Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной области ныне превратилось в дело первостепенной важности не только для нынешних, но и будущих поколений

Комаров И.К. - ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ - ШАГ К СПАСЕНИЮ РОССИИ

Предисловие

Московская область - регион богатейшей истории, славных традиций, уникальных памятников, обладатель высочайшей и древнейшей культуры, современной науки, промышленности, регион миллионов прекрасных и талантливых людей. Здесь за годы советской власти был создан мощный народнохозяйственный потенциал, обладающий высоким уровнем концентрации производства и оказывающий решающее влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию Центральной России, районов Средней и Нижней Волги, да и всей страны в целом. В то же время Московская область одна из немногих, природный комплекс которой испытал на себе воздействие ускоренного экологически не подготовленного процесса индустриализации и урбанизации предвоенных лет, а также периода создания мощного военно-промышленного комплекса в последующие годы. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды Подмосковья. Загрязнение воздуха, воды, болезнь лесов стали повсеместным явлением.

В дореформенные годы, наряду с крупными достижениями в области развития науки, мощной экономической базы, развитой социальной сферы, накопились и серьезные проблемы, которые негативно сказываются на процессах дальнейшего развития. Прежде всего, это обострение противоречия между ростом потребностей в ресурсах, товарах и услугах и необходимостью сохранения природной среды. Несмотря на резкое сокращение в годы реформирования объемов производства промышленной продукции, свертывания животноводческих комплексов, экология области не проявляет тенденции к улучшению.

Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной области ныне превратилось в дело первостепенной важности не только для нынешних, но и будущих поколений.

Поэтому предлагаемая книга, в основе которой лежат принципы и механизмы обеспечения рационального сосуществования природы и производственной деятельности, будет полезна для работников законодательной и исполнительной власти, областных управленческих структур, хозяйствующих субъектов, всех граждан, заинтересованных в развитии экономики и создании благоприятной среды жизнедеятельности жителей Москвы и Подмосковья.

Успешное решение обозначенных проблем в Московском регионе, лежащем практически в верховьях Волги, благоприятно скажется на оздоровлении экономической и экологической обстановки на территории Волжского бассейна в целом.

Губернатор Московской области

Б.В. Громов

Введение. Московский регион

Монография "Роль Московского региона в Возрождении Волги" книга 3, часть II "Московская область" продолжает серию публикаций под общим названием "Возрождение Волги шаг к спасению России".

Серия посвящена исследованию Волжского региона, который всегда играл и играет во многом определяющую роль в развитии российского государства.

В первой книге на основе обширного статистического материала подробно исследовано технологическое состояние основных производственных комплексов, размещенных на территории Волжского бассейна; дана оценка их влияния на окружающую среду, раскрыты приоритетные направления коренного улучшения природопользования и охраны окружающей среды.

Во второй книге раскрыта специфика решения экологических проблем в разрезе субъектов Федерации Волжского бассейна, а также предложения по экономическому обеспечению их реализации.

Третья книга посвящена Московскому региону, влияние которого на общую эколого-экономическую ситуацию в Волжском бассейне вряд ли можно преувеличить. Первая часть книги посвящена городу Москве и уже вышла в свет (1999 г.). В этой части книги изложены рекомендации по оздоровлению экологической ситуации в Москве. Наряду со сведениями о производственном потенциале города, его влиянии на экологию, социальную сферу и т. д., в ней представлена концепция перехода к устойчивому развитию столицы, сформированная на основе системного подхода к разработке и исполнению экологических, экономических, социальных, хозяйственных и других мероприятий.

Настоящая монография представляет собой вторую часть книги "Роль Московского региона в возрождении Волги". В ней системно рассматриваются история, проблемы и перспективы развития Московской области, состояние ее природных ресурсов, производственного аппарата, социальной сферы.

Проблемы исследуются как в целом по области, так и в разрезе укрупненных зон, административных образований и городов с населением свыше 50 тыс. чел. Состояние экономики рассматривается на фоне становления ее профиля в процессе исторического развития, эффективности ресурсопользования, антропогенного воздействия на природную среду, влияния на социальную составляющую развития.

Огромный производственный потенциал Московской области является мощным источником экологического загрязнения обширных территорий Верхней и Средней Волги. Этим объясняется то внимание, которое уделено в монографии снижению антропогенного воздействия на природный комплекс Подмосковья, сокращению отходов производства и потребления, изменению технологической базы производственных процессов.

В связи с этим рассматриваются проблемы снижения ресурсоемкости производства, совершенствования инвестиционно- строительной деятельности, развития инженерных коммуникаций, дорожной инфраструктуры, переустройства социальной сферы.

В монографии исследованы вопросы развития рыночной инфраструктуры, малого предпринимательства.

Затронутые проблемы рассматриваются через призму улучшения качества жизни населения, решения проблем занятости, образования, здравоохранения, вопросов, возникающих в связи с усилением процессов миграции населения и др.

Московский регион обладает уникальным по своим размерам и возможностям научным потенциалом, способным решать практически любые научно-технические, экологические, гуманитарные проблемы. Известно, что в настоящее время научный потенциал области во многом не востребован. В монографии раскрываются возможности научного потенциала области и излагаются возможности его активизации для решения задач возрождения региона.

Подмосковье регион с богатейшим историческим прошлым. Здесь сохранились уникальные исторические памятники, многие из которых внесены в реестр ЮНЕСКО, как имеющие общечеловеческую ценность. Значительное место в монографии уделено вопросам сохранения памятников архитектуры музейных коллекций, возрождению забытых национальных традиций как основы духовного возрождения народа.

Монография подготовлена коллективом авторов под руководством доктора экономических наук, действительного члена Международной академии инвестиций и экономики строительства, академика Российской экономической академии И.К. Комарова.

В написании монографии приняли участие: Арбатов А.А., Аршон Л.Б., Бородычева И.С., Варухина Л.В., Венецианов Е.В., Гавриленко О.Л., Галицкий В.И., Гадакчян К.А., Гарбар И.Н., Гаранькин Н.В., Герко А.П., Гранберг А.Г., Григорьев Е.Г., Гусенков Е.П., Захаров И.Б., Ищенко В.Н., Козлова В.С., Комаров И.К., Коптева Е.Н., Крымов В.Б., Лукович И.Г., Лябин В.В., Маркова Е.В., Местечкин В.Б., Михеев Н.Н., Петраков А.И., Порядин А.Ф., Савельев В.К., Ситникова Е.В., Ситникова О.Ю., Солодкий В.А., Сырцов В.М., Тимянский Ю.С., Толеко В.В., Харламова Е.В., Хубларян М.Г., Шевченко М.А., Шопхоев Е.С., Штульберг Б.М.

В сборе и подготовке материалов участвовали: Алатырева Н.Г., Бледнова В.Г., Воробьева Н.В., Вышковская Н.В., Гейсик В.М., Гликина Н.Г., Ищенко В.Н., Ковалева Т.А., Коркунова Н.И., Крылова Л.А., Курбатова В.А., Лопатина В.И., Лукович И.Г., Любимов В.М., Мазайлова В.Я., Мальцев В.М., Манаенков В.И., Мартынова В.Ю., Мартынова Л.А., Российская В.В., Спиридонова Т.Д., Чабан К.М., Шелест В.А., Шкурпела Н.Ю., Яковенко О.В.

Большую помощь в подготовке материалов оказали Власов О.В., Едаков С.В., Любимов В.М., Мазайлова В.Я., Еременко И.Н., Спиридонова Т.Д., Храменков С.В.,Чабан К.Д., Шелест В.А.

При подготовке монографии авторы использовали отчетные материалы областных и городских предприятий и организаций "Мособлкомприрода", "Мособлкомстат", МГП "Мосводоканал", МОП "Родон"; государственных докладов: "О состоянии окружающей среды Московской области в 1998 году" и в предыдущие годы, "О состоянии и использовании земель Московской области 1997 г."

II

Московский регион представляет собой крупнейший административно-территориальный комплекс с мощным высокоразвитым многоотраслевым промышленным, научно-техническим и сельскохозяйственным потенциалом.

Он является самым старейшим в стране промышленным центром, производство которого развивалось высокими темпами еще в прошлом веке и тогда же формировались крупные промышленные зоны и узлы. Здесь сложились устойчивые тенденции специализации производства, сформировались квалифицированные кадры рабочих и инженерно-технический персонал. Регион перенасыщен промышленностью. Сейчас здесь действует более 3,5 тыс. промышленных предприятий и хозяйств, в том числе в Москве 2,5 тыс. и 1,0 тыс. в области*. Представлены практически все отрасли народного хозяйства от металлургии и химии до высокоточной радиоэлектроники и биотехнологии.

По промышленному потенциалу регион занимает первое место в России. Продукция московских и подмосковных предприятий экспортируется более чем в 70 стран мира. В регионе сосредоточены научные предприятия и организации, являющиеся ведущими по ряду стратегических направлений науки и производства [4; 8].

Регион является главным транспортным узлом страны и одним из крупных мировых транзитных центров. Через него проходит 14 железнодорожных магистралей, 3 кольцевых автодороги, судоходные пути по Оке, Волге и каналу им. Москвы, здесь размещены 4 крупных аэропорта.

Московский регион занимает по транспортному освоению ведущее место в ЦЭРе. Выгодное транспортно-географическое положение усиливается исторически сформировавшейся радиально-кольцевой структурой железных и автомобильных дорог.

Географо-экономические особенности, исторические пути развития, имеющийся научный и производственный потенциал, сложившаяся к настоящему времени социальная и экологическая ситуация выделяют Московский регион в разряд важнейших "проблемных регионов" страны. Направление и характер дальнейшего развития этого региона будут влиять не только на развитие Центрального экономического района (ЦЭР), но и всей России.

Одной из важнейших особенностей региона, в значительной мере определяющей направления и пропорции его развития, является интеграция Московской области с г. Москвой крупнейшим экономическим и социальным центром России.

Москва и область составляют единую социально-экономическую систему, занимающую особое место во всероссийском разделении труда и обладающую общностью интересов, научно-производственных связей, социально-производственной инфраструктуры, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных, минерально-сырьевых ресурсов и других факторов развития.

Учитывая это при разработке "Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г." впервые в практике градостроительства этого региона перешли к совместному прогнозированию и проектированию развития Москвы и области.

В новом Генплане до 2020 г. Москва рассматривается как часть Московского региона. Ведь развиваться отдельно от Московской области столица не может.

При разработке проекта Генплана учитывалось исторически сложившееся единство природного и социально-экономического комплексов региона, так как Москва и Московская область по сути единый природный, хозяйственный и социальный комплекс, с общностью интересов жителей и взаимодополняемостью потенциалов столицы и области в создании благоприятной для населения Московского региона среды жизнедеятельности и условий его устойчивого развития.

Принципиальное единство Москвы и Московской области предопределило необходимость взаимосвязанного градостроительного развития столицы и области, формирования рациональной и единой системы расселения Москвы и центральных районов области, прогнозирования развития Москвы и Московской области как связанного хозяйственного комплекса, необходимость создания единых региональных систем инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационной системы, а также системы историко-культурных и природных заказников, заповедников, национальных парков и других особо охраняемых территорий, формирование условий для экологически устойчивого развития Московского региона.

В зоне делового притяжения столичного региона в радиусе 480-500 км, которым обеспечивается оптимальная по времени транспортная доступность, установились устойчивые деловые связи, сложилась система пассажирских и грузовых транспортных перевозок. Тесные взаимосвязи Москва и Московская область имеют со смежными областями Центрального экономического района.

Длительное время развитие Московского региона определялось экономическими задачами. На фоне прогрессирующего спада темпов развития экономики, социальной сферы и ухудшающихся экологических условий, здесь велось экстенсивное использование природных ресурсов как собственных, так и ввозимых. Деградация окружающей среды в последние два десятилетия достигла таких размеров, что экологический фактор стал, наряду с социальным, определяющим в развитии региона.

Проблемы экологического развития Московского региона стали требовать особого внимания, ибо они ныне являются главным ключевым вопросом в определении допустимых масштабов использования, эксплуатации природно-ресурсного потенциала этой территории. В столичном регионе, как никогда ранее, необходимо сосредоточить все усилия, материальные возможности и творческий потенциал на интенсификации регионального развития, модернизации и реконструкции производственной базы, практической экономии ресурсов во всех сферах производства и коммунального хозяйства.

Экологическая ситуация стала выдвигать требования по сдерживанию территориального роста г. Москвы, других городов региона, по интенсификации использования их земель (вывод за пределы городских территорий или изменение специализации непрофильных для региона предприятий, использование высвобожденных территорий для жилищного строительства и развития социальной сферы, частичное размещение объектов, необходимых всему Московскому региону, в городах Центрального экономического района, перераспределение и увязка базовых отраслей между г. Москвой и Московской областью.

Развитие садового строительства, приобретающего в настоящее время бурный характер, вызывает в свете сказанного новые проблемы, связанные как с размещением садовых участков, характером их застройки, инженерным и транспортным обеспечением, а также культурно-бытовым обслуживанием сезонного населения, которое по численности достигает 3,8-4 млн. чел. Сезонное население уже сейчас более чем в 2 раза превышает постоянное сельское население Московской области, а в отдельных районах превышает постоянное население района в целом.

Характерной особенностью столичного региона является взаимоотвлечение трудовых ресурсов из области в Москву и из Москвы в область со значительным преобладанием первых: сальдо отвлечения областных трудовых ресурсов превышает 500 тыс. чел. Однако взаимные расчеты по платежам за трудовые ресурсы и компенсация на развитие и содержание социальной инфраструктуры между Москвой и областью не производятся.

Москва и область до сих пор не имеют между собой конституционно оформленных административно-хозяйственных связей. Формально Москва, являясь столицей РФ, не является столицей Московской области. Это создает определенные трудности при решении многих проблем, связанных со взаимодействием московских и областных органов управления.

Возникла объективная потребность обеспечить в регионе единый подход при решении социальных, экономических и экологических проблем, рассматривая их как единый объект управления с общей стратегией развития, общей природно-ресурсной базой, биосферой, общими источниками водообеспечения и энергоснабжения.

В настоящее время, например, львиная доля вредных выбросов в атмосферу региона приходится на автомобильный транспорт. Автомобильная транспортная система региона является по существу единой, и решить ее можно только объединенными усилиями властей Москвы и области. И такие попытки делаются. Создано постоянно действующее совещание по экологическим проблемам транспорта: взаимное признание сертификатов экологического состояния транспортных средств, совместная система постов экологического контроля автотранспорта, организация на автомобилях устройств, снижающих содержание вредных веществ в выбросах.

  1. Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью и высокоурбанизированной области ныне превратилось в дело первостепенной важности не только для нынешних, но и будущих поколений (2)

    Решение
    В дореформенные годы, наряду с крупными достижениями в области развития науки, мощной экономической базы, развитой социальной сферы, накопились и серьезные проблемы, которые негативно сказываются на процессах дальнейшего развития.
  2. Экономическая география в системе экономического образования

    Документ
    Согласно современным российским вузовским программам экономическую географию преподают будущим географам, экономистам и управленцам. Постоянными пользователями экономико-географической информации выс­тупают также журналисты, политологи,
  3. Экономика города

    Учебное пособие
    Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008.

Другие похожие документы..