Заседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»

Данный компонент представляется в составе этого решения, в составе комплексного сервиса, и не нужно никаких дополнительных, как многие это спрашивают: «Сколько это стоит?» или еще что-то, предоставляется в рамках единого комплексного сервиса. Функциональный компонент готов. Если вы понимаете, кого с кем нужно обеспечить, взаимодействие каких организаций, соответственно, мы готовы даже обучить ваших администраторов для того, чтобы они сами настраивали эти сотни взаимодействий в системе. Пожалуйста, пользуйтесь. Как предложение.

Ну и, соответственно, третье предложение, над которым на текущий момент мы усиленно работаем, но которое не до конца сформировано в полном объеме, это собственно сервисы реализации прикладных систем. Об этом чуть позже. Значит, следующий этап — предоставление функционала региональной СМЭВ, регистрация сервисов СМЭВ, тестирование, заключение соглашения, настройка прав доступа, то есть по сути выполнение, предоставление функций СМЭВ и выполнение функций оператора. Данный этап, как вы понимаете, уже тоже было озвучено, полностью к 1 июля будет тоже технологически завершен, и данные работы можно будет проводить, не дожидаясь этого срока, уже сегодня. По-моему, разъяснительное письмо субъектам от Минкомсвязи уже было направлено, где и перечень точек доступа, и контактные лица для обращения по этим вопросам были озвучены. И, в конце концов, это представление комплексного сервиса и прикладных субсервисов. Ну, о комплексном сервисе несколько позже.

Соответственно, хотелось бы обратить особое ваше внимание по поводу организационной реализации межведомственного электронного взаимодействия. Значит, зачастую нет единого понимания, кто, с кем, что должен заключать, кто есть оператор и кто есть кто в этом процессе. Данный слайд отображает организационную структуру межведомственного взаимодействия. На федеральном уровне оператором единой СМЭВ является Министерство связи и массовых коммуникаций, и взаимодействие с федеральными организациями и ведомствами при предоставлении сервисов как по оказанию услуг, подкрепляется заключением соглашений между федеральными органами власти и федеральным оператором. На региональном уровне практически во всех субъектах назначены уполномоченные организации либо органы власти, которые выполняют функции оператора региональной системы межведомственного электронного взаимодействия. Для того, чтобы процесс обмена был легитимным, необходимо также заключать соглашения с поставщиками и потребителями информации, прежде всего, с органами власти и организациями, которые предоставляют сервисы для регистрации в СМЭВ. «Ростелеком» как единый национальный оператор — это обеспечение технического и технологического вопроса функционирования СМЭВ, выполнение всех функций, которые связаны с процессами, даже на предыдущих слайдах приведенными. Вот такая схема позволяет понять, что нужно, чтобы межведомственное взаимодействие было легитимным.

Соответственно, про партнерскую программу, про информационные системы и сервисы. В первой части нашего доклада уже было озвучено о том, что сейчас очень активно взаимодействуем с компаниями-разработчиками информационных систем, чтобы как можно быстрее можно было предлагать такие сервисы хотя бы по основным приоритетным отраслям. В свою очередь, акцент был сделан на поиск компаний, которые позволяют реализовать приоритетные услуги согласно распоряжению 1506. На сегодняшний день анализ позволил выявить около десятка компаний, которые покрывают фактически всю страну своими системами и они находятся на разном этапе интеграции с инфраструктурой. Сервисы разработаны, по многим уже продемонстрированы. Где-то к середине мая, самые отстающие к концу мая, этот процесс будет закончен, и соответственно, эти системы и эти сервисы уже в СМЭВ появятся. А картинка, которую вы видите на слайде, это специальный визуальный символ, который показывает объем задачи, это так называемый проект «Электронный регион», здесь перечислены перечни типов информационных систем, необходимых для того, чтобы в полной мере реализовать все процессы предоставления услуг в электронном виде, а также процесс оптимизации исполнения полномочий и функций органов власти.

Я упомянул сейчас о десятке компаний, которые по 1506 разрабатывают сервисы. Работа не останавливается, а продолжается. У нас на сегодняшний день порядка 75 обращений от компаний-разработчиков, и основной вектор, куда мы движемся вместе с ними, любая компания-разработчик дорабатывает свое решение в соответствии с требованиями, опубликованными Министерством связи и массовых коммуникаций, в соответствии с методическими рекомендациями подготовленными. И мы, в свою очередь, сформировав платформу облачных вычислений, готовы предлагать вместе с разработчиками прикладные сервисы для того, чтобы решать необходимые на сегодняшний день функции в полном объеме.

В первой половине дня уже сказали о том, что межвед и электронные услуги — это вещи, имеющие общую базу, но тем не менее это несколько различные вещи. Сейчас я упомянул о межведомственном электронном взаимодействии до этого, а теперь хочу несколько слов сказать о реализации услуг в электронном виде. С 77 регионами в прошлом году были достигнуты договоренности и подписаны соглашения о совместном движении в эту сторону. Соответственно, данный слайд отражает последовательность действий совместных, также собственно схему финансирования — кто за что платит в этом процессе для того, чтобы переводить услуги и реализовывать в том числе дату 1 августа и последующие даты, которые предписаны 1993 распоряжением.

Больше половины регионов, можно уже так сказать, по которым первый этап выполнен, и данные доведены и обсуждаются. По развертыванию регионального сегмента инфраструктуры мы уже озвучивали, даже пришлось ускориться. К 1 июля будет абсолютно для всех, не дожидаясь по этой схеме каких-то этапов предварительных. По поводу перевода услуг в электронный вид и интеграции ведомственных систем ситуация следующая: есть, точнее по итогам прошлого года возникло такое понимание, что для того, чтобы 1 августа прийти с успешно выполненной задачей, взялись разработать так называемые типовые, или модельные услуги и реализовать их на базе перечисленных мною 10 систем, которые в большей степени покрывают территорию России, а также часть услуг на базе системы исполнения регламентов, про которую я сегодня также говорил.

Вот сейчас этот процесс уже завершается, причем завершается не в умах аналитиков и не в воздухе, а на базе пилотных регионов, которые в этом году стали центрами компетенций, и соответствующий опыт может быть и будет представлен всем желающим. Пожалуйста, смотрите: это реальные услуги, которые реализованы в реальных регионах. Если необходимы определенные этапы донастройки и кастомизации этих услуг или этих технологических карт в соответствии с нормативно-правовыми актами и положениями административного регламента регионов, эта процедура гораздо меньше времени и трудозатрат занимает, чем разработка с нуля. Данный процесс идет, и многие предложения по этому поводу уже видели.

Представление комплексного сервиса по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечение межведомственного взаимодействия. Что же это за такой сервис? Значит, это сервис, который позволяет на региональном уровне получить федеральные сервисы и, соответственно, федеральные услуги на региональном портале государственных муниципальных услуг. Это сервис, который позволяет представить региональные и муниципальные услуги на едином портале государственных и муниципальных услуг. Это сервис, который дает возможность использования единого идентификационного сервиса, возможность использования сервиса единого личного кабинета, ну и конечно, возможность реализации межведомственного электронного взаимодействия через функционал СМЭВ и через систему исполнения регламентов как компоненту региональной инфраструктуры электронного правительства.

Соответственно, хочу подвести краткий итог, лучше отвечу на вопросы, если будут побольше, мы на сегодняшний день понимаем, как это сделать, мы технологически готовы, мы в инфраструктуру инвестируем, создаем ее, и уже в ближайшие два месяца базовая инфраструктура будет закончена. Поэтому призываем всех, задача такая совместная, кто с нами — пойдемте, мы поможем, вместе что-то сделаем. Спасибо.

Ведущий: Пожалуйста, вопросы. Спасибо, Дмитрий Валерьевич, спасибо за ваше выступление. Я хотел бы пригласить заместителя губернатора Смоленской области, начальника Департамента по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде Лопашинова Петра Михайловича. Петр Михайлович сделает краткий, небольшой доклад, расскажет о том, что сейчас делается в Смоленской области.

Лопашинов П.М.: Спасибо, Сергей Александрович. На самом деле очень приятно поблагодарить организаторов за представленную возможность. Тут все много говорили, и учитывая, что все смотрят в программу, скоро обед, затягивать общую философию нет смысла, я хотел бы остановиться на тех проблемах, с которыми столкнулись у нас в области при реализации того большого перечня вопросов, который называется реализацией информационного общества в регионе, и как мы их решаем.

Ну, я уже где-то выступал, мы здесь не первый раз, на этом Форуме, мы ставим во главу угла, основа основ, все-таки, это инфраструктура, по нашему мнению, в регионе. Мы можем здесь сколько угодно красиво говорить, создавать, заключать с «Ростелекомом» соглашения, переносить в электронный вид. Но если мы не получим, вернее, не дадим возможность нашим гражданам на селе воспользоваться теми или иными услугами, то грош цена нашим усилиям, а деньги будут выброшены на ветер. Поэтому мы этим вопросом активно занимаемся. И даже буквально сегодня вечером у нас состоится встреча с «Ростелекомом», с вице-президентом Нечипоренко, который курирует развитие сотовой связи «Ростелекома». Мы прорабатываем уже больше полугода вопрос создания в виде ГЧП, государственно-частного партнерства, то есть регион и «Ростелеком», для развития каналов связи, в том числе и сельской местности.

Особенно острая проблема возникла, я немного отвлекусь, может быть, от темы электронного правительства, но это все равно информационное общество. Есть такой национальный проект «Дистанционное развитие детей-сирот», я думаю, что он есть во всех регионах и все с ним с ним столкнулись. Когда за счет федеральных средств дается оборудование, финансирование на 1 месяц, подключение к интернет с минимальным требованием 512 Кбит/сек для канала связи для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. У нас в регионе уже больше 150 человек подключено, из них 60 — в сельской местности. Для того, чтобы обеспечить требования национального проекта, мы вынуждены были идти на подключение через спутник. Ну, вы все представляете, что это такое: в месяц мы платим более 16 тысяч за одно рабочее место. Поэтому вопрос этот очень актуален, именно инфраструктура.

Второй вопрос, о нем очень много говорили, это реинжиниринг или оптимизация административных регламентов. Ну, мы этим занимаемся, появляются нормативно-правовые акты Минэкономики, Минкомсвязи, то есть в принципе тут еще работать, работать и работать. Третий вопрос, и я тоже здесь выступал не раз, это компьютерная грамотность населения. Мы здесь много говорили об обучении именно чиновников, госслужащих, но тем не менее, если мы опять же создадим инфраструктуру и не научим граждан пользоваться этими услугами, то, к сожалению, все это останется не до конца решенным вопросом. Вот в прошлом году мы совместно с «Центртелекомом», была у них акция, я вижу тут представителей «Ростелекома», акция «Возраст сети не помеха». Проводилось обучение пожилых людей. В этом году в программе «Информационное общество» мы сейчас пересматриваем ее и планируем провести обучение более 1200 граждан основам компьютерной грамотности.

Мы находимся на таком рубеже, помните 30-ые годы прошлого столетия, когда был ликбез, ликвидация безграмотности, то же самое, мы находимся на таком этапе, особенно для пожилых людей. Если мы посмотрим на молодежь, по школьникам, учитывая, что интернет уже во всех школах, студенчество, до 50 лет граждане являются уже активными пользователями. К сожалению, они не могут воспользоваться из-за отсутствия инфраструктуры. То пожилое поколение относится к этому все-таки настороженно, и здесь вот, когда выступал представитель Патриархии, именно, я думаю, что один из способов вовлечения людей, которые еще с сомнением смотрят на все эти процессы, один из способов научить их – это дать им инструмент, чтобы они попутно, в том числе занимались и применением электронных услуг.

Пресловутая «проблема 1 июля», СМЭВ так называемая, да. В нашем понимании это не значит, что с 1 июля мы должны все услуги оказывать в электронном виде, не ставится эта задача. Следующая дата — это 1 августа, где ставится по 1506, через электронные услуги. Ну, у нас в области уже с 2009 года функционирует система электронного документооборота, уже подключено более 1300 пользователей, то есть все органы исполнительной власти. Подключаем территориальные органы, и в этом году поставлена задача подключить все районные администрации в единую сеть межведомственного электронного взаимодействия. И на первом этапе, я думаю, пока мы не решим вопросы по предоставлению услуг в электронном виде, мы будем пользоваться через нашу систему, у нас есть удостоверяющий центр, то есть юридически значимая система документооборота. То есть на первом этапе, пока мы будем сейчас работать по переводу услуг в электронном виде, мы этот вопрос закроем.

Теперь что касается УЭК, универсальной электронной карты. Здесь выступали коллеги, и представители Патриархии о том, что пошел массовый, я бы сказал, вал писем об отказе от электронной карты. Здесь было разъяснение Минэкономразвития, коллег из федеральной уполномоченной организации, выступаем в средствах массовой информации, часто прямой эфир, людям разъясняем. Но я еще раз глубоко убежден, что мы должны разъяснять через преимущества использования информационных технологий, в том числе и для таких граждан. Такая наша, так сказать позиция.

Ну, если сказать по документообороту, то в прошлом году было 170 тысяч входящих, 116 исходящих, 4250 нормативно-правовых актов, 6500 обращений граждан, и нам позволила сэкономить наша система 1,7 млн. рублей. Теперь что касается МФЦ. Я тоже считаю, и губернатор наш тоже с этим согласен, что сеть МФЦ нужно развивать, потому что возникают разные дискуссии, один раз мы уже были, где-то обсуждали на ЦФО. Есть ли будущее у МФЦ? Повторюсь, мое личное мнение, субъективное, что будущее это есть. Правильно сейчас говорили коллеги из Минкомсвязи, что граждане до 30%, по моим оценкам, они не будут пользоваться услугами в электронном виде. Ну, вы помните, Моисей 40 лет водил по пустыне, пока не изменилось мировоззрение. В принципе технология должна быть такая же, что люди иметь возможность должны получить положенные им социальные льготы и гарантии, в том числе и традиционными способами. Единственная задача, которую мы перед собой ставим, — это пропаганда именно преимуществ использования электронных карт. Тоже у нас разработана целая программа, в средствах массовой информации разъясняем, и я уже дважды выступал, первый раз на Тверском форуме в позапрошлом году. Если все-таки не удастся нам решить вопрос по созданию ГЧП с «Ростелекомом», то, не знаю, как другие регионы, а наш регион полностью создать инфраструктуру за счет средств бюджета, области это не под силу, и, может быть, стоит еще раз поставить вопрос о создании фонда ИКТ. Я уже один раз говорил, что вот есть такой фонд реформирования ЖКХ, об этом фонде впервые говорили два года назад в Твери, но так, к сожалению, последствий этого вопроса и не было. Но мне кажется, это было бы, наверное, целесообразным и разумным. На конкурсной основе, как и фонд реформирования ЖКХ, регионы, которые развивают, вкладывают свои деньги в эту сферу, получают какие-то дотации из федерального бюджета, потому что это общая задача, и федеральная в том числе.

  1. Заседания Совета по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания

    Документ
    руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
  2. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
  3. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  4. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (2)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «19» мая 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г.
  5. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  7. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (1)

    Документ
    Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа,
  8. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (2)

    Документ
    План Минпромторга России по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год от 18 марта 2010 г.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2008 года (1)

    Информационный бюллетень
    Продолжается работа по формированию нормативных документов по пожарной безопасности в целях реализации требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.

Другие похожие документы..