Рекомендации по разработке рабочих программ подготовки рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания в морских районах и для плавания по внутренним водным путям

Приложение 1

к распоряжению

Росморречфлота

от __ мая 2010 г. № _______

РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке рабочих программ подготовки

рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания в морских районах и для плавания по внутренним водным путям

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Настоящие рекомендации разработаны1 в целях методического обеспечения составления рабочих программ подготовки рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания (50 миль удаления от места убежища) в морских районах и для плавания по внутренним водным путям в соответствии с пунктом 5 Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов, утвержденных приказом Минтранса России от 22 октября 2009 г. № 185 и устанавливают основные методические и организационные принципы организации теоретической и практической подготовки.

2. Методические рекомендации предназначены для:

- организаций, осуществляющих подготовку рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания в морских районах и для плавания по внутренним водным путям (далее – рулевой спортивного парусного судна);

- кандидатов для получения квалификационных документов;

- квалификационных комиссий.

3. Рабочая программа подготовки рулевого спортивного парусного судна включает в себя:

- титульный лист;

- общие положения;

- характеристики подготовки;

- требования к результатам освоения программы подготовки;

- требования к структуре программы подготовки;

- условия реализации программы подготовки;

- контроль и оценка результатов освоения программы подготовки.

4. Рабочие программы разрабатываются в соответствии с настоящими Рекомендациями и утверждаются образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку рулевого спортивного парусного судна.

5. Термин «судно», используемый в настоящих рекомендациях, подразумевает спортивное парусное судно.

6. Рабочие программы разрабатываются с учетом требований к кандидатам на получение квалификационных документов и оценке результатов квалификационных испытаний.

7. Теоретическая и практическая (практика) части программы подготовки рулевого спортивного парусного судна могут осуществляться в разное время в течение восемнадцати месяцев.

8. В результате теоретической части подготовки обучающиеся приобретают необходимые знания и умения, прохождения практики – практический опыт, в объеме, необходимом для сдачи квалификационных испытаний.

9. Практическая подготовка включает в себя отработку практических навыков по управлению судном. Отработка практических навыков по управлению судном производится на спортивном парусном судне по утверждаемой учебным заведением методике. Если учебное заведение привлекает к практическому обучению суда сторонних судовладельцев, методическое руководство процессом обучения осуществляется учебным заведением. Возможна передача функций по практическому обучению другому признанному Росморречфлотом образовательному учреждению, что должно быть указано в программе подготовки и подтверждаться наличием соответствующего письменного договора.

10. Условия реализации и результаты освоения рабочих программ не могут быть ниже установленных настоящими рекомендациями.

11. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рулевого спортивного парусного судна, могут вводить дополнительные дисциплины и увеличивать объемы подготовки с целью повышения качества образования.

12. Рабочие программы подготовки рулевого спортивного парусного судна должны обеспечивать:

1) единство подготовки в Российской Федерации;

2) преемственность подготовки судоводителей спортивных парусных судов на уровни яхтенного рулевого, яхтенного капитана прибрежного плавания, яхтенного капитана. При обучении на следующий уровень предполагается безусловное знание предыдущего материала.

13. Рабочая программа подготовки яхтенного капитана может быть реализована в форме дистанционного интерактивного обучения со сдачей зачетов и экзаменов, в том числе по практике управления судном.

14. В настоящие рекомендации могут вноситься изменения и дополнения.

Название организации

УТВЕРЖДАЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовки рулевого спортивного парусного судна

3-6 категорий плавания (50 миль удаление от места убежища) в морских районах и для плавания по внутренним водным путям

2010

Настоящая рабочая программа разработана на основе Рекомендаций по подготовке рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания (50 миль удаления от места убежища) в морских районах и для плавания по внутренним водным путям, утвержденных Росморречфлотом от _______________ 20__ г.

Разработчики:

_________________________________________________

(Ф.И.О. инструктора организации)

_________________________________________________

(Ф.И.О. инструктора организации)

_________________________________________________

(Ф.И.О. инструктора организации)

Рекомендована федеральным государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Речной учебно-методический центр».

Заключение №____________ от «____»__________200__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения ……………………………………………………..

II. Характеристики подготовки ………………………………………….

III. Требования к результатам освоения программы подготовки ……..

IV. Требования к структуре программы подготовки ……………………

V. Условия реализации программы подготовки ……………………….

VI. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки..

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью подготовки рулевого спортивного парусного судна 3-6 категорий плавания (50 миль удаления от места убежища) в морских районах и для плавания по внутренним водным путям (далее – рулевой спортивного парусного судна) является получение устойчивых знаний и практических навыков кандидатов для прохождения квалификационных испытаний и получения удостоверения на право управления спортивными парусными судами определенного класса, района и условий плавания.

1.2. В рабочей программе под судном понимается спортивное парусное судно (яхта), если в конкретном тексте не указано иное.

1.3. Подготовку рулевого спортивного парусного судна могут проходить граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Обучение проводится на русском языке.

1.4. Подготовка рулевого спортивного парусного судна разделяется на теоретическую часть, которая может проводиться в аудиториях и на судне, а также на практическую подготовку на судне.

1.5. Теоретическая и практическая (практика) части программы подготовки рулевого спортивного парусного судна могут осуществляться в разное время в течение одного года.

1.6. В результате теоретической части подготовки обучающиеся приобретают необходимые знания и умения, в результате прохождения практики – практический опыт, в объеме, необходимом для сдачи квалификационных испытаний.

1.7. Практическая подготовка включает в себя отработку практических навыков по управлению судном. Отработка практических навыков по управлению судном производится на спортивном парусном судне по утверждаемой учебным заведением методике.

1.8. Квалификационные плавания (плавательский стаж) должны быть соответствующей протяженности. Как минимум половина квалификационного плавания должна быть выполнена в наиболее высоком районе плавания из тех, право на командование судами, в которых получает претендент. Квалификационное плавание не входит в программу обучения, однако может быть включено в нее, если для выполнения таких плаваний используется спортивное парусное судно, образовательный процесс на котором осуществляет образовательное учреждение, признанное Росморречфлотом.

1.9. Практическая подготовка проводится на спортивном парусном судне, соответствующем требованиям Правил классификации.

1.10. По окончании подготовки слушатели сдают экзамены и зачеты, получают свидетельство о прохождении обучения, с указанием в нем наименования образовательного учреждения, объема обучения в часах, перечня изученных дисциплин, а также района плавания и данных учебных судов, на которых обучался слушатель.

1.11. Выданный образовательными учреждениями документ не дает права на управление судном.

II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВКИ

Базовые сроки освоения программы подготовки рулевого спортивного парусного судна составляют:

- для плавания в морских районах 172 часа;

- для плавания по внутренним водным путям 167 часов;

- для плавания в морских и районах и по внутренним водным путям -188 часов;

- для переподготовки плавания с морского района на внутренние водные пути 9 часов;

- для переподготовки плавания на внутренних водных путях на плавание в морских районах - 21 час.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

3.1. Слушатель, освоивший программу подготовки рулевого спортивного парусного судна, должен обладать следующими компетенциями:

- планировать плавание;

- выполнять маневры при управлении парусным судном;

- вести предварительную, исполнительную прокладку, контролировать и определять место судна;

- получать и использовать навигационную и гидрометеорологическую информацию;

- предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;

- распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;

- готовить судно к плаванию;

- выполнять функции капитана судна;

- получать и использовать прогнозы погоды;

- осуществлять визуальную и УКВ связь с другими судами и службами управления движением;

- осуществлять борьбу за живучесть судна;

- использовать индивидуальные страховочные и спасательные средства;

- оказывать доврачебную медицинскую помощь;

- действовать в качестве ответственного лица на соревнованиях.

3.2. Кроме того, слушатель, освоивший программу подготовки рулевого спортивного парусного судна должен в пределах, необходимых для эксплуатации спортивного парусного судна, знать и использовать на практике:

- морские термины и определения;

- яхтенные и морские традиции.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

4.1 Рабочая программа подготовки рулевого спортивного парусного судна предусматривает обязательное изучение следующих разделов:

- Теория и устройство спортивного парусного судна;

- Управление спортивным парусным судном;

- Судовождение;

- Правила плавания;

- Эксплуатация судна;

- Гидрометеорология;

- Сигнализация и радиосвязь;

- Морское право;

- Способы личного выживания и оказание первой помощи;

- Правила парусных соревнований.

Указанные разделы состоят из отдельных дисциплин и тем. В процессе обучения проводятся проверки знаний по каждой из изучаемых дисциплин, по окончании обучения проводится итоговая аттестация по программе подготовки.

4.2. Для освоения теоретического материала используются лекции, практические занятия, семинары, тренажерная подготовка, самостоятельные занятия.

4.3. Практическое обучение управлению судном производится после получения обучающимся основных знаний по теории и устройству судна, управлению судном, судовождению, правилам плавания, способам личного выживания и производится на спортивном парусном судне соответствующей категории плавания.

4.4. Для приобретения практического опыта, обучающийся проходит практику в качестве практиканта или члена палубной команды спортивного парусного судна соответствующей категории плавания по маршруту протяженностью не менее 200 миль (по генкурсу) в морских районах плавания, на внутренних водных путях не менее 100 км.

4.5. Время на проведение итоговой аттестации по программе подготовки в виде экзамена составляет не более 8 часов.

Структура рабочей программы

по подготовке рулевого спортивного парусного судна для плавания в морских районах и на внутренних водных путях

Номер раздела, дисци-плины, темы

Наименование разделов, дисциплин и основные требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Базовое время теоретической подготовки, час

(45 мин.)

в морских условиях

на внутренних водных путях

1

Введение

1

1

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

знать:

задачи курса;

обзор истории парусного спорта;

сведения о парусных гонках, крейсерских и дальних спортивных плаваниях;

2

Теория и устройство спортивного парусного судна

42

42

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

пользоваться специальной парусной терминологией, эксплуатировать паруса, такелаж, судовые устройства, системы и механизмы на уровне "пользование"

2.1

Общие понятия и классификация спортивных парусных судов:

0.7

0.7

знать:

типы современных спортивных парусных судов;

основные типы парусного вооружения;

классификацию судов по назначению, конструктивному типу, категории плавания, гоночную классификацию

2.2

Конструкция спортивного парусного судна. Основные понятия

0.6

0.6

знать:

основные характеристики судна (длина/ширина габаритная, по палубе, по КВЛ, посадка, водоизмещение, дедвейт, вместимость, осадка, высота от КВЛ, площадь парусности и т.п.);

2.3

Конструкция корпуса

0.7

0.7

знать:

понятие о конструктивном обеспечении мореходных качеств спортивных парусных судов

понятие об особенностях конструкции стеклопластиковых металлических, деревянных судов;

особенности конструкции многокорпусных судов;

2.4

Судовые устройства

2.3

2.3

2.4.1

Рулевое устройство

0.6

0.6

знать:

элементы яхтенного рулевого устройства. Типы рулей. Рулевые приводы;

2.4.2

Якорное устройство

0.9

0.9

знать:

типы якорей, их достоинства и недостатки;

определение веса и количества якорей в зависимости от размеров и типа судна;

определение размеров и длины якорных канатов и цепей;

буйреп и томбуй;

крепление и хранение якорей и якорных канатов;

2.4.3

Швертовое устройство, устройство управления килем

0.4

0.4

знать:

швертовое устройство;

общее назначение и характеристики дроп-кили, качающиеся кили, триммеры

2.4.4

Швартовное и буксирное устройство

0.4

0.4

знать:

швартовные концы, их проводка и крепление;

буксирной конец, приспособления для его проводки и крепления;

2.5

Рангоут, такелаж и парусное вооружение

3

3

2.5.1

Паруса

1

1

знать:

основные сведения, терминология;

конструкцию паруса;

материалы для пошива парусов;

крепление парусов к рангоуту и такелажу;

2.5.2

Рангоут

1

1

знать:

элементы рангоута и состав их основных частей;

материалы и конструкции рангоута и его основных частей;

2.5.3

Такелаж

1

1

знать:

проводку и крепление такелажа для основных типов вооружения;

материалы такелажа;

2.6

Судовые энергетические установки

4

4

уметь:

эксплуатировать СЭУ;

рассчитывать запас топлива;

осуществлять бункеровку;

знать:

действия по запуску, остановке и контролю параметров работы СЭУ;

правила техники безопасности при эксплуатации и обслуживании двигателя;

обеспечение пожарной безопасности СЭУ;

действия при бункеровка судна;

правила экологической безопасности;

действия при разливе нефтепродуктов;

расчет запаса топлива;

основные технические характеристики двигателей внутреннего сгорания (ДВС);

типы ДВС, установку на судне, применяемые виды топлива;

механизм передачи движения на винт судна;

виды гребных винтов, их достоинства и недостатки; виды и основные технические характеристики подвесных моторов;

2.7

Судовые системы

2.3

2.3

2.7.1

 Осушительная система

0.4

0.4

знать:

принципиальные схемы системы;

типы помп, их устройство и текущее обслуживание;

трубопроводы и шпигаты;

2.7.2

Системы пресной и забортной воды

0.3

0.3

знать:

принципиальные схемы системы, устройство и текущее обслуживание;

2.7.3

 Сточно-фановая система

0.4

0.4

знать:

принципиальные схемы системы и основные требования;

устройство гальюнов, сборных танков, правила пользования ими;

2.7.4

 Система вентиляции

0.3

0.3

знать:

принципиальную схему вентиляции жилых помещений, моторных отделений, камбузов;

2.7.5

Камбузное оборудование

0.3

0.3

знать:

типовое оборудование и правила его эксплуатации;

2.7.6

Противопожарная защита

0.6

0.6

уметь:

использовать средства пожаротушения;

знать:

типы огнетушащих средств;

противопожарные требования к спортивным судам;

2.8

Электрооборудование судна

4

4

уметь:

эксплуатировать судовое электрооборудование;

уметь рассчитывать электропотребление;

знать:

общие понятия о судовых источниках тока спортивных парусных судов и их эксплуатации;

общие понятия о судовых энергопотребителях и их эксплуатации;

приоритеты судовых энергопотребителей;

главный распределительный щит, принципиальная электросхема спортивного парусного судна;

баланс емкости аккумуляторов и проведение контроля рабочих параметров;

правила техники безопасности при работе с электрооборудованием;

2.9

Общие понятия теории судна и паруса

4

4

знать:

терминологию теории судна;

понятие о теоретическом чертеже;

линейные, весовые, объемные характеристики судна;

понятия о центре тяжести, центре величины;

мореходные качества судна;

2.10

Остойчивость судна

4

4

знать:

понятие о начальной остойчивости и остойчивости на больших углах;

метацентре, метацентрической высоте, метацентрическом радиусе;

общие принципы обеспечения остойчивости;

понятие о диаграммах статической остойчивости яхт с балластным фальшкилем, швертботов и многокорпусных яхт;

понятие об остойчивости судна на ходу, остойчивости на волнении;

продольная остойчивость;

возможные причины утраты остойчивости;

2.11

Плавучесть и непотопляемость

0.7

0.7

знать:

общие понятия и принципы обеспечения непотопляемости;

запас плавучести;

2.12

Качка

0.7

0.7

знать:

общие понятия о силах, возникающих при качке;

влияние качки на мореходные качества;

влияние размещения грузов на качку;

2.13

Сопротивление воды

5

5

знать:

виды сопротивления движению судна;

понятие о зависимости сопротивления от размеров судна, его формы, площади смоченной поверхности и ее качества, качки, крена, дрейфа, глубины;

силы и моменты, действующие на парусное судно при движении, боковое сопротивлении, центр парусности; взаиморасположение точек приложения сил тяги, дрейфа, сопротивления корпуса;

понятие о динамических силах поддержания;

2.14

Теория паруса

5

5

знать:

основные сведения из аэродинамики, применимые к парусу;

положение центра парусности для различных типов вооружения;

понятие об оптимальные формы паруса для различных условий;

взаимодействие парусов;

влияние рангоута, такелажа, крена и качки на работу паруса;

2.15

 Управляемость судна

3

3

знать:

общие понятия об управляемости судна;

действие руля, влияние формы корпуса, площади руля и его размещения на управляемость судна;

разложение сил на пере руля;

центровка спортивного парусного судна, пространственная раскладка сил и моментов при движении судна различными курсами относительно ветра;

изменение положения центра парусности;

управление судном без руля;

управляемость судна на волнении;

понятие о влиянии формы корпуса на мореходные качества;

2.16

Конструктивные особенности спортивных парусных судов для участия в гонках

2

знать:

определения, применение и основные требования;

категории гонок и районы плавания;

расположение на судне и технические требования к конструкции, люкам, входам, релингам и леерам;

штормовые паруса. Конструкция, использование, обозначения;

конструктивные противопожарные мероприятия на спортивных парусных судах;

3

Судовождение

62

63

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подбирать карты и пособия для плавания, штурманские приборы и имущество на переход;

выполнять навигационное планирование перехода;

вести предварительную и исполнительную прокладку и счисление пути судна с использованием магнитного компаса в зоне действия приливно-отливных течений;

определять место судна методами классической навигации, и с применением приемоиндикаторов спутниковой навигационной системы;

получать навигационную информацию из карт, руководств, таблиц, пособий для плавания;

определять моменты полной воды и малой воды для основных и дополнительных пунктов;

рассчитывать время захода и восхода Солнца, конца и начала сумерек2;

определять поправку компаса по створу, сличением;

использовать технические средства судовождения;

использовать гидрометеорологическую и навигационную информацию, получаемую по радио;

3.1.

Навигация и лоция

58

59

3.1.1

Понятия и определения

8

8

знать:

форма и размеры Земли, географические координаты;

направления в море и морские единицы измерения;

системы деления горизонта;

земной магнетизм, магнетизм судового железа; склонение и девиация;

истинный, магнитный, компасный курс, пеленг, курсовой угол;

оптическая и географическая дальность видимости;

понятие о навигационном параметре, изолинии и линии положения;

определение места судна по 2-м, 3-м, 4-м линиям положения;

ограждающие изолинии;

понятие о точности счисления и определения места;

определение места судна по СНС;

общие принципы определения поправки компаса по створу и контроля поправки компаса по 3-м пеленгам;

3.1.2

Навигационные карты и пособия для плавания 

4

4

уметь:

пользоваться навигационными картами, атласами, лоциями, руководствами и пособиями для плавания;

подбирать карты и пособия для плавания на переход;

применять транспортир, линейку, измеритель;

иметь понятие о корректуре карт и пособий для плавания;

знать:

устройство навигационной карты (паспорт, рамка, прочая существенная информация);

масштабы и классификацию навигационных карт по назначению;

устройство и назначение пособий для плавания и атласов для морских2 и внутренних водных путей3;

иметь понятие о картографических проекциях, используемых в навигации;

иметь понятие о порядке издания навигационных карт и пособий;

общие понятия о корректуре карт, лоций и книг;

мировую систему навигационных предупреждений2;

получение путевой информации на внутренних водных путях3;

подбор карт и пособий на переход;

основные условные обозначения и сокращения на российских навигационных картах (лоциях);

радионавигационные, специальные и справочные карты;

специальные руководства;

электронные карты, их типы, возможности, ограничения;

3.1.3

Практическая навигация

36

36

уметь:

решать задачи на пересчет магнитных, компасных и истинных курсов, пеленгов и курсовых углов с использованием таблицы девиации;

выполнять практического расчета дальности видимости;

готовить к использованию (поднимать) навигационную карту;

использовать прокладочный инструмент;

наносить точки по координатам, по пеленгу и дистанции;

вести прокладку и счисление пути судна с учетом ветрового дрейфа и приливо-отливного течения для заданного компасного курса;

производить расчет компасного курса при заданной линии пути с учетом ветрового дрейфа и приливо-отливного течения;

выполнять расчет траверза маяка при действии ветрового дрейфа и течения;

выполнять расчет пройденного расстояния по заданным отсчетам лага, предвычисление отсчета лага по заданному расстоянию;

определять место судна по заданным пеленгам и дистанциям;

определять места судна по крюйс-пеленгу;

осуществлять переход с карты на карту;

производить расчет времени полной воды и малой воды для основных и дополнительных пунктов;

определять данные постоянных и приливо-отливных течений;

опознавать навигационные ориентиры;

практически определять угол ветрового дрейфа;

3.1.4

Общая лоция

1

1

знать:

общие понятия об элементах подводного рельефа, изобатах, гарантированных глубинах, элементах береговой линии;

организация движения судов, рекомендованные курсы, фарватеры, системы разделения движения;

общие понятия о плавучих и береговых средствах навигационного оборудования (СНО), их виды и типы, принципы установки;

3.1.5

Морская лоция2

3

 

знать:

плавучие Средства Навигационного Оборудования, система ограждения навигационных опасностей Международной Ассоциации Маячных Служб. Описание плавучих СНО регион А;

характеристики огней береговых и плавучих СНО;

береговые СНО, их описание и характеристики;

общие понятия о радиотехнических СНО;

понятие ноля глубин и Кронштадтский футшток;

3.1.6

 Лоция внутренних водных путей3

 

4

знать:

виды и типы плавучих и береговых СНО, характеристики огней СНО;

навигационное описание гидротехнических сооружений и сроки их работы;

категории СНО и сроки их работы, понятие гарантированных габаритов судовых ходов (глубина, ширина и радиус закругления);

сезонные и регулирующие колебания уровней воды на внутренних водных путях;

3.1.7

Местная лоция. Местные условия плавания

6

6

знать:

навигационное описание предполагаемого района плавания с учетом местных правил плавания (объем подготовки определяется квалификационной комиссией АМП или ГБУПиС);

3.2

Технические средства судовождения

4

4

уметь:

использовать курсоуказатели, измерители дистанции, скорости и глубины;

знать:

морские магнитные компасы и девиационные приборы, принцип действия и устройства;

пеленгаторы, устройство, правила эксплуатации;

относительные и абсолютные лаги, принципы действия;

способы измерения глубин;

спутниковые радионавигационные системы, принцип действия. Судовые приёмоиндикаторы СНС, их использование;

принцип действия судовых радиолокационных станций;

современные навигационные комплексы;

4

Управление спортивным парусным судном

20

20

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнять планирование перехода с учетом преобладающих условий;

готовить судно к выходу в море;

управлять судном и командовать экипажем на различных курсах, выполнять повороты;

выполнять маневры по подходу (отходу) от причала, постановку (съемку) с якоря, подъем человека из воды;

обеспечение безопасной стоянки в соответствующем районе плавания;

ставить и убирать паруса у причала и на ходу, брать и отдавать рифы, выбирать оптимальный набор парусов в зависимости от силы ветра и курса, менять паруса;

управления рабочей шлюпкой;

4.1

 Техника управления судном

10

10

уметь:

управлять спортивным парусным судном;

знать:

классические схемы по постановке и уборке парусов на стоянке и на ходу;

правила безопасности для команды при работах с парусами;

команды и действия при поворотах оверштаг и фордевинд;

действия при повороте при сильном волнении;

использование парусов для улучшения поворотливости судна;

действия при повороте с использованием заднего хода;

постановку и уборку спинакера, управление судном под спинакером;

действия при взятии и отдаче рифов;

действия при постановке в дрейф и снятие с дрейфа;

действия при подходе к причалу и отходе от него, постановке и снятию с бочки;

команды и доклады, действия при постановке на якорь и съёмка с якоря;

способы контроля надёжности якорной стоянки и обнаружение дрейфа на якоре, способы повышения держащей силы якоря;

правила безопасности при работах с якорем и канатом;

управление судном под двигателем;

прохождение мостов, фарватеров (судовых ходов) под парусами и/или двигателем;

4.2

Плавание в свежую и штормовую погоду

3

3

уметь:

подготовить судно к плаванию в штормовую погоду;

выбрать способ штормования;

знать:

обеспечение безопасности плавания яхты на сильном волнении и в штормовую погоду;

правила безопасности для команды при работах на палубе;

действия при встрече шквала;

действия при приближении шквала во время якорной стоянки;

меры по предупреждению заливания судна;

об опасностях при прохождении над малыми глубинами при сильном волнении;

выбор места убежища (укрытия);

классические приемы штормования;

плавучий якорь, его устройство, способ отдачи;

4.3

Особые случаи управления

3

3

4.3.1

 Прохождение узкостей

0.9

0.9

знать:

действия при прохождении узкостей под парусами и машиной;

4.3.2

 Буксировка

0.8

0.8

знать:

правила и приемы буксировки малых судов, аварийная буксировка;

правила безопасности на буксирующем и буксируемом судах, ответственность при буксировке;

4.3.3

Шлюзование

0.9

0.9

знать:

действия и выполнение команд при шлюзовании;

4.3.4

 Использование шлюпок

0.4

0.4

знать:

спуск, подъем, управление яхтенной шлюпкой (тузиком);

правила безопасности и перевозки людей на шлюпке (тузике);

4.4

Аварийные ситуации

4

4

4.4.1

Действия при посадке на мель

1.0

1.0

знать:

первоочередные действия при посадке на мель;

действия для снятия с мели в типовых случаях

4.4.2

Действия при наличии водотечности

0.6

0.6

знать:

оценка степени опасности водотечности;

действия в зависимости от степени опасности водотечности;

4.4.3

Действия при повреждениях конструктивных элементов судна

0.3

0.3

знать:

знать:

первоочередные действия при повреждении конструктивных элементов судна;

4.4.4

Действия при поломке рангоута и такелажа, разрыве парусов. Первоочередные меры и способы ремонта

0.4

0.4

знать:

первоочередные действия при поломке рангоута, такелажа, парусов, способы ремонта;

4.4.5

Действия при столкновении

0.4

0.4

знать:

первоочередные действия в случае столкновения судов;

4.4.6

Действия экипажа при поломках рулевого устройства.

0.4

0.4

знать:

способы изготовления и установки временного рулевого устройства;

методы управления судном без руля;

4.4.7

Способы постановки опрокинувшегося швертбота, катамарана

0.3

0.3

знать:

действия для постановки опрокинувшегося швертбота и катамарана;

4.4.8

Оставление судна

0.6

0.6

уметь:

оценить ситуацию;

передать сигнал бедствия;

знать:

типовые действия при оставлении судна;

5.

Эксплуатация судна

6

6

5.1

 Подготовка судна к эксплуатации

2

2

иметь практический опыт:

подготовки судна к плаванию;

знать:

правила безопасности при судовых работах;

способы и действия, правила безопасности при спуске/подъеме судна на воду;

действия при установке рангоута, проводке и обтягивании такелажа;

размещение предметов снабжения;

регламентные работы по уходу за судном;

действия по подготовке судна к техническому освидетельствованию;

5.2

Такелажное дело и парусные работы

3

3

уметь:

вязать узлы:

прямой;

рифовый;

беседочный;

выбленочный;

шкотовый;

брам-шкотовый;

штык простой;

штык с обносом;

штык со шлагом;

рыбацкий штык;

восьмерка;

буйрепный;

стопорный;

удавка со шлагом;

сваечный;

изготавливать:

простая марка;

прошивная марка;

бензель;

знать:

виды тросов, употребляемых на суднах (материалы и конструкция);

области применения различных тросов, их достоинства и недостатки;

такелажные и парусные инструменты;

материалы для изготовления и ремонта парусов;

5.3

Судовая организация

1

1

знать:

распределение обязанностей на судне;

права и основные обязанности капитана;

организацию несения вахты в различных режимах плавания;

правила ведения судового журнала;

судовые расписания;

правила поведения на судне;

6.

Правила предупреждения столкновения судов

5

5

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применять положения Международных Правил предупреждения столкновения судов в море2;

применять Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации3;

знать:

общие положения, термины и определения, применение, ответственность;

правила плавания и маневрирования;

огни и знаки;

звуковые и световые сигналы;

7.

Гидрометеорология

10

10

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определять фактическую силу ветра и высоту волнения;

определять соответствие фактической погоды прогнозной карте;

по местным признакам определять приближение шквала и резкое изменение погодных условий;

уметь:

определять местные признаки погоды и составлять прогноз погоды по местным признакам;

определять основные параметры ветра;

иметь понятие о картах погоды;

читать морской прогноз погоды, полученный от МСКЦ, НАВТЕКС на русском и английском языке2;

знать:

общие понятия: строение атмосферы, ее состояние и явления, происходящие в ней;

понятие о ветре. Ветры барические и местные. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) и ослаблениях, заходах и отходах ветра. Влияние рельефа местности, береговой черты на скорость и направление воздушного потока;

характерные элементы барического рельефа;

природу и типы облаков, циркуляцию воздушного потока; штормовые облака;

местные признаки погоды, признаки образования и приближения шквала, смерча, атмосферного фронта;

физическое понятие скорости (силы) ветра, шкалу Бофорта;

практические методы определения основных параметров ветра;

основные условные обозначения на картах погоды;

понятия о морских и речных течениях, приливах и отливах, поверхностных и глубинных течениях;

влияние береговой черты, глубин, естественных и искусственных препятствий на скорость и направление течений;

понятие о волне: типы и форма волн. Волны ветровые, мертвая зыбь. Влияние глубин и формы дна на волну. Отличия волн на за­крытых акваториях (реки, водохранилища) и открытых водных про­странствах (большие озера, моря). Шкала волнения;

8.

Сигнализация и радиосвязь

6

3

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применять Международный свод сигналов для связи с судами и кораблями2;

вести УКВ переговоры с соблюдением правил;

подавать и распознавать сигналы бедствия, в том числе с использованием радиосредств на русском и английском языке;

знать:

общие определения, виды и способы сигнализации и связи;

правила визуальной связи МСС, однофлажные сигналы МСС2;

сигналы бедствия;

общие представления о радиосвязи, частотах радиосвязи, особенностях радиосвязи в различных диапазонах, Правилах радиосвязи;

сигналы особой важности (бедствия, безопасности, срочности) и порядок радиотелефонных переговоров, связанных с обеспечением безопасности;

общие представления об организации радиосвязи в системе ГМССБ. Регионы А1 и А22;

общие представления о технических средствах УКВ радиосвязи, рекомендациях по их использованию;

9.

Морское право

8

5

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

9.1

Источники морского права

1.3

1.3

знать:

основные положения и область применения законодательных актов; структуру обязательных постановлений по портам; государственные органы управления в морских районах плавания и на внутренних водных путях;

обязательные постановления по порту2;

правовое положение капитана и членов экипажа спортивного парусного судна; в отечественных водах;

9.2

Регистрация, надзор за спортивными парусными судами, судовая документация

1.6

1.6

знать:

состав и ведение судовой документации спортивного парусного судна;

порядок несения Государственного флага;

основные требования к государственной регистрации судов;

основные требования к классификации и освидетельствованию судов;

основные положения ГИМС;

основные положения ВФПС;

основные положения по спортивной регистрации яхт;

9.3

Правовой режим водных пространств2

2.4

 

знать:

правовой режим водных пространств;

право мирного прохода;

зоны действия особых правовых режимов;

взаимоотношения спортивных судов и военных кораблей;

9.4

Таможенные и иммиграционные правила2

0.6

 

уметь:

заполнять стандартные формы IMO;

знать:

общие положения иммиграционных и таможенных правил;

правила заполнения стандартных форм IMO;

9.5

Аварии судов

0.6

0.6

знать:

правовое значение судового журнала;

основные положения о спасении людей и имущества в море;

действия капитана в случае задержания судна в иностранном порту;

действия капитана в случае столкновения;

действия капитана в случае загрязнения моря (воды);

9.6

Основы страхования

0.6

0.6

знать:

виды страхования;

ответственность за причинение ущерба судовладельцу, третьим лицам, ответственность за ущерб окружающей среде;

действия капитана при наступлении страхового случая;

9.7

Традиции и этикет

0.9

0.9

знать:

правила подъема флагов;

яхтенные традиции и этикет;

10

Способы личного выживания и оказание первой помощи

8

8

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применять средства пожаротушения, водоотливные средства;

использовать индивидуальные спасательные и страховочные средства;

оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

10.1

Аварийное и спасательное оборудование и снабжение

1

1

уметь:

пользоваться аварийно-спасательным оборудование и снабжением;

знать:

огнетушители, медицинская аптечка, спасательные плоты, спасательные круги и буи, сигнальные пиротехнические средства;

индивидуальное снаряжение экипажа (спасательные жилеты, страховочные пояса, индивидуальные средства связи);

содержание и обслуживание аварийного и спасательного оборудования судна;

10.2

Борьба за живучесть

1

1

знать:

средства борьбы с водой; устранение течи, заделку пробоин подручными средствами;

типичные источники возгорания; средства борьбы с пожарами, действия экипажа при пожаре;

общие правила поведения в экстремальных ситуациях;

действия при оставление судна;

10.3

Предупреждение падения за борт и спасение упавшего

1

1

знать:

организационные и индивидуальные меры безопасности от падения за борт;

действия при подъеме упавшего за борт;

способы и методы по оказанию первой помощи;

10.4

Служба поиска и спасения

1

1

уметь:

действовать при оказании аварийному судну помощи судами и вертолетами;

знать:

общие принципы поиска и спасения терпящих бедствие на море;

действия экипажа аварийной судна при оказании ему помощи судами и вертолетами;

10.5

Медицинская помощь и судовая гигиена

4

4

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

уметь:

оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

получать медицинские консультации по радио;

использовать медикаменты и перевязочные средства судовой аптечки;

10.5.1.

Оказание первой медицинской помощи

2.7

2.7

знать:

приемы оказания первой медицинской помощи при травмах;

способы спасения утопающего, оказания первой помощи при утоплении;

симптомы гипотермии, защиту, оказание первой помощи, лечение гипотермии;

состав судовой аптечки;

использование медикаментов;

использование комплектов для инъекций, охлаждающих контейнеров и т.п.;

10.5.2.

Судовая гигиена

1.3

1.3

знать:

хранение и использование на судне продуктов питания и питьевой воды;

11

Правила соревнований

4

4

В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применять правила соревнований:

подготовки судна к гонкам (соответствие правилам);

подготовки и подачи документов, прохождение мандатной комиссии, проведение контрольного обмера;

применения правил расхождения, прохождения дистанции, разрешенных средств движения;

подачи протеста и защиты своей позиции на протесте;

заполнять стандартные формы документов ППГ и IMO;

знать:

общие сведения о Международных правилах парусных гонок (ППГ), Правила соревнований Всероссийской федерации парусного спорта (ППС), Правила по оборудованию в парусных гонках (ППО), Положении о соревнованиях, Гоночной инструкции (ГИ), правилах классов;

терминологию правил соревнований на английском языке;

11.1.

Правила парусных гонок Международной Федерации парусного спорта

2

2

знать:

определения, основной принцип, основные правила;

правила проведения гонок;

требования к яхтам во время гонки, в т.ч. разрешенные средства движения;

протесты, исправление результатов, рассмотрения, проступки и апелляции;

допуск и квалификация;

11.2.

Правила соревнований Всероссийской федерации парусного спорта

1

1

знать:

виды парусных гонок, правила допуска к соревнованиям;

спортивную классификацию спортивных парусных судов;

11.3.

Правила обмера

1

1

иметь поняние:

обмер монотипов;

обмер формульных спортивных парусных судов;

принципы гандикапирования

 

Итого по теоретической части

172

165

  1. Рекомендации по разработке рабочих программ подготовки

    Пояснительная записка
    яхтенного капитана прибрежного плавания для управления спортивными парусными судами 2-6 категорий плавания в морских районах и для плавания по внутренним водным путям
  2. Рекомендации по разработке рабочих программ подготовки яхтенного капитана для управления любыми спортивными парусными судами в любых районах плавания

    Пояснительная записка
    1. Настоящие рекомендации разработаны1 в целях методического обеспечения составления рабочих программ подготовки яхтенного капитана для управления любыми спортивными парусными судами в любых районах плавания в соответствии с пунктом
  3. Правила пользования маломерными судами и базами сооружениями для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области

    Правила пользования
    1.1. Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Правила) предназначены для упорядочения судоходства маломерных судов, поднадзорных
  4. Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области Государственная инспекция по маломерным судам Санкт-Петербурга

    Правила пользования
    1.1. Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Правила) предназначены для упорядочения судоходства маломерных судов, поднадзорных
  5. Сборник руководящих документов государственной инспекции по маломерным судам мчс россии

    Документ
    Настоящий сборник подготовлен Центром обеспечения деятельности ГИМС МЧС России (Пилюгин В.И., Воронцова Л.Ю.) под общей редакцией начальника Управления ГИМС МЧС России – Главного государственного инспектора по маломерным судам Серегина В.
  6. Пособие предназначено для студентов и учащихся юри­дических и транспортных высших и средних учебных заведе­ний, а также для работников водного и железнодорожного транспорта и обслуживаемой ими клиентуры. 1203021400

    Учебное пособие
    Раздел I Ермолаев В.Г.; канд. юрид. наук Сиваков О.В.; Раздел II: Сиваков О.В. - введение, главы 1, 2, 3 (3.1). канд. экон. наук Маковский Ю.Б.- главы 3 (3 3) 4 5 9-21,24.
  7. Программы профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации рядового и младшего начальствующего состава, работников и специалистов мчс россии Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете мчс россии

    Документ
    П. Чуприян «___» 00_г. СБОРНИК ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Том 1) Программы профессиональной
  8. Программа курса по специальности 050502 Технология и предпринимательство Дневное отделение Разработал: асс кафедры технологии Ибатуллин М. Н

    Программа
    Программа разработана применительно к учебным планам для специальности «050502 Технология и предпринимательство» на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Государственных требований
  9. Правительство российской федерации постановлени е

    Документ
    Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Другие похожие документы..