Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Кафедра философии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методическое пособие

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Минск БГУИР 2009

УДК 17. 023.36(075.8)

ББК 71. 0 я73

К90

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:

Л. Н. Александрова, Н. В. Борушко, Н. Н. Фрищина, А. В. Розум

К

К 90

ультурология : метод. пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Л. Н. Александрова [и др.] – Минск : БГУИР, 2009. – 70 с.

ISBN 978-985-488-395-3

Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».

Для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

УДК 17. 023.36(075.8) ББК 71. 0 я 73

ISBN 978-985-488-395-3© УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» и выполнению контрольных работ 4

Тематическое планирование по курсу «Культурология» 6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 10

Вопросы к зачету по курсу «Культурология» 62

Учебная и справочная литература 63

Дополнительная литература 64

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных способностей к бескорыстному пониманию структуры, закономерностей, сущности, функционирования и развития любого объекта независимо от его качества; способностей, которые дают человеку возможность гармонизировать его бытие и бытие мира, согласовывать собственные цели и объективную предзаданность окружающей действительности. Как свидетельствует историческая практика, человек никогда не сможет реализовать данную фундаментальную способность, свою субстанцию в случае «вымывания» гуманистической составляющей из сферы воспитания и образования.

Культурологическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного специалиста. Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и осмысления им координат, определяющих направленность переживания бытия в конкретных социокультурных обстоятельствах, т.е. выработку ориентиров для самоопределения.

Для этого необходимы знания о социальной значимости культуры, ее структуре, роли в формировании ценностной системы норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями картины мира, формами поведения человека и их отражением в сознании людей различных культур. Таким образом, и теоретический, и исторический компоненты культурологического знания призваны способствовать решению принципиально важной проблемы, связанной с формированием у студентов целостного и обоснованного мировосприятия.

Для Республики Беларусь проблема культурных норм и ценностей является весьма актуальной. Белорусская культура, находящаяся на стыке европейских и евразийских культур, представляет собой особый ценностный синтез, нуждающийся в осмыслении и изучении. Диалог культур был и остается основой формирования белорусской культуры, реальностью ее современного бытования. Острота вопроса о выявлении мировоззренческого статуса категорий белорусской культуры как глубинных детерминант социального действия определяет необходимость изучения специфики белорусской культуры в широком контексте истории культурных типов и знания современной культурной ситуации в мире.

Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» и выполнению контрольных работ

Культурология представляет собой теоретическую систему, имеющую свою историю, структуру, понятийный аппарат, набор ключевых проблем. В структуре изучаемой дисциплины важное место занимает изучение истории культурологических учений, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор личности, повышает её интеллектуальный уровень.

Самостоятельная работа студентов требует значительных усилий, интеллектуального напряжения, познавательного интереса, умения рационально организовать свой труд, предполагает работу с библиографическими каталогами, указателями, учебниками, статьями в периодической печати, справочниками.

Студенты заочной формы обучения изучают курс в 4 - 5-м семестрах, посещая в сессионный период лекции и семинарские занятия. В ходе изучения курса студентам необходимо также выполнить контрольную работу.

Контрольная работа является формой обучения и одновременно одной из важнейших форм отчётности студентов-заочников. Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Контрольная работа должна быть представлена студентом на рецензирование до начала сессии (сроки сдачи работы определяются деканатом). Если студент не выполнил работу, не предоставил ее в срок или получил неудовлетворительную оценку, то он не допускается к зачету.

Получив тему контрольной работы, студенту следует уяснить план ее изложения, тщательно изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. После этого составляется свой план работы (с учётом примерного плана, прилагаемого к каждой теме). И только затем следует приступать к письменному изложению материала.

При выполнении контрольной необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Работа должна соответствовать теме, а её изложение составленному плану, выполнена с использованием рекомендуемой литературы; дискуссионные вопросы осмыслены самостоятельно.

  2. Материал должен быть изложен аргументировано, грамотно, в соответствии с нормами литературного языка.

  3. Контрольная работа предполагает знакомство с определенным первоисточником по теме и составление на его основе краткого конспекта, тезисов или рецензии, изучение понятий и определение по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение пяти тестовых заданий.

  4. Работа должна быть представлена в печатном или рукописном варианте; страницы пронумерованы. На титульном листе контрольной работы (на обложке тетради) указываются фамилия, имя, отчество студента – полностью, номер зачетной книжки, домашний адрес. В начале работы помещаются номер и название темы, план, в конце – список использованной литературы, дата выполнения работы и подпись студента.

Печатный вариант контрольной работы должен составлять 10–15 страниц формата А–4 , интервал – 1,5, размер шрифта 14 пт., иметь поля для заметок преподавателя.

Рукописный вариант контрольной работы выполняется в тетради из 12-ти листов. Текст работы должен быть написан чёрными или синими чернилами. В тетради следует оставить поля для заметок преподавателей.

В методическом пособии приводятся тематическое планирование лекционных и семинарских занятий по курсу «Культурология», методические рекомендации, варианты контрольных работ (включая список литературы по каждой теме), вопросы к зачету, список учебной, справочной и дополнительной литературы, обращение к которой поможет студентам при изучении курса.

Тематическое планирование по курсу «Культурология»

Лекционный курс

Тема

Продолжительность, часов

1. Культура и общество Беларуси в контексте современности

2

2. Основные модели современной культуры

2

3. Белорусская культура как тип: структура, функции

2

Всего:

6

Семинарские занятия

Тема

Продолжительность, часов

1. Культура как среда социализации личности в условиях глобализации

2

2. Основные культурологические школы и концепции

2

3. Структура, функции и типология культуры

2

Всего:

6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Культура как среда социализации личности в условиях глобализации – 2 ч

  1. Культура как объект исторического и теоретического анализа.

  2. Человек как творение и творец культуры.

  3. Белорусская культура в контексте глобализации.

Проанализируйте, имеется ли противоречие между понятиями культуры в приведенных ниже цитатах:

«Культура – совокупность интеллектуальных элементов, … что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью материализованной в библиотеках и памятниках».

А. Моль

«Условием культуры является свершение – живые состояния, … Реальная культура состоит в чувстве бытия или небытия, т.е. в осуществленном существовании, которое явно отлично от намерения».

М. Мамардашвили

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2003.

3. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

4. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. / А. И. Кравченко. – М., 2007.

5. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие для студ. вузов / сост. А. И. Кравченко. – М. : МГУ, 2006.

6. Культурология: учеб. для вузов / В. М. Дианова [и др.]. – М., 2007.

7. Петров – Стромский, В. Идеи М. М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры / В. Петров–Стромский // Вопросы философии. – 2006. – №12.

8. Столяренко, Л. Д. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. И. Самыгин. – М., 2006.

9. Шедрик, А. И. Теории культуры / А. И. Шедрик. – М., 2002.

Занятие 2. Основные культурологические школы и концепции – 2 ч.

  1. Классические теории культуры – апогей рационализма (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель).

  2. Культурологические концепции XIX – середины ХХ вв.:
    а) теории культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин),

б) иррационалистические модели культуры (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше),

в) психологические трактовки культуры (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

г) игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

3. Постмодернизм как культурная стратегия.

Попытайтесь раскрыть содержание понятий «культура» и «цивилизация», основываясь на подходе, выраженном в словах:

«Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия».

О. Шпенглер

Литература

1. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе : проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопросы философии. – 2006. – №2.

2. Кравченко, А. И. Хрестоматия по культурологии : учебное пособие для студ. вузов / А. И. Кравченко. – М., 2006.

3. Культурология : люди и идеи / под ред. Н. Конрадова, А. Рылеева. – М., 2006.

4. Ницше, Ф. Собрание сочинений: В 2 т. / Ф. Ницше. – М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

6. Радугин, А. А. Культурология / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1999.

7. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М., 1997.

8. Хейзинга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. – М., 1992.

9. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М., 1999.

10. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

11. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.

Занятие 3. Структура, функции и типология культуры – 2 часа

1. Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная.

2. Понятие о культурно-историческом типе. Критерии типологии культур.

3. Функции культуры.

Согласны ли Вы с мнением, что «Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике неизбежно становится вопросом духовным… Технизация духа, Технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума».

Н.А. Бердяев

Охарактеризуйте трактовку динамики человечества, выраженную в следующем высказывании:

«Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения».

Ф. Ницше

Литература

1. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1990.

2. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

3. Кармин, А. С. Культурология: учеб. для студ. вузов / А. С. Кармин. – 4-е изд., перераб. – СПб., 2006.

4. Кравченко, А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – М., 2007.

5. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / З. А. Неверова [и др.]. –3-е изд., доп. – Минск, 2007.

6. Пилипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пилипенко, И. Г. Яковенко. – М., 1998.

7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

8. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. – М., 1996.

9. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

10. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

11. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

  1. О. В. Аллахвердова гл. 15 (§§ 1, 2, 3, 5, 6) (1)

    Книга
    Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конф­ликтологии. Рассматриваются различные типы конфликтов, причины возник­новения и варианты развития конфликтных ситуаций, методы диагностики и анализа конфликтов, поведение
  2. О. В. Аллахвердова гл. 15 (§§ 1, 2, 3, 5, 6) (2)

    Книга
    Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конф­ликтологии. Рассматриваются различные типы конфликтов, причины возник­новения и варианты развития конфликтных ситуаций, методы диагностики и анализа конфликтов, поведение

Другие похожие документы..