Р. А. Даль > I. Термин “политология” образуется из двух греческих слов «polity» политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти и «logos» знание. Поэтому политологию чаще всего определяю

ПОЛИТОЛОГИЯ

(КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПРОФЕССОРА М.А. МУНТЯНА)

МОСКВА 2003

ЛЕКЦИИ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ.

“Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни”.

Р.А. Даль

I. Термин “политология” образуется из двух греческих слов «polity» - политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти и «logos» - знание. Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

- политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение самого термина “политика” различные авторы интерпретируют по-разному:

одни утверждают, что слово происходит от греческого “polis”, названия города-государства, и его производных “politeia” (конституция), “polites” (гражданин) и “politikos” (государственный деятель);

другие полагают, что оно произошло от “politike”, что означает искусство управления государством;

третьи считают, что политика произошла от “politeia” (общественно-государственное устройство);

четвертые убеждены, что политика произошла от греческих слов “poli” (много) и “tikos” (интересы);

- политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;

- политические отношения – это структурный элемент политики, в котором отражаются прежде всего отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;

- политическое сознание- это политическая психология и идеологии, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);

- политическая культура – это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;

- политический процесс – это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.

- политическая организация – это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы.

Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность.

II. Политическая наука столь же стара, как и современна. Можно назвать несколько основных, постепенно складывавшихся факторов, определивших ее появление:

1. Настоятельная общественная потребность в научном осмыслении политики, ее рациональной организации, эффективном управлении государством с тем, чтобы уйти от интуитивного понимания политических проблем и заменить или дополнить его научно-объективными подходами и трактовками;

2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, научного и эмпирического знания о политике. Дифференциации единой политической мысли на ряд специализированных дисциплин и исследовательских направлений;

3. Фактором, способствовавшим формированию политической науки, послужил общий процесс научного познания мира и общества, протекавший как разложение натурфилософии и появления естественных и гуманитарных наук;

4. Формирование политической науки стимулировалось и постоянными поисками познания политических событий неполитическими и ненаучными средствами – в литературном и художественном творчестве, усилиями эволюционировавшего политического сознания и самосознания общества.

История политической науки начинается вместе с творчеством основателей политического знания, политических мыслителей древности, так как далеко не все в их размышлениях о политике было философствованием. К примеру, классификация Аристотелем политических режимов – типичное политико-научное исследование, опирающееся на конкретный анализ 158 полисных структур. Конкретика в трудах Платона и Аристотеля позволяет именно их считать основателями политической науки. Научными работами можно признать сочинения Цицерона “О республике” и “О законах”. На протяжении 35-ти веков (начиная с древнеиндийских вед) появилось немало исследований вполне научного содержания. В их числе - трактаты Фомы Аквинского, книги Марсилия Падуанского, “Шесть книг о республике” Жана Бодена, работы Гуго Гроция, творчество Н. Макиавелли, которого по праву можно называть основателем современной политической науки, и многих других авторов со всех континентов змного шара. Однако вплоть до ХХ столетия представление о новой науке еще отсутствовало, во многих трудах о политике она все еще связывалась с учением о государстве, то есть с юридическими знаниями. Возникнув во второй половине XIX века, политическая наука к 20-м годам XX столетия завершает свое становление, достигнув периода расцвета уже во второй половине этого же столетия.

Специфической чертой политической науки является то, что она до сих пор в силу своего постоянного и довольно радикального обновления вынуждена бороться за статус самостоятельности по четырем основным направлениям:

а) против предрассудка, в соответствии с которым политика является искусством и потому к ней неприменимы научные категории. Искусство действительно является необходимым компонентом политической жизни, оно предопределяется вероятностным характером политического процесса, не контролируемыми его переменными элементами, профессиональными качествами политика и т.д. Искусство политического компромисса, политической работы с людьми, принятия решений и всех других подобных видов политической деятельности не должно доминировать над более глубокими рациональными началами политики;

б) против воззрений, согласно которым политические ситуации являются чем-то одноразовыми, не повторяющимися и потому для их познания вполне достаточно исторической науки;

в) против предубеждения, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права;

г) против отрицания ее самостоятельности на том основании, что в ее исследованиях участвует социология.

Политическая наука представляет собой открытую систему знаний, развивающуюся на основе постоянного уточнения и обновления теоретических образов политики, расширения исследований ее социального пространства. Процесс политических изменений непрерывно дополняется появлением новых частных и общих определений, интерпретаций явлений политики в русле новых политических координат. “Политика не дает себя сфотографировать”, - отмечал французский политолог П. Бурдье. Но это не значит, что политология не имеет своих постоянных научных категорий, которые выступают своеобразными ступеньками познания. Среди них наиболее известные главные - государство, демократия, свобода, выборы, политическая система, конфликт, консенсус, политическая власть, политические ценности, политический процесс, политический экстремизм, политические партии, но ими список далеко не исчерпывается. В этом не трудно убедиться, внимательно прочитав хотя бы конспект данной лекции. Некоторые ученые выделяют семь групп основных вопросов и проблем, которыми занимается политология.

Во-первых, речь идет об изучении политической власти, ее содержания, форм, оснований, ресурсов, проблем легитимности, разделения властей и др.

Во-вторых, политология теснейшим образом связана с исследованием государства как важнейшего политического инструмента. Здесь на первый план выступают формы государства, политические режимы, гражданское общество.

В-третьих, особый комплекс проблем, освещаемых политологией, представлен политическим лидерством и политическими элитами, то есть субъектами политической власти, ее носителями.

В-четвертых, к центральным объектам внимания в политологии относятся вопросы о политических движениях и партиях.

В-пятых, объектом внимания политической науки выступают избирательные системы как мощное и легитимное средство завоевания власти.

В-шестых, политологию нельзя себе представить без анализа политических процессов, их содержания, структур и форм, особенностей принятия и реализации управленческих решений.

В-седьмых, важный комплекс изучаемых наукой о политике вопросов касается политической культуры общества, ее формирования и развития.

Политология как самостоятельная наука имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются вся сфера политических отношений в обществе, то есть совокупность всех объектов политической деятельности, в первую очередь государства. Важным предметом политологии является такое многоплановое общественное явление, как политическая власть. Известный американский политолог Дуайт Лассуэл даже утверждал, что “когда мы говорим о науке в области политики, то имеем в виду науку о власти”. К числу первоочередных занятий политологии относятся также разработке теории и методов политической деятельности, конкретные исследования политических институтов, анализа ситуаций, субъектов и объектов политики.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. Наиболее общие закономерности касаются становления, развития и смены политических систем, категориального аппарата, наиболее существенных и устойчивых тенденций в проявлениях и использовании политической власти. В зависимости от сферы проявления, устанавливаемые политической наукой закономерности можно разделить на 4-е группы:

первая из них представляет политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между политикой и экономикой;

вторая группа закономерностей – социально-политические, обусловливающие функционирование политической власти для достижения (разрушения) стабильности общества. Главное здесь – учет интересов и потребностей различных элементов социальной структуры общества, нахождение путей гармонизации этих интересов, уничтожение или смягчение антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений. Эти закономерности в разных политических системах действуют по-разному. Хорошо известны и такие закономерности, как:

- отношения в системе политической власти определяют все другие виды общественных отношений;

- любая политическая власть (какова бы ни была ее социальная природа и какими мотивами она не оправдывала свои действия) имеет тенденцию к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом. Поэтому для создания демократического общества человеческая цивилизация придумала так называемые “сдержки” и “противовесы”. К таковым относится системы разнообразных организаций, гражданское общество, разделение на специализированные и в пределах конституционных установлений независимые друг от друга ветви власти и т.д.;

- политическая власть практически всегда и везде имеет политическую оппозицию (открытую или существующую нелегально);

третья группа – закономерности функционирования и развития политического процесса: приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике, верховенство закона для всех членов общества, разделение властей, гласность в деятельности государства и общественных организаций, политический плюрализм и т.д. Их действие призвано создать оптимальные условия для активной политической деятельности субъектов политической жизни, самореализации и созидательной деятельности личности, прогрессивного развития общества. “Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то зачем я?”;

четвертая группа закономерностей – политико-психологические. Они отражают взаимоотношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д.

III. При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, в первую очередь практически все методы социальных наук. Но есть такие методы, которые в совокупности с другими превращают политологию в самостоятельную научную дисциплину. Это прежде всего системный метод, бихевиоральный подход (особый способ анализа политических явлений через изучение поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей), количественные методы (статистические исследования политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты, особенно в сфере международных отношений), сравнительные методики (институциональная, функциональная и т.д.).

В политическом анализе в настоящее время активно используются и такие нетрадиционные методы, как:

- кибернетический (анализ политики сквозь призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой);

- коммуникативный (раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей);

- политико-культурные методы (заложившие в основание исследования политики субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и других параметров функционирования власти) и др.

Функциями политологии являются:

- теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

- мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

- методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

- регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

- прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

- оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политический учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции. Представители одного направления – рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано. Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему. Поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях непредсказуемого, а в том, чтобы добросовестно исследовать прошлый опыт. давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик будет делать собственные выводы, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

  1. Понятие «политическая наука» имеет множество определений: а

    Документ
  2. В. Н. Якимец Индекс для оценки и мониторинга публичной политики

    Документ
    Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008.
  3. Современный курс философии Томск 2005 ббк 87. 3 (2)

    Документ
    Философия: В 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л.С. Сысоевой, А.А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005.
  4. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (1)

    Учебное пособие
    «Управление социальными процессами» – комплексный курс, интегрирующий философские, исторические, социологические и психологические подходы к анализу общества как социальной системы.
  5. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (2)

    Учебное пособие
    Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 7.040201 – Социология (заоч.-дистанц. форма обучения) / Е.
  6. История зарубежной социологии. Добреньков В. И., Кравченко А. И

    Документ
    Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать историю социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в текущей деятельности вряд ли пригодится?
  7. При оформлении книг учебного комплекса «Общая социология» репро­дуцировались фрагменты работ П. Филонова: в базовом пособии «Человек в мире»; в Приктикуме

    Документ
    При оформлении книг учебного комплекса «Общая социология» репро­дуцировались фрагменты работ П. Филонова: в базовом пособии — «Человек в мире»; в Приктикуме — «Одиннадцать голов»; в Хрестоматии — «Композиция»
  8. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка Москва «макс пресс» 2003

    Документ
    Стремительная изменчивость среды обитания человечества, высокая динамика общественных процессов порождают новые и порою довольно противоречивые явления в жизни современных государств, преобразуя их природу и влияя на дизайн международных отношений.
  9. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).

Другие похожие документы..