Учебное пособие для вузов

Рис. 3. Кривая производственных возможностей при возрастающих издержках:

А — Кривая производственных возможностей США. Касательная в точке S1= 1 бушель за ярд; касательная в точке S0 = 2 бушеля за ярд; касательная в точке S2 = 3 бушеля за ярд;

В — Возрастающие издержки замещения в производстве сукна в США. Кривая предложения сукна в США (кривая издержек замещения или кривая предельных издержек)

Увеличение издержек при выпуске каждого последующего ярда сукна можно интерпретировать как возрастание издержек для про­изводства добавочных количеств пшеницы: если в точке S2 где произ­водится только сукно, начать перемещать в растущих объемах ресурсы в производство пшеницы, издержки производства каждого по­следующего бушеля будут возрастать — от 1/3 ярда в S2 до 1/2 ярда в S0, 1,0 ярда в S1, и т.д.

В условиях возрастающих издержек основные последствия внеш­ней торговли те же, что и при предположении о постоянстве издер­жек. Обе стороны, как и раньше, могут извлечь для себя выгоду и поэтому стремятся усилить специализацию на производстве тех то­варов, где они располагают относительным преимуществом. Оба отличия, появившиеся с введением предположения о возрастании издержек, приближают теорию к действительности: снимают воп­рос о полной специализации и ведут к выравниванию уровней пре­дельных издержек ввиду конкуренции на мировом рынке.

Форма кривых производственных возможностей стала основным средством для выяснения специфики предложения, с которой дан­ная страна выходит на мировой рынок. При этом исследовались основные вопросы, связанные с построением и использованием этих кривых: 1) необходимая информация для построения кривых произ­водственных возможностей для каждой страны; 2) причины важно­сти кривых возрастающих издержек; 3) различия в сравнительных издержках.

Последний вопрос затрагивает самую суть проблем, относящих­ся к предложению. Поиск причин межгосударственных различий в сравнительных издержках ведет к анализу соотношения спроса на факторы производства и их предложения, который и лежит в основе современной теории сравнительных преимуществ.

Для понимания сути анализа факторов производства необходи­мо иметь хотя бы общее представление о развитом аппарате произ­водственных функций. Детально разработанные впервые экономи­стом П.Дугласом и математиком Ч.Коббом для макроэкономическо­го анализа экономики США, производственные функции представля­ют собой аналитические выражения, где в математической форме связаны величины выпуска с используемыми факторами — первич­ными ресурсами. Каноническая форма производственной функции задается уравнением:

где Р — выпуск;

k — размерность в зависимости от избранной единицы изме­рения затрат и выпуска;

сомножители — факторы, от которых зависит объем выпуска.

В производственной функции, которая применяется для анализа экономики в целом, Р — объем конечного продукта, а стандартные факторы производства: b1 — численность занятого населения; b2 — капитал (основные и оборотные фонды); b3 — земля. В простой исходной форме производственной функции Кобба—Дугласа исследо­валась связь двух факторов — труда и капитала — с ростом наци­онального дохода США в 20—30-е гг. В дальнейшем детально исс­ледовался состав факторов и роль показателей степени — , которые позволяют рассчитать ту долю в приросте конечного продукта (выпуска), которую вносит каждый из факторов, или на сколько процентов возрастет выпуск, если затраты соответствую­щего фактора (ресурса) увеличить на 1%. Эти показатели степени называются коэффициентами эластичности производства отно­сительно затрат соответствующего фактора. Если сумма коэффици­ентов равна 1,0, — это означает однородность функции, т.е. она возрастает пропорционально росту количества факторов (ресурсов). Но возможен и такой случай, когда сумма больше 1,0. Это показы­вает, что увеличение затрат приводит к непропорционально боль­шому росту выпуска — эффекту масштаба.

Основы современной теории сравнительных преимуществ (из­держек) заложены шведскими учеными Э.Хекшером и Б.Олиным. Смысл их теоретических положений заключается в том, что на экс­порт идут товары, требующие для своего производства значитель­ных затрат избыточных (для данной страны) факторов производст­ва и небольших затрат дефицитных факторов, импортируются това­ры с обратным соотношением затрат. Это означает, что в товарном виде экспортируются избыточные факторы, а импортируются дефи­цитные факторы производства. В краткой форме: страны экспор­тируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использова­ния дефицитных факторов.

Для определения понятий об избыточности фактора и интенсив­ности его использования поясним, что страна считается в избытке наделенной рабочей силой, если соотношение между ее количест­вом и остальными факторами производства в этой стране выше, чем в среднем для других стран мира. Продукт считается трудоем­ким. если доля затрат на его производство (в его стоимости) выше, чем в стоимости других продуктов.

Теория Хекшера—Олина дает строгое объяснение многим ас­пектам структуры международной торговли, что позволило П.Самуэльсону дать строгое математическое выражение. Для иллюстра­ции их подходов приведем их интерпретацию причин различий в ценах на одни и те же товары в разных странах до установления торговых отношений.

В нашем примере сукно в США было дорогим (2 бушеля пшеницы за 1 ярд сукна), а в остальном мире дешевым (2/3 бушеля за 1 ярд). Эмпирические исследования могли выявить множество причин этих различий, включая различия в спросе, вызванные более суровым кли­матом, большей сложностью фасонов или религиозными убеждения­ми, разницу в технологиях — высокой урожайностью пшеницы в США и высокой выработкой сукна в остальных странах и т.п.

Однако по теории Хекшера—Олина источником различия срав­нительных издержек служит соотношение факторов производства. Если в США 1 ярд сукна обходится в 2 бушеля пшеницы, а в ос­тальном мире — меньше бушеля, то это объясняется тем, что в США относительно больше факторов, интенсивно используемых в производстве пшеницы, и относительно меньше факторов, интен­сивно используемых в производстве сукна, чем в остальных странах.

Пусть земля — фактор, интенсивнее используемый при выращи­вании пшеницы, а труд — фактор, интенсивнее используемый при производстве сукна. Пусть все издержки можно свести к затратам земли и труда: например, для удобрений, нужных под пшеницу, требуется затратить определенное количество земли и труда, равно как и для выработки пряжи. Тогда, если США экспортируют пше­ницу и импортируют сукно, то по теории Хекшера—Олина следует, что это происходит в результате трудоемкости сукна и «землеемкости» пшеницы. Это не свидетельствует о большем количестве зем­ли или меньшем предложении труда в США. Речь идет о том, что в США на одного занятого приходится больше пригодной для обра­ботки земли, чем в остальном мире, или же доля США в общей площади земли в мире выше, чем ее доля в суммарном количестве рабочей силы.

В таком положении, при прочих равных условиях, аренда земли в США должна обходиться дешевле, чем в остальных странах, а работники должны претендовать на более высокую по сравнению с другими странами заработную плату. Дешевизна земли в большей степени снизит издержки в земледелии, чем в производстве сукна. И напротив, дефицит рабочей силы делает сукно в США относительно дорогим. Именно этим теоретически объясняется разница цен, сложившаяся до установления торговых отношений. Поэтому различия в относительной обеспеченности факторами производства и в характеристиках их использования обуславливают экспорт пше­ницы из США, а не сукна, и импорт сукна, а не пшеницы, после установления торговых отношений.

В заключение можно сказать, что теория сравнительного пре­имущества (издержек) в трактовке Хекшера—Олина подвергалась детальной проверке на эмпирическом материале по мировой торговле в 80-х гг. и ее выводы согласуются с реальным географическим разделением труда в современном мире. Несколько подробнее об этом будет рассказано в разделе 4.5.

Вопросы и задания

1. Даны соотношения: а) издержек на выращивание пшеницы в США и за рубежом; б) издержек на производство пшеницы и сукна в США; в) издержек на производство пшеницы в ярдах сукна и издержек производства пшеницы в других странах в ярдах сукна. Какие из перечисленных соотношений опреде­ляют выгоды при налаживании торговых отношений между США и осталь­ным миром?

2. Выпуск тканей на единицу затрат в Таиланде 75, в остальном мире — 150; производство риса на единицу затрат в Таиланде — 100, в остальном мире 150. Введя допущения в духе теории Рикардо, что эти два товара явля­ются единственными, соотношение затраты—выпуск остается постоянным при любом объеме производства тканей и риса, а все рынки — конкурентные, предлагается решить: а) имеет ли Таиланд абсолютное преимущество в про­изводстве риса или тканей? б) имеет ли Таиланд относительное преимущест­во в производстве риса или тканей? в) какое меновое соотношение сложи­лось бы в Таиланде в отсутствие международной торговли? в каких пределах установятся соотношения мировых цен на ткани и рис в обстановке свобод­ной торговли между Таиландом и остальным миром? Подтвердите свои выво­ды графиками и расчетами.

3. Опишите в общем виде воздействие непостоянства издержек — повы­шения и понижения — и их связь с эффектом от масштаба производства.

Размещение сельского хозяйства — «изолированное государство» И.Тюнена

В 1826 г. вышло первое издание книги «Изолированное государ­ство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и на­кладных расходов на земледелие» Иоганна Генриха фон Тюнена из Теллова в Мекленбурге. Уже при жизни автора она выдержала не­сколько изданий, а в дальнейшем составила ядро целой исследова­тельской программы, но не столько в агрономии или экономики сельского хозяйства, сколько в экономической географии и регио­нальной экономике.

Лучше всего суть и новизна теоретического подхода Тюнена от­ражена уже в первых двух параграфах его книги. Приведем их пе­ревод:

§ 1. Предпосылки

Представьте себе очень большой город, расположенный посередине пло­дородной равнины, не прорезанной никакими судоходными реками и каналами.

Пусть эта равнина имеет совершенно одинаковую почву, везде одинаково удобную для обработки, и пусть на большом расстоянии от города она пере­ходит в девственные пространства, которые отделяют все государство от ос­тального мира.

На равнине нет других городов, кроме упомянутого единственного боль­шого города, на который падает обязанность снабжать всю страну продуктами промышленного производства и который, в свою очередь, получает продукты питания исключительно от окружающей его равнины.

Копи и солеварни, которые удовлетворяют все потребности государства в металлах и соли, мы мыслим себе лежащими также вблизи этого центрально­го города, который мы в дальнейшем будем называть просто городом, так как он является единственным.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..