Проектных решений

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный

архитектурно-строительный университет

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта

для студентов лесотехнического факультета

Составитель М.В. Анисимов

Томск 2009

Безопасность и экологичность проектных решений: методические указания / Сост. М.В. Анисимов. – Томск.: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. – 32 с.

Рецензент Г.И. Ковалев

Редактор Е.Ю. Глотова

Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта для студентов лесотехнического факультета специальностей 150405 «Машины и оборудование лесного комплекса» и 250403 «Технология деревообработки» всех форм обучения.

Печатаются по решению методического семинара кафедры охраны труда и окружающей среды, протокол № 12 от 12.02.2009 г.

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.В. Дзюбо

с 15.02.2009

до 15.02.2014

Оригинал-макет подготовлен автором.

Подписано в печать.

Формат 6090/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс,

печать офсет. Уч-изд. л. 1,68. Тираж 150 экз. Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..........................

4

1.

Организация работы ……………………………….............................

4

2.

Содержание и оформление раздела БЭПР ..........................................

6

2.1.

Общие положения ………………………………………...................

6

2.2.

Содержание пояснительной записки и графического материала ….

6

3.

Разработка вопросов безопасности предлагаемых проектных

решений .…………......................................................................................

9

4.

Разработка вопросов экологичности проектных

решений………………………………........................................................

12

5.

Перечень тем типовых заданий по разделу БЭПР…………………..

13

5.1.

Санитарно-гигиенические мероприятия .…………….......................

13

5.2.

Обеспечение безопасности при выполнении земляных работ …….

16

5.3.

Обеспечение безопасности при монтажных работах ........................

17

5.4.

Обеспечение безопасности труда в технологических процессах ..

18

5.5.

Обеспечение безопасности работ на производстве ...........................

18

5.6.

Обеспечение безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением ..…………………………….........................................

19

5.7.

Разработка противопожарных мероприятий .....................................

19

5.8.

Экологические мероприятия ..............................................................

21

Список использованной и рекомендуемой литературы ........................

21

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие предназначено для студентов лесотехнического факультета всех форм обучения.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инже­неров-механиков. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студен­тов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности.

В процессе выполнения раздела квалификационной работы «Безопасность и экологичность проектных решений» (БЭПР), а затем защиты дипломного проекта, выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к бу­дущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях. Будущий инженер должен иметь спо­собность принимать и решать не только технические задачи на инженерном уровне, но и ориентироваться в вопросах, связанных с обеспечением безопасности труда и экологии на производстве.

В данном методическом указании даны рекомендации:

– по организации работы над разделом БЭПР;

– по выполнению выданного преподавателем задания;

– по контролю за ходом его выполнения;

– по оформлению пояснительной записки и чертежей проекта.

Все рекомендации и положения в данном указании нельзя рассматривать как единственно правильный вариант. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта определяют основное задание будущей работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения. После по­лучения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре охраны труда и окружающей среды у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела БЭПР. Затем совместно они намечают структуру построения раздела и не­обходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться в разделе БЭПР только пояснительной запиской. После получения задания студент должен по данному указанию выбрать литературу по поставленному вопросу и взять ее в библио­теке университета.

Содержание задания по разделу БЭПР должно соответствовать основной те­ме квалификационной работы и быть ее составной частью.

Консультант устанавливает для студента определенное время консультаций – не реже одного раза в неделю. Во время встреч студент обсуждает с консультантом возникшие проблемы и ставит его в известность о ходе написания раздела БЭПР.

Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, по­этому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические ре­шения, а желательно только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т. п.

Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения должен принимать сам, однако он должен выполнять указания консультанта о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу БЭПР.

После написания раздела БЭПР проверенные студентом пояснительная за­писка и чертеж подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел БЭПР, подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейше­го оформления дипломного проекта.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА БЭПР

2.1. Общие положения

Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта БЭПР состоит из пояснительной записки и графического материала. Записка по разделу обычно не должна превышать 10...20 страниц машинописного текста. Графический материал может включать 0,5... 1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в за­писке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом либо с использованием компьютерных чертежных приложений САПР (например, AutoCAD или подобных), демонстрационные плакаты также могут быть выполнены с использованием классических чертежных средств или с применением САПР и распечатаны.

Применение вычислительной техники при работе над разделом является необ­ходимым и обязательным для всех дипломников. Не возбраняется представление квалификационной работы в виде презентации, выполненной в приложении Microsoft PowerPoint.

2.2. Содержание пояснительной записки

и графического материала

Пояснительная записка по разделу БЭПР должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полу­ченных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрация­ми (диаграммами, схемами и т. п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105–95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с ос­новной надписью.

Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу.

При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквен­ном выражении, а затем – в цифровом; результаты вычислений указываются с раз­мерностями полученных величин [1]. Многократно повторяющиеся расчеты приводят­ся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы [1].

Разделу БЭПР присваивается порядковый номер в соответствии со структу­рой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ста­вятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголов­ках не допускается, точку в конце заголовка не ставят.

В пояснительную записку по разделу БЭПР включаются:

– описание разрабатываемого объекта или технологии, поставленные вопросы;

– задачи и т. п.;

– основная часть, посвященная разработке вопросов безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды разрабатываемых проектных решений;

– выводы по разделу;

– список литературы;

– приложения;

– графический материал.

В описании должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей сре­ды и обосновываться необходимость их решения и связь с народнохозяйственными задачами.

В начале раздела в соответствии с поставленными задачами, которые должны быть расшифрованы студентом, следует привести описание объекта, района его размещения и т. п., записать исходные данные, определить требования к планируе­мым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки.

В основной части раздела БЭПР дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производ­ственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выде­ления вредных и опасных веществ (паров, газов, аэрозолей) в воздух рабочих поме­щений и дается оценка их гигиенических и пожаро- и взрывоопасных свойств на ос­нове действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные веще­ства и категории пожаро- и взрывоопасного технологического процесса (производ­ственного участка). Более подробно об этом описано ниже в главах 3 и 4.

Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности рабо­тающих в период строительства и эксплуатации.

В выводах в пунктах 1–3 должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения разде­ла.

Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояс­нительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 [2], аналогично разделу «Список литературы» данных методических указаний.

Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические вы­воды, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогатель­ных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера и т. п., должны быть приведены в конце дипломного проекта.

Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соот­ветствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с требованиями ЕСКД: ГОСТ 21.101–93 [3], ГОСТ 21.205–93 [4], ГОСТ 21.206–93 [5], ГОСТ 21.501–93 [6], ГОСТ 21.403–80 [7], ГОСТ 2.784–96 [8]. При выполнении раздела проекта допуска­ются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса.

Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень дета­лизации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается.

Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и ин­струкции по технике безопасности и эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала в области охраны труда и окружающей среды.

  1. Проектных решений (2)

    Методические указания
    Безопасность и экологичность проектных решений: ме­тодические указания / Сост. С.А. Карауш. – Томск : Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного уни­верси-тета, 2006.
  2. Проектное предложение по реабилитации урановых хвостохранилищ в кыргызстане

    Документ
    К числу объектов уранового наследия бывшего СССР, активно разрабатывавшихся в период «холодной войны», относится урановый рудник Кавак, функционировавший в районе Мин-Куш.
  3. Разработка и исследование интегрированной инструментальной подсистемы генетического поиска проектных решений

    Исследование
    Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Чернов Николай Иванович (Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге) кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Орлов Николай Николаевич
  4. Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий и принятия предварительных проектных решений как инструмент обеспечения нормативного качества окружающей среды

    Документ
    Глава 4. Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий и принятия предварительных проектных решений как инструмент обеспечения нормативного качества окружающей среды
  5. Наименование магистерской программы Методы анализа и синтеза проектных решений Направление подготовки

    Документ
    Целями дисциплины являются: ознакомление с современными языками программирования, их классификацией и областями их применения; освоение различных методов абстрагирования, обеспечения модульности и других аспектов проектирования программных
  6. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Интеллектуальные системы принятия проектных решений

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины «Интеллектуальные системы принятия проектных решений» является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и навыками в области применения инженерии знаний и нейроинформатики для решения
  7. Учебная программа дисциплины «Модели и методы анализа проектных решений» Специальности

    Программа дисциплины
    Программа рассмотрена и утверждена на заседании Учебно-методической комиссии факультета (института) «Информационные технологии» протокол № от . . 200 г.
  8. Разработка требований к созданию и развитию ис и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений

    Основная образовательная программа
    Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы.
  9. Рабочая программа по дисциплине: Модели и методы анализа проектных решений Для специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления

    Рабочая программа
    Современный инженер обязан представлять особую роль математических моделей и анализа проектных решений при проектировании технических объектов. Создание и сопровождение программно-методических комплексов проектирования невозможно без

Другие похожие документы..