Заседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»

Я хотел обратить ваше внимание, что здесь предоставлен перечень мероприятий по успешной реализации задач, связанных с УЭКом. С первой страницы на вторую. А вместе с тем при определении уполномоченной организации ее деятельность в соответствии с законом еще не определена, так как выпуск карт в соответствии с порядком определяется Правительством, а он в настоящее время не определен. Обслуживание карт осуществляется по тарифам, определенным Правительством, а тарифы являются неопределенными, тарифы еще не определены. Вести реестр держателей карт необходимо в порядке, установленном НПА, которые в настоящий момент еще не приняты.

Я буду дальше продолжать коротенько. Это те проблемы, которые подчеркнули эксперты, я подчеркиваю, на начало марта 2011 года. Эксперты субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа. Не определены установленные планом сроки (ответственный за это — Минэкономразвития), технические требования, предъявляемые к универсальной электронной карте, в соответствии с частью 7 статьи 23 ФЗ-210, в том числе форма материального носителя универсальной электронной карты, технические требования к федеральным электронным приложениям, за исключением электронного банковского приложения, которое устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральной уполномоченной организацией.

Минкомсвязи России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации эмитенты обязательных федеральных электронных приложений не определены. То, что у нас выделено, это имеется в виду то, что не определено. Это не позволяет осуществлять их выпуск, эмиссию, так как в соответствии с частью 11 статьи 23 ФЗ-210 подключение и функционирование электронных приложений, за исключением электронного банковского приложения, осуществляется на основании заключаемых с эмитентами электронных приложений соглашений.

Далее хотелось бы подчеркнуть, что правила разработки, подключения и формирования федеральных электронных приложений не приняты Правительством Российской Федерации (имеется ввиду часть 13 статьи 23 ФЗ-210) в установленные планом сроки – до 10. 12. 2010 года. Отсутствуют правила разработки, подключения и функционирования электронного банковского приложения универсальной электронной карты и технические требования к нему, которые в соответствии с частью 15 статьи 23 ФЗ-210 устанавливаются федеральной уполномоченной организацией по согласованию с Минэком и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности.

Не определен перечень сведений, подлежащих фиксации на электронном носителе. В настоящее время Правительством также не определен в соответствии с частью 2 статьи 24 порядок выпуска универсальных электронных карт в установленные планом сроки – до 10. 12. 210 года. Ответственные — Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

В настоящее время Правительством РФ не определен в соответствии с частью 5 статьи 24 порядок компенсации или софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт в установленные планом сроки. Ответственные — Минфин, Минэкономразвития и Минкомсвязи России. В настоящее время Правительством РФ не определена в соответствии с частью 5 статьи 25 типовая форма заявления о выдаче универсальной электронной карты в установленные планом сроки.

Здесь есть еще некоторые предложения. Хотелось бы сказать, что субъектам до сих пор масштабно не донесен опыт трех пилотных проектов, которые были проведены в Башкортостане, Астрахани, Татарстане. Собственно говоря, у нас сейчас присутствует представитель Астраханской области – заместитель министра экономического развития Юсупова Татьяна Владимировна. Она, наверное, рассказала бы нам об опыте реализации пилота УЭК именно в Астраханской области.

Хотел бы отметить, что все эти вопросы являются темой для проработки все-таки совместно с уполномоченной организацией и субъектами. Главная проблема заключается в том, что все-таки у нас получается такая ситуация, при которой при отлаженной административной вертикали взаимодействия и поддержания проекта электронного правительства, экспертная вертикаль у нас до сих пор еще не выстроена. То есть руководители IT-департаментов, эксперты регионов находятся в поле политического влияния руководства. И когда есть, как мы видим, серьезные проблемы, которые мешают эмиссии той же карты, у нас до сих пор продолжает быть та ситуация, при которой руководители субъектов, руководители IT-департаментов субъектов, специалисты, задействованные именно в проекте, не могут выражать свою позицию наиболее свободно и доносить ее до федеральных ведомств. Нам все-таки надо посредством проведения вот таких мероприятий, как Форум, горизонтальное взаимодействие субъектов решать скорейшим образом. Потому что построение экспертной вертикали – это самая главная задача текущих пяти лет, как нам кажется. Мы этот вопрос в ЦФО пытаемся решить созданием экспертного центра, но у нас еще очень много проблем, которые надо решать.

Итак, я хотел бы пригласить заместителя министра экономического развития Астраханской области Юсупову Татьяну Владимировну для выступления с докладом об опыте реализации УЭК. Я думаю, что у них есть тоже интересные какие-то данные по межведомственному взаимодействию. Спасибо.

Юсупова Т.В.: Спасибо большое. Честно говоря, так как я впервые на этом Форуме. И большое спасибо вам за приглашение, Сергей Александрович. Я бы хотела рассказать, наверное, не только об опыте реализации проекта УЭК, но и в целом донести до вас, уважаемые коллеги, что сейчас происходит в Астраханской области. Сразу скажу, что очень хорошо выстроена повестка дня. Я почерпнула для себя очень много интересного. И большое спасибо Минэкономразвития, Минкомсвязи, федеральной уполномоченной организации и ОАО «Ростелеком» за ту работу, которую они проводят с регионами. Чувствуется, что эту работу мы ведем вместе, это наше общее дело.

Направление по информатизации в Астраханской области сконцентрировано в Министерстве экономического развития. У нас действует совет по административной реформе. Есть такая форма работы, как проектная группа, в которой мы собрали IT-специалистов отраслевых. Каждые две недели мы собираемся под руководством нашего вице-губернатора, председателя Правительства и раз в месяц докладываем об итогах нашей работы губернатору, что позитивно влияет на результаты работы и на межведомственные процессы. Мы сформировали соответствующую нормативную базу, внесли в Государственную Думу Астраханской области закон об универсальной электронной карте.

Немного скажу о том, какие проекты в сфере информатизации у нас реализуются в Астраханской области. Естественно, первая ассоциация — это социальная карта Астраханской области. Генеральный партнер в этом проекте с самого начала, с 2009 года для нас — «Сберегательный банк». На сегодняшний день мы выпустили 135 тысяч социальных карт и считаем этот опыт некой платформой для выпуска универсальных электронных карт.

Немного скажу о статистике. Если первоначально мы выпускали карту для льготников и начинали с приложения социальной защиты населения, то сейчас у нас структура пользователей несколько изменилась. И на это повлияли те проекты, которые на базе социальной карты начали делать наши медицинские учреждения и наш Технический университет. Сейчас у нас большой популярностью пользуется кампусное приложение, через которое наши студенты получают образовательные услуги.

Медицинское приложение: мы реализовали на карте услугу — запись на прием к врачу. Скажу, что через пять месяцев после внедрения у нас осталось 20% пациентов, которые предпочитают традиционный способ записи в поликлинику, и 80% записываются через интернет, через карту или колл-центр. Причем мы реализовали такое решение, для того чтобы не делать единый колл-центр, у нас рабочие места сотрудников расположены непосредственно в поликлиниках, которые объединены в общую сеть. Услугой у нас уже воспользовались более 200 тысяч астраханцев. Эта услуга у нас является самой массовой из медицинских. У нас регистрируется 7,6 млн посещений поликлиник в год и 800 тыс. посещений на дому.

Скажу сразу, что реализация была непростой, потому что (и вообще это имеет отношение к теме государственных услуг) для тех наших бабушек, которые с детьми ходят в поликлинику, для мам, они привыкли сидеть в очередях, для них это является своеобразным клубом. И понятно, что пришлось привлекать и консультантов, и дополнительно обучать сотрудников колл-центра для того, чтобы это было эффективно и не доставляло дополнительных сложностей посетителям. И параллельно мы дорабатывали, конечно, информационные системы, потому что сразу идеально все не получилось.

Образовательное, или кампусное приложение, как я уже сказала, разработано нашим Техническим университетом. Им сегодня пользуются более 14 тыс. студентов и преподавателей вуза. Своими силами они реализовали контроль посещаемости, предзаказ и оплату питания. Даже у них была такая интересная дипломная работа, когда они могут заказывать питание и формировать калорийность блюд для тех, кому это интересно. Это показывается как некая такая фишка которую можно показать и которая интересна. Естественно, это читательский билет, услуги интернет. Скажу о преимуществах. Удалось достичь некого управленческого эффекта за счет того, что не нужно теперь наблюдать и делать контроль посещаемости студентов и преподавателей, и оптимизированы услуги вахтеров. То есть мы порядка 100 человек перераспределили нагрузку, потому что это стало ненужно. И по расчетам вуза, расходы на внедрение системы окупаются в среднем за 8 месяцев.

Одними из первых мы сделали на карте предложение Агентства по занятости населения. Тот перечень услуг, которые могут получать безработные граждане и собственно все граждане, которым интересно получить информацию об услугах агентства занятости. Три тысячи человек у нас пользуются этой услугой, 3 тысячи безработных. И на карте тоже граждане получают разнообразные выписки Пенсионного фонда. Как я уже сказала, карта стала первым инструментом, на котором мы опробовали взаимодействие. И к регистру социальных карт у нас сегодня подключены Министерство социального развития и труда, Агентство занятости, Пенсионный фонд, Технический университет, ГИБДД, фонд ОМС и поликлиническая сеть города Астрахань.

От обмена документами мы отказались между ведомствами на базе, как уже во многих регионах этот проект тоже реализован, системы электронного документооборота, на базе платформы «Директум». В этом году мы планируем довести до тысячи пользователей, интегрировали с интернет-приемной портала органов государственной власти, что упростило для нас работу с обращениями граждан. Скажу обязательно про единый портал государственных услуг. Здесь представлена информация о том, сколько услуг у нас здесь размещено. И в тестовом режиме запущен стеклянный портал госуслуг «Ростелеком», адрес тоже представлен.

Теперь хочу сказать коротко о проблемах, на которые хотела бы обратить внимание и использовать тот опыт, который, может быть, уже существует в других регионах. Мы считаем, что задача исключения обмена документами, о которой сегодня очень много говорилось, стала своеобразным индикатором нашей мобильности, гибкости и инновационности. Но, принимая сейчас в оперативном режиме федеральные документы, необходимо понимать, что качественное практическое внедрение всех этих новелл не терпит суеты. Определенная степень готовности в регионах уже есть. Например, в учреждениях соцзащиты у нас многие уже перешли на принцип «одного окна», и граждане приносят так называемый минимальный пакет документов для формирования заявки на услугу.

Мы дорабатываем свои информационные системы под электронные услуги, гибко меняем регламенты. В ближайших планах — перевод в электронный вид услуг по соцзащите, ЗАГСу и лицензированию. Мы уже исключили часть справок, заключив соответствующие соглашения с федеральными органами. Но документов, которые требуются из федеральных органов власти, достаточно много. Мы провели анализ данных и пришли к выводу, что для услуг только по социальной сфере нам требуется 35 документов из федеральных источников.

Здесь, наверное, мелковато, но я хочу сказать, что понятно, что паспорт требуется для всех услуг. И различные справки, которые мы требуем от граждан, здесь, к сожалению, находятся не в наших полномочиях. И даже те органы власти с переданными полномочиями, например, ЗАГС — им нужна четкая регламентация для того, чтобы они понимали, что нам нужно. Нам нужно свидетельство о рождении или нам нужна копия актовой записи, которую ведет ЗАГС.

Думаю, что подобный анализ проводился и в других регионах. И хотелось бы больше ясности в этом смысле в уже выстроенных отношениях с федеральными органами власти. Мы заключили сами соглашение с Пенсионным фондом Российской Федерации, определили, какие данные нам нужны. Но заключение всеми регионами соглашений со всеми федеральными органами власти, на наш взгляд, это не самый оптимальный путь. Либо это должен быть один какой-то документ, либо опыт регионов, которые это уже сделали, должен быть всем доступен, для того чтобы каждому из нас не проходить этот путь повторно.

Следующий вопрос, на который хочу обратить внимание, — это наименования услуг, которые, на наш взгляд, все-таки должны быть унифицированы, и их количественные характеристики. Критерием качества и успеха не может являться только количество. Их число должно быть все-таки конечным и разумным. Например, услуги ЗАГСа. Здесь все четко. Семь видов государственной регистрации: рождение, смерть, брак, развод, установление отцовства, усыновление и перемена имени. В социальных услугах возникает огромное поле для деятельности. Например, соцподдержка разных категорий граждан может быть одной услугой, а может включать в себя от четырех до семи услуг в зависимости от того, как сгруппированы категории и виды соцподдержки. Некая единая методология на уже имеющемся опыте также здесь могла бы быть регионам очень полезна. В частности, нашему региону, если у кого-то этот вопрос решен.

Еще одна тема, которую представляется важным озвучить, — это то, что мы не должны ставить во главу угла только технологии. Цель нашего общего проекта — комфортная услуга, оказанная гражданину в разумные сроки и с разумным набором документов. И запрет требования документов — вопрос не только технологической готовности. Это изменение принципов оказания услуг и изменение самого сознания отраслевых специалистов, которые каждый день работают на приеме граждан.

Когда мы ввели электронную запись на прием в ГИБДД, стало очевидно, что запись через интернет — первый шаг, и бОльшая часть работы сегодня выполняется сотрудниками вручную. То же было и с записью на прием к врачу, когда мы наряду с электронной оставили и традиционную запись, и консультации колл-центра, и привлекли консультантов, которые помогали посетителям разобраться с очередностью. Я хочу сказать, что колл-центр у нас чуть не рухнул, когда мы ввели электронную запись, потому что, вот я уже говорила, от 2 до 5 тысяч звонков ежедневно поступало, потому что людям нужно это объяснять. То, как мы их хотим осчастливить, они должны понять достаточно детально. И по ходу мы меняли технологии с учетом потребностей пользователей. Потому что не граждане для системы, а система для граждан.

Я привела в пример так называемые простые услуги, не требующие межведомственного взаимодействия. В сложных услугах, требующих запросов в различные органы власти, несоизмеримо возрастет объем работы у людей, их оказывающих. Человеческий фактор специалистов здесь играет определяющую роль.

Ведущий: Татьяна Владимировна, регламент. Постарайтесь заканчивать уже.

Юсупова Т.В.: Я думала, вам интересно.

Ведущий: Очень интересно.

Юсупова Т.В.: Спасибо большое (в ответ на аплодисменты в зале). Когда мы внедряли электронный документооборот среди чиновников, мы сделали так: сначала в пилотном режиме провели тест на одном министерстве — Министерстве экономического развития, изучили проблему, исправили систему и в течение года гибко ее перестраивали с учетом удобства пользователей. Многие функции, заложенные изначально, оказались невостребованными. Это стало ясно только после того, как люди начали в ней работать. В итоге мы пришли к существенно измененной системе, на что ушло время именно с момента внедрения. И только после практического пилота был сформирован не теоретический, а практикоориентированный регламент электронного документооборота, понятный и удобный пользователям. И тогда повысилась оперативность процессов, и стали очевидными выгоды от внедрения СЭД.

  1. Заседания Совета по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания

    Документ
    руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
  2. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
  3. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  4. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (2)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «19» мая 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г.
  5. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  7. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (1)

    Документ
    Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа,
  8. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (2)

    Документ
    План Минпромторга России по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год от 18 марта 2010 г.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2008 года (1)

    Информационный бюллетень
    Продолжается работа по формированию нормативных документов по пожарной безопасности в целях реализации требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.

Другие похожие документы..