Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА

Гражданско-правовая,

конституционно-правовая и
уголовно-правовая охрана
нравственности

Сборник

Москва

2009

ББК 71.01, 74.200.53, 87.7

УДК 370, 373

Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009. – 704 с.

ББК 71.01, 74.200.53, 87.7

Нравственность, наделенная Конституцией России такой
силой, что может выступать основанием для законодательного
ограничения прав и свобод человека и гражданина, в современной России зачастую воспринимается как экзотическое пожелание.
Но будущее России во многом связано с тем, сможет ли страна преодолеть затяжной духовно-нравственный кризис.

В настоящем сборнике приведены материалы, дающие
методологию гражданско-правовой и уголовно-правовой охраны нравственности от идеологических и нравственных ксеноморфов, к которым относятся разрушительные идеологии агрессивной,
воинствующей безнравственности и их носители, пренебрегающие правами, свободами и законными интересами подавляющего большинства населения России, подвергающие обструкции и коррозии культурные, нравственные ценности народов нашей страны и
навязывающие чуждые общественной нравственности установки и модели поведения.

В электронном виде материалы, вошедшие в настоящий
сборник, размещены на интернет-сайтах: ; .

© Институт государственно-

конфессиональных отношений и права, 2009

© Авторы, 2005–2009.

I. Безнравственность, пропаганда пороков, насилия и жестокости, ненависти и вражды на телевидении

Понкин И.В. Заключение от 24.11.2008 по содержанию

анимационного сериала «Папский городок»

Вводная часть

Основание производства заключения

Настоящее заключение выполнено по обращению от 19.08.2008 НП «Адвокатское бюро профессора М. Кузнецова» Московской городской коллегии адвокатов в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ.

Данные об эксперте

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член Общественного совета при МВД России (стаж научной деятельности – 18 лет, стаж экспертной деятельности – 8 лет).

Для проведения исследования представлены следующие аудиовизуальные материалы – анимационные фильмы (выпуски) из анимационного сериала «Папский городок» (название на английском языке на заставке анимационного сериала – «Popetown»), транслировавшиеся телепрограммой «Телеканал “2х2” Москва»:

• анимационный фильм «Двойник» (название на французском языке в титре анимационного фильма – «Le double», на английском языке в титре анимационного фильма – «The double»; выпуск № 1 сезона № 1; продолжительность – 24:51);

• анимационный фильм «Официальный визит» (название на французском языке – «La visite d’État», на английском языке – «State visit»; выпуск № 2 сезона № 1; продолжительность – 24:13);

• анимационный фильм «Большой бой» (название на французском языке – «Le Grand combat», на английском языке – «The Big fight»; выпуск 3 сезона № 1; продолжительность – 23:47);

• анимационный фильм «Семейное дело» (название на французском языке – «Une affaire de famille», на английском языке – «A family affair»; выпуск № 7 сезона № 1; продолжительность – 24:47);

• анимационный фильм «Поездка» (название на французском языке – «La papamobile», на английском языке – «Day trip»; выпуск № 9 сезона № 1; продолжительность – 24:33).

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Какая именно социальная или религиозная группа и/или организация изображена в анимационном сериале «Папский городок»?

2. Имеются ли основания для оценки представленных выпусков анимационного сериала «Папский городок» как унижающих человеческое достоинство граждан по признаку отношения к религии, оскорбляющих религиозные чувства верующих и возбуждающих религиозную вражду? Если да, то в отношении верующих какой именно религии, в чем конкретно это проявляется, какие приёмы и средства для этого использованы?

3. Имеются ли основания для оценки представленных аудиовизуальных материалов как созданных в жанре острой социальной сатиры, высмеивающей пороки или реальные характеристики каких-либо социальных или религиозных групп и/или организаций?

4. Имеются ли основания для оценки воздействия анимационного сериала «Папский городок» как формирующего негативное отношение зрителей не только к социальной и религиозной группе и/или организации, ставшей доминирующим объектом изображения, но также и к другим социальным или религиозным группам и/или организациям? Если да, то к каким именно?

При производстве заключения были использованы следующие методыанализа:

1) метод визуального семиотического1 контент-анализа:

- совокупности представленных аудиовизуальных материалов как единого целостного произведения (анимационного сериала) с реализованным единым концептуально-содержательным и композиционным замыслом и с определенной коммуникативной стратегией;

- каждого из представленных аудиовизуальных материалов (конкретного анимационного фильма – выпуска анимационного сериала) как самостоятельного целостного произведения с реализованным концептуально-содержательным и композиционным замыслом;

2) метод контекстного узконаправленного контент-анализа отдельных сюжетных линий, проходящих через два и более представленных аудиовизуальных материала (выпуска анимационного сериала);

3) метод контекстного узконаправленного контент-анализа отдельных сцен представленных аудиовизуальных материалов и элементов этих сцен;

4) метод выборочного покадрового контент-анализа представленных аудиовизуальных материалов;

5) метод лингвосемантического, этимологического и юридико-лингвистического анализа реплик (высказываний), монологов и диалогов персонажей представленных анимационных фильмов, а также используемой ими лексики.

Структура представленных аудиовизуальных материалов и хронометрическая фиксация сцен, а также действий и высказываний персонажей

Каждый из представленных для исследования анимационных фильмов (выпусков анимационного сериала «Папский городок») состоит из двух частей:

1) вводная часть, представляющая собой короткометражный игровой фильм, показывающий сцену в католическом учебном заведении (лицей Святого Николая2);

2) непосредственно анимационный фильм.

Сцены исследуемых анимационных фильмов, а также действия и высказывания их персонажей фиксировались по внутреннему хронометрическому счетчику компьютерной программы воспроизведения видеозаписи (файла анимационного фильма). Так, в данном заключении запись «10:19» означает, что отсылка произведена к сцене в определенном анимационном фильме, либо действию или высказыванию его персонажа в момент, приблизительно соответствующий 10 минутам и 19 секундам от начала воспроизведения указанного анимационного фильма. Также следует уточнить, что фиксация высказываний персонажей конкретного исследуемого анимационного фильма дана по синхронному переводу на русский язык, то есть в оригинале фильма это может соответствовать моменту воспроизведения записи на языке оригинала на несколько долей секунды или 1–2 секунды раньше. Не исключено некоторое отличие показаний хронометрической фиксации (показаний внутреннего хронометрического счетчика) в зависимости от конкретной используемой компьютерной программы воспроизведения видеозаписи (видеофайла).

Время производства заключения: 20 августа – 24 ноября 2008 г.

Исследование

Вопрос № 1. Какая именно социальная или религиозная группа и/или организация изображена в анимационном сериале «Папский городок»?

Ответ на вопрос № 1.

Анализ представленных для исследования анимационных фильмов – выпусков анимационного сериала «Папский городок» – позволяет сделать обоснованный вывод о том, что указанный анимационный сериал изображает Римскую Католическую Церковь, ее главу Папу Римского, иных католических священнослужителей и церковнослужителей, а также мирян-католиков.

Этот вывод убедительно подтверждается выявленными в процессе настоящего исследования содержанием и направленностью использованной создателями анимационного сериала «Папский городок» коммуникативной стратегии3, а также следующими характерными особенностями смыслового содержания указанного анимационного сериала и особенностями использованных в нём средств художественного выражения (анимации):

• название анимационного сериала, недвусмысленно указывающее на его отнесенность (адресованность) именно к Римской Католической Церкви;

• определенно указывающие на такую отнесенность (адресованность) использованные в данном анимационном сериале наименования должностей, священнических санов («Папа», «Понтифик»4, «кардинал»), форм обращений (применительно к «Папе Римскому» – «Ваше Святейшество»; применительно к «кардиналам» – «Ваше Преосвященство»; применительно к рядовому священнику и монахине – соответственно, «отец» и «сестра», и т.д.), наименования организаций;

• узнаваемое религиозные облачения Папы Римского и католических кардиналов, других католических священнослужителей, а также церковнослужителей, являющихся персонажами данного анимационного сериала;

• узнаваемые изображения зданий религиозного назначения (католических храмов), в частности узнаваемый и широкоизвестный комплекс зданий Ватикана, а также изображение характерного внутреннего убранства помещений5;

• религиозная символика и атрибутика, соответствующие религии католицизма и Римской Католической Церкви (священнические кресты и др.);

• характерные предметы и их наименования («папамобиль» и др.);

• содержание реплик (высказываний), монологов и диалогов, звучащих в исследуемом анимационном сериале, используемая характерная лексика, вполне определенным образом содержательно указывающие на то, что изображается именно Римская Католическая Церковь, католики.

Обоснованность вывода о том, что в исследуемом анимационном сериале изображены именно католические священнослужители, не уменьшается из-за того, что в данном сериале персонажа «Папу Римского» в основном именуют как просто «Папа». В анимационном сериале «Папский городок» сформирован собирательный образ католического священнослужителя, замещающего должность именно главы Римской Католической Церкви – Папы Римского, а также собирательные образы других католических священнослужителей.

Вывод по ответу на вопрос № 1.

Анимационный сериал «Папский городок» изображает Римскую Католическую Церковь, ее главу (Папу Римского) и других католических религиозных служителей, религиозную группу верующих католиков в целом.

Вопрос № 2. Имеются ли основания для оценки представленных выпусков анимационного сериала «Папский городок» как унижающих человеческое достоинство граждан по признаку отношения к религии, оскорбляющих религиозные чувства верующих и возбуждающих религиозную вражду? Если да, то в отношении верующих какой именно религии, в чем конкретно это проявляется, какие приёмы и средства для этого использованы?

  1. Методология противодействия Сборник материалов Москва 2007 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7 (1)

    Документ
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  2. Методология противодействия Сборник материалов Москва 2007 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7 (2)

    Документ
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  3. Арственно-конфессиональных отношений и права гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник материалов Москва 2008 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Нравственность, наделенная Конституцией России такой силой, что может выступать основанием для законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в современной России зачастую воспринимается как экзотическое пожелание.
  4. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  5. Институт государственно-конфессиональных отношений и права

    Документ
    Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.
  6. Сборник статей подготовлен на основе материалов Всероссийской конференции по проблемам правового просвещения и воспитания детей, состоявшейся 10 июня 2011 года в г. Волгограде. Ббк 67. 05

    Сборник статей
    Маликов Е. Ю.  кандидат юридических наук, председатель Волгоградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»;
  7. Тезисы выступлений освещают как общетеоретические аспекты формирования правового государства, так и проблемы, касающиеся развития и совершенствования отдельных отраслей юридической науки

    Тезисы
    Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе : сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов, слушателей и студентов.
  8. Индексы таблиц ббк рекомендуемые к использованию в школьных библиотеках

    Документ
    Экономические науки Политика. Политология 7 Право. Юридические науки 8 Военное дело. Военная наука 70/79 Культура. Наука. Просвещение 80/84 Филологические науки.
  9. С. Б. Алимов гл. XVI; Ю. М. Антонян гл. I, разд. 9, IV, XIV, XXI; С. П. Бузынова гл. X; А. И. Гуров гл. XI, XII; Г. В. Дашков гл. VIII; В. Д. Ермаков гл. XIII (1)

    Список учебников
    Рецензенты: д-р юрид. наук, проф. Ю.А. Воронин – кафедра криминологии и исправительно-трудового права Екатеринбургского юридического института; д-р юрид.

Другие похожие документы..