Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Мир «Стихов о Прекрасной Даме » оторван от земного времени, в нем существует только два персонажа: лирический герой - земной и несовершенный - и она – недостижимое божество. Однако уже в этом цикле появляются мотивы сомнения, страх подмены, отчаяния от недоступности идеала, несовместимости земного и небесного («Но страшно мне: / Изменив обман Ты»). Этот мотив двойственности в сознании лирического героя находит свое отражение в написанном в 1902-1904 годах цикле стихов «Распутья».

Второй период (1904-1907 гг.) творчества Блока становится периодом усложнения лирического «Я». «Во второй книге стихов «Нечаянная радость» (М, 1907г.) (первая книга – Стихи о Прекрасной Даме, издана в 1905 г.) семь разделов – «семь стран души». Эти разделы: «Весеннее, Детское, Магическое», «Перстень - страданье», «Покорность», «Нечаянная радость», «Ночная фиалка».

Главный символ второй книги - Нечаянная радость. «Нечаянная радость» – название одной из икон Богоматери. Состояние души лирического героя – ожидание света, радости- воспринимается в религиозно-мистическом свете. Но Нечаянная радость приплывает на кораблях, мир Нечаянной радости - это мир земных природных стихий. Лирический герой не отрекается от Тайны, но пытается обнаружить ее не в заоблачных высотах, а в явлении самой жизни прежде всего в природе. Природные образы в цикле «Пузыри земли» восходит к народной демонологии: «болотные чертенятки», карлики, «твари весенние». Вообще обращение к фольклорным и литературным реминисценциям - прием, часто встречающийся во втором томе стихов А.Блока.

Лирический герой второго периода творчества А.Блока открывает для себя мир стихий, выступающий в трех главных проявлениях: стихия природы, стихия города и стихия любви («Снежная маска», «Фаина»).

В стихах А.Блока усиливается роль реалистической конкретности, но при этом образы его сохраняют символистскую двойственность, двуплановость. Так образ города в таких стихотворениях как «Петр», строится и как конкретная узнаваемая картина в ее реалистических подробностях и как мистическое переживание, открывающее в ликах городской жизни приближение пугающего и в то же время с нетерпением ожидаемого конца света, как катастрофа, обновляющей и очищающей мир. Отсюда парадоксальность образа, совмещающего в себе несовместимое. Так красный фонарь публичного дома облачается «ризой » гари, «кадило» становится «зловонным» (2, 141).

Двойственность картины мира, ощущение обмана жизни объясняет авторскую интонацию - иронию, служащую «цели очищения и цели самосоздания», по словам самого поэта.

В драме «Балаганчик» (1905) объектом иронии становится не только пошлый мир, но и собственные мистические иллюзии периода «Стихов о Прекрасной Даме». В основе произведения – любовной треугольник между А.Блоком, А.Белым и Л.Д.Менделеевой. А Белый был влюблен в Любовь Дмитриевну, и это осложнило отношения двух поэтов. Эти отношения представлены в образах итальянской комедии дель-арте (комедии масок) Пьеро, Арлекина и Коломбины. Ирония поэта в «Балаганчике», в поэме «Ночная фиалка» и других лирических драмах Блока направлена на замкнутость герметическую обособленность романтических мечтаний, их пренебрежение к реальности, статичность их мира. В поэзии Блока идет постоянный спор иронии, сомнений и утверждения высших ценностей, веры в идеал. Отсюда возникает поэтика, сочетающая в себе вещное, конкретно-бытовое с бесконечным, астральным. В этом смысле особое место в творчестве Блока занимает его стихотворение «Незнакомка» (1906). Надо сказать, что в книгу «Земля в снегу» Блок включает малый цикл под заголовком «Незнакомка». Миф о Незнакомке варьируется в таких произведениях поэта как «Там в ночной завывающей стуже» (1905), «Шлейф обрызганный звездами» (1906), «Там дамы щеголяют модами», в лирической драме «Незнакомка».

Показательна история создания стихотворения «Незнакомка». А.Белый вспоминает, как Блок в первый раз в жизни вернувшись пьяным с островов, вынул из кармана листок с набросанными в ресторане стихами. Это была «Незнакомка». Эпизод свидетельствует о той жесточайшей депрессии, в которой Блок в это время находился. По его признаниям, Она (Прекрасная Дама) от него ушла. Личное неблагополучие Блок всегда воспринимал как отражение трагического неблагополучия мира в целом. Способ восприятия мира и соответствующие ему особенности поэтики Блока – это способ поиска неких универсальных аналогий в соответствии. «Незнакомка» - с одной стороны, отражение душевного кризиса, с другой, поиски выхода, стремление к утверждению новых идеалов. Но собственное спасение поэт не отделяет от судьбы мира.

«Незнакомка» композиционно делится на две части. В первой – дана картина пошлого мира с его антимузыкальностью: поэт создает его неблагозвучный звуковой образ нагнетанием глухих согласных, закрытыми слогами в рифмующихся словах. В пошлом мире вместо мелодии - крики, «скрежет, плач». Во второй части с появлением Незнакомки появляется мелодия ассонансом «А», «О», «И». Музыкальность для Блока знак истины, гармония с Космосом. Незнакомка – астральное существо, составленное из звездных туманностей – она воплощение мечты о прекрасном. Но в последней строфе рифмуются слова «сокровище - чудовище» и это знак двойственности образа, расколотости сознания лирического героя. У Незнакомки «очи синие бездонные» напоминающие об идеале, вечности, небесной гармонии, но «темная вуаль», шляпка с «траурными перьями» - атрибуты, связанные со смертью с темным ликом Бытия. Незнакомка поэтому не модификация Прекрасной Дамы, это новый женственный лик, мир характеризующий состояние сознания пота в этот период его восприятие мира. Занимательно то, что если встреча с Прекрасной Дамой могла происходить только в особом сакральном месте – Храме, Тереме, то Незнакомка приходит в ресторан. И хотя лирический герой обладает сокровищем – мечтой, противопоставляющий его пленницам с глазами кроликов он мужественно идет навстречу гибельным стихиям жизни, пытаясь постичь и в них влияние истины, тайны.

Во второй том входят два цикла, посвященных теме любви. Вдохновительницей их стала актриса театра Комиссаржевской Наталья Николаевна Волохова, с которой Блок познакомился на одном из маскарадов зимой 1907 года. В Волоховой поэт увидел воплощенную Незнакомку, осуществление мечты. Эта встреча и вдохновила А.Блока на создание циклов «Снежная маска» и «Фаина» (1907-1908). Любовь в отличие от «Стихов о Прекрасной Даме» воспринимается здесь как стихия отсюда образы метели, вьюги, по стихиям астральным, губительная и возрождающая одновременно.

Возлюбленная выступает в образе снежной девы, или демонической женщины, несущей лирическому герою гибель. Но он в своем упоении страстном идет навстречу гибели.

В цикле «Фаина» уходит малый цикл под названием «Заклятые мраком и огнем» где впервые появляется мотив приятия жизни в ее роковых противоречиях. Причем жизнь уподобляется возлюбленной, страсть к которой открывает перед героем новые духовные дали и горизонты, но при этом обрекают на муки и страдания.

Завершает второй том переходной цикл «Вольные мысли». В цикле ощутимо влияние скандинавских писателей и поэта Гамсуна и Генриха Ибсена с их интересом и природным каналом в мире и человеке. Образы природной красоты и мира и человека определяется направление художнического мира А.Блока в период написания цикла.

Тезой третьей книги стихов Блока является цикл, страшный мир. Мир страшен мертвенностью, косностью существования. В этом мире ничего не меняется, все подвержено порочному круговороту. В цикле «Пляски смерти» образ кругового движения времени ни видим в стихотворении «Ночь, улица, фонарь аптека».

Умрешь, начнешь опять сначала

и повторится все как встарь

ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Но самое страшное то, что в этот круговорот вовлечен и лирический герой. Страшный мир он видит в собственной душе. Особое место в цикле получает мотив двойничества, реализованный в темных, например, стихотворение, как ….

Человек в этом мире расколот, отчужден от своего истинного «Я», а значит не способен на глубокое чувство, на открытый и решительный поступок.

Блок писал в своем дневнике ----

Антитеза страшному миру в третьем томе становятся циклы «Ямбы», «Итальянские стихи», «Кармен».

О, я хочу бездумно жить,

- пишет поэт в цикле «Ямбы». «Миссию человека», художника поэт понимает здесь как творческий труд, активное духовное рвение, служащее цели преображения мира.

В «Итальянских стихах» центральным является мотив рукотворной красоты, утверждающий мнение человека творца. Не случайно в основе цикла – впечатление от поездки в Италию и страны прославившую себя гениальными художниками Возрождения.

Цикл «Кармен» посвящен Любови Александровне Дельмас, исполнительнице партии «Кармен» в известной опере Бизе, в которую был влюблен Блок, поэтому цыганские мотивы, интонации, как восходящие к известным ариям из оперы, пронизывают цикл. Любовь переживается лирическим героем как страсть, но в отличие от «Снежной маски» страсть земная, воплощает в себя всю красоту творческого мира: Чувство Блока было взаимным и любовь в цикле «Кармен» обещает полноту счастье, наслаждение. Но в это же время любовь для Блока – это материя, трагический бунт против страшного мира, являющимся условием обретения свободы, хотя бы мгновенной, грозящей гибелью. В этом плане особенно важен в цикле образ кометы – любви, возлюбленный, творческого порыва. Полет кометы, бунт против реалистичных космических траекторий, он непредсказуем как женщина, как любовь и творчество и поэтому свободен в своей трагической обреченности.

В 1909 году поездка в Варшаву на похороны отца, Блок начал работать над автобиографической поэмой «Возмездие».

В 1921 году Блок написал предисловие к поэме, в которой изложил так и не осуществляет до конца замысел произведения. Возмездие за грехи дворянского рода несет на себе младший его представитель, главный герой поэмы. Но тема родового проклятья перерастает в проблему «Человек и история» продиктованную исторической атмосферой начла века. Открытие стихийных сил история, постановка проблемы «человек и история» - все то главное содержание, которое приобрела поэзия Блока в третьем томе.

От поэмы образовался цикл стихов с тем же названием. Наиболее значительное стихотворение цикла «Шаги командора». Отталкиваясь от многократно обыгранной в литературе истории Дон Жуана, Блок развивает в стихотворении свои представления о миссии человека в мире, о его отношениях с историей. Образ шагов командора который поставлен рядом с такой современной деталью.

Пролетает, брызнув в ночь огнями

Черный тихий как сова, мотор-

В стихотворении поэта воплощается поступь истории, символ возрождения герою за отрыв от исторической жизни, от времени. И искуплением века героя может стать только гибель – готовность пожертвовать собой ради воскресения идеала, мечты, символом которой становится Дева света донна Анна. Истинная полноценная жизнь человека возможна только в единстве с историей, народом, Родиной утверждает Блок в стихах четвертого тома.

В третий том входит уже произведения поэта под названием «Родина». В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим, - ни сам Блок. Любовь и Родина в стихах Блока носит личный интимный характер. Поэтому образ у Блока выступает в женственных ипостасях: возлюбленной, невесты, жены, матери, Богородицы.

В цикле «На поле Куликовом» Блок обращается к прошлому России, чтобы провести в нем черты будущего. Предчувствием великих и трагических событий пронизаны стихотворения цикла. Но битва, которую предсказывает поэт будет происходить прежде всего сердце каждого человека и исход этой битвы решает будущую судьбу России. В стихах цикла звучит мотив подвига как готовности к самопожертвованию во имя России, так как поэт не мыслит своей судьбы вне судеб страны, народа.

Блок не случайно говорит о стихах третьего тома, что в них происходит рождение человека общественного. Проблема художника, его отношение с миром является центральной и в поэме «Соловьиный сад» (1915). В поэме два главных образа – символа – «Соловьиный сад» и образ «Кремнистые пути». Соловьиный сад воплощает представление об идеальной красоте, мечте, счастье, любви – это снежный земной рай. Кремнистый путь, где герой осуждает не бессмысленный Сизифов труд, символизирует тягостную земную жизнь, полную страданий и лишений. Герой поэмы, уходя в Соловьиный сад, не может забыть о «товарище – бедном» - госте. крик которого напоминает ему об оставленном мире. Но возвращение героя оборачивается наказанием – одиночеством, утратой, связи с временем. Проблема автора в поэме решается неоднозначно. С одной стороны художник, как и любой человек, обязан нести свой тяжелый земной крест, с другой – для него, честь выполнить свое предназначение. Он обязан помнить о Соловьином саде – идеале гармонии и красоты.

Октябрьскую революцию Блок встретит с восторгом. В январе 1918 года, он пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы» а также статью «Интеллигенция и революция». В этой статье Блок пишет о революции. «Она сродни природе» - Революция как грозный вихрь как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное; она жестоко обманывает многих, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сцену невредимого недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равновеликом.

В поэме «Двенадцать» Блок изображает революцию как стихию разрушительную и созидательную одновременно: чему соответствует гражданская черно-белая цветовая гамма в произведении («Черный вечер, белый снег…»). Лейтмотивом поэмы является образ революционного мага поэта – движения двенадцати красноармейцев, революционного патруля на улицах Петербурга, от анархии к сознательности.

До сих пор в литературоведении вызывает споры образ Христи в поэме. Современники критиковали Блока за использование библейской символики в революционной поэме. Блок, соглашаясь с критикой, писал: «Впереди двенадцати должен был идти Другой». Современные исследователи (Л.Басинский) видят в этом признании А.Блока намек на фигуру Антихриста. Образ Христа в сознании художника двоится как и само отношение к революции. Христос, благословляя революцию, --- дорогу двенадцати, в --- метели радости его мифестофелевский смех. Сложность, неоднозначность, отношение к революционным событиям, восторженное ее приятие и тревога за грядущие судьбы мира борются в сознании художника.

Блок призывает интеллигенцию участвовать в строительстве нового мира, сам работает в государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, работает в театральном отделе Нарком кроссе, в издательстве «Всемирная литература».

Но в последние годы жизни Блок пребывает в состоянии глубокой депрессии, которая в конце концов приводит его тяжелой болезни и смерти в 1921 году.

Литература

Онуфриева Н.И. Русская литература ХХ века.- Стерлитамак, 2007.

Лекция 3.

Акмеизм

1.Эстетические принципы акмеизма. Программные статьи С. Городецкого, Н. Гумилева, О. Мандельштама.

2. «Цех поэтов». Отношение к искусству как к ремеслу.

3.Судьба и творческий путь Н. С. Гумилева.

Наследие символизма и акмеизм. Манифесты акмеистов: Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О.Мандельштам «Утро акмеизма». Акмеизм как художественный вариант жизнетворческой эпохи. Ориентир на восприятие всеобщей мировой связи. Развитие традиций мировой литературы. Полемика с символизмом. Появление после революции ярких национальных мотивов. Стремление к органической поэтике. Ограничение функций искусства. Концепция теологического мира (преодоление двоемирия). Концепция поэтического слова (программа «словотождества»). Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство «камень» и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..