Внеклассное мероприятие в 10 классе Предметная область: физика. Тема: «Гении или ничто человеческое не чуждо»

Внеклассное мероприятие в 10 классе

Предметная область: физика.

Тема: «Гении или ничто человеческое не чуждо».

Цели: развитие познавательного интереса учащихся на основе использования интересных фактов; формирование умения анализировать предлагаемый материал; воспитание положительных качеств характера на примере жизни великих учёных.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация; плакаты; газета по теме классного часа; раздаточный материал.

Ход классного часа.

Вводная часть.

Ребята, вы уже обратили внимание на экран. Кто же такие гении? Похожи ли они на обычных людей? Чем отличаются? Сегодня мы задумаемся над этими вопросами.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько слайдов, содержание которых соответствует теме нашего классного часа.

(Просмотр слайдов).

Итак, кого же мы можем назвать гением? Кого из людей, известных вам, вы можете назвать гением?

Задание 1. Продолжите фразу:

  • Гений – это …;

  • Мы считаем, что гением является …(привести примеры).

(Работа в группах и представление результатов).

Задание 2. Какие качества присущи гениям? Из перечисленных 24 качеств выбрать пять самых главных, по-вашему, и расположить их по степени значимости (работа в группах с раздаточным материалом по определению качеств и представление результатов).

А вот некоторые примеры из жизни великих людей, которые раскрывают их личные качества.

-Резерфорд не позволял работать в Кавендишской лаборатории дольше шести часов вечера, а по выходным дням не позволял работать совсем. Он говорил: «Совершенно достаточно работать до шести часов вечера, остальное время надо ………... Плохи люди, которые слишком много работают и слишком мало …………….». (думать; думают).

Известен анекдот по этому поводу.
     Резерфорд обходил лаборатории и, застав там кого-нибудь, говорил: «Господа, пора уходить. Если вам не удалось сделать того, что надо было, до шести часов, то вряд ли вообще удастся это сделать. Идите домой и подумайте».

-Бор с женой и молодым физиком Казимиром возвращались вечером из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и с увлечением рассказывал о скалолазании, а затем захотел продемонстрировать свое мастерство, избрав для этого стену ближайшего дома. Когда он, цепляясь за выступы стены, поднялся уже выше второго этажа, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. Маргарита Бор с тревогой наблюдала снизу. В это время послышались свистки и к дому подбежали несколько полицейских. Здание оказалось …………………..

А.Отделением банка

Б.Психиатрической лечебницей

В.Домом правительства

Г.Тюрьмой

-Качества, которые были основными составляющими натуры Эйнштейна, по его мнению:

А. любопытство,

Б. настойчивость,

В. трудолюбие,

Г. аккуратность.

Исключите то качество, о котором Эйнштейн не говорил.

-Феноменальные способности

Французский физик Андре Мари Ампер мог запросто воспроизводить длинные отрывки из энциклопедии по геральдике или соколиной охоте даже через 50 лет после прочтения соответствующих статей.

Томас Юнг (1773–1829), английский физик.

  • В 2 года бегло читал,

  • в 4 года знал на память сочинения английских поэтов,

  • к 14 годам познакомился с дифференциальным исчислением (по Ньютону),

  • изучил латынь, древнегреческий, древнееврейский, итальянский и французский языки, читал в подлиннике произведения классиков.

Качества, которые присущи великим людям, далеко не всегда проявляются рано. В детстве многие великие люди отличались от своих сверстников в худшую сторону. Вот некоторые примеры.

Знаменитые физики в детстве

Эйнштейн. В детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына.

-Эдисон. Благодаря своей матери он рано научился читать. Однако в школе он, как и многие гении, особенно не блистал. Но не потому, что он был тупицей, а потому что он был гением и ему там было просто скучно. Учитель даже заявил, что из него не выйдет ничего путного. А Эдисон запатентовал свыше тысячи изобретений!

-Ньютон. Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных".

Каким он был в детстве?

Неловким, неуклюжим.

Сверстники его не любили, считая скучным и хитрым.

Ньютон всегда проигрывал им физические соревнования, но, тем не менее, участвовал в них.

В тот день прыгали в длину.  Ньютон заметил, что, если подобрать момент прыжка, когда ветер достигает максимальной силы, то прыжок удается легче. Воспользовавшись этим, он выиграл соревнования.

-Жорес Алферов. Вице-президент Российской академии наук, академик, лауреат премии Киото (премия состоит из диплома, золотой медали и 400 тысяч долларов) и лауреат Нобелевской премии в области физики.

По его собственному признанию, в школе не получал по физике оценок выше четвёрки, и вообще учился по физике весьма посредственно.

Какие из качеств гениев могут быть присущи людям обычных способностей?

Чувство юмора – качество, присущее как гениям, так и обычным людям. Давайте на примерах убедимся, что великие учёные этим качеством обладали в полной мере.

Задание 3. Выберите правильный ответ.

1.Одна строительная фирма попросила Капицу ликвидировать неполадки в новом электродвигателе, который по неизвестным причинам отказывался действовать. Капица внимательно смотрел в двигатель, несколько раз включал и выключал его, потом попросил принести молоток. Подумав, он ударил по нему молотком, и – о чудо! – электродвигатель заработал. За эту консультацию фирма заранее заплатила Капице 1000 фунтов. Представитель фирмы, увидев, что дело решилось за несколько минут, попросил Капицу письменно отчитаться за полученную сумму. Капица писал, что удар молотком по двигателю он оценивает в 1 фунт, остальные 999 фунтов заплаченные ему за то, что он безошибочно знал, ………………………………………

А.Что интуиция его не подведёт

Б.В какое место надо ударить

В.Что бог ему поможет

2.Томсон “лорд Кельвин” однажды был вынужден отменить свою лекцию и написал на доске: “Professor Tomson will not meet his classes today” (Профессор Томсон не сможет встретиться сегодня со своими учениками). Студенты решили подшутить над профессором и стерли букву “с” в слове “classes”. На следующий день, увидев надпись, Томсон не растерялся, а, стерев еще одну букву в этом же слове, молча ушел.

Classes – классы, lasses – любовницы, asses –……………..

А. умники

Б. лодыри

В. ослы

3.Максвелла редко видели гуляющим без собаки, а то и двух - Тоби и Гуни.
С Тоби он часто появлялся в лаборатории. Тоби активно участвовал в опытах. Его то натирали кошачьей шкуркой, усадив на изолирующую подставку, то пропускали по нему ток от машины. При этом, сидя у ног хозяина, он лишь тихонько рычал. В конце концов Максвелл сказал: ………………………. - и прекратил опыты над своим любимцем.

А. «Лучше собаку заменить на кошку!»

Б. «Лучше я брошу физику!»

В. «Лучше живая собака чем мертвый лев!»

4.Однажды Эйнштейн шёл по коридору Принстона, а навстречу ему - молодой и о-очень малоталантливый физик. Поравнявшись с Эйнштейном, он фамильярно хлопнул его по плечу и покровительственно спросил:
- Ну как дела, коллега?
- Коллега? - удивлённо переспросил Эйнштейн. - Неужели Вы тоже ………………………

А.Больны ревматизмом?

Б.Такой умный?

В.Ходите без носков?

Г.Не любите стричься?

5.Однажды на камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу:
- Ученость выглядывает оттуда...
- Нисколько, сударь, – немедленно ответил Ломоносов, – ……………….. заглядывает туда! (глупость).

Ключ: 1 - Б; 2 - В; 3 - В; 4 - А; 5- глупость.

У многих обычных людей есть прозвища. Гениальные люди здесь не исключение.

Задание 4 Попробуйте установить соответствие между личностью учёного и его прозвищем.

Прозвища

  1. Его прозвали "маэстро" - за виртуозность в эксперименте и абсолютно точные и конкретные советы. Он стремился к тому, чтобы каждый работал творчески и разделял радость открытия, которое впоследствии будет приписано только одному ему, великому "маэстро".

  2. Когда его привели в Эдинбургскую академию (учебное заведение типа классической гимназии) сразу во второй класс, на втором месяце занятий он был взят в оборот сорванцами-одноклассниками. Однако сладить с ним было не просто. Его сразу прозвали "бешеным". Отвага и неимоверная сила рук помогли ему постепенно завоевать уважение своих сверстников.

  3. Его в коллективе прозвали Бородой. Всем хорошо были известны его шутливые обращения: "Физкульт-привет!", "Говорит Бородка!", "Говорит дважды ударник!".

  4. Его прозвали Крокодилом. Дело в том, что у него был громкий голос и он не умел управлять им. Могучий голос его, встретившего кого-нибудь в коридоре, предупреждал тех, кто находился в лабораториях, о его приближении, и сотрудники успевали "собраться с мыслями".

1. Э.Резерфорд. 2. И.В.Курчатов. 3. Максвелл. 4.Лоуренс.

А сможете ли вы узнать, о каких великих людях идёт речь?

Задание 5. О каких великих людях идёт речь? Установите соответствие.

А.О ком поэт С. Островой написал:
Жил-был старик в Калуге,
Ходил он в чудаках,
Космические фуги
Играл на облаках.

Б.О каком учёном идёт речь?

Он имел почетное прозвище - "Мудрость".

В его честь поставили медные статуи.

А еще его прозвали "смеющимся" философом, так как многим его критическое отношение к жизни казалось странным.

Некто сказал ему: "Почему ты, будучи высокого роста, женился на маленькой женщине?" А тот ответил: "Я выбрал наименьшее из зол".

Именно он высказал идею о существовании атомов.

В.Генерал от физики. О каком учёном идёт речь?

     Итальянский физик, вызванный в Париж по велению консула Франции Наполеона, докладывал о, своих исследованиях перед членами французской Академии. Существует картина, изображающая его доклад перед Наполеоном.
     Интерес Наполеона к его исследованиям не был эпизодическим. Он осыпал его наградами, титулами графа, сенатора королевства Ломбардского, часто вспоминал физика. Если он отсутствовал на каком-нибудь из приемов, Бонапарт немедленно спрашивал, не болен ли ученый. Когда в 1804 г. учёный решил было оставить преподавание в университете, Наполеон, узнав об этом, решительно воспротивился: "Я не могу согласиться на отставку; если его тяготят обязанности профессора, можно сократить их; если хочет, пусть читает одну лекцию в год. Добрый генерал должен умереть на поле чести". Генерал от физики внял просьбе императора и остался на кафедре.
     Наполеону докладывали о некоторых странностях учёного. В Париже немало удивлялись, видя, как он ежедневно заходил к булочнику, покупал большой хлеб и медленно сжевывал его прямо на улице, погруженный в раздумья и не обращая никакого внимания на прохожих.

Г. О каком учёном идёт речь?

Профессионально занимался лингвистикой.

Писал стихи.

Знал философию и музыку.

Бегло говорил на 8 языках.

Прогуливаясь по улице, он мог вдруг сделать сальто или остановиться и прочесть наизусть пару глав из "Фауста".

Удивительный человек и учёный.

Обходился без конспектов и чертежей. Они у него были, но - в голове.

Феноменально удачливый инженер.

На основании чисто умственных расчетов и построений проводил многочисленные

эксперименты, исследования и опыты.

Изобретатель.

В честь его названа единица магнитной индукции.

1 - К.Э.Циолковский.

2 - Алесандро Вольта.

3 – Демокрит.

4 – Никола Тесла.

Ключ: 1 –А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г.

Личные качества гениев, их отношение к жизни, работе дошли до наших дней в коротких строках – афоризмах. Вам предстоит разобраться, кому какое высказывание принадлежит.

Задание 6. Афоризмы, афоризмы… Установите соответствие.

1.Химия – правая рука физики, математика – ее глаз.

2.Воображение важнее, чем знание.

3.Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

4.Три стадии признания научной истины: первая — "это абсурд", вторая — "в этом что-то есть", третья — "это общеизвестно.

5.Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.

А. Д.И.Менделеев.

Б. Э Резерфорд.

В.. Ньютон.

Г. А.Эйнштейн.

Д.Ломоносов.

Ключ:1 - Д; 2 - Г; 3 - В; 4 - Б; 5 – А

Часто мы думаем, что в жизни гениальных людей кроме работы нет места другим увлечениям и глубоко ошибаемся.
В следующем задании я предлагаю вам установить соответствие между личностью учёного и его увлечением.


Задание 7. Не физикой и химией единой…. Установите соответствие.

1.Картина «Дама с горностаем».

2.Скрипка.

3.Чемодан.

4.Мозаичный портрет.

А.Д. Менделеев

Б.М. Ломоносов

В.Леонардо да Винчи

Г.А.Эйнштейн


Ключ:
1- В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б.


Леонардо да Винчи. В перерывах между рисованием величайших шедевров, он находил время для увлечения практически всем. Его записные книжки, написанные зеркальным текстом, содержат множество безумных идей и проектов, некоторые из которых воплотились лишь столетия спустя.


Альберт Эйнштейн. Давал публичные благотворительные концерты, с упоением исполнял произведения Ф.Шумана, Л.-В.Бетховена, Р.Вагнера.


Д.И. Менделеев. Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места, поклонился и приподнял шапку перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемоданных дел мастер Менделеев!"

М.В.Ломоносов. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.


Подведение итогов.

Гении, конечно, отличаются от обычных людей, их немного. Мы сегодня не говорили об их открытиях, а больше внимания уделяли их личным качествам, которые делают их похожими на обычных людей.

Гений походит на всех, но никто не походит на него.

Бальзак


Многому можно поучиться у гениев. И если мы будем стараться воспитывать в себе пусть не 24, а хотя бы пять качеств, выделенных вами в начале нашего мероприятия, несомненно, кто-то скажет: «Ты – гений!».

Источники информации: ресурсы Yandex.




  1. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (1)

    Список учебников
    Учебник впервые предоставляет учащимся, обучающимся в классах социально-гуманитарного или социально-экономического профиля, углубленный курс обществознания, включающий знания по вопросам социологии, политологии, социальной психологии,
  2. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (2)

    Список учебников
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  3. Тема 1 (9)

    Документ
    Дорогой друг! Вот и позади начальная школа, ты стал ещё взрослее. Много узнал, много испытал, многое добился. И не важно, что не все и не сразу у тебя получалось, но ты достиг главного: стал лучше учиться, стал гармоничнее общаться
  4. Тема Различные ситуации в жизнедеятельности человека

    Документ
    Одной из основных задач жизнедеятельности человека является задача выживания. В отличие от животных и первобытного человека современный человек в значительной мере преуспел в вопросе создания условий для своей безопасности.
  5. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  6. Учебное пособие Калининград 2000 удк 37. 013. 75: 159. 923 Ббк 374 Г

    Учебное пособие
    На основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека в книге освещаются вопросы развития интеллектуальной, моти-вационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистен­циальной сфер и сферы саморегуляции.
  7. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  8. Вопрос о происхождении воспитания

    Документ
    Вопрос о происхождении воспитания. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях.
  9. 1 понятие о предмете психологии (1)

    Документ
    Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической

Другие похожие документы..