Учебно-методический комплекс для специальности 520400 «Философия» подготовки бакалавра Автор к филос н., доцент Канаева Н. А

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет Философский

«Индийская философия древности и средневековья»

Учебно-методический комплекс

для специальности 520400 «Философия»

подготовки бакалавра

Автор к.филос.н., доцент Канаева Н. А.

Kumari53@

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2008 г. «____»_______________ 2008 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2008 г.

Москва - 2008

Индийская философия древности и средневековья. Учебно-методический комплекс / Сост. кандидат философских наук, доцент Канаева Н. А. — М.: ГУ-ВШЭ, 2008. — с. 49.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Философия»(520400). Комплекс содержит организационно-методические указания для студентов и преподавателей, распределение бюджета учебного времени, программу дисциплины, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы эссе с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету, а также перечень рекомендованной для изучения литературы.

Ответственный редактор:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 5

2. Организационно-методические указания 5

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА 7

4. Содержание разделов и тем 8

программы СПЕЦкурса «ИНДИЙСКАЯ Философия ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 8

Тема 1. Дофилософия и предфилософия в Индии 8

Тема 2. Эпохи первых философов и первых школ 9

Тема 3. Учение чарваков-локаятиков 10

Тема 4. Философия джайнизма 11

Тема 5. Буддийская философия 12

Тема 6. Философия вайшешики и ньяи 13

Тема 7. Системы санкхья и йога 15

Тема 8. Системы миманса и веданта 15

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 17

План семинарского занятия 17

по теме 1: «Дофилософия и предфилософия Индии» 17

План семинарского занятия 18

по теме 2: «Эпохи первых философов и первых школ» и 18

по теме 3: «Учение чарваков-локаятиков» 18

План практического занятия 19

по теме 4: «Философия джайнизма» 19

План практического занятия 20

по теме 5: «Буддийская философия» 20

План семинарского занятия 21

по теме 6: «Философия вайшешики и ньяи» 21

План семинарского занятия 22

по теме 7: «Системы санкхья и йога» 22

План семинарского занятия 22

по теме 8: «Системы миманса и веданта» 22

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 23

7. РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ 34

ПРОБЛЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА 34

8. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ 34

9. Методические рекомендации по 35

подготовке ЭССЕ 35

10. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 36

ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 36

ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 36

11. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 39

ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 39

12. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 40

ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 40

13. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 47

1. ВВЕДЕНИЕ

Философия, как известно, возникла в трех культурных центрах — в Древней Греции, Индии и Китае — примерно в одно и то же время (в первой половине I тысячелетия до н.э.), но каждая из философских традиций оказалась не похожей на остальные. Почему? Потому что философияне просто знание, а знание о «жизненном мире» человека, таком, каким он открывается человеку, о разнообразных формах отношений человека к миру и другим людям, а миры трех древних цивилизаций были разными. Являясь самосознанием и духовной основой индийской культуры, индийская философия получила от нее самобытный характер и способствовала формированию в Индии собственной системы жизненных ценностей. Эти выверенные тысячелетиями ценности способны, по мнению многих современных философов, скорректировать ориентиры зашедшей в тупик западной техногенной цивилизации (см., например, сборник: Modern India and the West. A Study of the Interaction of their Civilizations. — London — New York — Toronto, 1968. P. 93).

Процессы глобализации, отмеченные сегодня в экономике, политике, коммуникациях, культуре и т.п., делают пространство сосуществования различных культур более тесным и более напряженным. Строить позитивные отношения с иными культурами можно только на основе хороших знаний о них, в первую очередь, знаний об их фундаментальных принципах, которые рефлексируются именно в философии. Обе названные причины делают знакомство с индийской философией занятием не только интересным, но и чрезвычайно полезным.

Сегодня изучать индийскую философию гораздо легче, чем 30 лет назад, поскольку последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. для отечественной индологии были чрезвычайно плодотворными: опубликованы переводы на русский многих базовых философских текстов, появился ряд фундаментальных исследований по главным системам (даршанам). Доступная текстологическая база дает возможность достичь главной цели курса: адекватно представить отличную от западноевропейской философскую традицию и через сопоставление двух традиций лучше понять специфику философского знания и его роль в формировании универсалий культуры.

Ее достижению служат основные задачи курса:

- приобретение навыков чтения индийских философских текстов в переводах;

- достижение понимания их проблематики в контексте индийской культуры;

- получение навыков компаративного исследования.

2. Организационно-методические указания

Спецкурс «Индийская философия древности и средневековья» читается на протяжении одного модуля. Большая часть предусмотренных Учебным планом часов аудиторных занятий отводится на лекции (46), материал которых закрепляется и углубляется на практических и семинарских занятиях (22 часа). На самостоятельную подготовку к занятиям (в том числе, итоговому) отводится 40 часов.

Студентам рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе.

Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает:

- самостоятельное изучение рекомендуемой литературы (сначала – учебников, затем – переводов индийских первоисточников) и краткое конспектирование основных их положений;

- определение своего представления обсуждаемых вопросов;

- составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам.

Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Это методическое требование основано на данных педагогики и психологии, согласно которым активное запоминание и усвоение полученной словесной информации достигается тогда, когда подкрепляется операцией записывания. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью.

Как известно, существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты.

Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана (наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов), от тезисов (в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала), от выписок (дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты), конспект содержит логическую последовательность основных идей, их обоснований и выводов, фиксирует направления рассуждений автора источника, логические переходы в них. Преподавателю конспект студента показывает степень умения последнего извлекать из текста философское содержание и уровень его понимания текста.

При изучении индийской философии необходимо читать и конспектировать не только учебники и исследовательскую литературу, но и первоисточники. Выступления на семинарских и практических занятиях, эссе делаются именно на материале первоисточников.Структуру конспекта целесообразно выстраивать из следующих «блоков», представляющих собой ответы на такие вопросы:

- Какую философскую проблему рассматривает (ставит, анализирует, пытается решить) автор текста? Что является его главным тезисом?

- Какие аспекты этой проблемы (или круг вопросов) оказываются в центре его внимания? Делится ли главный тезис на несколько частных?

- Какую позицию отстаивает автор (указывает ли он на другие позиции и ведет ли он с ними полемику?) и каким образом он обосновывает свою точку зрения?

- Какие аргументы использует автор для обоснования своего тезиса и каким выводам он приходит?

Наиболее корректным способом выражения мыслей автора является их цитирование, но с сокращениями, не искажающими их суть. Поэтому необходимо опускать все лишнее и несущественное. Опущенные из текста слова, как правило, заменяются отточиями.

Конспект не требует внутренней связанной структуры изложения и может быть выстроен из отдельных фрагментов, фиксирующих основные положения автора статьи. Можно ограничиться рубриками: «Проблема» «Тезис», «Аспекты (частные тезисы)», «Позиция автора», «Основные аргументы», «Выводы», «Собственная оценка материала».

Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному.

Формой отчетности по спецкурсу является зачет с рейтинговой оценкой. Допуском к зачету считается выполнение эссе объемом 3-4 тыс. знаков по самостоятельно выбранному переводу на русский язык индийскому философскому первоисточнику.

Рейтинговая оценка по учебной дисциплине складывается из оценок следующих элементов: 1.Посещаемость занятий; 2. Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения); 3. Домашнее эссе на основе одного индийского философского текста по выбору (3-4 тыс. знаков); 4. Ответ по билетам.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Дофилософия и предфилософия Индии

4

2

2

2.

Эпохи первых философов и первых школ

4

2

4

3.

Учение чарваков-локаятиков

4

2

2

4.

Философия джайнизма

6

3

6

5.

Буддийская философия

6

3

6

6.

Философия вайшешики и ньяи

7

3

6

7.

Системы санкхья и йога

7

3

6

8.

Системы миманса и веданта

8

4

8

Итого:

108

46

22

40


  1. Программа спецкурса «Индийская философия древности и средневековья» для направления подготовки бакалавра 030100. 62 Философия по специальности 520400 «Философия»

    Программа спецкурса
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 030100.62 Философия по специальности 520400 «Философия», изучающих дисциплину «Философия Индии».
  2. Программа спецкурса «Индийская философия древности и средневековья» для подготовки бакалавра по специальности 520400 «Философия» Автор к филос н., доцент Канаева Н. А

    Программа спецкурса
    Спецкурс «Индийская философия древности и средневековья» предназначен для общего знакомства с индийской традицией философствования студентов, обучающихся по специальности «Философия»(520400).

Другие похожие документы..