Закон внутри нас. Древние считали: и то и другое неразрывно связаны между собой. Космос обусловливает прошлое, настоящее и будущее человечества и каждого отдельно взятого

ВВЕДЕНИЕ.

Пред нами тайны обнажатся,

Возблещут дальние миры...

Александр БЛОК

ВВЕДЕНИЕ.

Пред нами тайны обнажатся,

Возблещут дальние миры...

Александр БЛОК

EXCELSIOR! -ВСЕ ВЫШЕ!

Вселенная — извечная загадка бытия. Манящая тайна

навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное

преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот

шаг — открываются новые горизонты. А за ними — новые

тайны. Так было — так будет. Особенно в познании Космоса — бесконечного, вечного, неисчерпаемого.

Великий немецкий философ Иммануил Кант заметил однажды, что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный

закон внутри нас. Древние считали: и то и другое неразрывно

связаны между собой. Космос обусловливает прошлое, настоящее и будущее человечества и каждого отдельно взятого

человека. На философском языке это вековечное миропредставление оформилось в виде фундаментальной проблемы взаимодействия Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека). При этом многие мыслители считали, что основной

составляющей данного неразрывного единства является Человек. Именно в нем природа сконцентрировала в максимально сжатом виде наиболее важные свои потенции. Говоря языком современной науки, в Человеке закодирована вся информация о Вселенной. Мыслящий индивид — своего рода голограмма, по ней можно при желании воспроизвести любые

закономерности Макрокосма, поскольку физические, химические, биотические и другие объективные закономерности

повсюду и во всем одинаковые.

Жизнь и Космос нерасторжимы. «Живая Вселенная» —

центральная идея в учении великого русского космиста, основоположника теоретической и практической космонавтики

Константина Эдуардовича Циолковского, чье имя стало символом XX века и ознаменовало начало космической эры. В

натурфилософском плане — жизнь не просто порождение Вселенной, но и ничто без нее. Растения и животные не могут

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 7

существовать без солнечного света и излучаемой им энергии.

Птицы при ночных перелетах ориентируются по звездам и

Луне, а во время сезонных миграций — по магнитным и иным

космическим полям. Человек тоже всецело планетарное, солярное и космическое существо. Homo sapiens — это всегда

Homo cosmicos.

Человек постоянно стремился к Небу. Сначала — мыслью,

взором и на крыльях мечты, затем — с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей

и орбитальных станций. При раскопках «Уральской Трои» —

Аркаима, мощных укреплений близ реки Синташта на пути

древних переселений индоарийских племен с Севера на Юг,

была обнаружена удивительная фигурка человека, смотрящего в небо (рис.1). Напряженная поза, задумчивый взгляд.

Что ищет там, в безграничной дали, наш далекий прапредок?

Что увидел? Что хочет понять или прочесть в небесной книге?

Поразился ли он хаотической россыпью звезд или магическими контурами зодиакальных созвездий? Испугался ли при

виде падающего метеора, хвостатой кометы или затмения

Луны? Или же он восторгается браком Зари и Солнца? Ведь по

представлениям древних ариев каждое утро Заря рожала Солнце (и оно тотчас же становилось ее мужем), подобно тому, как

птица сносит яйцо. Чисто внешне это так и выглядит, если не

знать законов движения планет и светил: небо постепенно

краснеет, и из-за кромки горизонта, точно огненно-светозарное яйцо, появляется солнечный

круг.

Но каковы они на самом деле —

законы Вселенной? Ведь раскинутый перед нашим взором звездный ковер дает заведомо искаженную картину. На небесном

экране еженощно перемещаются

Луна и «хоры стройные светил» — планеты и звезды. Утром встает Солнце, пересекает

небосклон с Востока на Запад и

вечером прячется за горизонтом.

Но на самом деле это все кажущиеся движения. В действительности перемещаются не звезды и

светила. Медленно вращается

Рис.1.

8 В.ДЕМИН

Земля, а на ее поверхности — тысячи и миллионы наблюдателей. Многие из них даже не задумываются над тем, что десятки таких знакомых и с глубокой древности известных созвездий — всего лишь случайное сочетание звезд, так они видятся земнбму наблюдателю. Окажись он на другой планете или

в ином участке Вселенной — и знакомой звездной картины

как ни бывало.

То же с Галактикой, о ее существовании еще в прошлом

веке никто даже не подозревал. Млечный Путь никем не воспринимался, как рукав гигантской космической спирали.

Даже обладая современными знаниями, невозможно воочию

увидеть такую спираль изнутри. Нужно удалиться на многомного световых лет за ее пределы, чтобы увидеть нашу Галактику в ее подлинном спиральном обличий. Впрочем, абстрактно-теоретическое мышление, астрономические наблюдения и

математические расчеты, графическое и компьютерное моделирование позволяют сделать то же самое, не выходя из дома.

Но стало это возможно лишь в результате долгого и тернистого развития науки.

Сказанным, однако, «вопросы к Небу» (так называется

знаменитая поэма древнекитайского поэта и мыслителя Цюй

Юаня) не исчерпываются. Как возникла Вселенная? Как она

устроена? Как ее постичь? Почему она именно такая, а не

другая? Что было в начале и что будет в конце? Что в самых

глубинах? Как распределена материя в космическом пространстве? Действуют ли в удаленных галактиках те же законы,

что и в нашей? Откуда берется колоссальная энергия, питающая все живое и неживое? Какова роль и в чем миссия Человека — этой вообще-то почти что невидимой песчинки в

не9бъятных просторах мироздания? Что обеспечивает единство Макро- и Микрокосма? Что мы знаем и чего не знаем?

Было ли известно нашим далеким предкам нечто неведомое

сегодня? Есть ли такое, чего не дано узнать никогда? И почему? Вопросы, вопросы... Чем больше мы узнаем, тем больше

новых вопросов.

Вселенную можно осмысливать по-разному — личностнозаинтересованно, поэтически, абстрактно, мистически, религиозно. У каждого подхода есть своя история и свои традиции. В целом же все они объединяются в емком понятии космизма. Космизм — не просто знания — донаучные или научные, а в первую очередь — отношение к Космосу, особое

прочувствование Вселенной — научно-осмысленное, эмоционально-личностное или философско-эвристическое.

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 9

Космизм обусловлен самой природой человека как планетарного, солярного и космического существа. Ощущение неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой было

присуще людям всегда. Великий русский космист В.И. Вернадский называл это неотъемлемое человеческое качество вселенскостыо Вселенскость — далеко не одно лишь рациональное свойство. Она просто не может быть исключительно таковым, ибо, помимо сознания и всеохвата разумом окружающего мира, предполагает и другие начала — эмоциональное,

эстетическое, волевое, целеустремленное, — направленные

на настоящее, прошлое и будущее. А в прикладном плане она

имеет еще и технический аспект, реально-действенное освоение человеком Космоса. Вот почему космизм — особенно русский — никогда не выступает наукой в чистом виде. Он

непременно еще — чуточку психология, чуточку поэзия, чуточку искусство- и чуточку религия.

В прошлом космические устремления людей нередко приводили k космизации различных сторон общественной жизни.

Так, в зороастрийстве и манихействе борьба добра и зла

представлялась движущей силой космической эволюции.

Практически все мировые и немировые религии восприняли

представление о воздаянии за праведную или греховную

жизнь, имеющую божественно-космическую предопределенность. У Платона и неоплатоников в качестве первосущной

энергии Космоса выступает Эрос. Космическая гармония долгое время служила образцом для гармонии человеческого устроения. В развитых же идеологиях космизм получает философский статус, становится ядром мировоззрения и методологии.

ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ КОСМИЧЕСКОГО

ВОСХОЖДЕНИЯ

Первой ступенью космистского видения и постижения мира

стал народный космизм. В далеком прошлом Вселенная представлялась нашим предкам большим небесным домом, ассоциируясь со словом «вселение». Так полагали, к примеру, выдающийся русский мифолог, собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев (1826—1871), а также историк и публицист А.П. Щапов (1831—1876), имея в виду обживание жилища и вселение под родной,кров. Этнографы и фольклористы

подтвердили это мнение. В одной из записей знаменитого

1 О В . ДЕМИН

русского мифологического компендиума под названием «Голубиная книга», сделанной Н.Е. Ончуковым, слово Вселенная звучит как «поселенная». В величальных песнях-колядках (осколках древних празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин дома именуется Красным Солнышком, хозяйка — Светлой Луной (Месяцем), а их дети —

частыми звездочками. Тем самым вся семья и дом, где она

живет, как бы уподобляются части Вселенной.

Вселенское мироощущение впитывается русскими чуть ли

не с молоком матери. Каждый хотел бы родиться под счастливой звездой. Всю жизнь в нашей душе звучит древний оберегзаклинание, ставший впоследствии словами известного романса: «Гори, гори, моя звезда...» Гаснет она — обрывается

нить жизни, и человек умирает. А.Н. Афанасьев отмечал:

«Каждый человек получил на небе свою звезду, с падением которой прекращается его существование; если же, с

одной стороны, смерть означалась падением звезды, то, с

другой, — рождение младенца должно было означаться появлением или возжением новой звезды, как это засвидетельствовано преданиями индоевропейских народов. В Пермской

губернии поселяне убеждены, что на небестолько же

звезд, сколько на земле людей...»

Фольклор как закодированная в устойчивых образах и

сюжетах родовая коллективная память народа дает сотни и

тысячи образцов космичного отношения к Миру. В народе

полагали, что судьба каждого человека записана в «звездную книгу», имеет неотвратимую небесно-космическую предопределенность, что распространялось также и на семейнобрачные отношения. «Звезды ясные, сойдите в чашу брачную», — пелось в архаичной русской свадебной песне. Считалось, что жених и невеста предназначаются друг другу в

супруги небесно-космической судьбой: именно от ее имени

образованы слова «суженый», «суженая», имевшие магическое значение. В народных заговорах и заклинаниях, многие

из которых восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропеским мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим космическим силам, дневному и ночным светилам, утренним и вечерним зорям, а произносивший магическое заклинание объявлял себя облаченным в небесный свет и

«обтыченным» частыми звездами.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.

Т.З. С. 206-207.

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 1 1

Космическое мироощущение не могло не сказаться и на

неповторимых чертах народного характера. Необъятные просторы русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего

нового сделали русского человека особенно восприимчивым

и предрасположенным к миру космических явлений. Именно

данные обстоятельства позволили одному из главных русских космистов Н.Ф. Федорову (1829—1903) говорить о том,

что ширь русской земли порождает ширь русской души, а

российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, этого нового поприща для

великого подвига русского народа.

Следующей, второй ступенью космического видения мира

явился литературно-художественный космизм. Многие величайшие художники слова всех времен и народов внесли

свой вклад в общую копилку знания и понимания Вселенной.

Наиболее показательны грандиозные поэтические полотна,

созданные гением Данте («Божественная комедия») и Байрона (мистерия «Каин»). Замечательная плеяда космистов-литераторов сформировалась на почве русской культуры. Величественный образ Вселенной в ее неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество корифеев отечественной

поэзии и прозы от Михаила Ломоносова до Леонида Леонова. В русской поэзии космизм нередко порождал неповторимые образцы: от пантеистической державинской оды «Бог»,

которую один зарубежный литературовед назвал величайшим Творением всех времен и народов, до Поэтической Вселенной Федора Тютчева и Избяного Космоса Николая Клюева и Сергея Есенина.

Третья ступень на пути углубленного осмысления Вселенной — философский космизм. Он вырос из древнего народного миропредставления и имеет тысячелетние традиции на Востоке и на Западе. Ригведа и Упанишады в Индии, «И цзин»

и «Дао дэ цзин» в Китае, философские системы великих мыслителей всех времен и народов — Анаксимандра, Эмпедокла, Анаксагора, Платона, Демокрита, Аристотеля, Эпикура,

Плотина, Августина, Ибн Сины, Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля, Шеллинга и других были космичными

по своей сути. Точно так же и первые из сохранившихся

русских летописей по своему замыслу и структуре были изначально космичными: история Руси представлялась в них как

См.: Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., T.I. 1995

С.254.

1 2 В. ДЕМИН

закономерное звено общей цепи мирового процесса, а сама

Россия виделась неотъемлемой частью мирового целого, включенной в единый временной поток, где Время-Хронос выступает важнейшим атрибутом Космоса и выражает его текучее

Начало. Утверждению космистского мировоззрения на Руси

во многом способствовали и научные идеи о цикличности

времени, сформулированные на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца в первом древнерусском

календарном своде, принадлежащем Кирику Новгородцу, а

также космистская направленность созданного в XII веке и

приписываемого Кириллу Туровскому трактата «О небесных силах» — по существу первого из дошедших на русском

языке сочинений по космологии, где Вселенная рассматривается как неразрывное

единство Макро- и

Микрокосма в их становлении «от небытия

к бытию». Через европейскую и византийскую традиций философские идеи проникли в Россию, получили здесь прочную прописку и дальнейшее

развитие в виде оригинальных учений

русских мыслителейкосмистов А.С. Хомякова, B.C. Соловьева,

С.Н. Булгакова, Н.А.

Бердяева, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина и многих других.

Четвертая ступень

космического восхождения человеческой

мысли в познании

тайн Вселенной — научный космизм. Это —

совокупный результат

тысячелетней кропотливой работы многих

ученых: от безвестных

Рис 2 Птолемей и Региомонтан

(фронтиспис к "Эпитоме Альмагеста"

Региомонтана, 1496). Вплетенный в

орнамент текст гласит' "Более высокий дух

сокрыт под образом мира".

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННО 1 3

астрономов древних Шумера, Китая, Индии, Египта, Вавилона, арабо-мусульманского мира. Центральной и Южной

Америки до гигантских фигур Архимеда, Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона, Ломоносова, Менделеева и подвижников современной науки. Значительный вклад в ее развитие

внесли русские ученые-космисты, доведя до логического конца и архитектурной завершенности многие из начинаний

своих предшественников во всем мире. К славной когорте

русских космистов принадлежат и натуралисты (А.Н. Бекетов, Н.А. Морозов, Н.А. Козырев), и гуманитарии (М.М.

Бахтин, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Лосев), и теоретики (В.И. Вернадский, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский), и практики по основному роду деятельности (великий хирург Н.И. Пирогов).

Разработка естественно-научных аспектов теории Космоса, вылившаяся в крупнейшие достижения астрономии, космологии, астрофизики, астрохимии, астробиологии, была

подготовлена всем предшествующим развитием мирового

космизма и в конечном счете привела к возникновению и

торжеству практической космонавтики. При этом вклад русских ученых оказался решающим. Он имеет непреходящее

всемирно-историческое значение. XX век — век космонавтики, и ее отцом по праву считается К.Э. Циолковский (1857—

1935), наметивший основные направления в изучении проблемы Живого Космоса. Всюду, где только можно, великий

мыслитель проводил идею жизнесущности Мироздания:

«...Вселенная в математическом смысле вся целиком живая, а

в обычном смысле ничем не отличается от животного».

  1. Закон внутри нас. Древние считали: и то и другое неразрывно связаны между собой. Космос обусловливает прошлое, настоящее и будущее человечества и каждого отдельно взятого (2)

    Закон
    человека. На философском языке это вековечное миропредставление оформилось в виде фундаментальной проблемы взаимодействия Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека).
  2. Мы дети Космоса. Инаш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен (1)

    Документ
    Но как только сделан этот шаг открываются новые горизонты. А за ними новые тайны. Так было так будет. Особенно в познании Космоса бесконечного, вечного, неисчерпаемого.
  3. Мы дети Космоса. Инаш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен (2)

    Документ
    А за ними новые тайны. Так было так будет. Особенно в познании Космоса бесконечного, вечного, неисчерпаемого.
  4. Валерий Демин Тайны вселенной (1)

    Документ
    Вселенная - извечная загадка бытия. Манящая тайна навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот шаг - открываются новые горизонты.
  5. Валерий Демин Тайны вселенной (2)

    Документ
    Великий немецкий философ Иммануил Кант заметил однажды, что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.
  6. Валерий Демин (1)

    Реферат
    Мы дети Космоса. И наш родимый домТак спаян общностью и неразрывно прочен,Что чувствуем себя мы слитными в одном,Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,В глубинах вещества - от края и
  7. Валерий Демин (2)

    Реферат
    Мы дети Космоса. И наш родимый домТак спаян общностью и неразрывно прочен,Что чувствуем себя мы слитными в одном,Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,В глубинах вещества - от края и
  8. Валерий Демин (4)

    Реферат
  9. В. Н. Дёмин загадки русского севера

    Документ
    В. Дёмин Гиперборея - праматерь мировой культуры"У каждого из нас - любого народа и человека - есть нетолько Родина, но еще была и Прародина. Мы все живущие сегодняна разных континентах Земли - объективно братья и сестры "Скачать архивВ.

Другие похожие документы..