Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Темы для самостоятельного изучения

  1. Развитие реализма в произведениях В. Вересаева об интеллигенции.

  2. А.И. Куприн. Жизнелюбивый талант.

  3. Лирика И.А. Бунина. Сборник «Листопад».

  4. «Деревенские» повести и рассказы И.А. Бунина «Деревня», «Суходол», «Дурная трава» и др..

  5. Л.И.Андреев. Концепция трагического реализма.

  6. Философские идеи в творчестве Д. Мережковского.

  7. «Монументальный» символизм В. Брюсова.

  8. Солнечная мифология К. Бальмонта.

  9. Художественные искания А.Белого.

  10. Эго-футуризм И. Северянина.

  11. Лингвистическая утопия В. Хлебникова.

Основная литература по курсу

Учебники и пособия

1. Русская литература ХХ века: В 2-х кн. Под ред. Каменцова Л.П. – Уч. пособие для ф-тов рууск. яз. и литературы педвузов. – Кн. 1. – М., ИЦ «Академия», 2002.

2. История русской литературы ХХ века (20-90-у годы): Основные имена. – Уч. пособие для филологич. ф-тов университетов. – Отв. ред. Кормилов С.И. – М., Изд-во МГУ. М., 1998.

3. Мусатов В.В. История Русской литературы персвой половины ХХ века (советский период).- Уч. пособие для ун-тов.- М., «Высшая школа», 2001.

4. Русская литература ХХ века: В 2-х частях. Учебник для 11 класса. Под ред. Агеносова В.В, - Изд. 5-е, перераб. и дополн.- М., «Дрофа», 2000.

5. Онуфриева Н.И. Русская литература ХХ века. Стерлитамак: Стерлитамак. гогс. пед. акад., 2007.

Дополнительная литература по курсу

Исследования и материалы

1. Русская литература на рубеже веков (1890-у – начало 1920-х годов): В 2-х кн. Отв. ред. Келдыш В.А. – Кн.1. – М., «Наследие», 2001.

2. История русской советской литературы: В 4 т. М ., «Наука», 1967. Т. 1.

3. История русской советской поэзии: В 2т. (1917-1941). Л., «Наука», 1983.

4. ХХ век: Закономерности литературного процесса. Кн. 1. Новые художественные стратегии. (Колл. монография). Под.ред. Н.Л. Лейдермана. Изд-во Ю-УрГУ, елябинск, 2002.

5. Русские писатели 20 века. – Биографический словарь. – Гл.ред. и составитель П.А. Николаев. – М., Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2000.

6. Литературные манифесты от символистов до наших дней. Сост. Джимбинов С.Б. – М., Издат. дом XXI век-Согласие, 2000.

7. Опыт неосознанного поражения: модели революционноц культуры. Хрестоматия критических статей. Сост. белая Г.А. – М., ИЦ РГГУ, 2001.

8. Власть и художественная интеллигенция: документы ЦК РКП(б) – ВКП(б) – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917-1953. – Сост. Артизов А. – М., 1999.

9. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. – М., 1977.

10. Воронский А.К. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). – М., 1987.

11. Тынянов Ю.Н. Литературнрное сегодня. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

12. Лежнев А.З. О литературе. – М., 1987.

13. Полонский В.П. О литературе: Избр работы.- М., 1988.

14. Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. – М., 1979.

15. Голубков М.М. Русская литература ХХ в После раскола. – М., 2001.

Практическое занятие

Образ Прекрасной Дамы в поэзии А. Блока.

1. Биографическая основа книги «Стихи о Прекрасной Даме». История создания и публикации.

2. «Стихи о Прекрасной Даме» как своеобразный любовный роман.

3.Вечная женственность, Мировая Душа в «Стихах о Прекрасной Даме».

4. Многослойность образа лирического героя, его метаморфозы.

5.Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.Блока. Рассмотреть стихотворения «Незнакомка», «О, да, любовь вольна как птица».

Литература

Основная

1. Быстров В.Н. История формирования цикла стихотворений А.Блока «Ante lucem» // Александр Блок. Исследования и материалы. – СПб, 1998. – С.125-137.

2.Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.,1974.

3.Долгополов Л. К. Александр Блок. Л.,1980.

Дополнительная

1.Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М.,1970.

2.Венгров И. Путь А. Блока. М.,1963.

3.Минц З. Г. Лирика А. Блока. Вып.3 Тарту, 1976.

4.Орлов В. А. А. Блок. М.,1956.

Практическое занятие

Судьба современной цивилизации в рассказе И. Бунина

«Господин из Сан-Франциско»

1. История создания произведения.

2.Гуманистическая проблематика мировоззренческих рассказов И. Бунина.

3.Философский смысл деталей:

а) мифологический смысл названия рассказа,

б) марионеточность образа господина из Сан-Франциско.

2.Размышления автора о судьбах цивилизации.

3. Социальное и философское содержание размышлений И.Бунина о законах земного бытия. Концепция жизни и смерти.

Литература

Основная

1.Афанасьев В. И. Бунин. М.,1969.

2.Волков А. Проза И. Бунина. М.,1969.

3.Долгополов К. На рубеже веков. – Л.: Сов. писатель, 1985.

Дополнительная

1.Келдыш Б. А. Русский реализм начала ХХ века. М.,1975.

2.Михайлов О. И. Бунин. М.,1967.

3.Смирнова Л. А. Проблема реализма в русской прозе начала ХХ века. М.,1977.

Практическое занятие

«На дне» М. Горького как социально-философская драма.

1.История создания и сценическая судьба пьесы.

2.Место пьесы в творчестве М. Горького.

3.Социальное и философское содержание пьесы.

4.Споры о правде в пьесе:

а) Лука и его философия,

б) Лука и Сатин.

5.Отношение автора к героям.

6.Композиция произведения.

Литература

Основная

1.Акбашева А.С. Вопросы изучения пьесы М.Горького «На дне» в современной школе // Учитель Башкортостана. – 1982. - №2.

2.Бялик Б. Горький-драматург. М.,1962.

3.Кузьмичев И. К. «На дне» Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М.,1981.

4. Кузьмичев И. К. Мечтатели и странники. Литературные портреты. – СПб., 1992.

Дополнительная

1.Муравьев А. «Старик – не шарлатан…» О трактовке образа Луки //Литература в школе. - 1980. - №6.

2. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. – М.: Худ. лит., 1968.

Контрольные вопросы

  1. Своеобразие русской литературы начала ХХ века. Периодизация. Основные течения.

  2. Повести Вересаева об интеллигенции («Без дороги», «Поветрие», «На повороте». Развитие традиций Турнгенева.

  3. Своеобразие реализма Куприна в 1890-е годы. Проблема «человек и среда» в повестях «Молох», «Олеся». Особенности сюжета.

  4. Художественное решение проблемы личности в повести Куприна «Поединок».

  5. Гуманизм произведений Куприна о любви, их жанрово-стилевые особенности («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

  6. Лирическая проза И.Бунина 1900-х годов. Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие.

  7. Поэтика природы в сборнике Бунина «Листопад».

  8. Проблема национального характера в «деревенских» рассказах Бунина 1910-х годов.

  9. Осмысление судьбы России в повести Бунина «Деревня». Жанрово-стилевое своеобразие повести.

  10. Социальное и философское в рассказах Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга».

  11. Особенности реализма в эмигрантском творчестве Бунина. Проблематика, жанры, стиль.

  12. Анализ проблемы отчуждения в событийно-реалистических рассказах Л.Андреева («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»).

  13. Жанр рассказа философского настроения в творчестве Л.Андреева («Большой шлем», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»).

  14. Своеобразие романтизма молодого Горького.

  15. Социально-философская драма Горького («Мещане», «На дне»).

  16. Полемика о пьесе Горького «На дне».

  17. Конфликт и система образов в пьесах Горького «Мещане» и «Враги» (сопоставительный анализ).

  18. Проблематика романа М.Горького «Мать». Полемика о романе.

  19. Теоретические основы символизма. Эволюция русского символизма.

  20. «Стихи о Прекрасной Даме» - первый этап «Трилогии Вочеловечения» Блока.

  21. Циклы «Ямбы», «Родина» как произведения завершающего периода эволюции Блока.

  22. Проблематика и жанровое своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать».

  23. В.Брюсов – вождь русского символизма. Поэзия «монументального стиля».

  24. Миф о человеке в лирике и романах Д. Мережковского.

  25. Солнечная мифология К. Бальмонта.

  26. Эволюция символизма А.Белого. Тема России в романах «Серебряный голубь», «Петербург» (по выбору).

  27. Эстетические принципы акмеизма.

  28. Эволюция лирического героя Н. Гумилева.

  29. Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910-х годов.

  30. Своеобразие футуризма И.Северянина или В. Хлебникова (по выбору).

  31. Лирический герой в раннем творчестве В.Маяковского.

  32. Проблематика и жанровое своеобразие поэм В.Маяковского «Облако в штанах», «Человек».

  33. Послеоктябрьское творчество В. Маяковского.

Художественные тексты для обязательного чтения

А. Куприн. Молох. Олеся. Болото. Поединок. Гамбринус. Листригоны. Гранатовый браслет. Суламифь.

В. Вересаев. Без дороги. На повороте. Поветрие. Лизар. В сухом тумане.

И. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Сосны. Деревня. Господит из Сан-франциско. Легкое дыхание. Братья. Сны Чанга. Захар Воробьев. Митина любовь. Окаянные дни. Солнечный удар. Темные аллеи. Жизнь Клима Самгина.

Л. Андреев. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Иуда Искариот. Большой шлем.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Коновалов. Супруги Орловы. Бывшие люди. Мальва. Враги. Мещане. На дне. Мать. Исповедь. Сказки об Италии. По Руси.

А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Страшный мир Родина. Ямбы. Возмездие. Соловьиный сад. Безвременье. Скифы. Двенадцать.

В. Брюсов. Сонет к форме. Творчество. Юному поэту. Сумасшедший. Ночью. Я. Чудовище. Кинжал. Каменщик. В стенах. сытые. В ресторане. Грядущие гунны. Конь блед. Огненный ангел.

Д. Мережковский. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Дети ночи. Христос и Антихрист (один из романов по выбору).

К. Бальмонт. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце. Ветер. Вода. Я не знаю мудрости. Я вольный ветер. Камыши. Я – изысканность русской медлительной речи. Я мечтою ловил уходящие тени. Лунное безмолвие.

Андрей Белый. Золотое руно. В полях. На горах. Объяснение в любви. Отчаяние. Русь Родина. Веселье на Руси. Петербург. Серебряный голубь (по выбору).

Н. Гумилев. Капитаны. Я конквистадор, в панцире железном. Жираф. Я вежлив с жизнью современною. Открытие Америки. Творчество. Шестое чувство. Память . Заблудившийся трамвай. деревья. Детство. Мои читатели.

И Северянин. Душа пророчит, как оракул. Смотрю ли я на водяные стали. Задремли, милозвездочка! Восторженная поэза. Мороженное из сирени. Дифирамб. Фиалка. Русская. Это было у моря. Классические розы.

В.Хлебников. Кузнечик. Боэоби – пелись губы. там, где жили свиристели. Времыши-камыши. Кому сказатеньки. Заклятие смехом. Когда умирают кони – дышат. Сегодня снова я пойду. Годы, люди и народы. Город будущего. Единая книга.

В.Маяковский. Ночь. Утро. Город. Нате. Я. Вам. А вы могли бы? Адище города. Дешевая распродажа. Лиличка! Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Владимир Маяковский. Человек. Мама, или убитый немцами вечер. Хорошее отношение к лошадям.Левый марш.. Клоп. Письмо Татьяне Яковлевой. Про это. Во весь голос.

История русской литературы ХХ века (1/3)

Основные темы курса.

Лекция 1.

Введение.

Философские и эстетические основы русской литературы ХХ века. Периодизация.

1.Цели, задачи, методология курса.

2.История изучения русской литературы ХХ века.

3.Специфические особенности литературы конца ХIХ - начала ХХв.

4.Периодизация русской литературы ХХ века (по В. Мусатову).

Современное состояние изучения литературы начала ХХ века. Своеобразие культурного развития России в ситуации «тотального кризиса» (изменения в общественном сознании и психологии, активизация личностного начала и влияние идей Ф.Ницше, «русская идея» и ее преломление в религиозной философии и марксизме). Философско-эстетическая основа литературы начала века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Соловьев, Н. Бердяев). История возникновения и смысл терминов «серебряный век» и «русский культурный ренессанс». Экспериментаторский дух эпохи, борьба стилей и направлений в литературе и искусстве. Литература ХIХ и ХХ веков: преемственные связи и отличия.Трансформация принципов построения художественного образа (стремление к синтезу разных творческих методов. Ослабление роли жанрового канона при усилении функции рода, субъективация предмета изображения и семиотизация художественного языка). Дискуссия о кризисе реализма и неореализме. Модернизм как инновационно-креативный тип культуры. Автономизация элитарной и массовой субкультур. Периодизация литературного развития, характеристика основных направлений и течений.

Конец XIX (90-е годы) – начало XX века (до 1917 года) – это целая культурная эпоха, получившая название «Серебряного века».

Культурная ситуация этого периода складывалась под влиянием социально-исторических обстоятельств, характеризующихся ощущение грядущих перемен, что воспринималось одними с ужасом и страхом, другими как преддверие перерождение мира.

В 1890-е годы в России согласно мнениям известных литературоведов, обозначился рубеж новой литературной эпохи, охватывающей период до начала 1920-х годов (по другой периодизации, устоявшейся в советском литературоведении – до 1917 года). Изменение в художественном сознании этого периода связан – не прямо, а опосредовано – в качестве импульса, --- с влиянием процессов, происходивших в социально-исторической жизни России, в частности, с тем общественным подъемом начала 1900-х годов, результатом которого стали события Первой русской революции 1905-1907 годов, а затем революционного переворота 1917 года. Серьезное влияние на формирование нового эстетического сознания оказали и русско-японская война 1905 года и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Русские литераторы начала XX века по-разному интерпретировали эти события. Но для всех них была характерно видеть в событиях российской действительности немой общемировой смысл, воспринимать рубеж веков как время «великого переворота» и начало новых путей развития человечества, в чем особую миссию должна сыграть Россия, русская культура.

Л.Н.Толстой в статье «Конец века» (1905) писал, «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». «Временные же исторические признаки или этот толчок, который должен начать переворот – это только что окончившаяся русско-японская война и одновременно с нею вспыхнувшие и никогда прежде не проявлявшееся революционное движение среди русского народа».

Этот небольшой исторический отрезок в культурном отношении представляет собой выпавший позже русской эстетической и философской мысли. Не случайно этот период называют «Серебряным веком», религиозно-философским Ренессансом. Русская литература развивалась в тесных связях с философской мыслью, неотделимо от нее. Имена В Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, И.Ильина, Л. Шестова, П.Сорокина, С.Булгакова и др. вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой философии.

Русскую литературу начала XX века нельзя воспринимать все ее связи с русской музыкой и живописью, с творчеством художников Врубеля, Сомова, Бенуа, композиторов А.Скрябина, Прокофьева.

Начало XX века характеризуется в русской литературое сосуществованием и взаимодействием двух основных литературных направлений реализма и модернизма.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..