Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Из корня «смех», не нарушая законов русского словообразования Хлебников создал звучание, с мерцающим подобном содержания, стихотворение < … > можно для доказательной аналогии привести бессмыслицы детских считалок, языческих заговоров, «язык животных – не так основан, что в них только что-то есть» безусловно имеет смысл. Да и редкое – чутье и истоки звука (В.П.Смирнов). Это стихотворение написано не о смехе, но самим смехом. Поэт создает звукоподражательный эффект.

Хлебниковские эксперименты связаны также с поиском своеобразной поэтической живописи - слияние звукового зрительного образа.

Вспомним его известное стихотворение «Бобэбоби пелись губы», где женский портрет при помощи звукосочетаний:

Вээоми пелись взоры

Пиээо пелись брови

Лиээй – пелся облик…

«Зверь + число» – название одного из стихотворений Хлебникова передает его понимание идеального будущего как смена науки и первобытной непосредственности, естественности. Отсюда метод сдвига.

В апреле 1916 года Хлебников призван рядовым на военную службу. Войну он воспринял как насилие над личностью. Антивоенные настроения отразились в его поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег».

Революцию Хлебников встретил восторженно, но понял ее как воплощение утопических чаяний. Он выпускает «Воззвание Председателей Земного Шара» - утопический проект космического единства человечества. В 1920 году Хлебников на театрализованном представлении был избран председателем Земного Шара. Восторженное настроение поэта нашли отражение в его поэме «Ладомир» (1920). В поэме революция представляется как космический взрыв, стихийное явление природы, смысл которого в переустройстве и пересоздании не только социального мира, но и несправедливых законов природы. Это восстание против закрепощения животных.

Я вижу поиски свободы

И равноправие коров,

Это преодоление смерти,

Как горе иного зла:

Смерть, смерть хочет видеть сроки

Ладомир – это мир творящего новую Вселенную человека.

Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего в грузинском селе Багдади. Отец рано умер от заражения крови, и семья переехала в Москву. Владимир Маяковский поступает в училище живописи, зодчества и ваяния, начинает заниматься революционной деятельностью, попадает в Бутырскую тюрьму. Именно к этому времени относятся его первые поэтические опыты. Первые свои стихи он сочиняет в тюрьме, подражая Андрею Белому, как поэт признается в своей автобиографии.

В 1912 году поэт знакомится с Давидом Бурлюком, который и вводит молодого поэта в круг будущих футуристов. Первое опубликованное стихотворение поэта «Ночь» появилось в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» в декабре того же года.

Стихи Маяковского 1912-1913 годов несут на себе отпечаток оригинального мировидения поэта. Так в стихотворении «Ночь» поэт яркими живописными мазками рисует картину городской улицы, поражая читателя неожиданностью метафор:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие черные карты.

В конце стихотворения возникает метафорический образ араба-фокусника, развернутая метафора, вбирающая в себя все частные метафорические образы стихотворения. Метафоричность как основная особенность образной системы, живописность, конкретность, мотивированность образов зрительными впечатлениями – все эти черты проявились уже в первом стихотворении.

Маяковский уже в первых стихах заявил о себе как поэт-урбанист. Город становится для поэта источником поэтической образности, второй природой, замещающей и превосходящей в своем совершенстве первую. В этом мире есть своя красота, любовь… , В одном из стихотворений поэта есть эпатирующая строчка: «Я читать учился по вывескам ». В стихотворении «Вывескам» поэт призывает: «Читайте железные книги!»

В поэзии Маяковского особое значение имеет лирический герой. Одной из важнейших черт поэтического мира является антропоцентризм – в центре мира у поэта – колоссальная фигура человека. Человек и мир равновелики. Этот человек - сам лирический герой, душа которого вмещает в себя весь мир с его болью, страданиями, несовершенством. В 1912 году Маяковский пишет трагедию в стихах «Владимир Маяковский». «Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавье скрывало гениально простое открытье, что поэт не автор, но предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру, - вспоминал первые впечатления от чтения поэмы автором Б.Пастернак. Главным действующим лицом является сам Маяковский. Остальные действующие лица, кроме обыкновенного молодого человека, люди-калеки:

Поэма делится на две части. В первой части герой выступает в роли скомороха:

Во второй части герой в лавровом венце, его называют князем. Он меняет маски, но преследует при этом одну задачу, которую поэт сформулировал в прологе:

Герой стремится избавить мир от страданий, изменить мир при помощи Слова, но попытка не увенчалась успехом, отсюда самоирония поэта:

Отношение лирического героя раннего Маяковского к миру двойственно. Он и жалеет людей и презирает их. В стихотворении «Нате»(191 ) сердце поэта уподоблено трепетной бабочке и в то же время он «грубый гунн», бросающий вызов толпе:

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам,

я - бесценных слов транжир и мот.

В 1915 году поэт пишет поэму «Облако в штанах». Первое название «Тринадцатый апостол » поэт из цензурных соображений вынужден был изменить. В основе поэмы неразделенная любовь поэта к Марии Денисовой, с которой он встретился во время гастролей в Одессе. Правда, согласно современным исследованиям, поэма связана и с другой женщиной Софьей Шамардиной (Сонкой), с которой поэт познакомился в Москве. Поэма состоит из четырех частей (тетраптих), четырех «долой»: долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй. Вся поэма строится как развернутая метафора, заданная в первой части-«пожар сердца», охвативший весь мир. Неразделенная любовь перерастает в бунт против мира, в котором невозможны истинные чувства. Отношения к миру лирического героя Маяковского построено на романтическом конфликте «Я» и мира, «Я» и толпы. Герой чувствует себя Гулливером среди лилипутов, который даже физическими размерами отличается от окружающих и любимой, принадлежащей миру. Лирический герой называет себя «пророком», «красногубым Заратустрой», уподобляет себя Христу Он на равных говорит со Вселенной, одержимый желанием пересоздать ее. Идея пересоздания неправедно устроенного мира для поэта тесно связана с проблемой поиска нового слова, которой посвящена вторая часть произведения, старая культура безоговорочно отрицается. Поэт ищет новое слово, слово, при помощи которого, можно говорить с улицей, площадью, так как «улица корчится безъязыкая,- ей нечем кричать и разговаривать». Но в мире нет слов, необходимых для понимания и любви. Нужно слово, зовущее к бунту, слово, способное достучаться до людских сердец и позволяющее обрести контакт между поэтом и миром. Но, как всегда, в ранних поэмах Маяковского эта попытка найти понимание с миром обречена на неудачу:

Вселенная спит,

положив на лапу

клещами звезд огромное ухо.

В поэме «Облако в штанах», как и в других стихотворениях этого периода звучит протест против сытых, бунт против общепринятой морали, вызванный прежде всего началом империалистической войны. Протест против войны носит вначале пацифистский («Война объявлена»1914), а затем антибуржуазный характер («Вам»1915, «К ответу» 1917 и др.). Об отношении к революции в своей автобиографии «Я сам » поэт писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Все, что приходилось». Первые послереволюционные стихи («Ода революции» 1918, «Радоваться рано » 1918) изображает революцию двуликой – «великой» и «звериной » одновременно, но поэт верит в творческую преобразующую ее мощь, приветствуя при этом и ее разрушительное начало, отрицающее старый мир, старое искусство. Поэт часто обращается к гиперболам, космическим образам, передающим вселенский размах революции. С 1920 года Маяковский работает в «Окнах РОСТА» (Российское телеграфное агентство), где пишет плакаты и подписи к ним. Плакатность стала одним из качеств и его поэтического языка, воплотившемся прежде всего в стихотворениях и поэмах на политические темы.

После революции в поэзии Маяковского можно выделить две тенденции: агитационную и лирическую. К агитационным относятся такие произведения как поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо» (1927), сатирические произведения «О дряни» (1920) «Прозаседавшиеся»(1922) и многие другие. Это стихи на злобу дня, посвященные политическим проблемам. В них одной их ведущих является тема классовой борьбы. Итог своей агитационной поэзии Маяковский подводит в первом вступлении к ненаписанной поэме «Во весь голос» (1930). Маяковский в ней определил свое представление о месте поэта в новой послереволюционной действительности. В поэме Маяковский ни разу не называет себя поэтом. Он – «агитатор, «горлан», «главарь», «ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный».Свой агитационный стих он противопоставляет поэзии ( «Заглуша поэзии потоки»), лирике ( «я к вам шагну через лирические томики»), видя вклад своей поэзии в строительство социализма в том, что поэт «вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката». Поэт при этом сознательно жертвует своим лирическим дарованием. Но оправданием этой жертвы является «построенный в боях социализм».

К лирическим произведениям поэта относятся его стихотворения и поэмы о любви: «Про это », «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное» (второе вступление к поэме). Наиболее значительное из них – поэма «Про это»(1923). Поэма, как почти вся любовная лирика поэта посвящена Л.Ю.Брик и продиктована потребностью подумать «об общем и частном быте», по признанию самого поэта. Конфликт любви и быта, поставленный еще в дооктябрьских поэмах Маяковского, таких как «Флейта-позвоночник (1915), «Человек»(1916),приобретает особую остроту, так как события происходят в послереволюционную эпоху. А в новом мире, надеялся поэт, мещанский быт должен быть уничтожен. Поэма написана метафорическим языком, позволяющим внешние отношения перенести во внутренний мир лирического героя. Поединок старого мещанского представления о любви и новых отношений происходит в душе лирического героя и художественно представлен системой двойников. Двойники лирического героя – это персонифицированные ипостаси его сознания : медведь – ревность; комсомолец-спаситель – сентиментальность, романсовая безвкусица. Идеальную поэтическую сущность лирического героя воплощает Человек из-за семи лет, сошедший со страниц дооктябрьской поэмы «Человек». Поэма «Человек» построена по евангельскому образцу. Герой поэмы Маяковский переживает перипетии жизни и страдания Христа. И в послеоктябрьской поэме, несмотря на демонстративное богоборчество, Маяковский именно в Христе видит идеал любви как фундамента человеческих отношений, на котором должен быть построен новый справедливый мир. Конфликт поэмы оказался неразрешим в настоящем, но поэт переносит читателя в тридцатый век, просит товарища-химика воскресить – а в тридцатом веке и это возможно – свою возлюбленную, не надеясь на собственное воскрешение: «недостаточно поэт красив». Именно в будущем осуществится мечта поэта о подлинной любви, так как там не будет мещанского быта:

И собственную поэзию поэт поверяет будущим.

В послеоктябрьские годы Маяковский обращается к драматургии. В 1918 году он пишет пьесу, посвященную революции «Мистерия-Буфф», в

1928 и 1929 годах - комедии «Клоп» и «Баня». Объектом сатирического обличения в пьесе «Клоп» является мещанство, комедия «Баня» направлена против советской бюрократии.

1 февраля 1930 года открылась выставка Маяковского «20 лет работы». Реакция официальной критики и властей на выставку была довольно прохладной и это очень огорчало поэта. Маяковский чувствовал себя неустроенным в личной жизни. Это привело поэта в тяжелое психологическое состояние, которое, возможно и стало причиной самоубийства.

Лекция 5.

М. Горький

1. Личность М. Горького. Роль творчества писателя в развитии мировой литературы. Писатель и власть.

2.Романтическая и реалистическая традиции в ранних рассказах Горького. Новый тип героя. Поиски путей преодоления кризисности жизни.

3.Идея богостроительства в романе «мать». Новое прочтение произведения.

4.Драматургия М. Горького. Новаторство пьесы «На дне».

5.Роман «Жизнь Клима Самгина» - эпопея русской жизни.

М.Горький родился в Нижнем Новгороде, городе, который воспринимался прежде всего как город великих бунтовщиков. Сам Алексей Пешков, потомок богатейшего фабриканта, прошел в своей жизни революционный путь от нищего до писателя с мировым именем.

Поражения первой русской революции побудило художников и художественному осмыслению исторического аспекта. Писатель в 1909 -1911 годах пишет так названный «Окуровский цикл», куда вошли две повести «Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина». Действие повести «Городок Окуров» происходит в революционные дни. Но волна революционной бури доходит в этот заштатный уединенный город в чудовищно искаженном виде. Местные купцы объявляют революционерам хулигана - богатыря Вовилу Бурмистрова, устраивая публичный суд над ним. «Хулиган – дитя мещанина», - писал Горький. Именно в мещанском сознании миллионов обывателей Горький видит один из главных причин поражения первой русской революции.

Уездный город Окуров для --- воплощения всей России, погрязшей во тьме невежества и непросвещенности. Жители городка люди с непробужденным, спящим сознанием. Здесь есть по своему одаренные люди. Это и местный «философ», бывалый человек Ткупов, и поэт Сима Девушкин и обладающий недюжинной силой Вовила Бурмистров. Но стихи силы Девушкина такие же безрадостные как окружающаяся его жизнь. А богатырская удаль Бурмистрова находит свое применение в пьяных скандалах, жертвой которых становится поэт Девушкин. Да и местный мудрец Ткупов заражен предрассудками шовинизмом. Местная интеллигенция мало отличается от других обитателей городка. Доктор Рехин, например, свою неудовлетворенность жизнью томит в пьяных оргиях в публичном доме. В сердцах обывателей царит ненависть, неприязнь друг к другу.

В повести «Жизнь Матвея Кожемякина» происходит в том же Окурове. Но если в первой повести преобладает мрачный колорит, даже в изображении природы, то в повести «Жизнь Матвея Кожемякина» появляются яркие солнечные портреты. В конце повести герой умирает. Но умирает на рассвете, что символизирует надежду на обновление жизни, на победу света над тьмой и невежеством.

Матвей Кожемякин, купец, владелец накатного завода выступает в повести и как летописец Окуровского существования. Его дневник своеобразное обвинение Окурову. Он записывает в него преступления, происходящие в городке. Но главное в жизни Кожемякина – это история изживания Окуровщины в самом себе, тяжелая внутренняя борьба, которая происходит в сознании героя. И в этом процессе Кожемякину помогает приезжающие в город с целью революционной пропаганды интеллигенты.

«Сказки об Италии » - это цикл новелл, в которых писатель стремится изобразить прекрасное в человеческой жизни, крупицы красоты, которую можно увидеть в реальной исторической жизни, а также живущие в сознании идей представления о прекрасном, представление в идеях и преданиях. Особое место занимает в произведении новеллы, посвященные матерям. Именно в материнском чувстве видит Горький прообраз истинно прекрасных человеческих отношений.

Творчество Горького послереволюционных лет явление сложное и противоречивое. «Буревестник революции » так назвали Горького литературоведы Советского периода – принял Октябрьскую революцию в 1917-1918 годах как явление, не оправдавшее ожидания. С апреля 1917 года по июнь 1918 года в газете «Новая жизнь», редактором которой был Горький, писатель публикует статьи, представляющие собой отклик на текущие события. Из этих статей явствует, что Горький Октябрьские и послеоктябрьские события воспринял трагически «нет, - в этом взрыве зоологических инстинктов, Я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции». Пролетариат не потерял, по всей стране идет Междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей Но больше всего меня поражает и пугает и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда, - писал Горький. Писателя возмущало отношение новой власти к деятелям культуры, ведь в понимании Горького «интеллигенция, ломовая лошадь русской революции» (очерк А.Блока).

В первые послевоенные годы Горький пытается спасти от голодной смерти представителей русской интеллигенции. Он организует частные издательства, комиссию по улучшению быта, ученых, постоянно преодолевал сопротивление советской бюрократии.

В 1921 году Горький по совету Ленина уезжает за границу лечиться. С 1924 года после лечения в Германии и в Чехословакии он снова поселился в Италии, в Сорренто. В период с 1922 по 1924 годы Горький пишет цикл очерков и цикл «Рассказы 1922-1924 годов». В первый цикл входит очерки-портреты современников, с которыми Горький был лично знаком. Эти очерки «А. Блок», «Бугров», «А.Чехов», «Л.Толстой» и другие. К этому же жанру, относится и очерк В.И.Ленин (I редакция 1924 года, последняя 1930 года). Жанр очерка-портрета подчинен задаче наиболее полное раскрытие характера и внутреннего мира той или иной личности, что продиктовано неиссякающим интересом Горького к проблеме человеческой личности.

Особое место в творчестве Горького занимает цикл «Рассказы 1922-1924 годов». Этот цикл представляет собой художественное единство, связанное авторской мыслью. Горький обращается в рассказах к теме архистизма, творческого начала в человеке. Таким человеком, наделенным особой чуткостью ко всему прекрасному будь это женская красота или красота природы показал Совел Пильщик, герой рассказа «Отшельник». Совел живет на берегу реки и к нему за словом утешения идут люди с окрестных сел, особенно любят Совела женщины, и для каждой из них у него находится ласковое слово. Но светлое начало в образе Совела сочетается с темным порочным. Совел не устоял перед красотой собственной дочери, за что был осужден и сидел в тюрьме. Противоречивость натуры Совела усилена его безобразной звероподобной решимостью. Антиподом Совела в цикле является Яков Зыков, герой «Рассказа о необыкновенном». Яков необразованный человек, но у него есть своя философия жизни, согласно которой все зло происходит от необыкновенного. Под необыкновенным он понимает все то, что связано с областью эстетического: книги, картины, красивые вещи. Все это для Якова воплощение борьбы, усложняющую жизнь, а жизнь, по мнению Якова, надо упростить, сведя ее к простейшим биологическим потребностям. Яков Зыков участвовал в революционном перевороте, потому что революция, по его мнению признана уничтожать все необыкновенное и он же убил Совела Пильщика.

Горький этим рассказом высказал свои опасения по поводу судеб культуры в революционную эпоху, когда необразованный представитель народной массы из ненависти к барству разрушает все прекрасное, созданное дворянской культурой, тогда как по Горькому смысл революции в реализации творческих сил человека, в пробуждении его сознания.

В 1925 году писатель завершил работу над началом «Дела Артамоновых». Замысел произведения появился еще до Октября, но окончательно сформировался только в послереволюционные годы. История трех поколений буржуазии как процесс постепенной деградации личности составляют основу сюжета произведения. Действие романа завершается в революционные дни. История в лице бородатого солдата вершит свой суд. Деградация артамоновского рода обусловлена в романе все большим отчуждением от дела. Старший Артамонов Илья был хозяином своего дела, потому что не утратил азарт и силу работника, поэтому его любят рабочие. И гибнет Илья под тяжестью котла, который он попытается поднять играя силой. Его сыновья Алексей и Петр уже относятся к делу совершенно по-другому. Алексей совершенно устраняется от дела, пытаясь устроить свою жизнь. Начиная с 1925 года и до конца жизни Горький работает над своим духовным завещанием романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». Последняя запись в дневнике писателя гласит «Конец автора – конец героя – конец романа». Это говорит о том, какое место в творческой биографии Горького занимает этот оставшийся неоконченным роман: В романе состоящем из 4-х томов дана широкая панорама жизни России конца 19 – начала 20 века. Но 40 лет жизни России, жизни героя главной художественной удачей Горького в этом романе стал образ главного героя – интеллигента Клима Самгина. Герой ничтожно мал как личность, но значителен как литературный тип. «История пустой души» один из вариантов названия произведения выражает авторское отношение к герою. Клим Самгин – человек с непомерными амбициями, но с ограниченными личностными возможностями их реализации. Клим умен, наблюдателен, образован, но сознание его расколото, ему не хватает внутренней цельности, гармонии ума и чувства, а значит деятельного творческого начала. Самгинщина – это духовная болезнь русской интеллигенции. Петр же воспринимает дело как тяжелую безрадостную обязанность. А дети Петра и Алексея совершенно не интересуются фабрикой. Отчуждение от дела является причиной обмельчания личности героев. Если Илья цельная сильная натура, не утратившая крестьянской хватки, то его дети и внуки утратили душевное здоровье и силу характера. Правда, у Петра есть любимый сын Илья, не только именем, но и характером напоминающий деда, но он совершенно порывает со своим классом, участвует в революционном движении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

В целях оптимизации преподавания историко-литературных курсов предлагаются следующие формы и виды работы:

  • исходя из специфики литературы, с самого начала обучения в вузе учить студентов-филологов самостоятельно читать произведения, в этом плане целесообразно регулярно проводить собеседования по прочитанным произведениям, практиковать ведение студентами читательских дневников, содержащих краткие записи прочитанного, регулярно проверять дневники;

  • с самого начала изучения историко-литературных курсов учить студентов самостоятельно добывать научную информацию, для этого на групповых консультациях обучать студентов с первого же курса конспектированию исследовательской литературы, учить выделять основные положения в монографиях и научных статьях; проводить собеседования по конспектам для выявления уровня освоения материала.

  • в этом же направлении обучать студентов осваивать материалы литературной критики XX века;

  • обучать студентов навыкам самостоятельного анализа художественных произведений, принадлежащих разным родам и жанрам; преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала;

  • эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя. На первых этапах можно практиковать включение в лекцию преподавателя небольших выступлений студентов по локальным вопросам лекционной темы. В дальнейшем, в среднем звене и на старших курсах, можно практиковать игровые приемы на семинарских и практических занятиях, когда заранее подготовившийся студент проводит фрагмент занятия, выступая при этом «дублером» преподавателя;

  • в среднем и завершающем этапах обучения практикуются занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений; подобные формы работы предусмотрены в планировании практических занятий по ряду историко-литературных курсов;

  • сформировать у студента-филолога положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника; этому подчинены виды работы, направленные на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

1.Студенты слушают лекции, работают на лекциях в заявленном режиме, выполняют все задания преподавателя к лекциям, практическим занятиям.

2.Перед выполнением каждого вида работы проводится консультация. Все задания выполняются непосредственно к занятиям, а не после, без накопления «долгов». Студенты, не выполнившие программу курса, не допускаются к зачету.

3.Все работы оцениваются по пятибалльной системе.

4.Знакомство с литературой осуществляется на лекциях, практических, лабораторных занятиях, при подготовке к урокам на педагогической практике.

5.Студенты применяют знания и умения, полученные при изучении курсов истории русской литературы, теории литературы, психологии, педагогики.

6.Задания к практическим занятиям выполняются в рабочей тетради. Записи ведутся последовательно и аккуратно.

7.Для получения зачета по курсу выразительного чтения студенты обязаны посещать занятия, активно работать на практических занятиях,прочитать и проанализировать все художественные тексты для обязательного чтения, законспектировать рекомендованные работы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..