Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям

Композиционное оформление:

  1. Завязка (цель выступления, прямое обращение к слушателям, мотивация обращения к теме, задачи выступления, определение вариантов возможных аспектов рассмотрения темы).

  2. Последовательное изложение основных моментов (определение субъекта или объекта речи, обоснование общественной значимости лица / события в историческом контексте, оценка героя / события, описание действий героя).

  3. Концовка – оценка (дается оценка предмета речи, его роли, значение и т.д.) или Концовка – подытоживание (перечисляются основные вопросы, затронутые в тексте, или этапы рассуждения в процессе осмысления предмета обсуждения, тем и подтем, например: «Вот мы и познакомились с основным учебным предметом / этим великим ученым» и т.п.).

Слово как жанр речи учителя должно утверждать нравственные идеалы (этос), гармонизовать отношения учителя – ученика / учителя – учителя / учителя – родителей. Слово учителя должно быть разумным, информативным, логичным (логос). Оно должно эмоционально воздействовать на адресата (пафос).

В качестве примера приведем выступление в жанре слова, соответствующее высокому уровню риторической компетенции.

Слово о предмете

Между представителями сколь-нибудь важных наук то и дело вспыхивают споры, какая же из них самая древняя, самая интересная. Одни говорят - математика, другие возразят и скажут - философия.

Ну и пусть они спорят, а я пока приведу аргументы в пользу астрономии.

С первого взгляда может показаться, что астрономия - наука молодая, а, присмотревшись, поймем, что это не так. Возьмем самые яркие примеры - Стоунхендж. Этот каменный ансамбль представляет собой не что иное, как гигантский прибор по изучению звезд и луны, а ведь он был построен задолго до нашей эры. Или пирамиды народов Майи, возраст которых, возможно, опережает даже египетские. Они также служили для исследований.

Сегодня астрономия настолько продвинулась вперед, что многое, совсем недавно невероятное, становится очевидным. Мало кто знает, хотя современные телескопы способны заглянуть внутрь вселенной так далеко, что наиболее отдаленные и сколько-нибудь видимые галактики находятся на расстоянии миллиардов световых лет. Представьте, что один световой год - это расстояние, которое походит свет за один год. Скорость света примерно 300 тыс. метров в секунду, следовательно, один световой год равен около 10 в 12 степени километров. Теперь представьте, что звезда, подобная нашей, «живет» 8 млрд. земных лет. Нетрудно догадаться, что звезды, которые мы наблюдаем до сих пор, находятся на достаточно большом расстоянии, возможно, уже «умерли».

А как насчет происхождения мира? Что нам скажут на это математики или философы, или, может, физики?

Согласно современным астрономическим представлениям, наша вселенная произошла из мельчайшей частицы, возможно, меньшей атома и обладавшей огромной массой. Неизвестно, сколько лет она пребывала в таком состоянии, но что-то вдруг пошло не так, и произошел взрыв невообразимой силы с выбросом огромного количества вещества и энергии. Возможно, вселенная расширяется и до сих пор, хотя существует предположение, что пошел или пойдет процесс вспять - вселенная начнет сужаться.

Теперь, глядя на эти примеры, вам хоть немного станет понятно, насколько глубоко копнула астрономия. И это далеко не все интересные моменты ее приложения. Многие слышали о черных дырах. Астрономия выдвинула идею об их происхождении. Остается проблема существования жизни в других системах и галактиках. И в данной области наука прилагает определенные усилия.

Как видите, астрономия довольно увлекательна, если понять, чем она занимается. Возможно, она и не претендует на роль главнейшей науки, а живет в тесном сотрудничестве с физикой, химией, математикой и многими другими. (Л.Л., 3 курс стац.)

Людмила Николаевна Горобец, д-р пед. н., доцент

E-mail:dan.ru.@inbox.ru

ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ «МОМЕНТ» В РУССКОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Л. В. Дворникова

Воронежская государственная

лесотехническая академия

Россия, г. Воронеж

Доклад посвящен лингвокульторологическому аспекту изучения русской глагольной лексики. Проведенный анализ глаголов колебательного движения выявил различия в семантической структуре семантем глаголов несовершенного и совершенного видов. Полученные результаты дают основания для более точной категоризации глагольной лексики.

The paper deals with the linguistic cultural aspect of studies in the Russian verbal lecsicolody. This analysis of verbs oscillative movement has shown differences in disructures of semantimes of perfective and imperfective verbs. The result of investigation permits us to categorize this kind of vocabulary more thoroughly.

Картина мира, отраженная в языке, не совпадает у разных народов, что проявляется в принципах категоризации действительности, материализованных в лексике, грамматике, фразеологии. Но весьма существенным является тот факт, что свойственный языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен.

В этой связи особый интерес лингвистов вызывает отражение в языковой картине мира универсальных онтологических категорий человеческого бытия. Одной из таких категорий является время. Философская категория времени обозначает атрибутивное свойство материального мира и движущейся материи, заключающееся, с одной стороны, в непрерывном объективно реальном существовании, наличном бытии, актуальном длении материального мира, и, с другой стороны, в бренности всех конкретных материальных объектов, процессов и событий. Момент - чисто временное понятие, которое обозначает, по определению Л. Е. Балашова [2] ячейку времени, в которой пребывает или совершается что-либо, откуда или куда изменяется что-либо.

Философское представление о времени находит отражение в лингвистике в семантической категории временной локализации, которая выражает «единство противопоставленных друг другу значений: 1) конкретности, определенности местоположения действия и ситуации в целом в однонаправленном течении времени, прикрепленности к какому-то одному моменту или периоду; 2) неконкретности, неопределенности (в указанном смысле), т. е. неограниченности, повторяемости, обычности (узуальности) или временной обобщенности («вневременности», «всевременности»), при этом обычность действия характеризуется возможной, а временная обобщенность – обязательной сочетаемостью с обобщенностью (генерализацией) субъекта и объекта» [Бондарко: 2006, 210].

Рассмотрение глаголов колебательного движения с точки зрения категории временной локализации позволило выделить группу глаголов с общим семантическим компонентом «одномоментно». Это так называемые бесприставочные глаголы, обозначающие независимое колебательное движение на месте, производимое своими частями (всей массой, по всей массе объекта): шевельнуться, ворохнуться, шелохнуться, качнуться, шатнуться, колебнуться, колыхнуться, мотнуться, дрогнуть, тряхнуться, дернуться, болтнуться. Все указанные глаголы являются соотносительными и имеют соответствующие пары совершенного вида: шевелиться, ворошиться, шелыхаться, качаться, шататься, колебаться, колыхаться, мотаться, дрожать, трястись, дергаться, болтаться.

Многие глагольные пары рассматриваются в 17-томном словаре современного русского языка в одной словарной статье. Мы приводим номинативные значения рассматриваемых глаголов из этого словаря: шевелится, шевельнуться - “слегка двигаться, приходить в движение; делать, производить незначительное движение телом или какой-либо частью его” (ССРЛЯ, т. 17, с.1326-1327); ворошиться, ворохнуться – “кошиться, шевелиться” (ССРЛЯ, т. 2, с.688); шелыхаться – “устар. и простореч. приходить в легкое движение, слегка шевелиться; колыхаться” (ССРЛЯ. т. 17, с. 1341); шелохнуться - “прийти в легкое движение, слегка шевельнуться; колыхнуться” (ССРЛЯ. т. 17, с. 1340); качаться - “колебаться из стороны в сторону или же сверху вниз” (ССРЛЯ, т.5, с.888-889); “качнуться” обозначает однократное действие к глаголу “качаться” (ССРЛЯ, т.5, с.892); шататься - “качаться из стороны в сторону, колебаться” (ССРЛЯ, т.17, с.1295); шатнуться обозначает однократное действие к глаголу шататься (ССРЛЯ, т.17, с.1299); - колебаться “мерно двигаться из стороны в сторону, взад и вперед или сверху вниз” (ССРЛЯ. т.5. с.1143-1144); колебнуться - однократно к колебаться (ССРЛЯ. т.5. с.1143-1144); “колыхаться“ – “мерно покачиваться, колебаться” (ССРЛЯ, т. 5, с.1205); “колыхнуться” является глаголом совершенного вида и обозначает однократное действие к глаголу “колыхаться” (ССРЛЯ, т.5, с.1206); мотаться – мотнуться - “беспорядочно двигаться из стороны в сторону, качаться, болтаться” (ССРЛЯ. т. 6, с. 907); болтаться, болтнуться – “двигаться, колебаться из стороны в сторону или в разных направлениях; колыхаться” (ССРЛЯ. т. 1, стр. 533);дрожать - “трястись от чего-либо (холода, страха, смеха и т. п.) ” (ССРЛЯ, т.3, с.1121-1122); дрогнуть - “сделать быстрое, незначительное движение; вздрогнуть” (ССРЛЯ, т.3, с.1121-1122); трястись – “часто двигаться туда и обратно; качаться, шататься” (ССРЛЯ. т.15. с.1082); тряхнуться – “разг. однокр. к трястись” (ССРЛЯ. т.15. с.1087); дергаться, дернуться – “производить резкие и отрывистые движения” (ССРЛЯ, т.3, с.710).

Рассмотрим некоторые примеры употребления глаголов несовершенного вида: Он радовался так от души, так подпрыгивал на своем диване, так шевелился, что Штольц любовался им и был даже тронут(И. Гончаров). Поздно ночью, испытывая жжение и боль от выпитого вина, Бейль ворочался на деревянной скамье (А. Виноградов). Его громадные, круглые телеса колыхались(В. Иванов). Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся потерять ее (М. Горький). У Митриева Трактира мотается с шарами парень, должно быть пьяный, а белые половые его пихают (И.Шмелев). А Григорий Евгеньевич, стоя у распахнутых парадных дверей, белее снега, весь трясся…(В. Смирнов).

Некоторые примеры употребления глаголов совершенного вида: Мальчишка-немец шевельнулся (Закруткин). На скамьях ворохнулись бояре и воеводы: мудро вопросил великий князь, ой, мудро! …(Лебедев). Он изменился в лице, шатнулся и, если бы не ухватился грязной рукой за край стола, упал бы (Булгаков). - Где ж ты, стервь, назюзюкалась? – ткнул ее кулаком в бок. Пелагея слегка колыхнулась, и с ней вместе колыхнулась стена, набитая людьми комната, переваливаясь по ухабам и унося ее в забытье (Люфанов). Царь дернулся и, ухватившись за поручни, неловко изогнулся (Новиков-Прибой). Рыхлая фигуракачнулась навстречу, полные руки ласково и властно обняли его(Васильев). …Сашка даже не повернул головы, лежал недвижно и только тихонько подвигал пальцами – шевелятся, значит, порядок, и только не колыхаться, немец-то наблюдает и, стоит шелохнуться, резанет очередью (Кондратьев). Я громко назвал её по имени и по отчеству: она чуть-чуть дрогнула…(Тургенев).

Все глаголы колебательного движения актуализируют входящую в значение глаголов движения абстрактную семантическую категорию 'характер движения' в конкретных семантических признаках 'всем телом', 'колебательно'; абстрактную семантическая категория 'пространственная локализация', – в конкретном семантическом признаке 'на месте'. По-разному актуализируется в глагольной лексике колебательного движения семантическая категория 'временная локализация'. Глаголы несовершенного вида содержат семантический признак 'длительно', который указывает на нелокализованный во времени характер движения. Глаголы совершенного вида содержат семантический признак «одномоментно», который репрезентирует локализованное во времени характер движения. Абстрактная семантическая категория 'лимитативность' так же разделяет глаголы колебательного движения на две группы. 'Лимитативность' понимается нами вслед за А. В. Бондарко как «семантическая категория, объединяющая разные типы отношения действия (в широком смысле) к пределу, и вместе с тем как поле, охватывающее средства того или иного языка, служащие для выражения указанных отношений» [Бондарко: 2006, 45]. Глаголы несовершенного вида актуализируют эту абстрактную семантическую категорию в конкретном семантическом признаке 'многоактно', репрезентируя непредельный способ действия, а глаголы совершенного вида – в конкретном семантическом признаке 'одноактно', что относится к предельному способу действия.

Таким образом, глаголы несовершенного вида, обозначающие колебательное движение, несут семантику пространственной локализации, глаголы совершенного вида - семантику пространственно-временной локализации.

Список литературы:

  1. ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1965.

  2. Балашов Л. Е./FIL-2/filos-obraz/fil-obr.htm

  3. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. 352 с.

Людмила Владимировна Дворникова, ст. преподаватель

E-mail: milladv1ru@yandex.ru

  1. Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям (2)

    Документ
    Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Седьмой международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.п.н., проф. Б.Г. Бобылев. 20 ноября 2010-10января 2011 г.
  2. Нном вузе сборник материалов Четвертой международной научно-практической интернет-конференции 1 ноября 22 декабря 2007 г. Орел 200 8

    Документ
    международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.пед.н., проф. Б.Г. Бобылев. 1 ноября – 22 декабря 2007 г., ОрелГТУ. – Орел:ОрелГТУ, 2008.
  3. Л. К. Граудина и доктор филологических наук, профессор Е. Н. Ширяев Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа норма-инфра м, 1999. 56 (1)

    Список учебников
    Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизирован­ный материал по данной теме. В основе издания лежит принципи­ально новая теоретическая концепция культуры речи.
  4. Л. К. Граудина и доктор филологических наук, профессор Е. Н. Ширяев Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа норма-инфра м, 1999. 56 (2)

    Список учебников
    Во второй раздел книги — хрестоматию по культуре речи — включены тексты, представляющие современный образцовый ли­тературный язык в его основных функциональных разновидностях.
  5. Вопросы изучения, обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

    Документ
    В истории просвещения широко известна классно-урочная система обучения, разработанная Я.А.Коменским. по сей день она является общепринятой организационной формой построения образовательного процесса как в массовой, так и в коррекционной школе.
  6. «Воспитание образованием. Качество обучения.» Работа велась по следующим направлениям

    Документ
    Через систему внутришкольного контроля , большую профилактическую работу с родителями и учащимися школы шло осуществление конкретно поставленных задач.
  7. Русская языковая личность профессионального переводчика (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «_17__» __ноября 2010_ г. в « » ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им.
  8. Русская языковая личность профессионального переводчика (2)

    Автореферат диссертации
    Идея нашего исследования продиктована объективными наблюдениями и авторефлексией компетенций русской языковой личности профессионального переводчика. Этот феномен представляет особый интерес в связи с процессом когнитивной деятельности
  9. Русский язык и культура речи - Актуальные проблемы культуры речи в современном обществе

    Реферат
    Тема работы актуальна потому, что культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-е гг. ХХ в. благодаря работам В.И. Чернышова, Л.

Другие похожие документы..