Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

11 «А» класс

Учитель: Шешукова Л.А.

Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений ,стилей, школ, групп.

Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Ход урока.

Время – интереснейшее

пестротою своих противоречий

и обилием их.

М. Горький

Лекция. (ход лекции конспектируется учащимися).

1.Социально – экономическое и политическое развитие России.

Начало XX века - время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы60 – 70-х годов не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).

Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.

Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.

Финансовая система после проведённой в 1897 году министром финансов С.Ю. Витте реформы ( введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятёрку наиболее развитых промышленных стран.

Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объёмы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрёл в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И.А. Буниным и А.П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Буржуазия, приобретавшая серьёзное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX века было тяжёлым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая заработная плата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.

2. Культура в России начала XX века.

Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 190501907 годов.

Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героической и трагической одновременно.

Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьёз обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.

Открытия русских учёных имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.

В художественной культуре начала XX века – буйное развитие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX веке, сменяется её серебряным веком, новым и прихотливым рассветом.

Ещё звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В.Г. Короленко.

Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилёв, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление её отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»).новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К.Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 года), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.

В культуре – серебряный век.

3. Серебряный век русской литературы.

1) Параллельно возникновению всё новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).

2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.

Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звёзды»), были М.Цветаева, М. Кузьмин, В, Ходасевич.

3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И.Анненского и др.).

4) стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

К. Бальмонт.

Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По ещё не открытым Памирам.

В. Брюсов.

5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилёва).

6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.).

  1. Тема урока Тип урока (1)

    Урок
    Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.Развитие понятия о тоническом стихосложении. Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.
  2. Пейзажно-бытописательские традиции и стиль сибирского рассказа начала XX века (1)

    Рассказ
    Работа выполнена на кафедре русской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет
  3. Пейзажно-бытописательские традиции и стиль сибирского рассказа начала XX века (2)

    Рассказ
    Защита состоится 21 октября 2009 года в 10.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.
  4. Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

    Пояснительная записка
    программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение,
  5. Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, от (2)

    Программа
    Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
  6. Приказ № от 31. 08. 2011 М. П рабочая программа «литература» базовый уровень, 11 класс

    Рабочая программа
    Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
  7. История российской печати конца XIX – начала XX веков

    Учебно-методическое пособие
    История российской печати конца XIX – начала XX веков: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Н.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028)

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины: Дисциплина входит в блок СД. Ф. Учебная программа включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический материал представлен в виде лекционных занятий по следующим курсам: «Русская
  9. Н. А. Богомолов Русская литература начала XX века и оккультизм

    Литература
    О связях русской литературы с разного рода оккультными и эзотерическими учениями (спиритизм, теософия, антропософия, масонство, розенкрейцерство и т.п.

Другие похожие документы..