Заседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»

Затем это инфраструктура доступа. Это очевидно, и об этом тоже сегодня говорилось. Нет доступа — нет собственно и услуг в электронном виде, и информационного обмена тоже нет. Необходимость к первому июля сократить или вообще исключить истребование от граждан, от заявителей излишних документов, которые уже существуют в информационных системах, вообще, которые существуют уже в ведомствах. Ну, и такой технологический, но тоже важный очень аспект — это развитие и внедрение информационных систем в органах власти, для начала которые принимают участие в оказании услуг. Понятно, что рано или поздно информационные системы те или иные будут везде. В данном случае, здесь уже говорили об использовании облачных технологий там, где это технологически возможно, представляется достаточно эффективным и с экономической, и с технологической, и с организационной точки зрения.

Несколько слов коротко по поводу того, что всем новациям в сфере электронного правительства должна предшествовать соответствующая нормативная база, хотя это не всегда у нас так бывает, но тем не менее. Я так полагаю, что все стараются это делать. Здесь еще раз тщательно. Почему мы тоже, хотя это не впрямую к нам относится, подчеркиваем постоянно и упоминаем административные регламенты? Именно потому, что от этого будет зависеть, насколько потом это будет в технологии облечено и реализовано.

И вот говоря о нормативно-правовых актах. Действительно, одним из важных документов последнего времени, от апреля, 654-Р — распоряжение, которое от 15 апреля 2011 года, которое устанавливает базовый перечень реестров сведений, которые хранятся в государственных информационных системах, которые будут предоставляться всем, кто принимает участие в оказании услуг в электронном виде и в межведе. То есть собственно вот это очень большой шаг, потому что мы знаем, и сегодня об этом говорили, что очень непросто получить какие-то сведения у некоторых федеральных органов исполнительной власти, которые как раз в этом распоряжении перечислены.

На федеральном уровне 442-ое распоряжение, которое собственно перечисляет конкретные сведения при оказании конкретных услуг, которые должны передаваться именно в электронном виде. Нам кажется, что в регионах должна быть проведена аналогичная, вот то, о чем сегодня Татьяна Владимировна рассказала, аналогичная работа по анализу по каждой услуге, какие реально сведения нужны. Может быть, обнаружится, что от части сведений можно отказаться. Может быть, они не являются необходимыми, и проще переделать региональные нормативные акты, нежели писать Президенту с требованием предоставить информацию каким-то федеральным информационным системам.

Так, это уже было на ряде предыдущих слайдов. Я не буду повторять о цифрах и достижениях. Хотел только вот что сказать. За последние полгода в реестре и на портале появилось очень много сведений о муниципальных услугах. И это хорошо. То есть началось все с региональных, потом стали появляться муниципальные. Сейчас их около 12 тысяч переданы описания. Я могу сказать, что наиболее интенсивно передают сводные реестры и, соответственно, единый портал Чувашская республика, Пензенская, Ульяновская, Псковская, Свердловская, Орловская и Тюменская области.

Ну, это на самом деле только первые, потому что там действительно реально много уже информации. Но числа говорят не о многом, поэтому мы регулярно производим мониторинг качества той информации, которая передается в сводный реестр и, соответственно, потом должна попадать на единый портал. И этот мониторинг показывает, что в значительной части описания услуг есть некорректная информация или отсутствует информация, необходимая для того, чтобы эти услуги могли попасть на единый портал. Например, не указано место оказания услуги, не указана территория оказания, не указан результат оказания услуги. Мы в прошлом году уже написали каждому субъекту, прислали конкретный перечень услуг, которые некорректно заполнены. В этом году обнаружили, что в значительной степени эти недостатки еще остались, поэтому скоро еще раз разошлем с просьбой посмотреть, перепроверить и перезаполнить.

Да, по поводу, здесь было сказано по планам перехода, вот еще одна ремарка. Планы перехода, которые разрабатываются субъектами, планы перехода на оказание услуг в электронном виде, которые есть практически у всех. Мы же собираем раз в квартал отчетность по этим планам, и я хотел отметить, что некоторые регионы умышленно или неумышленно присылают нам информацию об услугах, которые размещены или оказываются на третьем, четвертом и пятом этапах на региональных порталах. В то же время распоряжение 1993 и 478, ну и методические рекомендации по календарному планированию, которые мы готовили в прошлом году, они говорят явным образом о том, что речь идет о размещении информации именно на едином портале. То есть здесь некая подтасовка, умышленная или неумышленная опять же, но тем не менее хотел бы обратить ваше внимание на этот вопрос.

Единый портал. Это основная иллюстрация к моему предыдущему абзацу. Единая точка доступа к государственным услугам. Много о нем уже было сказано сегодня, не буду повторяться, и будет наверное еще сказано. Ну, тоже уже популярная, известная картинка, я бы хотел только к ней добавить, что в течение мая-июня во всех регионах будет развернут региональный сегмент инфраструктуры электронного правительства и обеспечена готовность к тому, чтобы интегрировать региональные СМЭВ, если они есть, или региональные информационные системы для обеспечения как раз вот того самого межведомственного взаимодействия в электронном виде, о котором мы сегодня говорим.

Первоочередные задачи — традиционный слайд у всех. Как нам это видится. Первое июля — это такой, конечно, важный и, безусловно, статусный момент, но после этого, как кто-то правильно сказал, жизнь не остановится вовсе. И это не значит, что мы должны полностью обеспечить всю передачу всей информации в электронном виде, думаю, что все это понимают. Никто не говорит, что мы сможем это сделать: 100% сведений при оказании первоочередных услуг в электронном виде. Тем не менее у нас грядет переход на третий этап по региональным услугам — то, что на федеральном уровне уже сделано. Для этого понадобятся формы, которые будут размещаться на едином портале подачи заявлений в электронном виде. Для этого понадобятся сервисы, для этого надо развивать сеть удостоверяющих центров. Ну, соответственно, нормативка. Это большой, серьезный пласт работы. И обеспечивать межведомственное взаимодействие, то есть это: подключать к региональным сегментам СМЭВ, которые буду развернуты, как я только что сказал, дорабатывать существующие отраслевые системы, внедрять системы там, где их нет, разрабатывать и публиковать веб-сервисы. Типовое ТЗ на веб-сервисы, мы об этом уже написали и разослали письма во все субъекты, если кто не знает, оно лежит на . Там за последние две или три недели появился ряд интересных документов. Туда может любой зайти, зная логин и пароль, которые и так, по-моему, все уже знают, и получить доступ к этим документам.

Здесь кратенько: есть такая система или, точнее, среда исполнения регламентов, о которой, наверное, Дмитрий Гуртов сегодня расскажет более подробно. Это фактически «тонкий клиент», который там, где нет информационных систем, но есть компьютер, браузер и доступ в интернет, позволяет реализовать в разумных пределах практически любой функционал — от обработки поступившего с единого портала заявления на услугу до реализации сложных бизнес-процессов при оказании сложных услуг. Здесь кратко написано, что оно позволяет.

Когда приближаются какие-то ключевые даты, причем даже мы помним, что закон-то вышел в прошлом году, но тогда вот 1 июля казалось очень далеко, и никто особо не беспокоился. Сейчас у нас остался… сколько у нас осталось? Май, июнь – два месяца, а потом будет первое августа, когда будет 19 услуг на третьем этапе через единый портал региональных по 1506-Р. И вот когда даты критически приближаются, очень важными становятся средства коммуникаций дополнительных. Понятно, что собираться здорово, и мы проводим разного рода мероприятия и в регионы выезжаем, но тем не менее этого недостаточно. Последний месяц в регионалочке идет просто бурное очень обсуждение целого ряда вопросов, в частности СМЭВа, в частности 210-го ФЗ.

Поэтому мы постоянно дорабатываем функционал, пытаемся сделать, чтобы она была еще более удобной. Точнее нет, будучи самокритичным, скажу, что мы хотим сделать, чтобы она была удобной, чтобы она стала удобной для общения, потому что сейчас количество пользователей, количество тем и количество форумов очень сильно затрудняет, скажем, общение с использованием этой сети, но количество пользователей неумолимо растет. Поэтому мы сейчас задумываем и рассчитываем вас призвать к предложениям по поводу того, как модифицировать функционал так, чтобы это было реальное средство для общения, причем удобное. И чтобы можно было удобно находить информацию, удобно размещать информацию и т. д.

И я думаю, что мы будем в этой же сети проводить некие тематические сессии вопросов- ответов, когда в онлайн, может быть без видео, чтобы не забивать каналы, но в онлайн представители министерства будут отвечать на вопросы по какой-то, вот сегодня мы выбираем одну тему и мы ее обсуждаем. К нам часто предъявляют претензии, что представители министерства мало, редко отвечают на задаваемые вопросы. Это действительно так, поскольку далеко не всегда чисто физически хватает времени получить этот вопрос, проанализировать и тем более написать ответ.

Еще поступают замечания по поводу того, что долго происходит регистрация новых пользователей. В каждом регионе есть модератор, и это вопрос скорее к нему, поскольку все заявки новых пользователей поступают к региональному модератору. А вот что дальше происходит... Мы это тоже промониторим и проведем разъяснительную работу с модераторами, напишем инструкцию, чтобы нас не упрекали в этом. Ну и последний, финальный, раз уж я говорю об инструментах для коммуникации и координации. Совет главных конструкторов, который вы, наверное, знаете, по региональной информатизации, он недавно обрел новый статус и теперь он рабочий орган при Совете по региональной информатизации. И этот СГК возглавил наш заместитель министра профильный, который курирует электронное правительство, — Илья Мацух. Поэтому я надеюсь, это будет еще одним инструментом для решения уже таких более низкоуровневых, технических вопросов.

Ведущий: Павел Евгеньевич, может, перейдем к вопросам?

Хилов П.Е.: Ну, я сейчас очень коротко может быть прокомментирую. Хотя нет, давайте сначала действительно вопросы, а если что-то не спросят, тогда я прокомментирую вопросы предыдущих докладчиков.

Ведущий: Коллеги, пожалуйста, емко ставьте вопросы. Представитель Минкомсвязи. Ни у кого нет вопросов ни по региональным СМЭВ, ни по первому июля, ни у кого вообще, да? Всем все понятно. Ну, давайте тогда просто быстро перейдем к выступлению Дмитрия Валерьевича, чтобы мы держались в рамках. И потом, когда будут вопросы, может, Павел Евгеньевич совместно будет отвечать с Дмитрием Валерьевичем. Дмитрий Валерьевич Гуртов, директор департамента регионального развития национального оператора «Ростелеком».

Гуртов Д.В.: Добрый день, дамы и господа. Спасибо организаторам Форума за возможность еще раз пообщаться с вами, за возможность поделиться нашими соображениями о перспективах развития проекта и за возможность услышать от вас критику, может быть, справедливые отзывы или предложения по совершенствованию этого процесса.

Миновав десятый год, получив методом проб и ошибок определенный опыт, при планировании деятельности в одиннадцатом году мы сформулировали себе текущее видение развития ситуации, которая происходила во многих регионах в стране. И, если вкратце огласить о том, какова была ситуация во многих регионах и остается на текущий момент. И мы, в основном сегодня говорим о двух приоритетных датах, как вы слышали уже неоднократно, это первое июля и, соответственно, первое августа, то ситуация, по нашему мнению, такова.

Значит, отсутствие организационной технической готовности многих регионов к исполнению и реализации 210-го закона, которая выражается в отсутствии понимания состава участников межведомственного взаимодействия в электронном виде, отсутствии необходимых нормативных актов, отсутствии региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, отсутствии необходимых региональных информационных систем и ресурсов и веб-сервисов как интерфейсов к ним. Соответственно, отсутствие и низкое качество административных регламентов оказания услуг. Зачастую наблюдались ситуации, очень редко, но тем не менее такие тоже были, когда отсутствовало в достаточной степени понимание руководителей регионов о социальной значимости решаемой задачи и, как следствие этого, практически полное отсутствие финансирования на реализацию данных глобальных, больших проектов. Ну, и такой интересный момент, который тоже довелось увидеть, – это неверная оценка процессов и механизма реализации задачи, которая воспринималась как угроза самостийности регионов со стороны федерального центра. Вот с опорой на вот это видение я сейчас попытаюсь вам в докладе вкратце изложить наши предложения и видение, как данные проблемы мы предлагаем решать совместно.

По поводу технологических вопросов. Весь прошлый год и в этом году, вы знаете о том, что мы занимаемся формированием единой сервисной инфраструктуры. Много чего уже достигнуто, и, что касается инфраструктуры электронного правительства, ее региональных сегментов, сегодня уже неоднократно было озвучено, и я позволю себе еще раз сказать. До 1 июля для абсолютно всех регионов без исключения будут развернуты региональные сегменты инфраструктуры электронного правительства, интегрированной с федеральным сегментом. Абсолютно для всех эта работа ведется, и сейчас она уже выходит на этап, когда необходимое оборудование будет на основе облачных платформ размещено и, соответственно, будут все необходимые системы между собой связаны и проинтегрированы.

По поводу вопросов реализации межведомственного электронного взаимодействия. Хотел бы обсудить с вами следующее видение того, что мы сегодня предлагаем для решения этой сложной задачи. Значит, первое — это выявление перечня документов, информации и организаций-участников межведомственного электронного взаимодействия, доработка нормативно-правовых актов. Сегодня неоднократно звучала постановка этой задачи, разъяснения. Могу сказать, что мне лично единственный раз пришлось увидеть полностью подготовленный проект документов, в том числе проект официального письма от одного-единственного региона, в котором даже по 1993 были разложены все виды документов, и все виды организаций, с которыми приходится взаимодействовать. За это огромное спасибо коллегам из Астраханской области. Татьяна Владимировна, непосредственно ваше участие в этом процессе было огромное. Может быть, у кого-то есть, но вот мне довелось увидеть только один такой вариант такого документа. Ну, отлично, хорошо (ответ на реакцию из зала). Поэтому эта вот задача, то, что они ее выполнили и показали, она на сегодняшний день является очень сильным подспорьем в совместном решении этих задач. Когда понятен хотя бы объем задачи, перечень участников, уже проще двигаться, чем когда говорят: «Сложно, сложно», а что делать дальше – неизвестно.

Этап тоже необходимый — это доработка существующих информационных систем в создании веб-сервисов как интерфейсов к ним. Данный этап необходимо проводить, и все это понимают, но это тогда, когда система есть. Что делать, если систем не существует? Вот уже Павел Евгеньевич упомянул сегодня о наличии такого функционала, как система исполнения регламентов. Это функциональный компонент регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства. Он входит как единая целая часть туда, он позволяет автоматизировать взаимодействие участников как в рамках предоставления услуг в электронном виде, так и на самом деле при реализации функций полномочий, которые стоят перед органами власти.

  1. Заседания Совета по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания

    Документ
    руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
  2. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
  3. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  4. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (2)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «19» мая 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г.
  5. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  7. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (1)

    Документ
    Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа,
  8. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (2)

    Документ
    План Минпромторга России по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год от 18 марта 2010 г.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2008 года (1)

    Информационный бюллетень
    Продолжается работа по формированию нормативных документов по пожарной безопасности в целях реализации требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.

Другие похожие документы..