Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма в России. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Основополагающие понятия «мира высших тайн», «вечной женственности». Программная статья Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Артистическая основа эстетики символизма. Эволюция русского символизма.

Жизненный путь, общественная и религиозная позиция Д.С. Мережковского. Идея синтеза «двух бездн», духа и плоти, культуры и религии, интеллигенции и народа. Трактат «Грядущий хам». Мережковский – литературный критик и поэт. Генерализующая поэтика и метаисторизм в первой трилогии «Христос и Антихрист».

Место В.Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики.

Психологический облик К.Д. Бальмонта (поэт-актер).Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос солнца. Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации.

Краткий обзор жизни и творческого пути А. Блока. Место его творчества в русской литературе.

Особенности творческой индивидуальности А.Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Проблема эволюции в творчестве поэта. Внутреннее единство блоковского творчества. Основы художественного мышления: специфическое переживание культурной традиции, наличие консервативного пласта образности. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» - через «непроходимый болотистый лес» - к рождению человека «художественного», художника, мужественно глядящего в глаза миру.

Изменения в области творческого метода, произошедшие под влиянием времени. Новое восприятие России. Личный, очеловеченный образ родины. Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменение лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации ). Изменение принципов символизации. Миф как угол зрения и способ оценки в системе блоковской историософии. «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад». Поэма «Двенадцать».

Литературная роль А.Блока в контексте культуры Серебряного века.

Наиболее значительным модернистским направлениям стал символизм. С символизмом связаны имена таких значительных поэтов начала века как А.Блок, А.Белый, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, И.Анненский, В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Вяч.Иванов, М.Волошин. Символизм в музыке и живописи дал миру произведения А.Скрябина, Врубеля, Н.Рериха.

Символизм, представляя собой своеобразную модификацию европейского романтизма, начинал миссию художника как «жизнестроительство» смысл которого духовно-нравственном обновлении мира- религии, морали, борьбы человеческих отношений. Отсюда призывы к «революции духа», способной преобразить мир человека. Символисты как --- презирали буржуазность, мещанскую мораль, провозглашая искусство».

Существует традиционное разделение символистов на две группы: стерших «декадентов», пришедших в литературу в 1890-е годы (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт) и младших, заявивших о себе в 1900-е годы (Вяч.Иванов, А.Блок, А.Белый). Но далее это носит условный характер. Старшие символисты существенно различались между собой. Если Д.Мережковский во главу угла ставил религиозно-философское содержание искусства: утверждая идею «третьего завета», где будут сняты противоречия духа и плоти, единства и христианства), то В.Брюсов особое значение придавал стихотворной лексике, эстетическому содержанию искусства, опираясь при этом на культурологические представления от истории человека.

В 1992 году в своей лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы » (опубл. 1893 г.) Д.С.Мережковский по сути провозгласил рождение «символизма». Мережковский писал что идея общественного служения и «художественный материализм» (= реализм) литература XIX века завели искусство слава в тупик стали причиной падения художественного вкуса. Новое идеальное искусство, символизма включает в себе три основных элемента – мистическое содержание, символы выражающие идеальную действительность, безграничную сторону мысли, и импрессионизм, т.е. внимания переживаний и ощущений, к бессознательному и иррациональному.

Символисты различались в своем понимании символа. Для одних (Брюсов, Бальмонт и др.). Это прежде всего эстетическая категория, для мистически настроенных Вяч.Иванова, Белого, Блока и др. Это знак мира «высших теней», мост к потустороннему - вера и «мировоззрение». Но глухой стены между символистами не было. Всех поэтов – символистов сближало неприятие материализма, позитивизма и их отражение в искусстве – натурализма, реалистической бытописи.

Символизм предполагает некое высшее единство мира, общее во всех внешних проявлениях. Русский символизм опираясь с одной стороны на античность, культуру средневековье, с другой на идеи немецкого романтизма. Для символизма актуальна идея широкого понимания духовного всеединства.

Символ для поэтов символистов не просто речевое иносказание, многозначный художественный облик «исторического» мира великих тайн, иных мировых сущностей, которые нельзя адекватно выразить словами. Отсюда стремление к связи слова и музыке, других видов искусства.

В «Ессее Ното» Ницше писал о себе, что он не только декадент, но еще и его «противоположность» та же двойственность мироощущения была присуща большинству русских символистов. Для них, детей безвременная, существенным оказалась не одно погружение в стихию упадка но и преодоление его вечной, стремление исторгнуть «демон» индивидуализма из «тайников души» (Блок).

Творчество Дмитрия Сергеевича Мережковского (1864-1941) – является сложным и неоднозначным. Мережковский не только поэт и прозаик, но и критик публицистической религиозной философии. Он стал одним из организаторов «символизма» как школы.

Творчество Мережковского тесно связано с его гражданской позицией. Еще в 1880-е годы Мережковский, сын крупного придворного чиновника, окончивший историко-филологический факультет Петербургского университета, пережил увлечение народничеством, что отразилось в его ранних стихах.

В годы первой русской революции Мережковский открыто выступал против самодержавия и официальной догмы.

В начале XX века он выступит с пламенной проповедью, нового религиозного сознания, станет одним из организаторов религиозно-философских собраний (1901-1903 годы).

Февраль и март 1917- го года писатель примет с восторгом, видя в них воплощение надежду на осуществление революции духа. Октябрьскую контрреволюцию Мережковский и его жена З.Гиппиус восприняли как служение иллюзий, как зло.

В 1920 году чета Мережковских уезжает за границу сначала в Польшу затем в Париж. До конца жизни Мережковский будет ярым противником большевизма и Советской власти. Во время Октябрьской революции и последовавших за ней событиях увидел осуществление трагических пророчеств, изложенных в статье «Грядущий Хам» (1905 году), статьи против набирающего силу в буржуазной Европе мещанского духа пошлости, «золотой середины» стремящейся на царство мещанин, воплощение Антихриста, представляет угрозу современной европейской культуре. Одно из проявлений Хама – мещанина – «лицо хамства, идущее снизу – хулиганства, черной сотни».

В Октябрьской революции Мережковский увидел торжество мещанина, идеи коллективистской уравновешенности, чуждой духовно-религиозной интересов.

Мережковский как поэт пережил эволюцию от стихотворений 1880-х годов, в которых заметно воздействие народнической (прежде всего подстановкой поэзии). С ее гражданского служения к поэзии 1890-х – 1900-х годов с их утвержденными идеями «нового искусства», новой красоты. Программным символистским сборником стали книги стихов «Символы» (1892) и новые стихотворения 1891-1895 годов.

В «символах», прежде всего в стихотворении «Пантеон» обозначена основная для творчества Мережковского 1890-1900-х годов аппозиции двух типов мироотношения – языческого символизирующего полноту и радость бытия, красоту плоти и христианского начала жертвенной любви, страдания, отказа от земного счастья ради посмертного блаженства. Художественное сознание поэта стремится примирить контраста. Мотивы религиозного пересоздания мира сочетается с декадентскими настроениями – мотивами бессмысленности жизни, отрицания существующего мира.

Мережковский известен как талантливый прозаик. Одно из наиболее знаменитых его произведений – трилогия «Христос и Антихрист» [ч.1. – «Отверженный. Смерть богов (Колион Отступник), 1896 года; ч.2 – «Воскресение бога» («Леонардо да Винчи»), 1901; ч.3 «Антихрист» («Петр и Алексей»), 1905]. В трилогии нашли отражение историко-философские концепции характерные для всего творчества писателя.

В человеческой истории по Мережковскому сосуществуют и борются между собой две правды – правда духа и правда плоти, Христос и Антихрист. Первая проявляется в стремлении к самоотречению, аскетическому служению Богу, вторая – в самоутверждении человеческого «Я» в стремлении к земной красоте. Вся история – воплощение взаимодействия к борьбе двух начал с целью их конечного синтеза, слияния.

В своей трилогии Мережковский рассматривает наиболее напряженные моменты человеческой истории, когда столкновение двух начал просматривается особенно явственно. Это эпоха поздней античности, итальянского ренессанса, эпоха Петра I в русской истории.

Самое поразительное в биографии Мережковского то, что он всю жизнь боролся с антихристом, а когда встретил его лицом к лицу (Гитлер), то не узнал и даже назвал новой Жанной д Арк.

Александр Александрович Блок родился в интеллигентной семье. Отец был профессором Варшавского университета, мать дочерью известного ботаника ректора Московского университета А.П.Бекетова. Родители развелись сразу же после рождения сына. Юный Блок воспитывался в семье матери, окруженный женским вниманием. Бабушка поэта мать и ее сестры занимались переводами, писали стихи и прозу. Первые опыты юного Блока были встречены в семье с особой вниманием. На формирующегося поэта значительное влияние оказала, как он сам отмечал впоследствии, романтическая поэзия Жуковского, творчество которого соответствовало романтически восторженным настроениям начинающего поэта.

С 1898 по 1901 годы после окончания гимназии Блок учился на юридическом факультете Московского университета. Лето он «как правило» проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В соседнем имении Боблово, принадлежащем выдающемуся ученому химику Д.И.Менделееву был оборудован домашний театр, с которым и связано судьбоносное событие в жизни и творческой биографией поэта. Летом 1898 года в театре был поставлен шекспировский «Гамлет», где роль Гамлета играл Саша Блок, а роль Офелии дочь ученого Любовь Менделеева. Блок со всей силой своей страстной и романтичной натуры влюбился в Любовь Дмитриевну. Отношения Блока с Л.Д.Менделеевой во многом определи его художественные поиски. При всей их сложности и противоречивости именно юношеская любовь Блока стала импульсом к созданию его поэтических шедевров, таких, например, как стихи о «Прекрасной Даме».

А. Блок в письме А.Белому от 6 июня 1911 года охарактеризовал три тома своей лирики как «трилогию вочеловечения» (VIII, 344). В 1911 году Блок выпускает трехтомное собрание сочинений. Три тома соответствуют трем главным этапам оформления лирического героя в личность, характерную для всей эпохи рубежа веков.

Тем самым Блок подчеркнул значимость в своем творчестве идеи пути, понятой как история становления и развития человеческой личности в специфических условиях переходной эпохи.

В конечном итоге в первый том вошли стихотворения 1898-1904 годов (основные циклы: «Ante lucem» «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»), во II-ой - стихи 1904-1908 годов («Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фомка», «Вольные мысли» и др.), в III-й - стихи 1908-1916 годов («Страшный мир», «Ямбы», «Возмездие», «Итальянские стихи», «Родина», поэма «Соловьиный сад» и.др.).

К 1898 году относится первый цикл «Ante lucem», многие стихи которого написаны под влиянием юношеской влюбленности поэта в Ксению Садовскую. Стихи эти отражают явственное влияние творчества А.Фета, В.Жуковского, В.Майкова. Но уже здесь есть стихотворение, предвосхищающее художественный мир «Стихов о Прекрасной Даме». Так в стихотворении « Servus Regine» отношения между лирическим героем и его возлюбленной определены в названии: она недостижимый идеал, он – несовершенное земное существо.

Однако первым зрелым сборником поэта, в котором выразилось его поэтическое своеобразие явились «Стихи о Прекрасной Даме» (1901- 1902). Поэтический мир сборника сформирован различными литературными и философскими источниками. С одной стороны, сам образ Прекрасной Дамы отсылает к средневековой европейской лирике трубадуров и миннензингеров, создавших в своих произведениях рыцарский культ служения Прекрасной Даме. С другой, очевидно влияние поэзии Петрарки и Данте с их образом возвышенной любви. Художественное сознание А.Блока испытало на себе сильное влияние идей известного русского философа В.Соловьева. В частности, для Блока оказалась актуальной соловьевская категория Вечной Женственности, Души Мира. Собственным любовным переживаниям, связанным с увлечением Л.Д.Менделеевой, А.Блок придал религиозно-мистический оттенок. Прекрасная Дама - некий идеал внутренней жизни, прозрение истинной реальности - и в отношении к конкретной женщине, и к скрытой сущности мира. «Стихи о Прекрасной Даме», это самораскрытие цельной, идеальной личности. Образы «Стихов о Прекрасной Даме» представляют собой иррациональные переживания личности, модель сознания, далекого от обыденности, повседневной суеты.

Мотив сна - один из центральных в цикле отражает это состояние души лирического героя. Видения, образы из этого сна порой смутны, бессвязны. Это лишь символы – намеки на некую невыразимую, но прозреваемую интуитивно тайну бытия. Поэтому в стихах Блока Прекрасная Дама не обладает конкретной внешностью, черты ее только угадываются, красота ее непереводима на язык земных определений. Лирический герой постоянно в состоянии ожидания Ее прихода. Отсюда лексика, где подчеркнуты семы мерцанья, незнанья, сновиденья. Ее явление символизируют образы ранней весны, молодой жизни, особенно часто появляется образ зари, рассвета.

Образ Прекрасной Дамы не обладает отчетливыми чертами, речью, отсюда - звуковые образы, состоящие из полузвуков, «откликов», отголосков, обрывков слов.

Символичны краски и цвета мира Прекрасной Дамы - это розовый, алый, синий, лазурный, голубой, белый. При этом, надо отметить, что образная система стихов о Прекрасной Даме, ее колорит во многом навеяны, по словам самого А.Блока, впечатлениями от наблюдений поэта над жизнью реальной природы.

А.Блок воспринимал свои видения и интуиции как нечто реальное сущее, он верил в подлинность своих переживаний, которые для него были фактами биографии, и придавал этим явлением апокалипсический смысл, трактуемый как грядущее преображение не только души отдельного человека, но и мира в целом.

Пространство «Стихов о Прекрасной Даме» разомкнуто вертикально. Душа лирического героя через любовь, понимаемую как откровение, приобщение Душе Мира вмещает в себя Космос, в жажде всеединства соединяя земное и небесное, ведь Прекрасная Дама, Душа Мира для того и снисходит к лирическому герою, чтобы освятить, одухотворить земное, герой же наоборот весь в стремлении ввысь. Символы пути – горнего восхождения – знаки внутреннего движения к самоопределению и обретению цельности.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..