Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н

3. Базовый учебник

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. – М.: Аспект-пресс, 2005. – 176 с.

История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

4. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Промежуточной формой контроля является письменная контрольная работа в форме теста, а также 2 домашних работы, представляющие собой синтез теоретических представлений студентов о каком-либо медиа-феномене.

Формой контроля является экзамен в письменной форме с последующим устным собеседованием по результатам письменной работы. Слушатели должны хорошо ориентироваться в направлениях теорий информации и коммуникации, истории медиа и медианосителей, различать различные методологические подходы к изучению медиа и быть знакомыми с основополагающими текстами в этой области. Наконец, слушатели должны уметь аргументировать свою позицию, используя полученные знания, обобщать и систематизировать информацию. Итоговая оценка проставляется по формуле:

Оз*0,5+Ок*0,2+Ос*0,2+Оп

Где: Оз = оценка за экзамен по 10 бальной шкале

Ок = оценка за рубежные виды контроля по 10 бальной шкале (средняя за все)

Ос = оценка работы в ходе семинарских занятий, которая проставляется по 10 бальной шкале в зависимости от количества занятий, в которых студент проявил себя.

Оп = оценка за посещаемость, которая выставляется путем перевода показателя посещаемости в % в 10-бальную шкалу.

Итоговая оценка проставляется по 10 бальной шкале, где:

8-10 = «отлично»

6-7 = «хорошо»

4-5 = «удовлетворительно»

1-3 = «неудовлетворительно»

5. Содержание программы

Тема 1:Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.

Медиакоммуникации как распространение символических форм. Медианосители и усложнение государственных типов устройства. Усложнение общества как процесс контроля над насилием. Типы социальных порядков. Порядки закрытого доступа, характеристики их медиасреды. Порядки открытого доступа: характеристики медиасреды. Четыре формы власти и из взаимосвязи. Взаимосвязь политической и экономической форм власти. Взаимосвязь и взаимозаменяемость принудительной формы власти и символической формы власти. Медиа и эволюция экономики. Макроуровень коммуникаций в экономическом развитии (поддержка торговли, географии). Микроуровень (проблема информационной асимметрии в экономике, проблема доверия и «принуждения»). Развитие медиа как платной информации. Развитие медиа в контексте политики. Медиа в открытых политических режимах. Эволюция медиа от плюрализма мнений к «универсальности новостей». Церковь и символическая монополия, ее эволюция. Эволюция систем принуждения и коммуникативных форм их осуществления.

Основная литература:

  1. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Издательство Института Гайдара, 2011

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  4. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  5. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

Дополнительная литература:

  1. Тили Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990– 1992 гг. / М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009.

  2. Coyne, Christopher & Leeson, Peter (2004), “Read All About It!!! Understanding the Role of Media in Economic Development”, Kyklos, vol. 57, pp. 21-44.

  3. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии, пер. с англ., М.: Всемирный банк, Изд-во «Весь мир», 2005.

Тема 2: Основные формы коммуникации и их развитие.

Четыре основных формы коммуникации: жест, изображение, речь и письменность. Промежуточная и переходная форма музыки как формы коммуникации. Особенности коммуникации у животных и отличие этой коммуникации от коммуникации у людей. Биологические и социальные семиотики, их отличие. Устная речь как автоматическая форма коммуникации. Изображение и эволюция изображения. Письменность как коммуникативная форма существования государств. От пиктографических к идеографическим и алфабетическим письменностям. Носители письма и их транспортабельность, ее роль. Основные коммуникативные жанры дискурса: экспрессивный, аргументативный и информативный.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Корнилова Е. А. Риторика – Искусство убеждать, М.: Изд-во МГУ, 2002

  6. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  7. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

Тема 3: История контроля массовых коммуникаций.

Организация книжного промысла в странах Европы в допечатную эпоху. Церковный контроль коммуникации. Университетские корпорации и ограничение книжного промысла. Церковный контроль в централизованных и раздробленных странах. Основные политические вызовы книгопечатания. Рескрипты и привилегии как система регулирования печатного промысла. Первые периодические издания в системе привилегий. Эпоха Просвещения и «ломка» модели элитной книги. Роль буржуазных революций в Англии и Франции в развитии свободы слова. Свобода слова как право и его ограничения. Концепции свободы слова. Манипулятивные модели регулирования прессы в 19 в.: Наполеон и Бисмарк. Установление законодательных режимов свободы слова. 20 век и разделение «пропаганды» и «журналистики». Особенности советского и пост-советского периода контроля в России. Основные ограничители деятельности медиа: давление государства, корпораций, групп влияния.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., Изд-во МГУ, 1991.

  7. Беглов С. И. Империя меняет адрес, М.: МП-Паблиш, 1998

  8. Введение в мировую журналистику, Антология в 2 т., составитель Г. В. Пруцков, М.: Омега-Л, 2003

  9. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  10. Вороненкова Г. Ф. Путь длиной пять столетий, М.: Языки русской культуры, 1999.

  11. Иванян Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша: Белый дом и пресса, М.: Политиздат, 1991

  12. История зарубежной журналистики: 1800-1945, хрестоматия, составитель Г. В. Прутцков, М., 2007

  13. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.), Учеб. пособие для вузов под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1999.

  14. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР, под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1985.

  15. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции, М.: Изд-во МГУ, 1989.

  16. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  17. Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель, М.: ВК, 2006.

  18. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

Тема 4: История медианосителей и технологий медиа.

Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы Европейских государств.

Изобретение оптического телеграфа Клода Чаппа: административно-политический аспект. Первая система кодирования сообщения в оптическом телеграфе. Военно-политическое использование оптического телеграфа. Первые попытки гражданского использования системы. Борьба между оптическим и электрическим телеграфом. Изобретение электрического телеграфа: первые виды применения и конкурирующие системы. Коммерциализация электрического телеграфа.

Система государственных монополий на средства связи. Особенности скелета транспортных инфраструктур и систем связи. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Техническое устройство телефона. Особенности первых использований телефона. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в. Телефонное отставание и его причины.

Первые опыты по переносу изображений. Опыты Ньепса и изобретение фотографии как химического процесса для переноса гравюр. Дагер и изобретение дагеротипии (классической фотографии). Оппозиция системы «копирования» изображения и системы «уникального» изображения. Изобретение фотобумаги. От профессиональной к любительской съемке.

Акустическая дагеротипия. Опыты Надара. Томас Эдисон и изобретение фонографа. Фонограф как прибор, не вписавшийся в потребность музыкальной индустрии. Особенности записи музыки на восковый валик. Появление патефона. Патефон и фонограф: преимущества и недостатки.

Радио и телевидение как медианосители и средства транспорта. Основные технические и инфраструктурные особенности вещания: эфирное, кабельное, спутниковое. Цифровое телевизионное вещание. Интернет и электронные коммуникации.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  7. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  8. Поллак П. Из истории фотографии. – М.: Планета, 1983.

  9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

  3. Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2003. – 104 с.

  4. Члиянц Г. Из истории телеграфа. РАДИОхобби, № 3/01, с. 2.

  5. Flichy P. Une histoire de la communication moderne, Paris : La Découverte, 1991

Тема 5: История аудиовизуального искусства.

Предыстория. Изобретение техники кино (Эдисон), способа и формы его существования – киносеанса (братья Люмьеры). Декабрь 1895г. – дата рождения кинематографа.1902г. – рождение экранной информации (братья Патэ и их «Патэ-журналь»). 10-е годы ХХ в. – начало формирования экранного языка как нового искусства и способа освоения (отражения) сочиненного (сыгранного) и реального материала. Дэвид Уарк Гриффит.

Расцвет «великого немого» (1916-1928) и звукового кино (1928-1940). 20-е гг. – возникновение и формирование трех ее основных направлений: «киноправда» Дз.Вертова, историко-монтажное кино Эсфири Шуб и сценарный фильм Виктора Турина. Мировое влияние Вертова: забвение его на родине, в СССР, и последователи его и ученики за рубежом (Франция, Англия, Польша, США и др.). Американская (Гриффит) и советская (Эйзенштейн) школы монтажа, т.е. осмысления и экранного воплощения материала. Экспериментальный этап телевидения. Мировые телевизионные державы.

Послевоенная аудиовизуальная эстетика. Факторы развития аудиовизуальной культуры (социальные, политические, экономические, технические, этетические). Тенденции в кино: неореализм и «новая волна». Тенденции в искусстве – движение к постмодернизму. Тенденции в СМИ: начало массового телевидения, «золотой век документалистики» в США, телевидение периода «оттепели» в СССР, новая документалистика. Уроки кинематографа (итальянский психологизм, японская созерцательность). Интерес к индивидуальности и быту. ХХ съезд КПСС (1956) и начало эпохи «оттепели» – относительных свобод в обществе и СМИ. Начало самопознания ТВ как новой коммуникации Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957г.) как пропагандистская акция, задуманная с широким размахом и ориентированная на мировое общественное мнение. Роль и место в ней телевидения. Овладение новыми жанрами и формами экранной информации и началами телеискусства: мобильный кинорепортаж. Прямой телерепортаж с ПТС (отечественные ПТС-5 и английские ПТС-Маркони). Первые комментаторы – ведущие и телерепортеры.

1960-1970 гг. 60-е - новая эстетика кино и ТВ, основные жанры. Новый гуманитарный контекст: постиндустриальное общество (общество потребления Европе и Северной Америке) и новые темы и язык аудиовизуального искусства. «Сладкая жизнь» Ф.Феллини и поставленная,по сути, проблема «симулякра» (спустя десятилетия осмыслена философами, в частности Бодрияром). «Приключение» М.Антониони и проблема «дедраматизации», т. е. отмена традиционной драматургии. «Золотой век документалистики» в США. Эдд Мэрроу и «расследовательская журналистика» в Америке и Европе (методы спровоциорованнолй ситуации, методы провокации, методы наблюдения). Выбор в США президентом конгрессмена Кеннеди и поражение «политического тяжеловеса» Никсона. «Первая телевизионная война в гостиной» (Вьетнам). Пересмотр роли и значения ТВ в социально-политической жизни общества (теледебаты). Особая эстетика ТВ, связанная с условиями просмотра и восприятия: персонификация, периодичность (сериальность), привычка к просмотру. СССР – эксперименты по программирования. Создание молодежного ТВ – редакции молодежных программ (февраль 1958). Ежемесячная программа «В эфире – Молодость». Особое место и роль телевизионного творчества И.Л.Андроникова (его «устные рассказы», фильмы-исследования).

Современное кино и ТВ. Утверждение нормативной стилистики (цвет, звук, приемы монтажа, процесс производств и проката и пр.) привычного сегодня кино. Цветное кино стало преобладать над черно-белым, перевернулось понятие нормы: если раньше само по себе использование цвета претендовало на художественную значимость (цвет в «Броненосце Потемкине», цвет в финале Андрея Рублева), то отныне ч\б кадры стали претендовать на особую значимость. Информационное общество, движение к глобальному телевидению и крупнейшая индустрия нового времени - медиаиндустрия. Возникновение качественно нового – круглосуточного, общемирового информационного телевидения. Постмодернизм» в кино. Д.Линч, П.Гринуэй, К.Тарантино. Глобализация кинопроцесса, в число лидеров выходят режиссеры нетрадиционных кинематографических держав – скандинавские, южно славянские, испанские, китайские, корейские. Яркие представители эпохи – Д.Джармуш, А.Сокуров, О.Иоселиана, Э.Кустурица. Т.Бертон, П.Альмодовар. Перестройка, гласность и ТВ. Коммерциализация отечественного ТВ, его плюсы и минусы. Закат эры «олигархов» и усиление пропагандистского потенциала ТВ.

Основная литература:

  1. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ (гл.4). М..1998.

  2. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002.

  3. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

  4. Телерадиоэфир: история и современность (статьи Р.Борецкого, С.Муратова, В.Голованова). М.,2008

  5. Филиппов С Киноязык и история. Краткая история кинаматографа и киноискусства. М.,2006

  6. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения. М., 1983

Дополнительная литература:

  1. Садуль Ж. История кино искусства: от его зарождения до наших дней. М.,1967

  2. Салкелд О. Лени Рифеншталь: триумф и воля. М,2003

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Марьямов Г.Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино.М.,1992.

  5. Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М.,1992

  1. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  2. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  3. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  5. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  8. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  9. Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

    Программа дисциплины
    Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

Другие похожие документы..