Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту spare (шпирэ) на территории Казахстана

Кое-что об энергетике Казахстана

Информационно-методическое пособие для учителей,

работающих по проекту SPARE (ШПИРЭ) на территории Казахстана

Кое-что об энергетике Казахстана. Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту SPARE (ШПИРЭ) на территории Казахстана. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003. - 33 с.

Издание подготовлено ОО ЦКИ «ЭкоОбраз»

Казахстан,

470032 г.Караганда, а/я 17

E-mail: ecoobraz@nursat.kz

Средства на издание пособия

и осуществление проекта «SPARE» предоставлены

Норвежским обществом охраны природы.

Содержание

Предисловие издателя

Вместо введения

Добро пожаловать в SPARE

Миссия и цель проекта

Каковы преимущества работы с таким проектом, как SPARE

Социальная значимость проекта

Для кого предназначен проект

Формы и методы работы с детьми по проекту SPARE

Распространение и использование результатов проекта

Наш календарь

Отчетность по проекту

Энергетический паспорт школы

Энергетика Казахстана: от прошлого к будущему

Энергетический потенциал Казахстана

Ресурсы твердого топлива и возможности их использования

Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования

Теплоэнергетика

Альтернатива - есть!

АИЭ в Казахстане

Ветропотенциал

Солнечная энергия

Гидропотенциал

Биогаз

Атомная энергетика

Геотермальная энергия

Другие альтернативные источники энергии

Наш потенциал

Потенциалы электросбережения

Потенциалы электроснабжения

Потенциалы теплоснабжения

Ресурсы

Приложение. Энергетическая ситуация нашей страны в таблицах

Заключение

Предисловие издателей

SPARE (School project on application of resources and energy) / ШПИРЭ – это международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии. Он был создан Норвежским обществом охраны природы в 1996 году. С момента создания он осуществлялся в различных странах, таких как Норвегия, Шотландия, Финляндия, Балтийские страны, Польша, Венгрия и северо-запад России. В настоящее время проект получил большое развитие в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Азербайджане, Беларусии, Молдове и на Украине.

Наша общественная организация - Карагандинский центр координации и информации по экологическому образованию “ЭкоОбраз” - получила предложение принять участие в этом проекте в 2000 году. За три года участия в проекте был накоплен немалый опыт, который мы и хотим представить Вам в этом пособии.

Не смотря на то, что изначально эта книга создавалась для весьма узкого круга читателей, мы надеемся, что она будет интересна и учителю-предметнику, и учащемуся, и просто любознательному человеку.

В данном пособии прослежен путь развития топливно-энергетического сектора Казахстана и обозначены перспективы его дальнейшего совершенствования. Представленные в книге таблицы расскажут Вам о производстве и потреблении тепло- и электроэнергии в Казахстане, поведают о потенциале нашей республики в сфере альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий.

Учителя найдут в пособии некоторые рекомендации по организации и проведению урочной и внеклассной работы, способные сделать работу детей по “Энергосбережению” более увлекательной и полезной.

Благодарим всех, кто внес свой вклад в развитие проекта SPARE / ШПИРЭ и принимал участие в подготовке этого пособия.

Координаторы программыSPARE/ШПИРЭ в Казахстане

Людмила Куртавцева

ОО Карагандинский “ЭкоЦентр”

470000 г. Караганда,

ул. Джамбула 49, кв. 2

тел: (8 3212) 562922

E-mail: ecocenter@nursat.kz

Ирина Игнатович

ОО “ЭкоОбраз”

470032 г.Караганда, а/я 17

Тел.: 8-700-451-99-42

E-mail: ecoobraz@nursat.kz

Вместо введения

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Кислород, который мы вдыхаем, разносится с помощью красных кровяных телец по всему организму и делает в каждой клетке каждую секунду одну и туже работу: помогает выделять энергию, запасенную в питательных веществах, которые накопила каждая клетка. Эта энергия согревает нас изнутри, двигает наши мышцы, и участвует во многих других очень сложных процессах нашего организма.

А откуда берется энергия в питательных веществах? Все живые организмы на Земле получают энергию от солнца. Растения при помощи специальных клеток способны напрямую улавливать солнечную энергию. А дальше все просто - ешь растения, или сжигай их в топке, и получай энергию для своих нужд. А что такое ископаемое топливо: уголь, нефть, торф? Это тоже остатки растений, пролежавшие под землей долгие века, но сохранившие в себе солнечную энергию в законсервированном виде.

Человек изобрел много способов чтобы заставить механические устройства делать полезную работус помощью энергии . В городских домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе, не говоря уже об освещении квартир и работе разнообразнейших электроприборов: холодильников, телевизоров, пылесосов и др. Оставьте-ка городскую квартиру без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды, будем “SOS” кричать!

А между тем, население нашей планеты увеличивается с каждым годом, растет число больших городов, увеличивается потребность в энергии и приходится сроить новые тепловые, атомные, гидроэлектростанции. И вот тут то и возникают большие экологические проблемы. Дело в том, что все электростанции, вместе взятые, превращая энергию топлива или падающей воды в электричество, которое можно использовать в каждом доме, выделяют в воздух очень много вредных веществ. Это приводит к тому, что климат Земли постепенно меняется: начинают таять антарктические льды, и прибрежные страны оказываются под угрозой затопления. Дожди оказываются такими кислыми, что омытые этими дождями леса и поля просто-напросто погибаютж. А сколько неприятностей приносят аварии на атомных электростанциях!

В общем, как не крути, хочется жить с комфортом, чтобы всю тяжелую работу делали машины за счет откуда-то по проводам приходящей энергии, но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Мы можем начать с самого простого решения, которое выгодно большинству из нас с экономической точки зрения, и это решение таково: научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Добро пожаловать в SPARE!

Как уже отмечалось ранее, SPARE/ШПИРЭ – это международный школьный проект, способствующий воспитанию школьников как движущей силы устойчивой энергетики будущего. Данный проект не просто формирует экологическую культуру и мировоззрение школьников, он помогает им получить практические результаты здесь и сейчас. Участники SPARE/ШПИРЕ исследуют энергопотребление в школе и дома, анализируют его, ищут реальные пути экономии и, по возможности, внедряют их в жизнь, что, несомненно, в значительной степени усиливает воспитательную функцию проекта. Через полученные знания и опыт к детям приходит осознание тесной взаимосвязи между бытовым энергопотреблением и экологическими проблемами.

Миссия и цель проекта

Цель SPARE/ШПИРЭ - воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. SPARE/ШПИРЭ – это гораздо больше, чем обычная школьная программа. Проект не просто дает детям знания об энергии и ее взаимосвязи с окружающей средой, он создает мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, воспитывает навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлекает школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, стимулирует у них интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе. Что, на наш взгляд весьма важно, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения. Так как в проекте SPARE/ШПИРЕ принимают участие ребята из многих стран, то создается эффект присутствия и ощущение живого участия в важном деле, имеющем международное значение.

Каковы преимущества работы с таким проектом, как SPARE?

Каковы особенности проекта, и какова польза для педагогов и школьников от участия в таком проекте?

Мы перечислили здесь некоторые из важнейших, по нашему мнению, особенностей:

  • Проект может быть использован преподавателями разных дисциплин - экологии, физики, математики, географии, ОБЖ , биологии и др.

  • Проект содержит много материалов, интересных для факультативной и внешкольной работы с детьми, для дополнительного образования, занятий в клубах и кружках.

  • Проект выгодно отличается от специализированных исследовательских проектов, олимпиад и конкурсов, где проявить себя могут лишь школьники специального и очень высокого уровня подготовки. Выполнение практических работ по SPARE/ШПИРЕ доступно детям разных склонностей, не требует выполнения сложных индивидуальных самостоятельных заданий или выполнения части работы взрослыми.

  • Учащиеся не только изучают предмет и выполняют теоретические задания по книге “Энергосбережение”, они активно участвуют в практической деятельности, проявляют инициативу, делают собственный выбор и принимают решения.

  • Проект вовлекает в вопросы энергосбережения не только школьников, но и их родителей, соседей, представителей власти, жителей местности, где активно действуют участники проекта. Это усиливает интерес и мотивацию детей к участию в проекте.

  • Практическая деятельность в проекте ориентирована на решение актуальных повседневных вопросов и проблем в реальной ситуации. Учащиеся на практике видят связь между теорией и жизнью.

  • Работа по проекту стимулирует воображение детей, развивает у них способность самостоятельно принимать решения. Это особенно важно для подготовки к решению проблем, с которыми они встретятся в будущей самостоятельной жизни.

  • В рамках проекта Вы можете использовать различные формы работы: традиционные уроки, лекции, дискуссии, исследования, организация совместных мероприятий с другими классами или школами, проведение внешкольных мероприятий.

Социальная значимость проекта

Участниками проекта являются не только учащиеся, но и их родители, члены семей, родственники, соседи, которые вовлекаются в измерения энергопотребления дома, в обсуждение результатов, в поиски путей экономии тепла и электричества. Дети делятся со взрослыми знаниями, полученными в проекте: как сберечь тепло в квартире, как лучше утеплить окна и двери, как экономить электроэнергию. При этом школьники ощущают свою значимость, важность информации, которую они получили по проекту SPARE/ШПИРЭ.

Результаты исследований энергопотребления и энергопотерь в школьных зданиях, в домах района важны и для местной власти. На эту информацию власти могут опираться при подготовке своих технических решений.

Для кого предназначен проект

Проект, в основном, направлен на детей в возрасте от 10 до 13 лет. Конечно, можно и нужно работать со школьниками и других возрастов, но при этом необходимо адаптировать базовые методические материалы проекта и использовать дополнительные материалы.

Младшим школьникам еще сложно понять физический смысл энергии, поэтому вопросы энергии и энергосбережения с малышами лучше рассматривать с практической точки зрения, с позиции самого ребенка и мира, который его окружает. Самая привлекательная и эффективная форма обучения для такого возраста - игровая. Также эффективны занятия, где дети могут делать что-то руками (раскрашивать, вырезать, лепить).

Школьники 10-13 лет - основная целевая группа проекта - с интересом выполняют задания, позволяющие им повысить свой статус в классе, школе: работать в школьном патруле, следить за потреблением воды, своевременным выключением света. Им посильны исследования энергопотребления и возможностей экономии ресурсов и энергии в своей школе и дома, опросы и исследования на тему теплопотерь в зданиях. Школьники этого возраста также охотно занимаются различным творчеством на тему проекта: рисуют, делают макеты, сочиняют сказки и частушки, участвуют в конкурсах.

В работе со старшими школьниками наибольших результатов удается достигнуть в том случае, если участие в проекте отвечает их планам дальнейшего образования или общественной деятельности. Старшие школьники, склонные к исследовательской деятельности, могут выполнить полноценную исследовательскую работу на тему энергии и энергосбережения с постановкой задачи исследования, определением методик, обсуждением полученных результатов. Такая работа может быть опубликована, автор может участвовать в конференции или семинаре, в том числе в ВУЗе, в который он собирается поступать. Старшие школьники также могут попробовать свои силы в журналистской, публицистической деятельности для распространения результатов исследования.

Для ребят любого возраста важно признание значимости их работы. Поэтому, чаще демонстрируйте научные и творческие работы детей на различных городских и республиканских мероприятиях, обращайтесь к местной власти с информацией об обнаруженных детьми потерях энергии. Это несомненно принесет практическую пользу школе и городу, а также покажет властям важность работы школьников.

Формы и методы работы с детьми по проекту ШПИРЭ

Проект дает большие возможности для работы с детьми как в школе, так и за ее пределами. В работе по проекту можно использовать формы работы, направленные на изучение вопросов энергии и окружающей среды, на практическую оценку энергоэффективности школьных зданий и классных помещений, на развитие творческих наклонностей и устремлений детей, создание мотивации к социально-активным действиям. Ниже мы указали лишь некоторые формы работы из опыта учителей северо-запада России и Казахстана.

Практические задания для учащихся, формы исследовательских работ. Результаты таких работ имеют большое прикладное значение, обращают внимание детей и тех, с кем они взаимодействуют, на реальные ресурсы и пути энергосбережения. Кроме того, при выполнении практических исследований происходит применение знаний, полученных на школьных уроках.

  • Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.

  • Составление энергетического паспорта школы.

  • Выращивание растений на биогумусе в школе, дома (“Огород на подоконнике”).

  • Экологический подход к организации собственной жизни: “Энергия и питание” - оценка энергозатрат и составление меню по энергетической ценности; “Упаковка и энергия” - исследование энергозатрат на производство упаковки, использование многоразовой упаковки; операция “Капля” - измерение расхода воды.

  1. Отчет о международном проекте spare

    Содержательный отчет
    Международный проект SPARE в 2005-2006 году осуществлялся в 14 странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии: Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Польше, Таджикистане, Туркменистане,
  2. Статья Что мешает задействовать гидроэнергетические ресурсы средней Азии

    Статья

Другие похожие документы..