Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

Рис. 6 Модуль контроля качества

Предупреждающие и аварийные сигналы подаются в блок управления для формирования световых и звуковых сигналов. В случае необходимости, формируется сигнал блокировки приемного коллектора.

Модуль работает совместно с системой управления воздухоотделителем или автономно. Он монтируется на раме воздухоотделителя или в любом другом месте на приемном коллекторе совместно с запорной арматурой.

Прием авиатоплива в топливную систему аэропорта ведется через сливные коллекторы с помощью приемной насосной станции. Приемная насосная станция комплектуется насосными агрегатами с интегрированными узлами управления потоком топлива и защитными устройствами насосных агрегатов и трубопроводов от избыточного давления, вибраций и перегрузок. Всасывающая линия насосных агрегатов защищена от попадания сторонних предметов сетчатым фильтром.

Для защиты насосов от ”сухого пуска”, на коллекторе устанавливается датчики сухого пуска. С целью предотвращения разрушения фильтрующих элементов микрофильтров и фильтров водоотделителей, в шкафах управления насосных агрегатов MCC устанавливаются блоки “мягкого пуска”. Защита напорного коллектора и трубопроводов от нерасчетных нагрузок, возникающих при перепадах температуры, производится перепускными клапанами, установленными на насосном модуле. Кроме того, каждый модуль оборудуется аварийными клапанами закрытия напорной линии с пневматическим или электрическим приводом.

Приемная насосная станция

Согласно требованиям Российской нормативной документации, насосные агрегаты оборудованы датчиками уровня вибрации, датчиками температуры подшипников насоса, датчиками температуры обмоток электродвигателей и эластичными муфтами. Учет наработки агрегатов осуществляется датчиками наработки моточасов, которые устанавливаются в шкафу управления.

Для предотвращения возникновения “обратного потока” со стороны напорной линии, на насосных агрегатах устанавливаются обратные клапаны. Контрольно – измерительные приборы насосных агрегатов позволяют контролировать и регистрировать параметры потока.

Рис. 7. Приемный насосный агрегат производства фирмы «M+F»

Производительность, мощность и другие характеристики насосного агрегата определяются по исходным данным заказчика. Комплектующие изделия и узлы агрегата подбираются только от высокотехнологических производителей. Агрегат проходит заводскую сборку на монтажной раме, проводятся заводские испытания, и комплектуется технической документацией.

Модуль воздухоотделителя

Модуль воздухоотделителя предназначен для удаления “воздушных пробок” в коллекторе слива, образовавшихся в результате неравномерного открытия донных клапанов ж/д. цистерн. Управление автоматизацией процесса раскачки железнодорожных цистерн производится по сигналам интеллектуальных датчиков параметров потока. Образование “воздушных пробок” в коллекторе приводит к большим погрешностям измерения и разрушению лопаток счетчиков для измерения объема и массы топлива.

Управление модулем отделения воздуха от потока топлива полостью автоматизировано с использованием волнового уровнемера и сигнализаторов предельного уровня. Для исключения потерь поступившего топлива, модуль воздухоотделителя сблокирован с насосом раскачки сливного коллектора. Интеллектуальный датчик измерения параметров потока производит управление работой продуктовых насосов и насоса раскачки коллектора до полного “опустошения” коллектора слива и регистрации объема и массы поступившего топлива в “точке перехода собственности”.

Автоматизация управления работой модуля производится программируемым логическим контроллером с контролем системой визуализации, что позволяет полностью автоматизировать процесс приема топлива по количественным и качественным показателям.

Конструктивные особенности и размеры воздухоотделителя определяются расчетом по характеристикам сливной железнодорожной эстакады и приемного коллектора. Воздухоотделитель проходит заводскую сборку на монтажной раме, заводские испытания и комплектуется технической документацией.

Насосная станция должна быть оборудована двухступенчатыми модульными агрегатами фильтрации топлива.

Рис. 8 Общий вид воздухоотделителя

Двухступенчатый агрегат фильтрации

Агрегаты фильтрации предназначены для очистки поступающего топлива от воды и механических примесей. Первая ступень агрегата производит микрофильтрацию топлива по нормам API/IP 1590, 2е издание, Апрель 2002, вторая ступень производит отделение воды и окончательную фильтрацию топлива по нормам API/IP 1581, 5е издание, июль 2002.

Модули системы фильтрации оборудованы диафрагменными клапанами для защиты фильтрующих элементов от “гидравлических ударов”. Закрытая система отбора проб с присоединением на 2 точки Микрофильтра и на 3 точки Фильтра водоотделителя позволяет производить отбор проб для визуального и лабораторного контроля качества топлива.

Система визуализации WinCC позволяет оператору вести контроль состояния системы фильтрации и определять тренды по замене фильтрующих элементов.

Рис. 9 Общий вид фильтрационного модуля приемной

насосной станции

Фильтрационные модули оборудуются всеми необходимыми вспомогательными аксессуарами для управления и контроля процессов фильтрации топлива и проходят заводскую сборку на монтажной раме, заводские испытания и комплектуется технической документацией.

Информационно-вычислительный комплекс приема топлива – CMS

Измерения количества поступившего топлива производятся с помощью измерительно-вычислительного комплекса CMS производства фирмы «M+F».

На приеме топлива устанавливается измерительно-вычислительный комплекс (ИВК) общей производительностью 600 м³/час с единичной мощностью 200 м³/час. Измерительно-вычислительный комплекс предназначен для измерения и регистрации объема и массы топлива.

ИВК комплексы устанавливаются на сливной железнодорожной эстакаде для измерения поступающего топлива, в насосной станции для закачки топлива в трубопроводы системы ЦЗС, а также на пунктах налива при автоматизированном и ручном наливе аэродромных топливозаправщиков. Измерительно-вычислительный комплекс CMS позволяет: измерять и регистрировать объем, массу и температуру топлива, производить температурную компенсацию измеренного топлива с приведением показателей топлива к температуре +15ºС (или +20ºС), а также выдавать управляющие и аварийные сигналы в систему управления и противоаварийной защиты.

На линии выхода устанавливаются цифровые диафрагменные клапаны для выравнивания потока от скачков уплотнения и отсекания заданной порции прокачки. Первичная обработка информации производится вычислителями MFX-4, которые производят следующие вычислительные операции:

- объем при фактической температуре;

- объем при температуре приведенной к +15° или +20С°;

- масса при фактической температуре;

- масса при температуре приведенной к +15° или +20С°;

- регистрация данных измерений.

Пересчет объема и массы к приведенной температуре производится по нормативным коэффициентам температурной компенсации.

Передача информации между вычислителями MFX-4 и рабочей станцией (сервером) осуществляется через шину RS485.

Комплектующие изделия и узлы агрегата подбираются только от высокотехнологических производителей. Узлы учета проходят заводскую сборку на монтажной раме, проводятся комплексные заводские испытания и комплектуются технической документацией.

Рис. 10 Узел учета CMS для приема топлива из ж/д цистерн

Резервуарный парк

В резервуарном парке (см. рис. 10) используются резервуары с фиксированными каркасными крышами и коническим двойным днищем с уклоном к центру вместимостью 1000м³ и 2000м3 . Днище резервуара имеет систему контроля герметичности днища, обогрев приямка и горизонтальную платформу для калибровки уровнемеров. На стенках устанавливаются воротниковые фланцы ГОСТ 12821-80 для крепления люков и входных/выходных патрубков.

Для выполнения всего комплекса технологических операций и безопасной эксплуатации резервуарного парка предусматривается оснащение следующими устройствами и оборудованием:

- дыхательной арматурой;

- датчиками и приборами измерения уровня и измерения температуры;

- плавающими устройствами верхнего забора;

- системой отбора проб;

- клапанами двойного запирания для предотвращения межрезервуарного перетекания топлива по внутренней трубопроводной системе парка;

- противоаварийной системой защиты;

- устройствами обеспечения пожарной безопасности;

- устройствами молниезащиты.

Автоматизированная система управления «COTAS», обеспечивает определение объема и массы технологических запасов топлива, а также выдачу управляющих и аварийных сигналов при наполнении и раскачке резервуара.

Система «COTAS» обеспечивает работу автоматизированного распределительно-запорного узла резервуарного парка для автоматического переключения очередных резервуаров.

Готовность к выдаче топлива на заправку определяется автоматически по данным рабочей станции ввода паспорта качества на резервуар.

В качестве приборов измерения и контроля уровня применяются уровнемеры радиолокационного, поплавкового, ультразвукового и иного принципа действия.

Рис. 11 Автоматизированная система резервуарного парка

(пульт оператора)

В качестве системы противоаварийной защиты резервуара, применяются ультразвуковые сигнализаторы предельного уровня с двухпозиционным реле.

Сигнализаторы выполняют функции предотвращения переполнения резервуаров, звуковой и световой сигнализации, а также сигнализации о достижении нижнего уровня «мертвых остатков» при выработке из резервуара.

Плавающие устройства верхнего забора топлива присоединяются к выходным патрубкам и предназначены для обеспечения забора топлива из верхних слоёв резервуаров при их выработке.

На входных и выходных патрубках резервуаров устанавливаются пробковые краны с двойным уплотнением.

Имея специальное двухстороннее уплотнение и распорный привод, пробковые краны обеспечивают герметичность запирания линии и предотвращают перетекание топлива между резервуарами во время наполнения, отстоя и выработки.

Рис. 12 Плавающее устройство верхнего забора

Параллельно пробковому крану устанавливаются защитные клапаны от термического расширения продукта при суточных колебаниях температуры.

Система отбора проб из резервуара с телескопической подвеской, крепится к плавающему заборному устройству и обеспечивает забор проб с нижней, средней, верхней и донной точек резервуара независимо от уровня налива резервуара.

Через воротниковые фланцы резервуара, линия отбора проб выводится к пробоотборнику резервуара. Пробоотборник резервуара позволяет производить визуальные тесты, производить экспресс анализы топлива и брать пробы для лабораторных исследований с целью выдачи разрешения на заправку (паспорта качества).

В холодное время года в приямке отстойника резервуара возможно скопление воды, образовавшейся в результате отстоя топлива и ее примерзание. Для предотвращения примерзания воды, в отстойнике приямка устанавливается система обогрева с электрическими греющими кабелями.

Рис. 13 Схема системы отбора проб

Для предотвращения напряжений в трубопроводах, на входных и выходных фланцах резервуара устанавливаются металлические компенсаторы.

Система пожарной безопасности и молниезащиты проектируется и монтируется специализированной организацией, имеющей аккредитацию Ростехнадзора.

Система ЦЗС

Система ЦЗС предназначена для заправки воздушных судов с помощью заправочных агрегатов и представляет собой сложное инженерное сооружение проектирование и строительство которого требует специальных знаний и опыта.

Важным элементом системы ЦЗС является система управления работой насосной станции. Система управления позволяет выдерживать постоянство напорных характеристик насосной станции для всех гидрантных колодцев в зоны обслуживания воздушных судов.

При проектировании системы ЦЗС составляется математическая модель системы ЦЗС, производится ее гидравлический расчет и конфигурирование под инфраструктуру аэропорта.

В состав систем ЦЗС аэропорта входят следующие элементы инфраструктуры топливозаправочного комплекса:

1 насосно-фильтрационная станция с системой управления;

2 фидерная линия;

3 технологические камеры;

4 разветвленная трубопроводная система терминала для подачи топлива к местам стоянок воздушных судов и пунктам налива;

5 гидрантные колодцы;

6 передвижные средства заправки;

7 пункты налива аэродромных топливозаправщиков.

Насосно-фильтрационные станции

Для оптимальной прокачки нефтепродуктов, особенно в пиковое время, в резервуарный парк и обратно, требуется очень внимательное планирования работы насосных станций, которые рассматриваются как часть автоматизированной системы.

M+F производит проектирование и комплексную поставку необходимых насосов, включая необходимые системы управления, которые адаптированы под конкретные задачи.

Насосно-фильтрационные станции модульной конструкции с блоками частотного регулирования числа оборотов в системе управления для обеспечения постоянства давления и расхода.

Основные требования к насосным станциям для систем ЦЗС:

- снижать величину ударной волны – гидроудара;

- обеспечивать постоянство напорных характеристик;

- минимизировать время реакции на изменение потребного расхода.

Рис. 14. Насосный агрегат системы ЦЗС

производительностью 250 м³/час

Насосные агрегаты гидрантных систем функционируют совместно с фильтрационными модулями и системой управления.

Фильтрационный модуль системы ЦЗС обеспечивает:

-двухступенчатую фильтрацию топлива (первая ступень - Микрофильтр для фильтрации топлива по нормам API/IP 1590, 2е издание, вторая ступень - Фильтр Водоотделитель для фильтрации топлива и отделения воды по нормам API/IP 1581, 5е издание, июль 2002);

- измерение фактического расхода топлива в системе ЦЗС для формирования сигналов управления частотой оборотов насосных агрегатов системой управления;

Рис. 15. Фильтрационный модуль системы ЦЗС

- регулирование расхода и давления топлива в гидрантной системе в заданных пределах;

- уменьшение скачков уплотнения в системе до номинальных значений;

- взятие проб в потоке во всех контролируемых точках фильтрационного модуля для визуального и лабораторного контроля качества.

Модули системы фильтрации оборудованы диафрагменными клапанами для защиты фильтрующих элементов от “гидравлических ударов”.

Ввод присадок

Ввод присадок обычно производится путем налива некоторых компонентов в емкости резервуарного парка, где в последствии производится их смешивание.

Этот метод имеет достаточно много недостатков, что приводит к ухудшению качества отпускаемых нефтепродуктов. Разработанный и внедренный фирмой M+F инжекционный метод ввода присадок в процессе налива в настоящее время приобретает все большее значение.

Системы ввода присадок спроектированы и изготовлены для точной дозировки и инжекции присадок в поток нефтепродуктов в зависимости от количества компонентов.

M+F поставляет модульные системы ввода присадок CBU, которые могут вводить до 10 различных присадок в линию подачи как параллельно так и последовательно обеспечивая при этом высокую точность дозировки.

Управление системой осуществляется непосредственно компьютером управления потоком MFX - 100.

Показанные здесь примеры методического обеспечения для изучения цикла дисциплин специализированной программы подготовки специалистов по авиатопливообеспечению на основе технологического оборудования M+F и возможностей 3D-моделирования, что позволяет проводить обучение на нем в условиях учебного центра, а также представляет возможность для организации дистанционного обучения и создания электронных учебных материалов.

4.2. Организация деятельности инновационно-образовательного центра для авиаспециалистов топливозаправочных комплексов Московского региона

Первое, с чего следует начать работу инновационно-образовательного центра – это организация его нормативно-правовой базы и подбор персонала на основе ведущих преподавателей МГТУ ГА и специалистов по топливо­обеспечению аэропортов и ТЗК.

Разработка основных образовательных программ по уровням ВПО и СПО, а также курсов повышения квалификации с использованием современных инноваций в сфере авиатотпливообеспечения.

Дальнейшая работа невозможна без должного информационно сопровожения деятельности, т.е. разработка информационных материалов и их распространение через сеть отраслевых печатных изданий и ресурсов сети Интернет. В этом плане целесообразно сформировать Интернет-портал, где может быть представлены следующие разделы:

  • Положение о инновационно-образовательном центре для авиаспе­ци­алистов топливозаправочных комплексов Московского региона;

  • Предложения организаций производителей оборудования и систем управления топливозаправочным комплексом;

  • Нормативная база в сфере топливообеспечения аэропортов и авиационных ТЗК;

  • Предложения работодателей и резюме соискателей сфере авиа­топливообеспечения аэропортов;

  • Расписание проведения курсов повышения квалификации для техперсонала и инженерно-управляющего состава служб ТЗК аэропортов;

  • Форум по проблемным вопросам отрасли.

На основе данного Интернет-портала может быть организовано сообщество организаций заинтересованных в работе инновационно-образовательного центра.

Специалисты инновационно-образовательного центра могут быть привлечены на договорной основе для проведения анализа и выдачи рекомендаций по совершенствованию материально-технической базы ТЗК конкретного аэропорта и оказать услуги в составлении смет на его реконструкцию.

В перспективе можно организовать выход за пределы московского региона, охватить летно-спортивные и учебные центры, а также аэродромы ведомственной принадлежности, рассмотреть предложения зарубежных представителей ТЗК и аэропортов.

Также эффективно в рамках работы инновационно-образовательного центра организовать дискуссионные клубы, провести круглые столы и научные конференции по проблемным направлениям деятельности, конкурсы разработок и проектов по модернизации существующего оборудования ТЗК аэропортов, издание тематических журналов и научных вестников.

Активность сотрудников инновационно-образовательного центра в роли организаторов и координаторов деятельности заинтересованных специалистов служб авиатопливообеспечения аэропортов и ТЗК – это залог успеха его деятельности.

Заключение

Рассмотрена организация подготовки инженерно-технических кадров для организаций авиатопливообеспечения аэропортов в Российской Федерации, определены её слабые стороны.

Показано, что формирование инновационно-образовательного центра для авиаспе­ци­алистов топливозаправочных комплексов Московского региона эффективно и целесообразно осуществлять в рамках взаимодействия МГТУ ГА и ЕАТК ГА – филиала МГТУ ГА со службами ТЗК авиапредприятий Московского аэроузла.

Раскрыта Инновационно-образовательная деятельность учебного заведения в сфере авиатопливообеспечения.

Представлена развернутая квалификационная характеристика специалиста в сфере авиатоп­ливообеспечения гражданских воздушных судов с учетом современных требований.

Показаны перспективные инновации в сфере подготовки специалистов в сфере авиатопливообеспечения гражданских воздушных судов на примере отечественных и зарубежных разработок.

Разработана профессиональная образовательная программа «Система технического обеспечения функционирования ТЗК, обслуживающих авиапредприятия».

Показана история и особенности формирования основной образовательной программы по специализации «Эксплуатация и обслуживание средств топливообеспечения аэропортов и воздушных судов гражданской авиации» в условиях отсутствия данной специальности в системе ВПО России.

Рассмотрены вопросы создания и организация деятельности целевого инновационно-образова­тельного центра для авиаспециалистов ТЗК при МГТУ ГА. Приведены основные вопросы для формирования плана программы (НОМ) для проведения научно-практического семинара (круглого стола) с руководителями и ведущими специалистами ТЗК Московского авиаузла.

Показанны примеры методического обеспечения для изучения цикла дисциплин специализированной программы подготовки специалистов по авиатопливообеспечению на основе технологического оборудования M+F и возможностей 3D-моделирования, что позволяет проводить обучение на нем в условиях учебного центра, а также представляет возможность для организации дистанционного обучения и создания электронных учебных материалов.

Рассмотрены основные вопросы организации деятельности инновационно-образовательного центра для авиаспециалистов топливозаправочных комплексов Московского региона.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..