Представление об информатике и информационных технологиях

ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ, 2009

Зачет

  1. Представление об информатике и информационных технологиях

РР:Информатика связана с применением компьютеров, разработкой и применением информационных моделей. Это – информационные технологии. Новые информационные технологии: добавляются системы связи (телекоммуникации) — интернет.

08: Информатика - дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности её создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы создания, фиксации, переработки и распространения информации.

  1. Информационные технологии в психологии

РР: Информатика и психология: Применение средств информатики в психологии; Новые области и новые задачи прикладных психологических исследований; Психологические идеи в информатике; Идеи информатики в психологии; Новые фундаментальные проблемы психологической науки, связанные с использованием компьютеров.

Применение средств информатики в психологии: средства общей оргтехники, системы обучения, средства автоматизации психологического исследования.

Автоматизация психологического исследования: Подготовка материала методик ; Обработка, анализ и наглядное представление эмпирических данных; Автоматизация традиционных методик; Разработка новых психологических методик; Автоматизация научных коммуникаций, поиск литературы, работа в базах данных

Влияние информатики на развитие общепсихологического знания: Когнитивная психология; Информационный подход; Разделы психолингвистики (когнитивная лингвистика); Психосемантические методы анализа сознания

От себя: я немного запуталась что относится к этому вопросу,

а что к «представление о психологии компьютеризации,

задачи психологии в сфере информационных технологий»

Так что какая то информация подходит и туда, и сюда.

  1. Представление об «искусственном интеллекте», его направления

РР: Искусственный интеллект (ИИ): раздел информатики, посвященный автоматизации решения тех задач, которые традиционно считаются чисто человеческими.

Направления ИИ: Представление человеческих знаний и работа с ними; Принятие решений в сложных ситуациях (напр. игра в шахматы, экспертные системы); «Понимание» предложений естественного языка и их генерация (напр. «голосовой ввод»); Восприятие внешней среды для действий в ней (распознавание образов , передвижение роботов)

  1. Критерий А.Тюринга и его эмпирическая проверка

РР: Когда будет создан ИИ?

Могут ли машины мыслить?

Критерий Алана Тьюринга (1912-1954) в статье «Вычислительные машины и разум», 1950:

машина, которая сумеет отвечать на вопросы и вести беседу не хуже человека.

Исторический диалог или «Новая Элиза»: Диалог вице-президента компании с сотрудником Дэниэлом Бобровым по телетайпу (70-е годы) . (Слайды 49-50 из презентации 1)

Вице-президент. Нельзя ли мне сегодня утром

воспользоваться компьютером?

Бобров. А почему вы спрашиваете?

Вице-президент. Может быть, мне удастся заключить

новую сделку.

Бобров. Почему вы в этом уверены?

Вице-президент. Мои предполагаемые покупатели

никогда не видели систему в действии.

Бобров. Это имеет для вас большое значение?

Вице-президент. Конечно.

Бобров. Вы как будто не сомневаетесь в этом.

Вице-президент. Что за нелепое замечание?

Бобров. Что вы имеете в виду, говоря о нелепом замечании?

и т.д.

От себя: так же можно вспомнить об Джоне Вейценбауме и программе Пэрри

W: Пэрри (PARRY)— помимо Элизы (ELIZA), другой известный ранний виртуальный собеседник (chatterbot). PARRY был написан в 1972 году психиатром Кеннетом Колбай, работавшим тогда в Стэнфордском Университете.

В то время как ЭЛИЗА "пародировала" (по словам ее автора Джозефа Вейзенбаума) врача психотерапевта, PARRY пытался моделировать параноидального шизофреника. Программа реализовала грубую модель поведения параноидального шизофреника, основанную на понятиях, представлениях, и вере (суждениях об представлениях: принять, отвергнуть, отнестись нейтрально). Кеннет также воплотил диалоговую стратегию, и PARRY был намного более серьезной и продвинутой программой чем ЭЛИЗА.

PARRY и ЭЛИЗА (также известный как «Доктор») «встречались» несколько раз. Самые известные из этих обменов произошли в 1972 году на ICCC, где PARRY и ЭЛИЗА были соединены по ARPANET и «говорили» друг c другом.

PP: Пэрри». Люди иногда действуют мне на нервы.

«Элиза». Я не уверен, что полностью вас понимаю.

«Пэрри». Вам следует быть повнимательнее.

«Элиза». Пожалуйста, продолжайте.

«Пэрри». Как-то я пошел на ипподром в Бзй-Медоус.

«Элиза». И с чем вы это связываете?

«Пэрри». Я пошел на скачки.

«Элиза». Что вы еще хотели бы обсудить?

«Пэрри». Я интересуюсь скачками.

«Элиза». Почему вы это говорите?

«Пэрри». Там жульничают в игре.

«Элиза». Я не уверен, что полностью вас понимаю.

«Пэрри». Мне это ясно, даже если это не ясно для вас.

«Элиза». Пожалуйста, продолжайте.

«Пэрри». Вы знаете что-нибудь о букмекерах?

и т.д.

08: Тест должен проводиться следующим образом. Судья (человек) переписывается на естественном языке с двумя собеседниками, один из которых — человек, другой — компьютер. Если судья не может надежно определить, кто есть кто, считается, что компьютер прошел тест. Предполагается, что каждый из собеседников стремится, чтобы человеком признали его. Чтобы сделать тест простым и универсальным, переписка сводится к обмену текстовыми сообщениями.

Пока что ни одна программа и близко не подошла к прохождению теста. Такие программы, как Элиза (ELIZA), иногда заставляли людей верить, что они говорят с человеком, как, например, в неформальном эксперименте, названном AOLiza. Но такие «успехи» не являются прохождением теста Тьюринга. Во-первых, человек в таких беседах не имел никаких оснований считать, что он говорит с программой, в то время как в настоящем тесте Тьюринга человек активно пытается определить, с кем он беседует. Во-вторых, документированные случаи обычно относятся к таким чатам, как IRC, где многие беседы отрывочны и бессмысленны [источник?]. В-третьих, многие пользователи IRC используют английский как второй или третий язык, и бессмысленный ответ программы, вероятно, спишется ими на языковый барьер. В-четвертых, многие пользователи ничего не знают об Элизе и ей подобных программах и не могут распознать совершенно нечеловеческие ошибки, которые эти программы допускают.

  1. Понятие эвристики

РР +08: Эвристика– эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области

  1. Правило сокращения полного перебора

  2. Противопоставляется алгоритму полного перебора

  3. Правило действий в неопределенных ситуациях

  4. Не гарантирует нахождение решения, но увеличивает вероятность его нахождения.

Эвристики в мыслительной деятельности:

  1. Эмоциональные состояния как компонент эвристик

  2. Тихомиров О.К. Формальные и неформальные эвристические принципы в решении задач

  3. XVIII Международный психологический конгресс 1966. Симпозиум 25 Эвристические процессы в мыслительной деятельности.

  4. Эвристическая функция эмоций

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ. Эмоции помогают найти эту самую вероятность без подсчётов!

  1. Представление о психологии компьютеризации, задачи психологии в сфере информационных технологий, Интернета

РР: Новые области и новые задачи прикладных психологических исследований:

Психология компьютеризации – раздел психологии, посвященный разработке теоретических и прикладных проблем, связанных с созданием и использованием компьютерных систем (О.К.Тихомиров);

Психология Интернета (А.Е.Войскунский); Психология программирования

Психическое развитие в условиях внедрения информационных технологий

Диалог человека с компьютером как новое методическое средство психологического изучения мышления

Психология компьютерной игровой деятельности

Интернет-аддикция

Психологический анализ хакерства

Исследование психологических феноменов виртуальной реальности

Получение и формализация знаний человека (Инженерия знаний)

Интернет

  1. Представление об интернете, услуги интернета

РР: Услуги интернета:

Просмотр содержания Web-страниц (World Wide Web, WWW)

Посылка и получение писем (e-mail)

Пересылка файлы (FTP)

Получение звуковых файлов (МР3)

Интернет-телефония (IP-телефония)

Разговоры (Chat)

Интернет- пейджер (ICQ)

Потоковое видео

Покупки, оплата счетов

Сетевые групповые игры

Интернет-2: Новая сеть под названием «Интернет-2». Скорость обмена данными составит порядка 1 Тбит/c. В данный момент большинство соединений осуществляется на скорости порядка 100 Гбит/c. (обычный Интернет – 1Гбит/с). Соединение с помощью маршрутиза-торов (Router)

W: Интерне́т (англ. Internet, от Interconnected Networks — объединённые сети, [интэрнэ́т]; сленг. ине́т, нэт)— глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть, либо просто Сеть.

Когда сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть.

К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,4млрд человек (около четверти земного населения).[1]

Всемирная компьютерная сеть Интернет вместе с персональными компьютерами образует технологическую основу для развития международной концепции «Всемирное информационное общество»

  1. Принцип работы, протокол IP

PP: IP – Internet Protocol (правила передачи в интернете)

Разбиение на пакеты, Раздельная передача пакетов, Каждый пакет может идти своим путем, Сборка пакетов, Протокол ТСР, Общий протокол TCP/IP.

IPv4 - Интернет, IPv6 – Интернет 2.

  1. Типы подключения к интернету

08: • Модемное (dial-up)
• Модемное ADSL (stream, широкополосное соединение)
• Модемное по электрической сети (Spark, широкополосное соединение)
• Выделенная линия (широкополосное соединение)
• Беспроводное (bluetooth, Wi-Fi)

  1. Виды беспроводного соединения

08: • Bluetooth - технология беспроводной передачи данных малой мощности.Ннезаменима для оснащения мобильных телефонов различными внешними устройствами. 10-20 м. Небольшая скорость соединения: 1 мбит/сек. До 7 устройств. Достаточно дорого
• Wi-Fi Стандарт 802.11, варианты: b, g, g+, n (802.11g) До 100 м. (300м с доп. антенной). Требуется «точка доступа» (хот-спот). Элемент стандарта «Centrino (Sonoma)» для ноутбуков.
• WiMAX
• GPRS (через сотовый телефон)

  1. Два типа адресации компьютеров в интернете

РР: Адресация в интернете (Ipv4): Физическая (193.232.113.129

) и Доменная (domain), логическая (www. ).

Перевод – серверы DNS

(Domain Name Service)

  1. Понятие маршрута

W: Обычно маршрутизатор использует адрес получателя, указанный в пакетах данных, и определяет по таблице маршрутизации путь, по которому следует передать данные. Если в таблице маршрутизации для адреса нет описанного маршрута, пакет отбрасывается.
Существуют и другие способы определения маршрута пересылки пакетов, когда, например, используется адрес отправителя, используемые протоколы верхних уровней и другая информация, содержащаяся в заголовках пакетов сетевого уровня. Нередко маршрутизаторы могут осуществлять трансляцию адресов отправителя и получателя, фильтрацию транзитного потока данных на основе определённых правил с целью ограничения доступа, шифрование/дешифрование передаваемых данных и т. д.
Таблица маршрутизации содержит информацию, на основе которой маршрутизатор принимает решение о дальнейшей пересылке пакетов. Таблица состоит из некоторого числа записей — маршрутов, в каждой из которых содержится адрес сети получателя, адрес следующего узла, которому следует передавать пакеты и некоторый вес записи — метрика. Метрики записей в таблице играют роль в вычислении кратчайших маршрутов к различным получателям. В зависимости от модели маршрутизатора и используемых протоколов маршрутизации, в таблице может содержаться некоторая дополнительная служебная информация.

  1. Представление об URL (универсальный указатель ресурсов), его структура

08: Это адрес в инете - это общепринятый способ указывать адрес сайта, чтобы его однозначно
Структура: протокол://адрес.ru или т. п.

W: Единый указатель ресурсов (англ. URL — Uniform Resource Locator) — единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса. Ранее назывался Universal Resource Locator — универсальный локатор ресурса. URL — это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет.

Изначально локатор URL был разработан как система для максимально естественного указания на местонахождения ресурсов в сети. Локатор должен был быть легко расширяемым и использовать лишь ограниченный набор ASCII - символов (к примеру, пробел никогда не применяется в URL). В связи с этим, возникла следующая традиционная форма записи URL:

<схема>://<логин>:<пароль>@<хост>:<порт>/<URL-путь>

В этой записи: схема - схема обращения к ресурсу, в большинстве случаев имеется в виду сетевой протокол; логин - имя пользователя, используемое для доступа к ресурсу; пароль - пароль, ассоциированный с указанным именем пользователя; хост - полностью прописанное доменное имя хоста в системе DNS или IP-адрес хоста в форме четырёх десятичных чисел, разделённых точками (числа находятся в интервале от 0 до 255); порт - порт хоста для подключения; URL-путь - уточняющая информация о месте нахождения ресурса (зависит от протокола).

Общепринятые схемы (протоколы) URL включают:

ftp — Протокол передачи файлов FTP

http — Протокол передачи гипертекста HTTP

https — Специальная реализация протокола HTTP, использующая шифрование (как правило, SSL или TLS)

mailto — Адрес электронной почты

и т.д.

  1. Браузеры (обозреватели), их назначение

РР:

Название

ОС

Доля в России,

дек. 2005г.

Internet Explore

Windows

80-85%

Mozilla Firefox

WINDOWS, LINUX

MAC, BSD

7-8%

Opera

WINDOWS, LINUX

MAC, BSD

7-8%

Maxthon

Windows

2-3%

Konqueror

WINDOWS,

BSD

1-2%

Netscape

Windows

мало

08: Браузер - это программное обеспечение для поиска, просмотра веб-сайтов, то есть для запроса вебстраниц (преимущественно из Сети), для их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.

  1. Представление об информатике и информационных технологиях (1)

    Документ
    РР: Информатика связана с применением компьютеров, разработкой и применением информационных моделей. Это – информационные технологии. Новые информационные технологии: добавляются системы связи (телекоммуникации) — интернет.
  2. Информатика и информационные технологии.

    Документ
    ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для гуманитарного и лингвистического профилей10-11 классах общеобразовательных учрежденийпо учебному плану 1 часа в неделю (34 ч * 2 = 68 часов)
  3. Информатика и информационные технологии в образовании

    Документ
    Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования,
  4. Информатика и информационные технологии (1)

    Документ
    Информатика и информационные технологии. Конец XIX — начало XX в. был отмечен научно-технической революцией, связанной с появлением и развитием квантово-механических представлений о материи и энергии.
  5. Информатика и информационные технологии (2)

    Документ
    Поколения, живущие в конце XX — начале XXI в., являются свидетелями (и участниками) новой научно-технической революции, вызванной противоречием между ограниченными возможностями человека и огромным объемом существующей и вновь появляющейся
  6. Программа по информатике и информационным технологиям

    Программа
    Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.
  7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования информатика и информационные технологии (1)

    Документ
    ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМУЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТАГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования информатика и информационные технологии (2)

    Документ
    Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
  9. Международная конференция «актуальные проблемы информатики и информационных технологий»

    Документ
    Четырнадцать лет назад солнечным сентябрьским днем 1997 года открылась первая конференция «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».

Другие похожие документы..