ не ра­ботают.

На величину реальной МАССЫ ГСМ, хранящейся на складе, сказываются точности измерений служб приема, хранения, перекачки, выдачи.

Бухгалтерская СТОИМОСТЬ ГСМ определяется приход­ными и расходными документами.

МАССА х ЦЕНА = СТОИМОСТЬ,

так должно быть, но реально они не совпадают, и величина их несовпадения характеризует точность работы из­мерительных систем служб, которые являются одномерны­ми системами, определяющими точность работы многомер­ной системы учета ГСМ.

Анализ статики и динамики каждой одномерной сис­темы производится независимо, а задача синтеза много­мерной системы требует компромиссного решения, поз­воляющего выполнить заданный критерий ОПТИМАЛЬ­НОСТИ.

Одномерные системы служб ГСМ строятся из унифици­рованных модулей обычно по типовой схеме.

Эффективность ЦСАУ, решающая одновременно задачи оперативного и коммерческого учета движения ГСМ в аэро­портах, представлена на рис. 3.

Ориентировочный расчет показывает, что для одного аэропорта первого класса с годовым расходом топлива 500,0 тыс. тонн, окупаемость системы составит около 3-х лет.

Рис. 3. Оценка эффективности внедрения комплекса

автоматизированного учета ГСМ.

Тенденции развития зарубежных и отечественных систем позволяет выявить следующие тенденции:

• - Все технологические операции, такие как - приём, перекачка, хранение, выдача, измерение, контроль, управление, защита информации от несанкционированного доступа и т.п., выполняются автоматически;

• - Уменьшается численность персонала и меняется характер его труда;

• - Наметился переход к безбумажной технологии в учетной, бухгалтерской и финансовой деятельности ТЗК, а также к исключению человеческого фактора;

• - Непосредственный обмен информацией между узлами учёта и с верхним уровнем управления, повышает оперативность принимаемых решений;

• - Предусматриваются все виды самоконтроля (средств измерений и контроля, характеристик измерительных каналов, градуировочных таблиц резервуаров и трубопроводов, контроля качества НП и т.п.);

• - Осуществляется регистрация действий персонала по выдаче управляя­ющих команд;

• - Обеспечивается точный и объективный учёт товарных и денежных потоков с автоматическим оформлением налоговых документов.

Кафедра АТО и Р ЛА МГТУ ГА, выступающая в качестве основы инновационно-образовательного центра, при организации учебного процесса и научных исследований планирует решать следу­ющие задачи по автоматизации учета ГСМ в аэропортах ГА:

  • обобщение опыта разработки и эксплуатации отечественных и зарубежных систем автоматизации учета ГСМ в аэропортах ГА;

  • выявление узких мест в аппаратном и программном построении систем (оперативного и коммерческого) учета ГСМ;

  • теоретические проработки системы, разработки по изменению нормативной базы, усовершенствование метрологического обеспечения автоматизации контроля качества ГСМ;

  • подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих по эксплуатации автоматизированных систем учета ГСМ.

1.4. Разработка профессиональной образовательной программы «Система технического обеспечения функционирования ТЗК, обслуживающих авиапредприятия»

В октябре 2008 года курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящего соста­ва и инженерных специалистов Организаций авиатопливообеспечения (ОАТО) (курсы «ПК ПП ГСМ») МГТУ ГА исполнилось 11 лет. Это достаточно много, если судить по тому объему работ, который был проделан на кафедре «АТО и РЛА» МГТУ ГА под руководством зав. кафедрой проф. Коняева Е.А.

В декабре 1997 г. задача стояла очень сложная: прак­тически на пустом месте организовать не только учебный процесс, а повышение квалификации профессиональ­ных кадров ОАТО, людей, имеющих инженерную подго­товку в области авиаГСМ и опыт практической работы.

К процессу обучения необходимо было привлечь са­мых крупных специалистов в области авиаГСМ из числа преподавателей МГТУ ГА, а также научно-исследова­тельских Центров, институтов, занимающихся пробле­мами авиаГСМ в г. Москве, а также топливозаправоч­ных комплексов.

За период с октября 1997 года по декабрь 2007 года на курсах обучилось 1480 слушателей, из которых второй раз 410 и в третий раз 220 слушателей. Среди них не только на­ши соотечественники, но и представители организаций ГСМ ближнего зарубежья: из Казахстана, Украины и Киргизии.

За 11 лет не было получено от слушателей ни одного отрицательного отзыва, и этого результата удалось добиться благодаря совместным усилиям преподавателей МГТУ ГА, а также высокопрофессиональных специалистов ФГУП № 25 ГосНИИ МО РФ, ЦС авиаГСМ Гос НИИ ГА, ВНИИ НП, НПФ «Агрегат», ЗАО «ТЗК Внуково», ЗАО ТЗК «Шереметьево», ЗАО ТЗК «Домодедово Джет Сервис» и др.

Тематика курсов на 2008/09 учебный год отражает основные направления деятельности ОАТО, которые включают:

  • вопросы обеспечения безопасности полетов, акценти­руя внимание на те из них, которые непосредственно связаны с качеством авиаГСМ и работами по топливо-заправке;

  • идеология построения ОАТО, нормативно-правовые основы их взаимодействия с другими наземными службами аэропортов;

  • развитие систем и технологий авиатопливообеспече-ния (АТО), их модернизация с учетом международных требований и зарубежного опыта;

  • государственное управление и регулирование в сфере технической эксплуатации воздушных судов (ВС) и вопросы безопасности полетов;

  • безопасность полетов. Расследование летных проис­шествий, причины и выводы;

  • нормативно-правовое обеспечение безопасности поле­тов и длительности ОАТО;

  • эксплуатационные свойства авиаГСМ, их влияние на работоспособность агрегатов и узлов ВС и, прежде все­го, на авиадвигатели;

  • склады ГСМ, конструктивные особенности, современ­ные требования. Мониторинг их состояния. Техничес­кое обслуживание;

  • юридическая и нормативно-правовая база государс­твенного регулирования и управления на предприяти­ях ГА. Закон о техническом регулировании, примени­тельно к деятельности ОАТО;

  • технический регламент на авиаГСМ и моторные топ­лива;

  • особенности химмотологии авиаГСМ. Новые направ­ления в технологии производства и совершенствова­ния эксплуатационных свойств авиаГСМ. Проблемы производства авиакеросинов на российских НПЗ; масла, смазочные материалы. Авиационные и мотор­ные масла отечественного и зарубежного производс­тва, их ассортимент, свойства, методы испытаний, взаимозаменяемость;

  • современные методы испытаний авиаГСМ (новое лабо­раторное оборудование и методики испытаний); производство, свойства и особенности эксплуатации противообледенительных (ПОЖ) и противоводокрис-таллизационных жидкостей (ПВКЖ);

  • технология АТО, современные требования, пути модер­низации с учетом результатов новых исследований; технологическое оборудование АТО. Основные поло­жения национального стандарта;

  • автоматизация технологических процессов АТО, оте­чественный и зарубежный опыт. Автоматизирован­ные средства учета и контроля авиаГСМ отечественно­го и зарубежного производства;

  • оборудование и технологические системы очистки авиаГСМ от воды и мехпримесей;

  • современное топливозаправочное оборудование, осо­бенности конструкции и эксплуатации;

  • производственная безопасность в ОАТО. Норматив­ные требования, опыт выполнения этих требований московскими ОАТО;

  • метрологическое обеспечение деятельности ОАТО с учетом требований международных стандартов серии ИСО. Организация метрологического обеспечения в ОАТО (опыт московских ОАТО);

  • сертификация ОАТО на соответствие требований ФАП № 89. Доказательная документация. Опыт проведе­ния инспекционных проверок и контроля деятельнос­ти ОАТО в межсертификационный период;

  • кадровая политика в области АТО. Цели и задачи. Роль курсов «ПК ПП ГСМ» в повышении квалифика­ции кадров.

Изложенная основная тематика программы не явля­ется догмой. Каждые 5 лет, а по необходимости и чаще, она пересматривается, дополняется и уточняется с уче­том пожеланий слушателей и требований времени.

На базе деятельности курсов, а также благодаря посто­янной заботе и поддержке со стороны Комитета авиаГСМ и лично его председателя, почетного доктора МГТУ ГА г-на Вольфзона С.Я., в МГТУ ГА в рамках специальности от­крыта новая специализация 160901 (08) «Эксплуатация и обслуживание объектов и систем топливообеспечения аэропортов и ВС ГА», по которой в декабре 2007 г. состо­ялся первый успешный выпуск инженеров - ГСМщиков. Практически все из них трудоустроились в ТЗК Московских аэропортов.

Таким образом, созданные 11 лет тому назад курсы «ПК ПП ГСМ», явились первым кирпичиком в фундаменте по созданию нашей российской школы инженеров ГСМщиков, которые омолодят и укрепят кадровый профессиональный состав наших ОАТО.

В рамках формирования инновационно-образовательного центра на основе колоссального опыта проведения курсов «ПК ПП ГСМ» на кафедре АТОиР ЛА МГТУ ГА, представляется возможной разработка профессиональной образовательной программы «Система технического обеспечения функционирования ТЗК, обслуживающих авиапредприятия».

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..