Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Попов Андрей Владимирович

Подготовка будущего педагога к работе

по укреплению здоровья учащихся

13. 00. 08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Саратов – 2009

Работа выполнена в Балашовском институте (филиале) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Тимушкин Александр Владимирович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Корепанова Марина Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

Мишутин Дмитрий Анатольевич

Ведущая организация:Борисоглебский государственный

педагогический институт

Защита состоится «26» июня 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г.Саратов, ул. Астраханская д. 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «23» мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кондаурова И.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложная социально-экономическая ситуация, отражающая современное состояние российского общества, сопровождается резким ухудшением здоровья различных категорий граждан, которое приобрело катастрофический характер. В силу этого актуализировался поиск путей и средств укрепления здоровья россиян, что нашло свое отражение в Госу­дарственной программе «Здоровье нации», Концепции охраны здоровья населения РФ, приказе Минобразования РФ «О совершенствовании процесса физического вос­питания в образовательных учреждениях Российской Федерации», приоритетном национальном проекте «Здоровье» и других законодательных актах, провозгласивших здоровье наивысшей общечеловеческой ценностью, которая в современном обществе служит критерием социального прогресса, главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Состояние здоровья подрастающего поколения, определяющее уровень благосостояния страны, ее экономичес­кий, научный и культурный потенциал, признается сегодня одной из актуальных проблем российского общества. Научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников во многом зависит от так называемых «школьных факторов риска», в ряду которых стрессогенная педагогическая практика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, слабая подготовленность педагогов в вопросах укрепления здоровья учащихся, недостатки в системе физического воспитания и использовании средств физической культуры для развития личности школьника.

Особенно тревожная ситуация, связанная с влиянием школьных факторов риска, характерна для инновационных образовательных учреждений, в которых из-за чрезмерно усложненных учебных планов и программ общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах. Это отрицательно сказывается на адаптации детей к школьным нагрузкам и является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Из приведенных фактов следует, что укрепление здоровья учащихся - актуальная социально-педагогическая проблема, от решения которой во многом зависит не только состояние конкретного человека, но и благополучие страны в целом, поскольку, заботясь о подрастающем поколении, общество сохраняет генофонд нации и улучшает демографическую ситуацию в стране.

Выдвижение проблемы здоровья подрастающего поколения в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность ее теоретической и практической разработки.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить несколько направлений поиска путей охраны здоровья учащихся: пересмотр содержания образования (Бальсевич В.К., Лушников И.Д.), ведение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Виленский М.Я., Никандров Н.Д., Орехова И.Л., Сериков В.В., Якиманская И.С.), оптими­зация двигательной активности школьников (Бальсевич В.К., Кофман Л.Б., Лубышева Л.И., Пляскина И.В., Прогонюк Л.И. и др.), валеологическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности (Бажанова М.В., Варламова А.Я., Исаев А.П., Зайцев Г.К., Пегов В.А., Харитонов В.И. и др.), использование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного процесса (Баранова Т.С., Егозина В.И., Куликова Е.Ф., Митраков А.В., Овчинников Н.Д. и др.).

Одним из приоритетных направлений в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья учащихся является модернизация системы физического воспитания школьников (Бальсевич В.К., Кофман Л.Б., Курысь В.Н., Лубышева Л.И., Лукьяненко В.П., Лях В.И, Мейксон Г.Б., Прогонюк Л.И., Сляднева Л.Н., Соловьев Г.М. и др.). Для реального решения этой проблемы разработаны и обоснованы: сущностные характеристики физической культуры как части общей культуры (Бальсевич В.К., Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Лубышева Л.И., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Пономарев Н.И., Пономарев Н.А., Столяров В.И. и др.), психолого-педагогические основы физического воспитания (Волков И.П., Горбунов Г.Д., Ильин Е.П., Рудик П.А, Стамбулова Н.Б. и др.), теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности (Быховская И.М., Бальсевич В.К., Визитей Н.Н., Дмитриев С.В., Лубышева Л.И., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Наталов Г.Г., Столяров В.И. и др.). Изучается влияние физического воспитания на перестройку мотивационной сферы подростков (Зотов Ю.И.) и коррекцию их личностных качеств (Борисова О.А., Кабачков В.А., Куренцов В.А., Краснобаева Т.Н., Сиваков В.И., Тюленьков С.Ю.); доказывается возможность профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися средствами физического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей (Баженов В.Б., Зотов Ю.И., Крылова В.Е., Михеев А.И.), в условиях деятельности трудовых и спортивных лагерей (Баженов В.Б., Невский И.А., Стрелецкая Е.Л.).

Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физи­ческое воспитание представляет собой процесс решения определен­ных воспитательно-образовательных задач. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокуп­ность которых в решающей мере определяет его физическую рабо­тоспособность.

Целью физического воспитания является оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования свой­ственных ему физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, обес­печение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. Физическое воспитание призвано обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспита­ния и смежных формах использования физической культуры необ­ходим комплексный подход в решении задач нравственного, эсте­тического, физического, умственного и трудового воспитания.

Многоаспектность и сложность проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения свидетельствуют о том, что ее эффективное решение возможно только в случае активности самих учащихся. Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные исследования, современные школьники слабо мотивированы на укрепление своего здоровья средствами активного отдыха, физической культуры и спорта. Среди предпочитаемых ими форм досуговой деятельности преобладают компьютерные игры, слушание музыки, просмотр телевизора. При этом повсеместно отмечаются отсутствие или слабая представленность дворовых спортивных игр.

Из этого следует, что одним из важнейших условий укрепления здоровья подрастающего поколения является охват процессом физического воспитания разнообразных аспектов жизнедеятельности современных школьников. В целях этого необходимо, чтобы физическое воспитание учащихся имело место не только на уроках физической культуры, но и в ходе различных форм внеклассной воспитательной работы, осуществляемой широким кругом педагогов: классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, работников детских оздоровительных лагерей и учреждений дополнительного образования. Данное положение не умаляет роли учителя физической культуры, который осуществляет физическое воспитание учащихся на уроках по предмету и в ходе секционных занятий по различным видам спорта. Однако вклад других педагогов в этот важный аспект воспитательной деятельности достаточно велик и значим.

Вместе с тем, как показывает анализ массовой практики, работа по укреплению здоровья учащихся в рамках профессиональной деятельности педагогов, не являющихся преподавателями физической культуры, не является приоритетным направлением их педагогической деятельности. Мероприятия, планируемые и проводимые в этих целях, носят эпизодический, единичный характер и не содержат системных действий, необходимых для укрепления здоровья учащихся. Главная причина сложившейся ситуации связана с недостаточной подготовленностью педагогов к данному виду деятельности, что проявляется в отсутствии мотивационной направленности и несформированности практических навыков повседневного использования ценностного потенциала физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Таким образом, объективные условия современной образовательной практики выявили известные противоречиямежду:

  • возрастанием ценностей жизни, здоровья и активного долголетия как критериев социального прогресса гуманистического общества и усилением негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников;

  • потребностью в формировании у учащихся самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению с помощью физической культуры и спорта и недостаточной подготовленностью педагогов к ведению оздоровительной работы средствами физического воспитания;

  • реальной возможностью студентов осуществлять подготовку к работе по укреплению здоровья учащихся и отсутствием в образовательном процессе вуза специальных программ, ориентированных на данный аспект профессиональной подготовки будущего специалиста.

Вышеизложенные противоречия позволили определить проблему исследования: какой должна быть подготовка студентов педагогических специальностей, чтобы она обеспечила эффективное ведение ими работы по укреплению здоровья учащихся в процессе профессиональной деятельности?

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся».

Цель исследования заключается в научно-теоретическом и эмпирическом обосновании эффективности программы подготовки будущих педагогов к работе по укреплению здоровья учащихся.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего педагога.

Предмет исследования: подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся.

Гипотеза исследования: подготовка студентов к работе по укреплению здоровья учащихся будет эффективной, если:

  • она рассматривается в качестве одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущих педагогов;

  • осуществляется с учетом специфики физического воспитания и способствует формированию физкультурной компетенции педагогов;

  • разработано программно-методическое обеспечение данного процесса.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы предполагается решение ряда конкретных задач.

1. На основе анализа научной литературы уточнить сущность понятия «готовность будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся», определив его структурные компоненты.

2. Составить и дать научное обоснование программе формирования готовности студентов к работе по укреплению здоровья учащихся

3. Разработать критериально-диагностический инструментарий для выявления эффективности реализации программы формирования готовности студентов к работе по укреплению здоровья учащихся.

Методологической основой исследования являются:

  • ведущие положения личностно-деятельностной теории, рассматривающие личность как активный субъект жизнедеятельности (Бодалев А.А., Асмолов А.Г., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Слободчиков В.И.);

  • теория готовности к профессиональной деятельности (Дьяченко М.И., Захарова Л.И., Иващенко Ф.И., Кандыбович Л.А., Котик М.А., Платонов К.К., Сериков В.В. и др.);

  • научные взгляды на проблему здоровья, раскрывающиеся в концепциях зарубежных (Blair S.N., Marks D., Murray M., Evans В., Cale L., Sallis J., Owen Willing C. и др.) и отечественных исследователей (Амосов Н.М., Баевский Р.М., Быховская И.М., Вайнер Э.Н., Васильева О.С., Давыдовский И.М., Добровольский Ю.А., Зайцев Г.К., Филатов Ф.Р., Юдин Б.Г.);

  • теоретические положения о сущности физической культуры личности (Бальсевич В.К., Быховская И.М., Визитей Н.Н., Виленский М.Я., Лубышева Л.И., Матвеев Л.П., Наталов Г.Г., Николаев Ю.М. и др.);

  • концепции физического воспитания подрастающего поколения (Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Кофман Л.Б., Кузин В.В., Лубышева Л.И., Лукьяненко В.П., Лях В.И., Мейксон Г.Б. и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение программных документов, определяющих требования Государственного образовательного стандарта к содержанию подготовки современного педагога; обобщение передового опыта преподавания физической культуры на неспециализированных факультетах; анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработки комплексной программы исследования и прогнозирования итогов опытно-экспериментальной работы; педагогический эксперимент, в процессе которого велись наблюдения и экспериментальные поиски автора в процессе его непосредственной работы в высшем учебном заведении, использовались общие диагностические (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности студентов) и прогностические (моделирование, проектирование, прогнозирование, мысленный эксперимент) методы, применялась система контрольно-диагностических заданий; методы математической обработки данных.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается научным подтверждением исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; повторяемостью устойчивых результатов формирующего эксперимента, репрезентативностью объема выборок и значимостью экспериментальных данных; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; продолжительностью опытно-экспериментальной работы; личным участием автора в экспериментальной деятельности в качестве преподавателя вуза; вариативной проверкой основных положений и выводов исследования в массовой практике; статистическим анализом итоговых данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

  1. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  2. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
  3. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: ФГАОО «Академия повышения квалификации и «профессиональной переподготовки», профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук,
  4. Формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 апреля 2010 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул.
  5. Факторы, влияющие на качество теоретической подготовки студентов физкультурных вузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности.
  6. Формирование готовности студентов к использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности ( на примере подготовки учителей начальных классов ) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «09»декабря 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.264.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.
  7. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  8. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  9. Развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза в физкультурной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 мая 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г.

Другие похожие документы..