Scan, ocr: ???, SpellCheck: Chububu, 2006

Самин Д.К.

100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ

М.: "Вече", 2004

ISBN 5-94538-307-4

Scan, OCR: ???, SpellCheck: Chububu, 2006

Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека, как музыка. Сила музыки в том, что она дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить.

Каждый век рождал замечательных композиторов — кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших.

Но музыку не зря называют исполнительским искусством. Только исполнитель может заставить ее зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств, мыслей, который заложил композитор в свое произведение. Более того, исполнитель может и углубить наше впечатление своей великолепной игрой.

В этой е-книге вы найдете биографии наиболее известных композиторов, музыкантов и вокалистов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Сенезино

Фаустина Бордони-Хассе

Франческа Куццони-Сандони

Фаринелли

Реджина Минготти

Луиджи Маркези

Анджелика Каталани

Анджела Кольбран

Луиджи Лаблаш

Джованни Рубини

Джудитта Паста

Вильгельмина Шредер-Девриент

Генриетта Зонтаг

Осип Петров

Мария Малибран

Джованни Марио

Джулия Гризи

Анна Петрова-Воробьева

Энрико Тамберлик

Полина Виардо-Гарсиа

Анджолина Бозио

Дезире Арто де Падилья

Паолина Лукка

Аделина Патти

Маттиа Баттистини

Николай Фигнер

Иван Ершов

Надежда Забела-Врубель

Леонид Собинов

Энрико Карузо

Антонина Нежданова

Федор Шаляпин

Амелита Галли-Курчи

Надежда Обухова

Тито Скипа

Эцио Пинца

Тоти Даль Монте

Кирстен Флагстад

Поль Робсон

Иван Козловский

Лидия Русланова

Мария Максакова

Сергей Лемешев

Юсси Бьёрлинг

Кэтлин Феррьер

Тито Гобби

Марио Дель Монако

Элизабет Шварцкопф

Георг Отс

Марио Ланца

Джузеппе Ди Стефано

Рената Тебальди

Мария Каллас

Николай Гедда

Дитрих Фишер-Дискау

Ирина Архипова

Галина Вишневская

Джоан Сазерленд

Леонтина Прайс

Криста Людвиг

Татьяна Шмыга

Беверли Силс

Людмила Зыкина

Борис Штоколов

Монтсеррат Кабалье

Лучано Паваротти

Зураб Соткилава

Владимир Атлантов

Елена Образцова

Пласидо Доминго

Хосе Каррерас

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА

Морис Шевалье

Александр Вертинский

Бесси Смит

Леонид Утесов

Петр Лещенко

Луи Армстронг

Бинг Кросби

Клавдия Шульженко

Вуди Гатри

Махалия Джексон

Билли Холидей

Фрэнк Синатра

Эдит Пиаф

Элла Фицджеральд

Пит Сигер

Ив Монтан

Шарль Азнавур

Элвис Пресли

Джо Дассен

Боб Дилан

Пол Анка

Арета Фрэнклин

Барбра (Барбара) Стрейзанд

Хулио Иглесиас

Мирей Матье

Элтон Джон

Стинг

Майкл Джексон

Бьорк

ВВЕДЕНИЕ

С момента своего появления на земле люди пользовались естественным орудием — голосовыми связками и легкими, для того чтобы общаться друг с другом не только с помощью речи, но и посредством пения. Можно вообразить, что в первозданном состоянии песня была — и, вероятно, никогда не переставала быть — лишь продолжением слова. Человек пел, желая выразить невыразимое — свою радость, горе, придать ритм своему труду или просто-напросто продолжить молчание, расцветить его внезапно возникшим чувством прекрасного.

Первые документальные свидетельства появились лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Весьма возможно, что священники многое заимствовали из народного репертуара; благодаря своей объединяющей власти церковь сильно влияла на эволюцию песни, благоприятствуя постоянному скрещиванию в ней религиозного и светского элементов.

Именно в лоне церкви появились говорящие и поющие по-латыни студенты, организовавшиеся в банды голиаров, которые, несмотря на свое монашеское одеяние, часто подрывали доверие к епископским ордонансам. Принадлежа к церковникам, они тем не менее охотно распевали по латыни о земных удовольствиях. Голиары бродяжили от Сены к Луаре, от Луары к Гаронне, воспевая на мотив "Dies irae" ("День гнева") не Божью славу, не жития святых, а земные удовольствия, вино и любовь.

Первыми профессиональными певцами стали менестрели; бывшие жонглеры основали в 1331 году свою корпорацию под покровительством св. Жюльена.

"…В жонглерских школах создавались "песни о деяниях" (chansons de geste) — песни о Гийоме Оранском, о взбунтовавшихся баронах, — пишет Ги Эрисман. — Таково происхождение трубадуров и труверов, которых принято по обыкновению объединять наименованием труверов ("искателей").

Самым первым из трубадуров был Гийом IX, граф Пуатье, герцог Аквитанский. У него была репутация певца, способного вызывать слезы своим пением на литургические стихи св. Марциала Лиможского, повествующие о тяжких испытаниях Второго Крестового похода. Его творчество приходится на 27 первых лет XII века, и до нас дошли только одиннадцать его песен. Им еще далеко до изысканной тонкости Бернара де Вантадура. Гийом был циничным и грубым донжуаном, который, видя в женщине главным образом объект для наслаждения, обращался к ней на самом пошлом языке".

В XVI веке приходит время оперы. Главными исполнителями тогда были певцы-кастраты, или сопранисты. "Для них композиторы нередко писали одну мелодию, а певцы сами украшали ее по своему усмотрению трелями и пассажами, — отмечает Волков. — Положение теноров в театре того времени было незавидным. Рядом с сопранистами и примадоннами они были чем-то вроде третьего лишнего. По условиям оперной иерархии тенора ставились ниже буффо (комика), роль которого исполнял комический бас (бас-буффо). Самое большее, на что тенора могли рассчитывать, — петь пастушков или служить пажами. Это было отражением общественных требований к опере. Она должна была или услаждать, унося зрителя абонированных лож в "заоблачный ангельский мир", или развлекать. Сопранист и бас-буффо как нельзя лучше подходили для этой цели. Но серьезные социальные изменения в тогдашнем обществе создали условия для прихода в театр нового зрителя. Он уже не хотел видеть на сцене полубогов и призраков, он хотел видеть и слушать нормальных людей, людей из жизни. "Человеком из жизни" был тенор, лишенный тонкой "возвышенности" сопранистов и откровенной наигранности буффо. Но сопранисты не сразу уступили тенорам. Почти двадцать лет продолжалась между ними борьба за первенство в театре. Возможно, она продолжалась бы дольше, если бы за теноров не вступились Чимароза, Моцарт и особенно Россини".

Так с окончанием XVIII столетия начался и закат певцов-кастратов. Медленно, но неуклонно уходит время изящной, услаждающей слух оперы и наступает период господства бельканто — вокального стиля, отличающегося певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью колоратуры.

В 30–40-е годы XIX столетия одного, даже прекрасного пения оказалось уже мало, — так представители чистого бельканто уступили место тенорам. Еще через двадцать–тридцать лет главным действующим лицом становится баритон, являвшийся до того фактически голосом-статистом.

А что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно высказывание нашего выдающегося соотечественника Сергея Яковлевича Лемешева: "Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это главное".

Исполнителям оперной музыки в основном посвящена первая и большая часть книги. Во вторую вошли вокалисты, выступающие в более молодых направлениях музыки — джазе, рок и поп-музыке, завоевавших популярность в прошедшем столетии.

И еще об одном хотелось сказать в заключение. В отечественной музыкальной литературе не так много серьезных работ по истории вокального искусства. Тем более следует особо отметить таких исследователей, как А.А. Гозенпуд, В.В. Тимохин, Б.А. Савченко, Г.А. Скороходова, Г.М. Шнеерсон.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СЕНЕЗИНО

(1680–1750)

Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна ("prima donna") и кастрат ("primo uomo"). Исторически следы использования кастратов в качестве певцов ведут к двум последним десятилетиям XVI столетия, а вторжение в оперу они начали около 1650 года. Впрочем, Монтеверди и Кавалли в первых своих оперных произведениях еще пользовались услугами четырех природных певческих голосов. Но настоящего расцвета искусство кастратов достигло в неаполитанской опере.

Кастрация юношей, для того чтобы сделать из них певцов, существовала, наверное, всегда. Но только с рождением полифонии и оперы в XVI и XVII веках кастраты стали необходимы и в Европе. Непосредственным поводом к этому послужил папский запрет 1588 года петь женщинам в церковных хорах, а также выступать на сценах театров в папских государствах. Для исполнения женских альтовых и сопрановых партий использовали мальчиков.

Но в возрасте, когда голос ломается, а они в это время уже становятся опытными певцами, тембр голоса теряет ясность и чистоту. Чтобы этого не происходило, в Италии, а также в Испании мальчиков кастрировали. Операция останавливала развитие гортани, сохраняя на всю жизнь настоящий голос — альт или сопрано. Тем временем грудная клетка продолжала развиваться, и даже больше, чем у обычных молодых людей, таким образом, кастраты обладали намного большим объемом выдыхаемого воздуха, чем даже женщины с голосом сопрано. Сила и чистота их голосов не идут ни в какое сравнение с нынешними, пусть даже и высокими голосами.

Операцию делали мальчикам обычно между восемью и тринадцатью годами. Поскольку такого рода операции запрещались, они делались всегда под предлогом какой-нибудь болезни или несчастного случая. Ребенка опускали в ванну с теплым молоком, дав ему дозу опиума, чтобы ослабить боль. Мужские гениталии не удалялись, как это практиковалось на Востоке, лишь надрезали и опорожняли яички. Молодые люди становились бесплодными, но при качественной операции не импотентами.

Над кастратами вдоволь издевались в литературе и главным образом в буффонной опере, изощрявшейся вовсю. Эти нападки, однако, относились не к их певческому искусству, а преимущественно к внешней манере держаться, изнеженности и становящемуся все более невыносимым чванству. Пение кастратов, в котором идеально сочетались тембр мальчишеского голоса и сила легких взрослого мужчины, по-прежнему восхвалялось как вершина всех певческих достижений. За главными исполнителями на солидном расстоянии от них следовали артисты второго ранга: один или несколько теноров и женских голосов. Примадонна и кастрат заботились о том, чтобы эти певцы не получали слишком крупных и особенно слишком благодарных ролей. Мужские басы постепенно исчезли из серьезной оперы еще в венецианские времена.

Целый ряд итальянских оперных певцов-кастратов достигли высокого совершенства в вокально-исполнительском искусстве. Среди великих "музико" и "диво", как называли певцов-кастратов в Италии, — Каффарелли, Карестини, Гуаданьи, Паччьяротти, Роджини, Веллути, Крешентини. В числе первых надо обязательно отметить Сенезино.

Предположительная дата рождения Сенезино (настоящее имя Фратеско Бернарда) — 1680 год. Однако велика вероятность, что на самом деле он моложе. Такой вывод можно сделать из того, что его имя упоминается в списках исполнителей лишь начиная с 1714 года. Тогда в Венеции он пел в "Семирамиде" Поллароло-старшего. Начинал же обучаться пению Сенезино в Болонье.

  1. Scan, ocr: ???, SpellCheck: Chububu, 2007 (2)

    Документ
    Настоящее издание представляет собой версию американской книги о великих спортсменах мира, во многом дискуссионную, но тем не менее интересную и необычную.
  2. Publikační činnost ZČU rok 2008

    Документ
    Bipolar pulsed electrical discharges in liquid [článek] / Pavel Baroch and Nagahiro Saito. — In: IEEE Transactions on Plasma Science. — ISSN 0093 3813.
  3. 2 Annals of the Asociation of American Geographers 2007 (1914)

    Документ
    Časopisy ktoré získavajú oceňenia od Africa Geographic’s číta viac než 160 ľudí vo viac než 70 krajinách. Africa Geographic okrem toho produkuje jedinečné kalendáre, knihy a prináša výstroj úzko súvisiacu so safari.
  4. 100 великих нобелевских лауреатов (2)

    Реферат
  5. Книга будет интересна для каждого, кто увлечен футболом и историей спорта в целом (2)

    Книга
    В книге рассказывается как о выдающихся игроках, так и о прославленных футбольных тренерах, не раз приводивших своих подопечных к вершинам футбольного Олимпа.
  6. Игорь Анатольевич Дамаскин

    Документ
    Многие крупные сражения, перевороты, революции, самые разные социально политические и экономические потрясения в истории человечества зачастую становились возможными лишь благодаря удачно проведенным спецоперациям.
  7. Auction Catalog #97

    Документ
    All items are offered at auction; the minimum acceptable bid for each is shown at the end of its listing. The deadline for receipt of bids is 9:00 a.m.
  8. Angol-magyar elektronikus informatikai szótár

    Документ
    A könyv az Oktatási Minisztérium támogatásával, a Felsőoktatási Tankönyv- és Szakkönyvtámogatási Pályázat keretében jelent meg. A szótár megjelenéséhez segítséget nyújtott a Neumann János Számítógéptudományi Társaság.
  9. The Anthropology of Childhood

    Документ
    ��#ࡱ#� > �� u : : �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9 �9

Другие похожие документы..