Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Реализм начала XX века связан с именами А.М.Горького, А.И.Куприна, И.А.Бунина, А.Андреева, Серафимовича, Вересаева.

С одной стороны, в творчестве этих художников можно увидеть развитие традиции реалистической школы XIX века. Но с другой стороны, можно говорить о новых чертах реализма конца XIX века - начала XX века, что проявилось прежде всего в творчестве А.М.Горького, А.И.Бунина, А.Андреева. Обновление метода происходило под влиянием модернисткой эстетики. Уже в 1910-е годы появились термины «повышенной реализм» «неореализм», «новый реализм» отразившие те новаторские черты реализма, которые проявились в творчестве писателей начала века.

Работа личностного начала в литературе рубежа века отразилась прежде всего в начале нового типа литературного героя. На место героя, зависящего от среды, приходил персонаж, сопротивляющийся, выскакивающийся из среды, активная личность, стремящаяся перестраивать жизнь в соответствии с правилами – «бурный протест, страстный романтизм Горького вышел из невозможности долго, оставаться при той пассивности и тоске, которая отличает героев Чехова».

Особое место в литературном процессе XX века занимает модернизм. Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе XX века, характеризующихся критическим отношениям и традиционным эстетическим представлениям (в частности и реализму), утверждающих новый подход к изображению бытия, новое эстетическим принципам. Модернизм – порождение кризисной эпохи, отражающее неприятие многих устоявшихся к тому времени норм и традиций общественного бытия и сознания.

На заре нового века складывается новая психологическая ситуация, опосредованно отразившаяся в литературе. А. Энштейн создает теорию относительности, З.Фрейд в 1900 году выпускает свою книгу «Толкование сновидений», Т.Маркони в Италии и А.Полов в России изобретают беспроволочный телефон, изобретение братьев Мольер положила начало импенотографу, с Братьев Рейби начинается эра воздухоплавания. Эти и другие открытия и изобретений являют в сознании людей представление о мире и место человека в нем.

Искусство XX века – искусство, выражающее драматизм умирающего старого и рождением нового в сознании человеческой личности.

Модернизм ориентирован на радикальном обновлении искусства.

В русском модернизме лидируют поэтические жанры. Поэты - модернисты как правило обращают существующую действительность противопоставляя мир творимый человеческим духом. Само искусство понималось как высшая форма «жизни творчества».

В произведениях модернистов (таких например, как Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус) можно найти и отголоски декадентских настроений. Однако декаданс и модернизм нетождественные понятия. Декаданс или декадентство от латинского dekadentia упадок) обозначение настроений в литературе и искусстве конца XIX – начала XX века для которых характерные указания, пессимистические умонастроения, выражающиеся в ощущении бессмыслицы бытия, одиночества человека, в воспевании смерти и эстетезации греха и порока. Мотивы жизнетворчества, ожидание обновления мира нередко переплетались в творчестве модернистов с ощущение трагизма человеческого существования, катастрофичности человеческой истории.

Главное направление модернистов символизм, акмеизм и футуризм.

В центре внимания культуры, «Серебряного века» идея личности ее отношение с миром, в познание ее внутренних импульсов и противоречий. Не случайно одна из главных философских работ Н.Бердяева так и называется «Самопознание».

Слово «личность» ключевое в понимании культуры начала века. Интерес к проблеме личности связан с исторический ситуацией ломки устоев в преддверии исторических катаклизмов, изменяющих представления об отношении личности и среды.

Понимание этой проблемы в России начала века тесно связано с философией Ф.Ницше. Ницше в России воспринимали и интерпретировали сквозь призму своих культурных рассуждений, прежде всего через перекличку идей немецкого философа с творчеством Ф.М.Достоевского.

Первые сведения о Ницше проникли в русскую печать в начале 1890-х годов. Одним из популяризаторов его идей стал известный критик П.?Н. Михайловский, возглавлявший журнал «Русское богатство».

В философии Ницше русского читателя привлек прежде всего подъем человека, сильной личности, способной мужественно нести земное страдание, творить красоту, укрепляя свой собственный дух и не нуждаясь в религиозной поддержке. Бог умер, - провозглашает ницшеанский Заратустра.

Цель истории человека и ее перспектива – все это движение к «сверхчеловеку» - идеальной, самодостаточной личности будущего, которая должна являться новым творцом и создателем мира.

Но русских писателей, прежде всего символистов, интересовали его работы по философии культуры. Особой популярностью пользовалась его работа «Рождение традиций» из духа музыки (1872), в которой философ выводил свое понимание искусства из анализа античной традиции. Ницше рассматривает творчество как единство двух полярных начал: диалогического- артистического, хаотического - энергетического, бесформатного - и аналогического – созерцательного логического, гармонического, оформленного. Суть искусства в синтезе этих двух начал, их гармонии, образцом которой для Ницше являлся античная трагедия. Современному же искусству по мысли Ницше часто недостает жизненного дионисийского начала.

Эти идеи раннего Ницше оказали серьезное влияние на русскую литературу и прежде всего символизм. Идея о дионистическом начале получила развитие в работах А.Белого, в диссертации Вяч.Иванова.

Мысль о совершенном человеке волновала и русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Творчество В.Соловьева оказало серьезное влияние на всю русскую литературу начала XX века. В особенности на творчество младших символистов А.Блока, А.Белого. Соловьев - философ и поэт соединил в своем творчестве христианские идеи о преображении мира и человека с мистическими представлениями. Главная категория его философии – София, премудрость Божия – результат его личного мистического опыта, которой он воспринимал как истинную духовную реальность. Этот нтиментальное общение с божественной сущностью – Думой мира – он описал в поэме «Три свидания» (1898):

И в пурпуре небесного блистала

Очами, полными лазурного огня,

Глядела ты, как первое свиданье

Всемирного и творческого дня.

Это видение явилось ему в египетской пустыне, недалеко от Каира, где философ оказался, ведомый мистическим голосом, который он услышал в Лондоне в Британской музе в 1875 году.

Это неземное ведение – образ Софии, соединяющей в себя материальное и духовное, прошлое, настоящее и будущее Творца и творение. Это божественное единство Вселенной: София, Премудрость, Вечная женственность, Душа мира – имена, его обозначающие. Идеальное человечество, которое содержит в себе и связывает все, особенные существа и души – по Соловьеву, есть Душа мира, или София.

Учение о Софии В. Соловьев излагает в своих «Чтениях о Богочеловечестве», где Соловьев представляет историю человечества в мистическом свете. Человечество проходит в своем духовном развитии следующие этапы, согласно учению В.Соловьева: изначальная целостность мира – пребывание в Автомате, - разрушении целостности через страдания, хаос, смерть – обретая великое знание о сущности мира, воссоединяя с божеством и восстановление гармонии. Движение к Богочеловеку и Богочеловечеству для Соловьева связано с воплощением Софии как божественного всеединства.

Одним из важнейших путей достижения всеединства является понимание как таинственно творчество т.е. соединение мистики, изящного искусства и технического художества, подчиненного общей цели – «общению с высшим миром, путем внутренней творческой деятельности». Выдача «свободной ---» в пересоздании существующей деятельности с целью установления единства божественного, человеческого и природного элементов бытия. Именно этот акцент на «жизнетворчество» - пересоздании действительности был подхвачен младшими символистами.

Стремлением к всеязычеству продиктовано в виде работ Соловьева идея Вселенской церкви, в основе которой мысль всесоединении католической и православной, а затем и протестантизма в меж единой церкви, в основе которой мысль о воссоединении католичества и православия, а затем и протестантизма меж единой церкви, которая и должна преобразовать человека и человечество. Причем, в силу специфики русской духовности, миссию создания Вселенской церкви должна осуществить Россия. В этом и есть по Соловьеву русская идея.

Конечная цель искусства, по Соловьеву – теургический акт, выход за собственные границы и позже слияние законов искусства и действительности.

Важное место в философии в Соловьеве занимает его теория Эросе, в составе которой лежат идеи древнегреческого ученого Платона. Смысл любви Соловьев видит в преодолении замкнутости человеческого существования, в признании за другим человеком «безусловного значения», в способности жить не только в себе, но в другом. Причем, подлинное значение любви, проявляется именно во взаимоотношениях мужчины и женщины.

Земное воплощение любви – неосуществимое стремление к Абсолюту. Любящий видит то, что закрыто для обыденного сознания, поэтому любовь – «откровение --- существа», которое есть в каждом.

Идеи, заложенные в «смысле любви» помня свое отражение. И в более поздней работе жизненная драма Платона (1898) где платоновский Эрос трактуется как последний между миром идеи и земным миром, подобно тому, как в «Чтение о Богочеловечестве эту роль играет Божественная праздность Софии».

Соловьевская идея Эроса оказала беспредельное влияние на последующую символистскую эстетику. Путь к преображению земной жизни через мистическую любовь – служения – основа «Стихов о Прекрасной Даме А.Блока», «Золото в лазури» А.Белого, лирика Вяч. Иванова.

Одна из главных тенденций культуры «Серебряного века» - стремление к синтезу. Ряд художников начала XX века соединили в своем творчестве несколько видов искусства. Это Рерих, М.Гюрленис, Волошин, Кузмин, Маяковский и др. Расцвет переживали «синтетические виды творчества: драматический жанр, опера и балет, архитектура и прикладное искусство, искусство книги.

Формы искусства способны до некоторой степени сливаться друг с другом, проникаться духом --- форм, писал А.Белый в статье 1902 году. В лирической поэзии эта тенденция проявляется прежде всего в слиянии музыки и слова. Тезис французского поэта Поля Верлене: «Музыка прежде всего. – приобрела популярность в русской поэзии начала века. Неотразимой была связь слова и музыки на книжно романной основе в стихах Блока. Особой музыкальностью обладала поэзия С.Есенина.

Часто поиски синтеза искусства носили экспериментальный характер. Так художник – символист и композитов М.Гюрленис стремился в своих оркестровых поэмах («Море», «Лес») и живописных работах ( «Прилюдия» и «Фуге», акварели – «Соната солнца, соната звезд», «Морская соната»), соединить выразительные средства музыки и живописи: звук и краску. Андрей Белый в 1901 -1908 годах пишет четыре прозаические симфонии – своеобразные, синтетические, жанровые, образованные, в которых был опробован такой музыкальный прием в организации текста как лейтмотивизм.

В творчестве акмеистов - Ахматовой, Гумилева, Мандельштама обнаруживается связь с принципами архитектуры: образ северной столицы вдохновил их музу. Так Мандельштам в своем стихотворении «Адмиралтейство» (1913) прямо утверждая понимание красоты, восходящее к архитектурному образу.

Футуристов привлекали интегративные виды искусства, прежде всего театр. Но и сам театр они воспринимали как синтез слова, действия и живописи. Образом для них служили новогодние зрелища – цирк, балаган, ярмарочный театр. Футуристов интересовало и искусство книги в единстве содержания и оформления.

Влияние экспрессионистской живописи начала века можно обнаружить в стихах Маяковского 1912-1917 годов, где экспрессионистический принцип смещение «сдвига» форм, пропорции передает образ катастрофически расколотого, страдающего мира и человека.

Новаторские тенденции в развитии литературы непосредственно связаны и с поисками новых форм, нового стиля в области театрального искусства. В развитии театрального искусства особую роль сыграл Маяковский.

Художественный театр, созданный в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стремился продолжить традиции русского реалистического театра XIX века с его установкой на социально-демократическую проблематику. В начале века здесь ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. Но уже с 1906 года обнаруживается интерес к условным формам к символистской эстетике, о чем говорит постановка как «Драма жизни» К.Гамсуна, жизнь человека А.Андреева.

На реалистической направленности МХАТА противостоял созданный в 1905 году при художественном театре – театр-студия Вс.Э.Мейерхольда. Станиславский не принял принципов нового театра.

Мейерхольд в Петербурге сближается с символистами, бывает на башне Вяч. Иванова, обсуждает проект создания условного, импрессионистского театра.

Источником театральной системы Мейерхольда стала Comeidia dill Арте - итальянская комедия. Маска становится основой сценического образа театра марионеток создаваемого режиссером.

Новые формы и приемы рождаются и в живописи. В 1899 году периодическим изданием, объединение художников – модернистов стал журнал «Мир искусства». Этот журнал объединил молодых художников и критиков А.П.Бенуа, И.А.Сомова, Л.С.Бансте, Е.Е.Лансера, С.П.Демлева. Программным принципом этой группы был эстетизм, в основе которого культ сознательного служения красоте, как религии как божественному откровению. Но уже в 1906 – 1909 годах «Мир искусства» (П.Банет, А.Бенуа) призывали к освоению опыта искусства прошлого, к ясности и простоте художественного мышления.

А такие члены группы как Б.Кустодиев, М.Добужинский, А.Головин тяготели к реализму и изображению парадного быта (Б.Кустодиев).

В 1910 году в России в творчестве Р.Филонова, М.Шагона и др. зарождается экспрессионистические тенденции, близкие русскому футуризму. В творчестве Н. Тонгарова, Д.Бурлюна, М.Ларионова, В.Гатлина можно видеть элементы кубизма, интерес к примитиву, что также связано с литературными исканиями авангарда начала XX века. Один из самых значительных художников «Серебряного века» М.Врубель, творчество которого многими чертами соотносимо с литературой русского символизма. Наиболее известное его полотно «Демон поверженный» стало своеобразной --- русской культуры конца XIX - начала XX века. Особое влияние врубелевский «Демон» оказал на художественное сознание и творчество А.Блока (Стихотворение «Демон», поэма «Возмездие» и др.). «Демон» Врубеля в понимании Блока, фигура символическая, это не только метафора противостояния добра и зла, но и призыв к творящей личности и восстанию против тьмы. В этом духе Блок истолковывает и цветовую сине-лиловую гамму картины.

Стремление к синтетическому единству нашло свое воплощение и в музыку этого периода. Наиболее значительной фигурой здесь был А.Скрябин, композитор и философ, стремящийся в своих произведениях: как поэма экстаза, 1907 года («Прометей», 1910 года) и др. Стремление объединить свет и двух, мечтает о создании «Мистерии», которая должна объединить все виды искусства – музыку, танец, архитектуру, цвет, свет. Скрябин верил, что такое синтетическое всенародное искусство сможет объединить человечество в божественном экстазе.

Литература

Онуфриева Н.И. Русская литература ХХ века.- Стерлитамак, 2007.

Лекция 2.

Русский символизм

1.Философская основа символизма. Идеи В. Соловьева.

2.Символ как образ знаковой природы. Использование возможностей слова стать символом.

3.Старшие и младшие символисты.

4.Судьба русского символизма.

5.Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт – представители старшего поколения символистов.

6. творческий путь А. Блока.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..