Заседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»

Дальше, значит, реализация различных муниципальных услуг. То есть я к чему хочу это сказать? Что момент для внедрения полноценной электронной универсальной карты имеет именно сейчас право на жизнь, потому что появились предпосылки как технические, так и политические. Во-первых, появилось огромное желание и нашего российского Правительства перевести все и вся и экономить на оказании этих услуг государственных и иных в электронном виде. Имеются инфраструктуры в пилотных зонах, которые понимают, как это делать, как строить это локальное облако по обслуживанию универсальных карт. И, кроме того, появилась одна великая вещь – это электронное правительство, это те знаменитые шлюзы, которые позволяют по единому идентификатору получать информацию о физическом лице.

Ранее локальные проекты строились по принципу «точка-точка»: где-то, как-то, по каким-то договоренностям с местной властью, с местными подразделениями ФОИВв. Договаривались от построении шлюзов, как пример — получение выписок пенсионных и выписок банкоматов. Понятно, что по такой схеме работать нельзя, когда и министерства задохнутся, строя вот эти защищенные каналы друг с другом. Здесь есть единая среда – вот эта Московская кольцевая дорога, как мы ее называем, которая позволяет донести идентификатор до нее, и по определенному признаку дальше этот запрос попадает в министерство и возвращается к тому, кто предъявил идентификатор. Вот это, значит, уже такая структура. Ну, то, о чем, собственно, я и сказал, что здесь присутствуют региональный и федеральный уровень, и все диалоги будут вестись через СМЭВы.

Что такое ключевые требования к системе? Должна быть унифицированная структура. Понятно, что все участники системы должны понимать друг друга. Выпуск карт должен производиться при участии федеральной уполномоченной организации – это мы. Почему? Правительством, законодательством поручено нам вести эти реестры, поскольку карта подразумевает в перспективе набор удостоверений личности. Карта будет содержать огромный набор средств защиты, включая защитный слой, такой же, как на деньгах, по крайней мере, по утвержденным требованиям. Поэтому должен быть единый центр идентификации этих карт.

Открытая платформа для поставщиков услуг на региональном и федеральном уровне. Дуальный интерфейс — это для того, чтобы кроме приложений чисто платежных, банковских. Дуальный — имеется в виду, что карта должна иметь контактный и бесконтактный интерфейс. Поскольку, как показывает практика, одна из самых массовых услуг в регионах и то, с чего многие регионы начинают, — это транспортное приложение с выплатой социальных дотаций именно на транспортную часть. Ну и единый дизайн, понятно.

Содержимое карты. Имеется федеральное приложение – это идентификационное приложение, которое определяет, та ли карта, того ли человека. Банковское приложение. Здесь вот показаны буквочки «Про 100 М-чип 4». Это технология с применением микропроцессорных карт банковских приложений. И дополнительное федеральное приложение — государственное и коммерческое. То есть те, которые обязательны и оказываются бесплатно, и те, за которые можно брать деньги. Приложение субъекта — муниципальное, региональное и коммерческое. Для чего сделаны и в верхнем облаке, и в нижнем коммерческие услуги? Законодательством опять же определена возможность построения и развития этого проекта в формах государственно-коммерческих партнерств. То есть при помощи этой карты тем субъектам Федерации, которые реорганизовались в форму акционерных обществ, это дает возможность зарабатывать деньги и содержать всю систему.

Так. Извините. Не ту кнопочку нажал. Здесь примерный таймлайн по развитию проекта, начиная вот с текущей даты, с апреля 2011 года. В апреле мы уже опубликовали методические рекомендации к УОСам. Еще раз повторяю: УОС – это уполномоченная организация субъекта Федерации. Это организация, которая на местах уполномочена работать и строить те центры обработки данных, центры персонализации карт на местах. То есть эти требования есть, документ объемный, многие их уже видели, документ дышит, то есть в него вносятся поправки. Чуть позже я скажу о технологии работы, почему этого не нужно бояться, то есть есть в общем-то достаточно принятые в сфере реализации IT-проектов технологии портальных изменений и портального планирования. Чуть позже я расскажу про это.

Конец мая, самая ключевая дата — 31 мая — определена Правительством: это выход утвержденной нормативной документации для всех участников проекта «Универсальная электронная карта». Это концепция, это регламенты, это утвержденное заявление, это правила всех участников системы, это тариф. Значит, большая часть документов разработана и активно очень обсуждается как в Минэко и с другими участниками системы. С большой долей вероятности, что эти документы появятся к 31 мая.

Далее, май-сентябрь — интеграция и проверка информационных систем ФУО, это нас. Мы федеральная уполномоченная организация, существуем в форме акционерного общества. Нас организовали три крупнейших банка России: это «Сбербанк», «Уралсиб» и банк «Акбарс» Татарстана. На деньги учредителей мы строим свои центры обработки данных, разрабатываем свои информационные системы. В марте были закончены тендеры по проведению, по подбору поставщиков технологии. На сегодняшний момент они проектируются и частично внедряются.

Сентябрь-декабрь 2011 года — это, вот здесь такая фраза, очень интересная: готовность отечественных и зарубежных чипов. Ну, если вы следили за развитием проекта и пикировок вокруг того, какой чип должен быть на карте федерального масштаба, то вы, наверное, знаете, что было поручение Правительства реализовать этот проект на чипе российского производителя. На сегодняшний момент сам макет, прототип чипа разработан, его представляли. Он соответствует всем техническим требованиям, которые были предложены при разработке, то есть технические условия, требования к этому чипу – он соответствует. Теперь, значит, стоит вопрос о включении, о подготовке его к производству на территории России.

Та же законодательная база, понимая, что от разработки отечественного чипа до его реальной эксплуатации занимает определенное время. Это и строительство определенных линий по производству этих чипов под нужды России. А следует отметить, что по прикидкам эмиссия пластиковых карт вот на основе того, что с 2014 года они будут выдаваться каждому жителю Российской Федерации, начиная с 14 лет, это порядка — с учетом отказников и всевозможных тех, кто не захотел иметь эту карту — порядка 90-120 млн. карт. Вот представьте, какой мощностью должны обладать заводы по выпуску чипов. То есть это закупка линий, это тестирование и плюс сертификация отечественного чипа уже в соответствующих органах Федерации на соответствие безопасности. Поэтому в законодательстве предусмотрена такая вещь, что до…

Ведущий: Александр Гаврилович, у нас регламент, прошу вас побыстрее.

Капустин А.Г.: Я прошу прощения, я уже закругляюсь. Так, я вот это пробегу. Вот очень интересная схема. Я здесь попытался обозначить активность регионов по проекту УЭК, первоочередные УОСы. Почему они первоочередные? Очень приятно, что часть регионов, например, такие как Коми, такие как Тюменская область, там как раз основой для реализации проекта УЭК являются те организации, которые работали по программе «Электронное правительство», те, которые реализовали те требования, те технические решения на местах.

Вторые УОС — их всего 83 региона, 83 уполномоченных организации, это те, которые на сегодняшний момент назначены и имеют достаточную степень активности. Вот есть, к сожалению, еще из 83 регионов порядка десяти, которые даже не назначены. Это не говорит о том, что люди там относятся, как говорится, не всегда добросовестно к своим обязанностям. Иногда бывает регион по своей, как сказать… Ну, нет там вообще ни одной IT-шной организации, есть такие. У власти там 5 интернатов. На сегодняшний момент совместно с Минэко мы приняли такую схему, что пытаемся сделать укрупненные УОСы, и те регионы, в которых нет ничего, будут присоединяться к близлежащим. Вот. Спасибо за внимание. И буквально 2 минуты еще, позволите если, да?

Ведущий: Одну минуту.

Капустин А.Г.: Я бы хотел сказать, что с момента выхода знаменитого положения 1433, которое было в ноябре прошлого года, в котором как раз законодательно объявлена эта программа, прошло порядка уже вот полгода. Что сделано за это время в плане проектирования, в плане проектных работ по именно этому направлению? На сегодня совместно с Минэко разработан очень подробный план, который содержит на последнюю мою читку порядка 800 позиций. В нем есть директивный план, в котором стоят вехи, оговоренные государством, координационные планы всех участников этого проекта, включая министерства и ведомства, и там же имеются рабочие планы ключевых участников проекта. Вот. Технология работы, так же как с нами, с ФУО, так и с проектной организацией ведется по портальному принципу: есть портал, на который имеют доступ все уполномоченные представители участников проекта, они видят все изменения, могут делать запросы и получать ту или иную нормативную документацию. Все. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо, Александр Гаврилович. Пожалуйста, вопросы. Александр Гаврилович, спасибо. А, есть вопрос. Будьте добры, микрофон.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, вот конечным результатом внедрения данной карты, как я поняла, будет, она полностью заменит все документы — паспорт, права. Вот это вот подразумевается?

Капустин А.Г.: Вы знаете, технические возможности этой карты позволяют, но…

Вопрос: Но вы это подразумеваете?

Капустин А.Г.: Мы это подразумеваем в перспективе. Я могу ответственно сказать, что на первом этапе там не будет, например, всех декларированных приложений, поскольку даже под эту редакцию приходится менять порядка 95 законов. Поэтому по мере выхода нормативки мы будем это делать.

Вопрос: И еще. Для жителей это будет платная услуга — получение карты?

Капустин А.Г.: Карта бесплатная. Она принадлежит субъекту Федерации и выдается за счет государства.

Вопрос: Спасибо.

Ведущий: Еще вопросы, пожалуйста. Будьте добры, вопрос.

Вопрос: Добрый день. Моя фамилия Виллик, я из Германии. У меня к вам один вопрос: вы не считаете, это слишком проблематично — иметь в одной карте и данные государственные, и смешивать это с банковскими, то есть частными доступами. Спасибо.

Капустин А.Г.: Очень хороший вопрос, спасибо. Но дело в том, что в карте нет государственных данных. В карте есть, имеется идентификационное приложение и к государственным услугам в форме запроса и ответа, технология работает через систему межгосударственного документооборота. Поэтому в карте только ID-приложение. Нет там никаких, кроме СНИЛСа, никаких данных о клиенте нет. А банковские приложения — удобно оплачивать услуги платные.

Ведущий: Будьте добры, следующий вопрос.

Владимир Соловьев, Архангельская область: Такой основной вопрос по документу, который вышел в апреле, это методические рекомендации к УОСам. Там указано четко, что владельцами карты, по сути дела, то есть эмитентами карты являются ФУО, а никак не субъект. Как Вы это прокомментируете?

Капустин А.Г.: Нет, нет, нет. Эмитентом идентификационного приложения, почитайте внимательно, является ФУО, но карта, на ней и написано при изготовлении: карта принадлежит субъекту Федерации.

Владимир Соловьев, Архангельская область: Насколько я ознакомился со спецификацией идентификационного приложения, все приложения, которые регион собирается размещать на этой карте, должны пройти сертификацию. И персонализация этих приложений будет проходить в центре персонализации определенным ФУО. То есть мы никаким образом не управляем своими приложениями – они хранятся у вас.

Капустин А.Г.: Вы знаете, я бы предложил вам кулуарно этот технический вопрос обсудить.

Владимир Соловьев, Архангельская область: Обязательно, мы к вам завтра зайдем.

Капустин А.Г.: Поймите, не сертифицировать местное приложение в карте, которая содержит еще кучу документов, невозможно, как вы сами понимаете.

Владимир Соловьев, Архангельская область: Я понимаю. Еще последний вопрос касательно того, когда появится пластик. Мы технологически, как регион, как УОС, уже готовы обслуживать карты. У нас развернутая инфраструктура, мы год назад начали этот проект, еще до выхода 210-го ФЗ, у нас отработаны все технологии, отработаны бизнес-процессы свои внутренние, и сейчас мы находимся на этапе заключения каких-то соглашений между банком и там еще как-то. И здесь появляетесь вы, как центр ЕСПП, единой системы. Как мы будем работать, когда появится это?

Капустин А.Г.: Большое спасибо, я понял вопрос. Еще раз, значит, подчеркиваю. 31 мая выходят полностью правила присоединения участников системы, в которых прописаны все регламенты, все тарифы, как говорится, вся нормативная документация. Согласно их вы и будете работать по этой программе. Сами документы очень объемные, даже требования к УОСам — вы видели, какой объем, а правила, включая все министерства… Приходится с ними согласовывать, учитывать. Но 31 мая мы их обязательно выдадим, они готовы процентов на 90 уже.

Вопрос: Вопрос можно?

Ведущий: Я прошу прощения, у нас по регламенту три вопроса, но давайте сделаем для вас исключение, а следующие докладчики будут задавать по три вопроса.

Капустин А.Г.: Я никуда не исчезаю, кулуарно мы с вами обсудим любые вопросы.

Ведущий: Ваш вопрос, пожалуйста.

Вопрос: Александр Гаврилович, допускаете ли вы ситуацию, когда вдруг исчезает информация о конкретном человеке? Все-таки это электронные средства, и часто бывают ситуации, когда человек потерял паспорт или какие-то документы утеряны. И нет этого человека ни в пространстве, ни во времени. Допускаете ли вы такую ситуацию? И есть ли зашита от этого?

Капустин А.Г.: Конечно, допускаем. Есть регламент перевыпуска, замены при наступлении этих событий. Именно так. Как, собственно, с банковской картой, тоже самое ведь. Карту могут украсть, может потерять человек. Есть процедура ее блокировки, есть процедура ее перевыпуска.

Юркевич С.А.: Спасибо, Александр Гаврилович. Спасибо за ваш доклад. На самом деле я хотел выступить уже со следующим докладом после вас, но, я надеюсь, сделаю это с места. Если вам не трудно, займите, пожалуйста, свое место.

Я прошу всех коллег достать вот такую брошюрку, которая находится у вас в вашем ките. Мы хотели бы обратить внимание, я не буду просто тратить ваше время, не буду ходить к трибуне, с места просто зачитаю некоторые позиции по вопросам внедрения УЭКа в субъектах. Эти позиции подчеркнуты экспертами регионов ЦФО. Брошюрка выглядит вот таким образом.

Доклад был подготовлен в марте 2011 года к заседанию Президиума Комиссии по модернизации и экономическому развитию при Президенте, и там отмечены некоторые проблемы, с которыми столкнулись субъекты. Я хотел бы их зачитать. Вы, конечно, можете плотно ознакомиться и в дальнейшем в кулуарах задать Александру Гавриловичу вопросы. Но вот вопросы, с которыми сталкиваются субъекты, мешают продвижению проекта, тем более что сроки поставлены достаточно жесткие.

Будьте добры, презентацию с 22-го слайда. Фоном просто будет показываться презентация об УЭКе. Итак, в настоящее время, по мнению экспертов субъектов Центрального федерального округа, не определен порядок условий заключения соглашения, заключаемого с федеральной уполномоченной организацией, а именно с ОАО «УЭК», уполномоченным органом организации субъекта РФ, установленным по новому плану мероприятий по реализации Федерального Закона об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ. Ответственные за это — Минэкономразвития России, Минкомсвязи России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

  1. Заседания Совета по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания

    Документ
    руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
  2. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
  3. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  4. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества (2)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «19» мая 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г.
  5. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  7. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (1)

    Документ
    Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа,
  8. План действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулирования на 2010 год № (2)

    Документ
    План Минпромторга России по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год от 18 марта 2010 г.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2008 года (1)

    Информационный бюллетень
    Продолжается работа по формированию нормативных документов по пожарной безопасности в целях реализации требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.

Другие похожие документы..