Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (1/3

для 4 курса БР ДО

учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден ст.преподаватель

на заседании кафедры Мишина Г.В.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.

Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Пояснительная записка.

5. Цель и задачи учебного курса.

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11.Темы для самостоятельного изучения.

12.Основная и дополнительная литература.

13.Практические занятия.

14.Контрольные вопросы.

15.Художественные тексты для обязательного чтения.

16.Методические рекомендации преподавателям

17.Методические рекомендации студентам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)


Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)

Москва 2005

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ДПП.Ф.14

История русской литературы

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики.








Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).

Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.

В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.

Пояснительная записка

Актуальность изучения.

Огромное количество публикаций художественных и мемуарных произведений в настоящее время открыло перед читателем чрезвычайно сложный и богатый период в истории русской литературы, требующий своего осмысления. По сравнению с другими, ранее известными переходными этапами, период конца XIX – начала XX веков отличается особым масштабом и радикализмом качественной перестройки: здесь происходит столкновение классической культуры, исходящей из представлений о мире как о космосе, из идеалов возможной гармонии человека с миром, с новой культурой, получившей название модернизма, исходящей из представления о мире как о хаосе, ставящей под сомнение самую возможность гармонии с этим миром. Будучи «зоной порога», Серебряный век на только разделяет, но и связует две культурные парадигмы: завершает тенденции литературы XIX века и намечает черты художественности XX столетия.

Возникает новая, плюралистическая, полифоническая модель литературного процесса, в основе которой – не господство одной художественной системы, а сосуществование и динамическое совмещение течений, предлагающих разные концепции личности (реалистическую, героико-романтическую, мифологическую, экзистенциальную). особую остроту приобретает проблема поиска идеала как основы новой системы нравственных координат, позволяющей человеку существовать в катастрофическом мире.

Вместе с тем, литература Серебряного века – целостный художественный феномен, характеризующийся некоторыми общими тенденциями (отказ от жесткой детерминированности характера социальными обстоятельствами, усиление личностного начала, субъективного фактора и в художественной мысли, и в стиле, углубление философичности, семиотизация художественного язык). Необходимо учитывать амбивалентность, «диффузность» многих художественных явлений в литературе Серебряного века, возникающих из взаимодействия принципов разных эстетических систем, прежде всего – реализма и модернизма.

Цели курса:

- дать представление об общих закономерностях и эстетических поисках в литературе конца XIX – начала XX веков;

- охарактеризовать разные концепции личности и их художественное воплощение в творчестве наиболее ярких представителей литературы данного периода;

- совершенствовать теоретические знания и навыки анализа художественных произведений;

- помочь будущему учителю в отборе, осмыслении и методической обработке материала для школьного изучения.

Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

Специфика курса.

Курс имеет проблемный характер, совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. Лекции выстроены в основном монографически и предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. В связи с малым количеством аудиторных часов, отведенных на изучение курса дооктябрьского периода русской литературы и всей русской литературы ХХ века, отсутствует возможность рассматривать в рамках разных курсов этапы творческого пути поэтов и писателей, поэтому фактически изучаемый материал выходит за установленные хронологические границы.

Межпредметные связи:

курс истории русской литературы тесно связан с мировой историей и историей России, мировой художественной культурой, этикой и эстетикой, философией, лингвистикой и другими дисциплинами.

Данная программа составлена на основе программ:

- МПГУ «История русской литературы». Москва. Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 1999;

- Русская литература ХХ века. Ч.1. Литература дооктябрьского периода / Сост. Н.В. Барковская. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2002.

Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

- лекции;

- практические занятия;

- чтение художественных текстов и их анализ;

- ведение читательских дневников;

- составление конспектов научных трудов.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

- составление студентами плана лекции;

- проверка конспектов;

- собеседование по прочитанным текстам;

- анализ выступлений по темам на практических занятиях;

- контрольная работа;

- написание и защита курсовых работ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения истории русской литературы студенты должны:

знать и усвоить:

  1. основной массив произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы рубежа XIX – XX веков;

  2. основные направления и течения, тенденции развития в литературе Серебряного века;

  3. базовые литературоведческие категории и понятия;

  4. методологию литературоведческих учений;

уметь:

  1. ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  2. добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  3. применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;

владеть навыками:

1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.

  1. анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории литературы конца XIX – начала XX века.

Техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;

  3. мультимедийные технические средства;

  4. авторские электронные программы по курсу;

  5. прочие виды наглядности.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..