Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Теории и методики обучения и воспитания

Ф.и.о. автора: Пономаренко Татьяна Михайловна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и

дошкольного возраста»

(название)

Специальность:

031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель:

Пономаренко Татьяна Михайловна

кандидат педагогических наук,

доцент

Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования».

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан Романова М.А.

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I.

Рабочая программа дисциплины

4

1.1.

Цели и задачи изучения дисциплины

4

2.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

5

3.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

6

3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

6

3.2.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

8

4.

Содержание курса

8

5.

Темы практических и семинарских занятий

10

6.

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

10

7.

Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

10

8.

Учебно-методическое обеспечение

13

8.1.

Литература

13

8.2.

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

15

8.3.

Методические указания студентам

15

8.4.

Методические рекомендации для преподавателя

17

II.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

20

Содержание ГОС дисциплины

«Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (ГОС 2005г.)

Семья как объект научного исследования, субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития ребенка.

Проблемы семьи и семейного воспитания. Типология семьи. Основные функции семьи.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Народная педагогика как основа домашнего воспитания. Родительский авторитет и педагогический такт родителей. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи. Половое воспитание в семье. Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

Семья и дошкольное образовательное учреждение

1. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель:

- сформировать у студентов готовность к организации общения с семьями воспитанников;

- дать представление о содержании, формах и методах семейного и домашнего воспитания, обучения и развития дошкольников;

- показать роль семьи в развитии и социализации личности ребенка.

Задачи:

1. Дать студентам знания о цели, задачах, содержании, формах и методах

семейного воспитания.

2. Сформировать умения и навыки общения и взаимодействия с родителями.

3. Познакомить с историей становления и развития семейного и домашнего воспитания в России.

4. Закрепить умение анализировать научные исследования и методическую литературу по проблемам семейного и домашнего воспитания.

5. Ориентировать на организационно-управленческую, научно-методическую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую деятельность, культурно- просветительскую виды деятельности с родителями воспитанников.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен иметь представление:

- об основных проблемах семейного воспитания, об особенностях взаимодействия с родителями.

Знать:

- о семье как субъекте педагогического взаимодействия и социально-культурной среде развития ребенка и объекте исследования, ее роли в формировании личности дошкольника;

- о проблемах семьи и семейного воспитания;

- о мерах воздействия на ребенка в семье;

- о взаимосвязи семейного и общественного воспитания;

- о путях оказания педагогической помощи семье;

- о функциях семьи, о ее роли в воспитании детей;

- о факторах, определяющих силу и действенность семейного воспитания;

- о задачах и содержании семейного воспитания;

- о специфике методов и приемов семейного воспитания;

- о взаимосвязи семейного и общественного воспитания;

- о необходимости оказания семье дифференцированной педагогической помощи.

Уметь:

- выявлять знания, педагогические потребности и интересы родителей;

- выявлять и анализировать затруднения педагогов и их положительный опыт в общении с родителями;

- находить эффективные средства для повышения педагогической культуры родителей;

- внедрять нетрадиционные формы активизации родителей;

- повышать педагогическую культуру родителей;

- устанавливать доверительный, деловой контакт с семьей;

- владеть навыками проведения индивидуальной и коллективной работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении и семье;

- внедрять нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей;

- формировать у родителей педагогическую рефлексию;

- использовать методы активизации воспитательного потенциала семьи.

- использовать разнообразные методы активизации родителей.

Владеть:

- навыками диагностики семейного воспитания;

- способами изучения положительного опыта педагогов и их затруднений в работе с родителями ДОУ;

- умениями планирования и проведения разнообразных форм работы с

родителями;

- способами коррекции семейного воспитания.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

6 л.о.

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

-

-

8

Аудиторные занятия:

-

-

12

лекции

-

-

8

практические и семинарские занятия

-

-

4

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-

Самостоятельная работа

-

-

96

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

-

108

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

-

-

-

Курсовая работа

(№ семестра)

-

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

-

-

8

экзамен

Таблица 2

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционная педагогика» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Социальная педагогика для специальности

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 «социально-педагогическое консультирование» Направление 540600 Педагогика

    Учебно-методический комплекс
    Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности социального педагога и социального работника. Социально-педагогическое консультирование как форма поддержки, обеспечивающая профилактику проблемных состояний клиента.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (108)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология лиц со сложными недостатками» по специальности 050716. 65 «Специальная психология» с доп специальностью 050715. 65 «Логопедия»

    Учебно-методический комплекс
    Психология лиц со сложными нарушениями занимает видное место в подготовке специального психолога. Овладение ею является необходимым условием профессионального становления специалиста.
  6. Учебно методический комплекс по дисциплине психология по специальности: «050402. 65 Юриспруденция»

    Тезисы
    История зарождения психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.
  7. Учебно методический комплекс по дисциплине психология по направлению: «050400. 62 Социально экономическое образование»

    Тезисы
    Приложение № 12 Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов, информационных и педагогических технологий
  8. Учебно методический комплекс по дисциплине психология по специальности: «050401. 65 История»

    Тезисы
    Методы исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, опрос, эксперимент и психологические тесты. Достоинства и недостатки каждого метода. Методология психологии.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика начального образования» для специальности 05070865 Педагогика и методика начального образования со специализацией

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Педагогика начального образования» является одной из основных, изучаемых студентами педагогического вуза по специальности 05070865 «Педагогика и методика начального образования».

Другие похожие документы..