Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н

Дополнительная литература

  1. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / М.: Лабиринт, 2006.

  2. Рикер П. Конфликт интерпретации (очерки о герменевтике) / М.: Медиум, 1995.

  3. Бенвенист Э. Общая лингвистика / М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / М.: Симпозиум, 2006.

Тема 8: Психологические подходы к изучению массовых коммуникаций

Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и модели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ. Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  4. Грушин Л.Я. Массовое сознание. М.,1987.

  5. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс,1981.

  6. Московичи С. Век толп. М.,1996.

  7. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / СПб: «ОЛМА-ПРЕСС» 2002

Дополнительнаялитература

  1. Bandura A., Grusec J., Menlove F. Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set // Child Development, Vol. 37, No. 3 (Sep., 1966), pp. 499-506

  2. Bandura A. Social learning theory / NJ: Prentice Hall, EC, 1977.

  3. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

  4. Bushman B. Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs in memory // Personality and Social Psychology Bulletin, n 24, 1998.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / М.: Наука, 1984.

Тема 9: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Фомичева И.Д. Социология СМИ / М.: Аспект-Пресс, 2007.

Тема 10: Теории информационного общества

Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.

  7. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.

Дополнительная литература

  1. Тоффлер Э. Третья Волна / М.: Аст, 2004.

  2. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, №1, 2001.

  3. Абрамов Р. Похищение будущего или «футурошок» Алвина Тоффлера // Социальная реальность, № 12, 2006.

  4. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, №1, 2000.

  5. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

  6. Innis H.A. The Bias of Communication // Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 15, No. 4 (Nov., 1949), pp. 457-476.

  7. Innis H.A. Communications and Archaeology // The Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 17, No. 2 (May, 1951), pp. 237-240

  8. Goody J. Evolution and Communication: The Domestication of the Savage Mind // The British Journal of Sociology, Vol. 24, No. 1 (Mar., 1973), pp. 1-12

  9. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е.Л., М.: Икар, 2004.

  10. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

Тема 11. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.

«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  4. Черных А.И. Мир современных медиа / М.: Территория будущего, 2007.

  5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.

  6. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.

  7. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР 1940-1960 / СПб: Изд-во ЕУСПб, 2008.

Дополнительная литература

  1. Rogers E. M. New Product Adoption and Diffusion // The Journal of Consumer Research, Vol. 2, No. 4 (Mar., 1976), pp. 290-301.

  2. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология, Том 2, № 5, 2002, с. 93.

  3. Wurtzel A.H., Turner C. Fonctions latentes du téléphone. Ce que manque lorsque la ligne est coupée // Réseaux, CNET, n° 55, 2002.

  4. Morley D. Interpreting Television // Popular Culture and Everyday Life (Block 3 of U203 Popular Culture). Milton Keynes: Open University Press, 1984, pp. 40-68

  5. Morley D. The 'Nationwide' Audience: Structure and Decoding. / London: BFI, 1980.

Тема 12: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Гофман И. Анализ фреймов / М.: Институт социологии РАН, 2004.

  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / М.: Смысл, 2005.

Тема 13: Политическая экономия коммуникаций

Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.

  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.

  8. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004

  9. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004

  10. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.

  11. Багдикян Б. Монополия средств информации / М.: Прогресс, 1987.

Дополнительная литература

  1. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. М, Национальный институт прессы и изд-во Вагриус. 1998..

  2. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd edition. London, Thousand Oaks, New Delhi, SAGE Publications. 1987.

  3. Mosco V., Herman A. Critical Theory and Electronic Media // Theory and Society, Vol. 10, No. 6 (Nov., 1981), pp. 869-896

  4. Mattelart A., Polan D.B. The Nature of Communications Practice in a Dependent Society // Latin American Perspectives, Vol. 5, No. 1, Culture in the Age of Mass Media (Winter, 1978), pp. 13-34

6. Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Тематика контрольных работ

Основная форма контрольных работ – письменный тест. Тест составляется преподавателем курса на основе контрольных вопросов, проверяющих качество освоения дисциплины, и может варьировать количество вопросов, их характер и т.д. Обязательным требованием является наличие как закрытых вопросов, так и вопросов развернутого характера, оцениваемых по шкале широкого спектра и проверяющих в целом понимание общих аспектов курса.

Домашние задания и требования к ним

Домашние задания представляют собой самостоятельные сочинения оценочного характера и посвященные одному из авторов / теме, изучаемых в ходе курса. При оценке работ учитывается самостоятельность работы, глубина изучения автора, умение оперировать теоретическими концептами курса. Объем домашних заданий – не менее 5 страниц. Основные приблизительные темы домашних заданий:

По компоненту «История медиа»

  1. Средства коммуникации в экономическом развитии.

  2. Технологический медиадетерминизм: за и против.

  3. Коммуникации и этапы развития общества.

  4. Концепция М. Кастельса: больше футурологии или социологии?

  5. Теория Д. Маккуэйла и ее роль в понимании истории медиа.

  6. Сопровождает ли технология развитие общества или общество идет за технологией?

  7. Маршалл Маклюэн и «Галактика Гутенберга».

  8. Роль книгопечатания в развитии медиа.

  9. Организация цензуры в странах Запада.

  10. Цензура: различные теоретические подходы.

  11. Четыре теории прессы: Ваши представления!

  12. Информационное общество – понимание термина.

  13. Медиа и средства коммуникации в мировой экономической мысли

  14. Масс-медиа, политическая и экономическая системы как механизм.

По компоненту «Теория медиа»

  1. Парадигма «силы медиа» в ранних линейных теориях (теория пули).

  2. Парадигма «ограниченных эффектов» в работах Колумбийской школы

  3. Теория двухступенчатого потока информации

  4. Вариации парадигмы ограниченных эффектов (теории повестки дня и спирали молчания).

  5. Пол Лазарсфельд и теория двухступенчатого потока информации

  6. П. Лазарсфельд как представитель эмпирико-функционалистского направления изучения СМИ.

  7. Э. Ноэль Нойманн и теория «спирали молчания».

  8. М. Маккомбс и Д. Шоу и теория «повестки дня»

  9. Концепция «общественного мнения» У. Липмана.

  10. Коммуникационные модели: от линейных к цикличным.

  11. Теодор Адорно и философия музыки

  12. Парадигма культурных индустрий и ее трансформация

  13. Теория коммуникационного контроля в работах Маркузе и поздней Франкфуртской школы

  14. Теория «общественной сферы» Ю. Хабермаса.

  15. Хабермасовская теория действия.

  16. Теория галактик М. Маклюэна

  17. М. Кастельс об информационном обществе

  18. Теория диффузии инноваций у Э. Роджерса

  19. Теория «перевода» Б. Латура

  20. Теория обретения пользы и удовлетворения Э. Каца

  21. Парадигма активного потребителя в работах Э. Каца

  22. Теория культурного доминирования

  23. Культурный империализм Г. Шиллера

  24. Г. Шиллер как представитель политэкономии массовой коммуникации.

  25. Г. Шиллер и манипуляторы сознанием

  26. Теория культурных индустрий в политэкономической традиции

  27. Этнометодология Г. Гарфинкеля

  28. Теория интеракционизма И. Гоффмана.

  29. Теории о понятиях информации и коммуникации

  30. Социологическая традиция изучения информации и коммуникации

  31. Культурологическая традиция изучения СМИ

  32. Теория индустриализации культуры в работах Франкфуртской школы

  33. Социальный и коммуникативный контроль в работах Маркузе и Хабермаса

  34. Ю. Хабермас и теория общественной сферы.

  35. Теория гегемонии А. Грамши и роль масс-медиа в ней.

  36. Теория знака в лингвистической традиции изучения СМИ.

  37. Модель коммуникации с точки зрения Р. Барта

  38. Концепция мифа в работах Р. Барта

  39. Методика анализа текста в лингвистической традиции изучения СМИ.

  40. Актантная модель А. Греймаса

  41. Т. Ван-Дейк и дискурс новостей.

  42. Теории информационного общества.

  43. Э. Тоффлер об информационном обществе.

  44. М. Кастельс о распаде СССР и информационных факторах.

  45. Информациональное общество М. Кастельса.

  46. Эволюция моделей технической инновации

  47. Основные направления исследований Cultural Studies.

  48. Новая парадигма «активного пользования» в теориях СМИ.

  49. Политэкономическая теория медиа.

  50. Теория культурного империализма.

  51. Крупные концерны медиа и критика концентрации в работах политэкономии медиа.

  52. Критика «нового мирового информационного порядка» в теориях культурного доминирования.

  53. Теория коммуникативного центра и периферии

  54. Теории культурных индустрий в политэкономии коммуникации

  55. Этнометодология и интеракционизм как коммуникационные теории

Формы проведения семинарских занятий

  1. Анкетирование аудитории для составления ее профиля. Индивидуальная карта медиа мира. Обсуждение карт и методы ее корректировки. Медиакомпетентность, медиаграмотность и медиаиммунитет. Обсуждение этих понятий и составляющих. Эффекты медиа, их примеры в конкретных передачах, фильмах и т. д. Вопросы анкеты:

    • Какие медиа вам известны?

    • Ваши мотивы обращения к медиатекстам.

    • Напишите известные вам фамилии исследователей медиа.

    • Какие отраслевые журналы/ сетевые ресурсы посвящены проблемам медиа?

    • Какие новости сегодня обсуждаются в СМИ.

    • Какие из них вам интересны? Почему?

  1. Задание к семинару. Просмотреть фильмы: Народ против Лари Флинта (1996), Гражданин Кейн (1941), «Пираты силиконовой долины», «Социальная сеть». Разбор интервью Дэвида Фроста с Ричардом Никсоном. Обсуждение роли медиа в формировании образа политика, журналиста, власти в целом. Трансформация образа одного человека в различных медиа.

  2. Группы (3-5 человек) должны представить доклад и наглядный материал по следующим странам: США, Япония, Франция, Китай, Германия, Великобритания, ОАЭ, Италия, Канада. В докладах должны быть освещены следующие вопросы:

    • Органы, контролирующие медиа.

    • Законы, регулирующие деятельность медиа.

    • Виды цензуры и наказания за нарушение цензурного режима.

    • Радио- и телевизионные программы с наиболее высокими рейтингами.

    • Лидеры кинопроката, самые посещаемые сайты и газеты самым высоким тиражом за последний год.

    • Десять произведений (кинофильмы, книги, музыка) и десять авторов, запрещенных в данной стране за последние 5 лет. Причины, по которым они подверглись цензуре.

    • Темы, обсуждаемые в СМИ за последнюю неделю. Какие страны упоминаются в СМИ и в каких разделах (экономика, политика, культура).

7. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

По компоненту «История медиа»

  1. Виды и формы коммуникаций.

  2. Ключевые отличия массовой коммуникации.

  3. Место массовой коммуникации в уровнях коммуникаций.

  4. Основные атрибуты массовых коммуникаций.

  5. Основные жанры коммуникаций.

  6. Функции медиа и коммуникаций на микроэкономическом уровне: обслуживание обмена.

  7. Медиа и коммуникации как информация о рыночных альтернативах.

  8. Медианосители и трансформация форм социальной организации.

  9. Медиа и коммуникации и их роль в порядках закрытого и открытого доступа.

  10. Формы цензуры в период средневековья.

  11. Контроль университетских книжных корпораций как форма цензуры.

  12. Трансформация роли церкви в регулировании идеологических норм.

  13. Роль книгопечатания в мировой культуре.

  14. Книгопечатание и Эпоха Возрождения.

  15. Роль книгопечатания в движении Реформации.

  16. Книгопечатание как «разменная карта» в борьбе за влияние и автономию немецких княжеств.

  17. Французская система регулирования прессы. Французский принцип свободы печати.

  18. Роль Великой Французской Революции в книжном и газетном промысле.

  19. Роль Звездной палаты и Компании типографщиков в регулировании печатного промысла в Великобритании.

  20. Британский принцип свободы печати.

  21. Эволюция свободы печати в Великобритании.

  22. Наполеон Бонапарт и манипулирование прессой.

  23. Развитие регулирования прессы во Франции в 19 в.

  24. Развитие регулирования прессы в Великобритании в 18-19 вв.

  25. Бисмарк и манипулирование прессой.

  26. Американский принцип свободы печати.

  27. Массовая пресса и ее роль в конце 19 в.

  28. Военная пропаганда 1 мировой войны.

  29. Немецко-фашистская пропаганда и пропаганда союзников во 2 мировой войне.

  30. Появление радио и телевидения как предприятий медиа.

  31. Особенности развития газетного и медиарынка Великобритании после войны.

  32. СМИ в зонах оккупации в Германии после войны.

  33. Развитие медиа во Франции после войны.

  34. Пресса США и власть.

  35. Основные трансформации письменности и его носителей.

  36. Эффективность письма и эволюция письменности от идеографических к силлабическим письменностям.

  37. Форма книги и ее эволюция.

  38. Трансформация внешнего вида книги с появлением книгопечатания.

  39. Трансформация форм библиотек

  40. Организационные формы книжного промысла.

  41. Оптический телеграф и его социальное значение.

  42. Оптический телеграф как административный канал коммуникации.

  43. Электрический телеграф как корпоративная система.

  44. Телефон и телеграф: борьба двух коммуникационных систем.

  45. Технологии «сохранения» информации: изобразительной (фото и кино) и аудиальной (фонограф).

  46. Трансформация форм музыкальной практики в 19 в. и устройства ее облегчающие.

  47. Огюст и Луи Люмьеры. Кино как аттракцион. Начало истории кинематографа.

  48. Братья Патэ: рождение экранной журналистики.

  49. Жорж Мельес: кино как “сфотографированный театр”. .Возникновение и формирование языка экранного искусства. Д.У.Гриффит.

  50. Рождение экранной публицистики. Дз.Вертов и его “Киноправда”. Историко-монтажный (архивный) фильм. Эсфирь Шуб.

  51. Сценарная документалистика: от “Турксиба” Виктора Турина до экранного стереотипа “пропаганды успехов”.

  52. С.М.Эйзенштейн о ведущей роли кинодокументалистики в 20-е годы. Монтаж и его различное понимание американской и советской киношколами.

  53. Передача изображения на расстояние. Научно-технические предпосылки ТВ: Максвелл, Герц, Столетов и др.

  54. Первые идеи и опыты реального ТВ: Нипков и Розинг. Роль и место проф. Б.Л.Розинга в истории телевидения.

  55. Состояние мирового телевидения в 30-е годы ХХ века. Пропагандистские устремления тоталитарной власти – толчок к опережающему развитию ТВ в нацистской Германии. Война 1939-45гг.: тормоз в развитии ТВ.

  56. Новый этап в развитии аудиовозуальной коммуникации 50-60 гг. Основные характеристики и факторы развития.

  57. Открытия кинематографа 50-60 гг . Общая характеристика.

  58. «Неореализм». Характеристика направления, эстетические открытия и приемы, представители направления.

  59. «Новая волна» Характеристика направлений, эстетические открытия и приемы, представители направления.

  60. Советское кино 60-х. Тематика, эстетика, наиболее яркие режиссеры периода.

  61. Телевидение «оттепели» в истории страны (СССР) и «новостная документалистика» в США

  62. 1960 -1968 гг. Новая эстетика телевидения. Основные жанры и программы. Споры о «документальности» и «малоэкранном кино» на телевидении.

  63. 1960-е годы как переломные в истории ТВ развитых стран мира. Массовое телевидение. Оформление трех статусных форм телевидения, их характеристика.

  64. Август 1968г. – толчок к распаду мирового коммунистического движения. Растущая изоляция СССР от внешнего мира, влияние этих обстоятельств на деятельность кино и телевидения.

  65. 1985г.: новое партийное руководство страны. Политика «перестройки и гласности»: противоречие между стратегией (цели, задачи), тактикой (реальная практика) и конечными результатами. Печать и телевидение.

  66. ТВ и гласность: попытки освободиться от идеологического прессинга и цензуры. Роль и место ТВ в событиях августа 1991-го года.

  67. Размежевание телевидения на производителя и вещателя. Начало коммерциализации ТВ. Роль и место рекламы на ТВ.

  68. Указ Президента о преобразовании «Останкино» в ОРТ. Оценка реальной ситуации, сложившейся после Указа.

  69. Мобилизация федеральных телеканалов и роль российского олигархата в предвыборной борьбе 1996-го года.

  70. НТВ до и после президентских выборов 1996г.

  71. Создание канала «Культура», характеристика его структуры и рубрик.

  72. Усиление политико-пропагандистского потенциала ТВ в предвыборном сезоне 1999-2000гг. ОРТ и НТВ в центре «информационных войн».

  73. Проблема журналистской этики.

  74. Реорганизация и переформатирование канала НТВ после 2000г.

  75. Унификация политико-пропагандистского облика федеральных каналов ТВ – тенденция развития отечественного ТВ последних лет.

  76. Основные тенденции развития мирового телевидения на переломе ХХ-ХХ1 вв.

  77. Коммерческое и общественное ТВ, их сосуществование на современном этапе; эфирное (открытое) и кабельное (подписное) ТВ.

  78. Аудиовизуальная коммуникация в новом технологическом цикле истории человечества: от массовой телевизионной коммуникации к глобально-сетевой индивидуальной коммуникации (Интернет)

По компоненту «Теория медиа»:

  1. Понятия информации и понятия коммуникации

  2. Понятия СМИ и медиа

  3. Математическое и гуманитарное представление об информации.

  4. Медиа и СМИ: сходства и различия.

  5. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях.

  6. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации.

  7. Первые исследования массовых коммуникаций.

  8. Классификация основных теорий массовой коммуникации

  9. Математическая теория информации и ее производные в теориях коммуникации.

  10. Эмпирико-функционалистская группа теорий

  11. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды.

  12. Функциональная социология медиа.

  13. Парадигма «пропагандистской силы» в ранних исследованиях масс-медиа.

  14. Парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа.

  15. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения».

  16. Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы.

  17. Теория двухступенчатого потока информации.

  18. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения».

  19. Теория «повестки дня» и «спирали тишины».

  20. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры.

  21. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера.

  22. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе.

  23. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

  24. Концепции знака в структурной лингвистике.

  25. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях.

  26. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации.

  27. Лингвистическая теория массовой коммуникации.

  28. Теун Ван Дейк и когнитивная теория дискурса новостей.

  29. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения.

  30. Теория прайминга.

  31. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

  32. Актантная модель А.-Ж. Греймаса

  33. Современные социологические концепции массовой коммуникации.

  34. Информационное общество как социально-философская парадигма.

  35. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна.

  36. Теории «информационной экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма).

  37. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса.

  38. Норберт Винер и кибернетика в теориях коммуникации.

  39. Модели диффузии инноваций.

  40. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.

  41. «Культурные исследования» как направления исследования массовых коммуникаций.

  42. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

  43. Школа Пало-Альто в теориях коммуникации.

  44. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана.

  45. Концепция культурного империализма Герберта Шиллера.

  46. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации».

  47. Теория культурной зависимости и ее лимиты.

  48. Концепция культурных индустрий.

  49. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов.

Автор программы
профессор, к.ф.н., Ph.D. _______________________ И.В. Кирия
  1. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  2. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  3. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  5. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  8. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  9. Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

    Программа дисциплины
    Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

Другие похожие документы..