Для категорий повышения квалификации «специалисты финансово-экономических служб фсин россии»

ТЕМА 2 «УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ

ПОДРАЗДЕЛНИЯХ УИС»

1.2.1. КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МФ РОССИИ ОТ 01 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА

№ 03-03-01-04/1/166

Замена работающего компонента компьютера на новый - это модернизация. Даже если его функциональное предназначение при этом не изменится. Такое разъяснение дали сотрудники Минфина в новом Письме.

Работу современной организации трудно себе представить без компьютерной техники. Но со временем любое основное средство выходит из строя или морально устаревает. Поэтому, чтобы продлить срок его службы, появляется необходимость замены износившихся компонентов. В такой ситуации у бухгалтеров по-прежнему неизбежно возникают многочисленные вопросы. Будет ли факт приобретения новой и более современной детали означать, что произошла модернизация? Где проходит граница между модернизацией и ремонтом? И как учесть соответствующие расходы?

Чтобы ответить на данные вопросы, для начала обратимся к терминологии.

Налоговый кодекс дает понятию "модернизация" весьма расплывчатое определение.

Так, модернизацией называют работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объектов основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п.2 ст.257 НК РФ). Что касается термина "ремонт", то ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве конкретного определения нет. А инспекторы нередко используют понятия, содержащиеся в документах "неналоговых" министерств и ведомств, например Госкомстата России или Госстроя России (Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" и Госкомстата России от 11.02.1999 N 13 "Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов"). Даже несмотря на то, что при решении вопросов о том, как учитывать те или иные расходы при налогообложении, следует использовать определения, содержащиеся в Налоговом кодексе.

Это позволяет толковать указанные значения слишком широко. В результате многие бухгалтеры до сих пор не могут с уверенностью сказать: модернизацию или ремонт осуществляет их фирма. При этом цена ошибки достаточно велика. Ведь она может привести не только к искажению бухгалтерской информации, но и к неправильному исчислению налогов.

Дело в том, что затраты на модернизацию и ремонт участвуют в расчете налога на прибыль по-разному. Ремонтные издержки сокращают налоговую базу текущего периода.

А вот с тратами на модернизацию ситуация иная. Их сумма увеличивает первоначальную стоимость основных средств. Это влечет за собой сразу несколько последствий. Во-первых, такие расходы уменьшают налоговую прибыль не сразу, а постепенно, по мере начисления амортизации. А во-вторых, пока расходы не списаны, с них фактически придется платить налог на имущество организаций.

Так как же отличить ремонт от модернизации?

Здесь главное - разобраться в целях и результатах проведения того или иного мероприятия. Так, если замена комплектующих повлекла за собой переориентацию в использовании вычислительной техники, то эти работы следует рассматривать как модернизацию. Например, компьютер секретаря фирмы был усовершенствован, и его стали использовать для автоматизированного учета хозяйственных операций.

А вот задача ремонта состоит несколько в другом. Ремонтные работы призваны либо устранить неисправность, наличие которой делает невозможной саму эксплуатацию имущества, либо предупредить ее. При этом изменений в функциональном предназначении объекта не происходит. Например, в компьютере заменили видеокарту, которая постоянно давала сбои, на более мощную, но сам объект по-прежнему используется для учета и составления отчетности. Это ремонт. Именно так разграничивали ремонтные и модернизационные работы сотрудники Минфина в прошлом Письме.

Однако в опубликованном документе финансовые работники существенно дополнили свое прежнее мнение. Финансисты заявили, что замена работающего компонента на новый - это все же модернизация. Хотя и ремонтные работы, предупреждая поломку, могут привести к смене еще фактически действующей части на более качественную. Так как же поступать фирмам теперь?

Совет может быть один - предельно внимательно оформлять первичные документы. Для начала убедитесь, что в них нигде не фигурирует слово "модернизация", а речь идет лишь о ремонтных работах. Кроме того, пользователь или системный администратор может написать на имя директора фирмы служебную записку, сообщив в ней о поломке или существенном недостатке детали, которую необходимо заменить. В свою очередь руководитель организации должен завизировать этот документ, распорядившись провести ремонт. В этом случае налоговые риски при учете расходов на данные работы будут сведены к минимуму.

Обратите внимание: ситуации, связанные с классификацией ремонтных работ, модернизацией и реконструкцией, часто становятся поводом для судебных разбирательств. Однако нередко судьи встают на сторону коммерсантов, указывая, что не все производимые ими работы увеличивают первоначальную стоимость основных средств (см., например, Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2002 N А42-7050/01-12-406/02, от 01.11.2004 N А56-20543/04).

1.2.2. ПИСЬМО МФ РФ ОТ 4 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА № 03-03-06/1/639

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 13.07.2007 N 29/07 по вопросу налогового учета основных средств и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Учитывая изложенное, все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера (монитор, системный блок, блок бесперебойного питания, клавиатура), представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных предметов и способные выполнять свои функции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объектом.

1.2.3. ПИСЬМО МФ РФ ОТ 13 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА № 02-14-10А/721

В целях реализации положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2004 г., регистрационный номер 6055), Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" указанная Классификация может применяться в целях бухгалтерского учета.

В связи с этим органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и созданным ими бюджетным учреждениям, а также учреждениям, создаваемым российскими академиями наук, имеющим государственный статус, с 1 января 2005 г. в целях бюджетного учета начисление амортизации на основные средства и нематериальные активы рекомендуется осуществлять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, в следующем порядке.

Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.

Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. N 824.

1.2.4. ПИСЬМО МФ РФ ОТ 16 МАЯ 2003 ГОДА № 03-01-01/11-150

В связи с запросами бюджетных учреждений относительно порядка учета и отражения по кодам бюджетной классификации расходов по приобретению программного обеспечения сообщаем следующее.

1. В соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы на приобретение программного обеспечения отражаются в следующем порядке:

- при приобретении исключительных прав на программное обеспечение - по коду экономической классификации расходов бюджетов 260200 "Приобретение нематериальных активов";

- при приобретении не исключительных (лицензионных) прав на использование программного обеспечения, в том числе информационных баз данных, - по коду экономической классификации расходов бюджетов 111040 "Прочие текущие расходы";

- при приобретении вычислительной техники с предустановленным на нем программным обеспечением, включенным в стоимость приобретаемого оборудования, - по коду экономической классификации расходов бюджетов 240120 "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений".

2. Приобретенные учреждением не исключительные (лицензионные) права на использование программных продуктов на балансовом счете 031 "Нематериальные активы" учету не подлежат. Соответствующие изменения будут внесены в нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

3. Считать утратившим силу с 10 апреля 2003 года пункт 1 письма Минфина России от 10 апреля 2003 г. N 02-08-10/462 "О порядке применения экономической классификации расходов бюджетов РФ".

1.2.5. ПИСЬМО МФ РФ ОТ 22 ИЮНЯ 2004 ГОДА № 03-02-04/5

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке учета при налогообложении средств, направленных на ремонт компьютерной техники, сообщает следующее.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования компьютеров составляет от трех до пяти лет включительно (компьютеры входят в третью амортизационную группу).

Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. Моральный износ компьютера как объекта основных средств происходит в несколько раз быстрее, чем физический.

При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом.

Учитывая изложенное, расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемых в порядке, установленном статьей 260 Кодекса.

1.2.6. ПИСЬМО МФ РФ ОТ 30 МАРТА 2005 ГОДА № 03-03-01-04/1/140

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета при налогообложении прибыли организаций средств, направленных на замену отдельных деталей компьютерной техники в связи с их моральным износом, и сообщает следующее.

Согласно п.2 ст.257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера.

К расходам на ремонт основных средств, учитываемым в порядке, установленном ст.260 Кодекса, относятся расходы, осуществляемые при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники и вызванные необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии.

Замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизаций. Модернизация увеличивает первоначальную стоимость основного средства в порядке, предусмотренном п.2 ст.257 Кодекса.

  1. Для категорий повышения квалификации «специалисты ревизионных служб подразделений фсин оссии»

    Документ
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты ревизионных служб подразделений ФСИН России» / Сост. Разумова И.В., Загарских В.
  2. Для категории повышения квалификации

    Документ
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты отделов производственного снабжения и сбыта, профессионального обучения» / Сост.
  3. Исследование проблем нормативно-правового обеспечения деятельности фсин россии 22,4 %

    Исследование
    План научно-исследовательской деятельности (НИД) академии на 2012 год сформирован в соответствии с Положением об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний,
  4. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава фпс, военнослужащих, работников и специалистов мчс россии

    Документ
    Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава ФПС, военнослужащих, работников и специалистов
  5. Учебно-методические

    Документ
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты тыловых служб подразделений ФСИН России» / Сост. Видягина Л.М., Неустроева Н.
  6. Учебно-методические материалы (1)

    Документ
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты бухгалтерских служб подразделений ФСИН России» / Сост. Разумова И.В., Видягина Л.
  7. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний общие положения

    Инструкция
    Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний (далее – Инструкция) разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности Федеральной
  8. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    проректор по методической работе и информатизации Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  9. Представители родительской общественности из 22 городов России обратились к главе государства с требованием отправить в отставку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова

    Обзор
    Представители родительской общественности из 22 городов России обратились к главе государства с требованием отправить в отставку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова

Другие похожие документы..