Заседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»

Я веду к тому, что существующие бизнес-процессы нужно менять очень гибко. То, что есть СМЭВ федеральный, региональный, веб-сервисы, — это часть проекта, это инструмент проекта. Система должна быть готовой. Ведь если человеку поставить телефон, он не становится автоматически сотрудником колл-центра. Если не решить все эти вопросы, могут возникнуть сложности. Приведу пример классической услуги, где требуется межведомственное взаимодействие систем разного уровня. Это услуга по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Здесь те документы, которые гражданин может сформировать только лично, например. Если он нигде не работает и не стоит на службе занятости, это объяснительная об источнике дохода, которую, естественно, он пишет сам. Все остальные документы так или иначе находятся в органах власти. Их достаточно большое количество, как вы видите.

В завершение хочу сказать, что услуга оптимизируется не по сокращению сроков, она оптимизируется по разумности процессов. Когда мы изучали электронное правительство в Германии, то спросили у немцев: «Скажите, сколько у вас регламент ожидания человека в очереди?» Они сказали удивленно: «У нас разумный регламент». Так же и здесь. У нас должны быть четкие требования и к оператору МФЦ, и к сотруднику органа государственной власти: что, в какие сроки, в какой последовательности он должен делать, чтобы это было удобно. Мы идем в правильном направлении, но у нас не получится сегодня выпустить техтребования, а завтра у нас все заработает. Людей надо не просто обучить, а сформировать полноценные бизнес-процессы и практикоориентированные регламенты И в этом залог успеха, на наш взгляд. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо вам за ваше отличное выступление. Татьяна Владимировна, а теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы. Я думаю, в зале они есть. Нет? Спасибо.

Пожалуйста, хотел бы пригласить специалиста Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества Титушкина Андрея Николаевича. В своем докладе он озвучит позицию Русской православной церкви по отношению к универсальной электронной карте. Это действительно важная проблема, потому что мы не можем не учитывать мнение части наших граждан, которые, собственно говоря, сейчас задают большие вопросы в ОВЦС, задают вопросы именно представителям церкви, потому что повторяется тот вопрос, связанный с ИНН. И мы все, как представители органов власти — региональной, федеральной, должны четко себе представлять то, какую позицию занимает именно церковь в этом вопросе. Пожалуйста.

Титушкин А.Н.: Большое спасибо. Мне бы хотелось поздравить всех присутствующих со светлым праздником Пасхи, который православные верующие отмечали вчера. И хотелось бы сразу разграничить, что вопрос ИНН и вопрос внедрения универсальной электронной карты и позиции Священноначалия на две эти проблемы совершенно разные.

Свой доклад я поделю на две части. В первой части я обозначу официальную позицию Русской православной церкви, Святейшего Патриарха, а во второй части я хотел бы ознакомить высокое собрание с теми проблемами, с теми обращениями, которые поступают от граждан в адрес Святейшего Патриарха Кирилла. В обращении Священного Синода еще в 2005 году говорится: «Нет ничего греховного в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового». Таким образом, участие людей в мероприятиях, связанных с учетом граждан и подтверждением их личности при контактах с государством, церковь не видит ничего греховного. Такое участие может выражаться в получении и предъявлении соответствующих документов, в том числе и использующих новые технологии. Но при условии, что человек знает всю информацию, символику, хранимую и передаваемую при помощи этих технологий, и она не вступает в противоречие с его религиозными убеждениями.

В настоящее время в адрес Священноначалия Русской православной церкви поступают коллективные и индивидуальные обращения граждан, обеспокоенных использованием новых документов и технологий. Все эти обращения были внимательно изучены и на недавно прошедшем в феврале 2011 года Архиерейском соборе, на котором участвовал весь Епископат Русской церкви, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «В адрес Архиерейского собора поступили многочисленные обращения верующих, обеспокоенных возможностью обязательного присвоения некоторых средств электронной идентификации личности. Эти обращения внимательно изучены. Церковь с пониманием относится к позиции людей, не желающих подвергаться контролю, который позволяет собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, а в перспективе может быть использован для дискриминации граждан по мировоззренческому принципу».

Я думаю, стоит пояснить. Действительно, когда в одном документе собирается вся информация о человеке, создается опасность, что на человека могут идеологически давить. И это не какая-то иллюзия, это действительно так. Если мы сейчас обратим внимание, как у нас принято всегда смотреть на Европу, то в европейских странах очень часто, я бы сказал так, продвигается идеология, которая является явно антихристианской, которая нарушает традиционные ценности человека. И, к сожалению, правительство этих стран использует рычаги воздействия на тех или иных людей, объявляя довольно легко того или иного человека нетолерантным, гомофобом, фашистом или еще как-то. Понятно, что когда будет внедрена так называемая универсальная электронная карта, рычаги этого воздействия и это воздействие могут усилиться. И граждане это прекрасно понимают.

Но вернемся к докладу Святейшего Патриарха: «Мы продолжим диалог с государством с целью добиться возможности иметь альтернативу электронным средствам контроля и пользоваться традиционными, привычными способами подтверждения человеком своей личности при получении социальных благ и вообще при контактах с государством». В определении данного собора сказано: «В связи с поступлением обращений граждан собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт». Люди, не принимающие их, подчеркиваю, не должны подвергаться дискриминации ни в этом году, ни в 2014 году, ни в будущем. В том числе при получении медицинской помощи и социальных благ. Русская православная церковь признает право людей не принимать определенные символы и технологии, в том числе и электронные документы.

В связи с этим хотелось бы отметить, что действительно идет довольно успешный диалог представителей Русской православной церкви и Священноначалия Русской православной церкви с высшими чиновниками нашего государства. Так, в частности, Платонов, Председатель Мосгордумы, заявил о добровольности внедрения универсальной электронной карты. Так, в частности, представители Минздравсоцразвития заявили о добровольности принятия электронной карты и то, что сохранится традиционный, современный наш медицинский полис, который мы используем, карточка. И мне не совсем сейчас было понятно во время выступления Александра Гавриловича его надежды на то, что в январе 2014 года внедрение карт будет обязательным. Или, может быть, я неправильно понял. Если я неправильно понял, я бы рад был бы ошибиться.

Ведущий: Включите микрофон, пожалуйста.

Капустин А.Г.: Я прошу прощения. Я говорил, карта по закону добровольная, если человек ее не хочет брать – он ее не возьмет.

Титушкин А.Н.: В таком случае нам бы хотелось, чтобы данная позиция все чаще и чаще о добровольности принятии карты озвучивалась представителями ОАО «Универсальная карта», людьми, ответственными за ее внедрение, в средствах массовой информации. Дело все в том, что люди не информированы, люди крайне мало информированы. И безусловно, мнение граждан нужно учитывать. Причем информация об электронных картах должна быть максимально прозрачной.

Первый вопрос, который волнует до сих пор граждан и на который не совсем существует довольно подробный ответ, скажем, или, может быть, он существует, но нам и большинству граждан неизвестно, зачем нужна данная карта. Зачем нужно, необходимость ее внедрения, с чем связана необходимость, так как на внедрение карты выделяются огромные просто средства, огромные средства из федерального бюджета. И вы сами понимаете: в стране, где пенсионеры собирают бутылки, в стране, где в регионах, в областях людям подчас нечего есть, такой расход бюджетных средств должен как-то обосновываться. Причем обоснование это не должно быть, как вот недавно в Общественной палате представители власти сказали: ну, дескать, удобно будет проходить метро, удобно будет совершать покупки. Вы понимаете, это не объяснение.

Должно быть четко обосновано, для чего вводится. Это в интересах же опять представителей власти. Потому что довольно четко могу сказать, что есть люди, их огромное количество, которые ни при каких условиях данную карту не примут. И если государство будет на них давить, просто эти люди уйдут в катакомбы своего рода. И в данном случае мы получим огромную неуправляемую массу людей, вообще никак, и которых просто фактически не будет существовать в государстве. Поэтому еще раз я, может быть, повторюсь. Желательно, чтобы люди, ответственные за внедрение карт, все чаще и чаще доступно, в доступной форме, в доступных словах объясняли людям, для чего это нужно. И вот проведение таких форумов, мне кажется, хотелось бы, чтобы это было чаще. И на эти форумы желательно, чтобы приглашались те люди, которые возглавляют так называемое оппозиционное движение против внедрения электронных карт. Поверьте мне, это далеко не глупые люди, среди них много юристов, у которых есть вопросы, которые могут эти вопросы задать. И мне кажется, такими мероприятиями снималась бы напряженность в обществе. Наверное, все, благодарю всех за внимание.

Я бы хотел подчеркнуть, что представители Русской православной церкви готовы к открытому диалогу, готовы к консультациям и с представителями государственной власти, исполнительной власти. Мы готовы выслушать вопросы. И еще хотел бы донести информацию, хоть я в данном случае представитель Русской православной церкви. На недавних слушаниях, посвященных электронным картам, в Общественной палате за добровольность принятия универсальной карты выступили и представители мусульман, иудеев, практически всех традиционных религиозных конфессий. Все они выступают за добровольность принятия электронной карты. Благодарю за внимание.

Ведущий: Спасибо, Андрей Николаевич. Ну вот сразу хотелось бы сказать, что все ваши вопросы имеют место быть, и на самом деле Президент на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию заявил на заседании, посвященном универсальной электронной карте, заявил прямо, открыто, и все это услышали, услышали, думаю, в том числе и представители православной церкви и других конфессий, о том, что универсальная электронная карта — это добровольная для граждан, собственно говоря, услуга. И если граждане захотят по-прежнему стоять в очереди, у них по праву закона такое и остается.

Другой вопрос, то, что вы правильно подчеркнули: мы очень мало уделяем внимания в ходе реализации проекта электронного правительства общественным связям. То есть фактически проект постепенно становится такой кулуарной темой межведомственных взаимоотношений. У нас есть, конечно, освещение вот этого проекта, которое проходит в прессе, например, в СМИ, но совершенно людьми, которые не относятся именно к системе. Назовем их специалистами интернет-индустрии, которые в принципе пропагандируют некие этапы, так сказать, европейского пути. Мы понимаем и приветствуем это. Другое дело, что наши граждане очень плохо до сих пор себе представляют, на какой стадии мы находимся, с какими проблемами и рисками мы боремся и какие силы мы должны вовлекать в диалог. И поэтому ваше присутствие здесь, на этом форуме — это тоже некий такой прорыв. Коллеги из ведомств прекрасно понимают. Я видел, как реагировали, вас внимательно слушали, вы внесли некую новую струю сейчас. Я думаю, что это начало такого диалога. Спасибо вам большое.

Титушкин А.Н.: Я хотел бы отметить, что также должна быть гарантирована безопасность личных данных электронной карты. С учетом коррупции в нашей стране: ни для кого не секрет, что она у нас, так сказать, можно сказать, мы впереди планеты всей почти. Никто не уверен, что завтра диск с моими данными будет продаваться уже на Горбушке.

Ведущий: Может, он уже продается?

Титушкин А.Н.: Может быть, уже продается! Поэтому именно должны гарантировать безопасность личных данных.

Ведущий: Ну вот вам бы хотел представитель уполномоченной организации о чем-то сказать.

Капустин АГ.: Я прошу прощения. Еще раз подтверждаю, что даже в законе прописано, что человек может эту карту не брать, она добровольная. Это раз. Второе. Вот здесь прозвучала фраза такая: «Тратятся огромные средства из федерального бюджета». На самом деле это не так. На самом деле кроме того, что карта выдается за счет государства, рекомендованы формы государственно-коммерческого партнерства, и, в первую очередь, банки, владельцы сетей, так же как в Астрахани это сделано, они инвестируют в этот проект. Экономика здесь прямая. Вот сидят здесь представители Башкортостана. Они скажут, что если, например, Пенсионный фонд России при выдаче пенсионных выписок с почтовой рассылкой себестоимость была 39 рублей. Они выписки выдают через банкоматы, по-моему, банка «Уралсиб», себестоимость — 6 рублей. Вот она эта разница. На миллионах — понимаете, да, о чем речь? Вот эта разница идет на развитие системы в том числе.

Титушкин А.Н.: Я прекрасно понимаю, но хотелось бы, чтобы было озвучено. Вы прекрасно понимаете, люди спросят: «А в чем интерес коммерческих банков?» К тому же, есть информация о том, что внедрение электронных карт финансируется из Европы. В чем их интерес?

Капустин А.Г.: Я прошу прощения. Люди не спросят. Банки спросят, в чем их выгода. Они уже спрашивают.

Ведущий: Коллеги, ну это уже выходит немножко за рамки наших докладов. Давайте предоставим слово другим участникам. Я хотел бы поблагодарить вас за выступление и предоставить слово Павлу Евгеньевичу Хилову, начальнику отдела региональных программ и проектов Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Минкомсвязи Российской Федерации. Прошу поприветствовать.

Хилов П.Е.: Здравствуйте, дамы и господа, коллеги. Очень рад возможности с вами пообщаться. Спасибо организаторам за приглашение.

Чтобы плавно перейти от предыдущего докладчика к своему докладу. Я буду, понятно, говорить об электронных услугах как части электронного правительства, как наиболее видимой части, которую видят граждане и организации. И сразу хочу сказать, что и как карта, и как электронные услуги, само электронное правительство, которое обращено к гражданам, оно добровольное с точки зрения потребителей этих услуг. Понятно, что у нас всегда будет 10-30% населения, которые не захотят, не смогут, не будут по любым соображениям — техническим, идеологическим, религиозным и т. д. Мы сами получаем, ну я не знаю, наверное, сотни писем в неделю, если не больше, с требованием не выдавать универсальную электронную карту. Насколько мне известно,такие письма приходят и в регионы. Хотя в законе явным образом написано, что это дело добровольное. Ну, это просто ремарка.

Тут уже говорилось о некоторых результатах. Десятки миллионов обращений, более семисот тысяч оказанных услуг уже через единый портал. Мы видим ключевыми направлениями сейчас нашей деятельности вот те, которые обозначены на этом слайде. Сегодня уже много говорили: и Савва Витальевич Шипов, и остальные коллеги, и Татьяна Владимировна — по поводу того, что нельзя услугу взять, как она есть в бумаге, и перевести ее в электронный вид. Безусловно, этот процесс в значительной степени требует анализа. И над этим работает и, я надеюсь, будет работать Минэкономразвития, по поводу электронных регламентов, и сами регионы и т.д. Но это действительно важнейший шаг при переходе на оказание услуг в электронном виде и при переходе к электронному информационному обмену между всеми субъектами оказания услуг.

  1. Заседания Совета по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания

    Документ
    руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
  2. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
  3. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  4. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (2)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «19» мая 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г.
  5. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  7. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (1)

    Документ
    Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа,
  8. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (2)

    Документ
    План Минпромторга России по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год от 18 марта 2010 г.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2008 года (1)

    Информационный бюллетень
    Продолжается работа по формированию нормативных документов по пожарной безопасности в целях реализации требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.

Другие похожие документы..