Учебное пособие для вузов

Рис. 7. Изменения в структуре использования земель после введения в схему судоходной реки и малого города (специализация и нумерация зон аналогична рис. 4)

Рис. 8. Изменения в структуре использования земель под влиянием изменений цен на хлеб (А) и доходность земель (В)

отступает назад и совершенно исчезает даже в относительном уда­лении от реки. Подобное же влияние, по Тюнену, оказывают искус­ственные дороги. Если такие дороги проложить по равнине во всех направлениях, то расширятся все пояса с более интенсивным сель­ским хозяйством, но они сохранят свою правильную форму, как на рис. 4.

Зона 7 обозначает область влияния малого города, которая снаб­жает этот город сельскохозяйственной продукцией и ничего не вы­возит в главный город. Это сочетание оказалось важным для даль­нейших выводов относительно международной торговли.

Рис. 8 (А и В) отражает модификации исходной зональной схе­мы вследствие изменения цен на рожь в городе «изолированного государства». Тюнен привел детальные расчеты по формулам, где колебания цен в городе увязаны с колебаниями цен в деревне и, следовательно, с размерами ренты, величина которой определяет радиус зон для различных способов ведения хозяйства. Показано также, что величины пошлин и налогов (на ввоз и помол ржи) сократят доходы крестьян и тем самым приведут к сокращению обработанных земель. Эти расчеты наглядно показывают, писал Тю­нен, «каким образом высокие налоги могут превратить в пустыню плодородные земли». Эти расчеты помогли ему определить рацио­нальные размеры налогообложения, связанные с ценами на зерно и потребностями рынка.

На рисунке 8, В показано влияние колебаний урожайности ржи при неизменных ценах на нее. Диапазон колебаний введен от 4 до 10 зерен. Соответственно при заданном спросе размеры зон, т.е. общих посевных площадей с учетом севооборотов и места в них ржи, будет колебаться также в заметном диапазоне.

Сравнение показателей для обеих схем, А и В, показывает, что снижение урожайности оказывает еще больше влияния на размеры зон, чем соответствующее понижение цен на хлеб. Так, при низкой урожайности (5 зерен) выгонное хозяйство (зона 4) исчезает вовсе.

Теория Тюнена и ее авторские модификации были приложимы к размещению сельского хозяйства в течение его жизни и многие годы спустя. Структуры землепользования вокруг многих европей­ских и американских городов формировались в своих основных чер­тах по теории Тюнена, которая во многом и объясняла территори­альные структуры и размещение типов хозяйства.

Более того, уже сам Тюнен указывал, что ее положения могут выйти за рамки «изолированного государства» и его единственного города. Например, Тюнен писал, что можно представить малый го­род с его зоной (рис. 7) и в виде небольшого самостоятельного государства. Но в таком государстве цены на хлеб будут всецело зависеть от цен в главном городе.

«В подобном отношении, — писал Тюнен, — как второстепен­ные государства к центральному, находятся европейские государст­ва к тому богатому государству, которое может платить самую до­рогую цену за хлеб, — к Англии и в особенности к ее главному городу — Лондону.

В европейских государствах, даже если они не ввозят и не выво­зят хлеба, цены на него зависят от мирового лондонского рынка, и если это рынок закрыт, то во всей Европе произойдет понижение цен на хлеб».

Естественно, что кардинальные изменения в видах и способах транспортировки сельскохозяйственных грузов, внедрение холодиль­ной техники и других методов сохранения продукции, гибкие шкалы транспортных тарифов и глобализация мировой торговли сельско­хозяйственной продукцией внесли множество изменений в исход­ную модель Тюнена на всех уровнях пространственной иерархии. Однако все это не поколебало непреходящей ценности исходных положений и дедуктивных методов теории. Более того, ее проявле­ния в современном мире нередко выявляются в территориальных структурах, не имеющих прямого отношения к сельскому хозяйст­ву — расселении, рекреации и других видах человеческой деятель­ности. Механизмы зонирования территории, по Тюнену, приобрели универсальное значение в географической науке и практике.

Вопросы и задания

1. Как формируется система предпосылок в теории Тюнена?

2. Влияние каких факторов на размещение сельского хозяйства изучал Тюнен?

3. Как влияет плодородие почв на размещение сельского хозяйства?

4. Как влияют транспортные издержки на размещение сельского хозяйст­ва в «изолированном государстве»?

5. Как и под влиянием каких факторов происходит трансформация исход­ной схемы зонирования в теории Тюнена?

6. Каково формальное описание процесса зонирования?

7. Сбыт продуктов производится в сыром виде. Урожайность культур и производство продукции животноводства следующие: картофеля — 100 ц/га; сена — 30 ц/га; зерна — 10 ц/га; молока — 2,5 т/га; мяса в живом весе — 3 ц/га; шерсти — 1 ц/га. Соответственно рыночная цена в долларах за тонну: 20, 25, 100, 40, 300, 1000. Себестоимость продукции на 5% ниже рыночной цены и транспортные издержки составляют 5 центов за 1 ткм. Вычислите:

а) на каком расстоянии от рынка будет производиться указанная про­дукция?

б) как изменится рассчитанное в пункте а) размещение, если транспорт­ные издержки будут повышены до 10 ц/ткм или снижены до 1 ц/ткм?

в) как изменится рассчитанное в пункте а) размещение, если при транс­портных издержках в 5 ц/ткм себестоимость за 1 т товара увеличится или уменьшится на 3%?

г) как изменится рассчитанное в пункте а) размещение, если при первона­чально установленных себестоимости производства, транспортных издержках и рыночных ценах урожайность с 1 га увеличится или уменьшится на 10%?

д) как изменится рассчитанное в пункте а) размещение, если при первона­чально установленных себестоимости производства, транспортных издерж­ках и урожайности рыночные цены увеличатся или уменьшатся на 10%?

Размещение промышленного производства — теория штандортов А.Вебера

XIX в. ознаменовался широким распространением первой промыш­ленной революции в странах Европы, Северной Америке, Японии. Ведущим энергоносителем стал каменный уголь, главным конструк­ционным материалом — сталь, основным видом наземного транспор­та — железные дороги. Сформировались первые крупные промыш­ленные районы, чье значение выходило далеко за рамки националь­ных границ — «Черная Англия», Рур, Лотарингия, Пенсильвания. Шли процессы концентрации производства и капитала. Вывоз капита­ла в другие страны привел к формированию первых международных компаний — предшественников современных ТНК. Практические за­дачи размещения промышленности стимулировали теоретические по­иски. Ответом науки стала работа Альфреда Вебера (младшего брата крупнейшего социолога Макса Вебера, считавшего «протестантскую этику» важным фактором развития капитализма). Уже в названии книги «О штандорте промышленности» (1909) А.Вебер ввел в науч­ный оборот новое понятие «штандорт», которое описывало не реаль­ное, а предлагаемое оптимальное размещение производства.

При своем появлении теория Вебера сразу привлекла к себе при­стальное внимание. С ее методологических позиций был начат ре­троспективный анализ реальной картины размещения промышлен­ности и ее отраслей в Германии и других странах; множились по­пытки ее практического применения и появились критические ра­боты, где уточнялись предпосылки и выводы, оспаривались некото­рые положения теории.

В нашей стране пристальный интерес к теории Вебера проявил­ся в 20-х гг. в связи со становлением государственной плановой экономики.

В своем предисловии к переводу книги Вебера Н.Н.Баранский в частности писал: «Можно считать бесспорным, что всякое продви­жение вперед в области вопросов пространственного размещения промышленности возможно и мыслимо только через теорию Вебе­ра, а ни в коем случае не помимо этой теории».

Методологические предпосылки теории сразу подчеркивают ее дедуктивный характер и идейную близость к теории Тюнена. Объект исследования — «хозяйственно-обособленная территориаль­ная область», подобно «изолированному государству» не имеющая каких-либо связей с другими территориями. Кроме того, данная об­ласть лишена унаследованных черт хозяйства, сложившихся в ходе длительного периода социально-экономического развития и преж­них докапиталистических форм хозяйства.

Заранее задается размещение сырьевой в широком смысле этого понятия базы. Это относится к добывающей промышленности и сель­скому хозяйству; по отношению к местам добычи энергетического, рудного и строительного сырья это не слишком отклоняется от ре­альности, поскольку их размещение в основном определяется гео­логическими факторами, но сельское хозяйство испытывает силь­ное обратное влияние концентрации промышленности на размеры и размещение производства потребительских и промышленных видов продукции.

Также заданы размещение центров потребления промышленной продукции и объемы спроса; здесь также не учитывается мульти­пликативный эффект размещения производства для спроса из-за концентрации рабочего населения.

При анализе трудовых ресурсов и их размещения предполагает­ся, что уровни заработной платы и интенсивности труда, различаю­щиеся для разных мест области, фиксируются и остаются постоян­ными для каждого места. Это приводит к постоянству издержек на оплату труда на единицу продукции в каждом месте. В то же время трудовые ресурсы немобильны (исключается миграция между мес­тами области), но неограниченны. Это значит, что любое производ­ство не зависит от резервов рабочей силы при своем расширении и не вынуждено увеличивать затраты на труд.

Наряду с этими в теории используется несколько явных и неяв­ных допущений. Снова специально не оговариваются условия об­щего экономического равновесия; производство какого-либо вида промышленной продукции мыслится в упрощенном виде, как еди­ный технологический процесс, не распадающийся на отдельные ста­дии; рассматривается единственный вид транспорта — железнодо­рожный, вместо гужевого в исходной схеме теории Тюнена.

Основная задача теории: определение ведущих факторов раз­мещения промышленности и установление закономерностей, по ко­торым действуют эти факторы.

Анализ факторов размещения и их классификация. Фак­тор размещения, по Веберу, — экономическая выгода от размеще­ния производства в данном месте. Эта выгода — результат сокра­щения относительных издержек по производству данного продукта, его сбыта и обеспечения основными фондами.

Очевидно, что закономерности размещения промышленности мо­гут основываться только на факторах, общих для всех без исключе­ния отраслей промышленности. Специальные факторы связаны с особенностями технологий отдельных отраслей. Все факторы, об­щие и специальные, разделены на региональные, определяющие размещение промышленности в определенных местах, и агломера­ционные, способствующие концентрации промышленности в неко­торых из этих мест.

Кроме того, возможно разделение факторов на «природно-технические» и «культурно-общественные». Первые связаны с различия­ми в географическом положении, климате и других природных ус­ловиях; они меняются с прогрессом техники. Вторые определяют широкий спектр различий в социальных и культурных условиях, определяемых историческими, этническими, конфессиональными и другими причинами.

Для построения общей теории размещения, по Веберу, необхо­димо и достаточно знание лишь общих факторов регионального ха­рактера. Это требует детального анализа тех производственных из­держек, которые влияют на размещение промышленности в про­странстве. Поэтому особое внимание было уделено семи видам производственных издержек:

1. Издержки на земельную ренту (аренда, покупка).

2. Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудо­вание).

3. Издержки на сырье и энергоресурсы.

4. Издержки на рабочую силу.

5. Транспортные издержки.

6. Процент на заемный капитал.

7. Амортизационные отчисления на основной капитал.

Анализ каждого вида издержек показал, что ставки земельной ренты не объясняют первичного размещения промышленности в определенных местах обособленной области, хотя в дальнейшем влияют на процессы агломерирования производства. Издержки на основной капитал, расходуемый на здания, машины и оборудования в начальной и вспомогательных стадиях промышленного производ­ства, не представляют собой принципиально новых издержек и не могут выступать как особые факторы размещения. Амортизацион­ные отчисления на основной капитал также не связаны непосредст­венно с местом размещения производства; процент на заемный капитал (ссудный процент) обычно различается по странам, в зави­симости от состояния рынка капиталов, курса валюты, общего эко­номического положения, но для исследуемой обособленной обла­сти его можно принять одинаковым для всех мест размещения.

Следовательно, общими региональными факторами являются из­держки на сырье и топливо, рабочую силу и транспорт. Путем ряда выкладок Вебер показал, что издержки на сырье и топливо можно ввести в транспортные издержки: более высокая оплата единицы сырья или топлива повышает транспортные издержки, а более низ­кая как бы сокращает их. Поэтому можно остановиться на анализе только двух видов издержек, определяющих два основных штандортных фактора:

1. Транспортные издержки — транспортная ориентация.

2. Издержки на рабочую силу — ориентация на трудовые ресурсы.

Так как все не региональные факторы общего характера могут быть только агломерационными или деагломерационными, то их дей­ствие можно изучать совместно, как некоторую объединенную аг­ломерационную силу, определяющую третий штандортный фактор: агломерацию.

На первое место поставлена транспортная ориентация, посколь­ку она определяет формирование исходной схемы оптимального раз­мещения производства. Тогда различия в издержках на рабочую силу будут представлять первое отклонение от оптимального по транспортным издержкам размещения. Аналогично совокупность аг­ломерационных факторов будет представлять вторую отклоняющую силу, также нарушающую первоначальную схему размещения. Так формируется промышленный ландшафт обособленной области. Рас­смотрим более подробно каждый из трех факторов.

Транспортная ориентация. Транспортные издержки опреде­ляются только двумя факторами: весом перевозимых грузов и рас­стоянием перевозки. Все остальные факторы сводятся к этим двум: например, изменение тарифных ставок в зависимости от причин сводится либо к изменению расстояния перевозки, либо к изменению веса перевозимых грузов. При расчете транспортных издержек учитываются издержки по перевозке материалов к местам перевоз­ки, а затем готовой продукции к местам ее потребления.

В методологических предпосылках места добычи сырья и потреб­ления готовой продукции были фиксированы заранее. Теперь вве­дем новое предположение: штандорт данного производства нахо­дится либо в каком-нибудь из этих фиксированных мест, либо на прямой между ними. Тогда постоянной величиной станет один из двух элементов транспортных издержек — расстояние; переменной величиной, дифференцирующей общую величину транспортных из­держек от места к месту, останется только вес транспортируемых грузов.

Это требует более детального анализа распределения сырья и топлива по территории и характера их производственного исполь­зования. Поэтому в теории выделяется два основных вида подо­бных материалов:

1) «Убиквитеты», или материалы повсеместного размещения.

2) Локализованные материалы.

К первым относятся сырьевые материалы, более или менее оди­наково размещенные по всей территории изучаемой области — во­да, глина, древесина и т.п. К локализованным относятся те виды сырья и топлива, которые по геологическим или экономическим причинам могут быть вовлечены в хозяйственный оборот только в определенных местах.

Далее при изучении особенностей производственного использо­вания материалов важно различать два случая: 1) исходный мате­риал практически полностью входит при переработке в состав гото­вой продукции — «чистые материалы» (например, хлопковое во­локно, прокат и т.п.); 2) исходный материал дает при переработке большие объемы отходов, не используемые в основном производст­ве — «грубые материалы» (например, руды металлов, картофель при переработке в крахмал, молоко в масло и т.п.). Эти качества сырья и особенно его использования в основном производстве вме­сте с общим весом грузов и расстоянием перевозки влияют на об­щую величину транспортных издержек и сдвигают штандорт к мес­там минимальных транспортных затрат.

Для понимания методики расчета этих затрат в теорию введены понятия «склад» и «штандортная фигура». Условность применения первого термина определяется его широким переносным смыслом, не совпадающим с нашим обычным словоупотреблением. «Складом»

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..