Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета Составитель: канд филол наук

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета

Составитель: канд. филол. наук,

доцент Т.Н.Перегудина

Учебно- методический комплекс

Обсужден и утвержден

На заседании кафедры

« » 200 г.

Зав. кафедройдоц. Л.Г. Инчина

Стерлитамак 2008

Оглавление

I. Выписка из государственного образовательного стандарта

II. Учебная программа

Введение

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы

Список словарей

III.. Рабочая программа

Цели изучения дисциплины

Содержание дисциплины

Методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации студенту

Содержание промежуточного и итогового контроля

IV. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Задания для самостоятельной работы студентов

2. Контрольная работа

V. Тексты лекций.

VI. Электронный носитель с текстами лекций.

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Основные вопросы стилистики русского языка и ораторского искусства.

Основные понятия, категории, проблемы стилистики. Стили современного русского литературного языка.

Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы. Стилистические ошибки. Стилистические ресурсы русского литературного языка.

Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое оформление каждого из них. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль и его подвиды, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Устная деловая речь. Деловая беседа и ее основные характеристики. Структура деловой беседы: предварительная подготовка, начало, передача информации, изложение позиции и аргументирование, выслушивание доводов и реакция на них, принятие решений. Разновидности начала деловой беседы, способы выхода из нее.

Деловые переговоры.

Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Деловые совещания, собрания, их цели и типы. Выступление на деловом совещании и его речевая характеристика.

Культура делового спора. Культура телефонного общения.

Публицистический стиль, его жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

Письменная публицистическая речь. Особенности устной публицистической речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Стиль и манера произношения (размеренный темп речи, четкая дикция, интонационная обработка).

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования

разговорной речи, роль внеязыковых факторов (мимики, жестов, интонации и др.)

Основы культуры речи.

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма

  1. Учебная программа

Введение

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры (культура поведения, культура общения, физическая культура и др.), она прививается, воспитывается, развивается и требует постоянного совершенствования. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой национальной речи. .На это и нацелен названный курс. Выпускник любого учебного заведения: среднего, среднеспециального, профессионально-технического и высшего, - получивший любую профессию, должен знать нормы современного русского литературного языка и, опираясь на эти знания, уметь не только писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме сообразно с той обстановкой, в которой находится; говорить выразительно, ясно, логично, просто, точно. Исходя из языковой политики нашей республики, на территории которой русский язык, согласно «Закону о языках», признается (наряду с башкирским) одним из государственных языков, на котором происходит общение во всех сферах жизнедеятельности человека: в быту, в делопроизводстве, в судопроизводстве, науке, культуре, на радио, телевидении и т. д.-, курс «Русский язык и культура речи» введен в учебные планы всех учебных заведений, в том числе не филологического профиля.

Исходя из количества часов и в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, планируется дать общие сведения о языке, познакомить студентов с формами существования национального русского языка; общими вопросами функционирования языка, с основами культуры речи; закрепить в сознании и на практике правила русской орфографии и пунктуации, с целью совершенствования навыков грамотного письма, изучить вопросы стилистики и ораторского искусства.

Планируется детальное знакомство с вопросами культуры речи в связи с тем, что современная ситуация требует повышения культуры речи, в особенности у молодежи.

Программа составлена на основе требований ГОС к данному курсу

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

40

5

Аудиторные занятия

20

5

Лекции

8

5

Практические занятия

12

5

Самостоятельная работа

20

5

Контрольные работы

5

Вид итогового контроля

Зачет зачет экзамен

5


Примечание: Система высшего образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента высшего образования:

- познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

- развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

- воспитательный - формирование профессионального филологического сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:

  • работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

  • подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Разделы курса и виды занятий

Тема курса

Количество часов ЛК

ПР

1. Введение

1.1. Общие сведения о русском языке

1.2. Русский национальный язык и формы его существования: литературный язык, просторечие, социальные и территориальные диалекты;

1.3. Литературный язык – нормированная подсистема национального языка, его основные признаки;

1.4. История и развитие языка, роль в современном мире

1.5. Система языка, ее единицы, категории, типовые

отношения, разделы и лингвистические дисциплины;

1.6. Понятие о норме.

0,5 ч

2. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма.

2.1. Изучение орфографических правил 1

2.2. Изучение пунктуационных правил

2 ч.

3. Основы культуры речи.

3.1. Орфоэпические и акцентологические нормы

3.2. Лексические нормы

3.3. Морфологические нормы

3.4. Синтаксические нормы

4 ч

4 ч.

4 . Основные вопросы стилистики русского языка и ораторского искусства.

4.1. Функциональные стили русского языка.

а) разговорный стиль

б) научный стиль и его подвиды; жанры письменной научной речи;

в) официально-деловой стиль;

г) публицистический стиль

4.2. Риторика.

а) подготовка к выступлению: последовательность подготовки к выступлению, выбор темы, аргументация в основной части выступления, работа над языком) .

3,5 ч

4 ч.

5. Деловой русский язык

5.1.Деловое письмо

    1. Резюме. Реклама.

    2. Деловая беседа

    3. .Деловые переговоры

    4. .Отчет

    5. Деловые совещания, собрания

Форма контроля

зачет

2 ч

5 семестр

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260203 Технология сахаристых продуктов

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260203 Технология сахаристых продуктов ведется в Воронежской государственной академии с 1924 года.
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности Технология сахаристых продуктов

    Содержательный отчет
    Кафедра в настоящее время обеспечивает подготовку специалистов по специальности 260203 Технология сахаристых продуктов (дневной и заочной форм обучения), на кафедре работает аспирантура, имеются программы дополнительного образования.
  3. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  4. Брылева вилена александровна развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета (1)

    Документ
    216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216216ВИРТУАЛЬНОЙ
  5. Брылева вилена александровна развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета (2)

    Документ
    В настоящее время к специалистам в области лингвистики и межкультурной коммуникации во всех сферах деятельности предъявляются все более высокие требования, которые могут быть реализованы в учебном процессе специального факультета только
  6. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  7. В россии (2)

    Документ
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего
  8. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  9. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.

Другие похожие документы..