Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности


  1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)» была открыта на базе направления «Коммерция» в 1997 году (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 453 от 20.03.97 г.).

Подготовка дипломированных специалистов по специальности «Коммерция» осуществляется в соответствии с Лицензией на право ведения образовательной деятельности Серия А № 166902 от 9 ноября 2006 года, регистрационный № 7784 и в соответствии со Свидетельством о государственной аккредитации Серия АА № 000447, регистрационный № 0428 от 22 декабря 2006 года.

Нормативы, установленные лицензией выполняются.

Заявленная ступень (специалист коммерции) и формы подготовки соответствуют фактически реализуемым.

Кафедры, работающие на профессиональной образовательной программе, располагают необходимыми нормативно-правовыми документами. Имеются – Устав ИГУ, положения о кафедрах, должностные обязанности всех категорий работников кафедр. Кроме того, правила внутреннего распорядка, учебные планы, ГОСы по дисциплинам, примерные программы дисциплин, рабочие программы дисциплин, планы работы кафедр, протоколы заседаний кафедр, отчеты о работе кафедр, индивидуальные и календарные планы преподавателей, АПИМы по дисциплинам, учебно-методические комплексы и учебно-методические материалы, разработанные преподавателями кафедр (по теоретической и практической подготовке, проведению практических занятий, самостоятельной подготовке студентов, тестовые материалы, методические указания по организации и проведению практик, экзаменационные билеты, утвержденные УМК), планы повышения квалификации преподавателей, отчеты председателя ГЭК и ГАК и др.

  1. Структура подготовки специалистов

Структура подготовки специалистов, прежде всего, ориентирована на обеспечение регионального рынка специалистами в области коммерции, менеджмента и маркетинга.

29 сентября 1999 года на заседании УМО (Московский государственный университет коммерции) были утверждены следующие специализации:

061 409 - Организация коммерции

061 410 - Коммерция в сфере туризма

061 412 - Коммерция на внешнем рынке товаров и услуг

Приказом по ИГУ № 569/3 от 05.07.2000 года была открыта специализированная выпускающая кафедра коммерции.

На основании решения Ученого Совета ИГУ кафедра коммерции переименована в кафедру коммерции и маркетинга (приказ № 47 от 14.03.05).

В Международном институте экономики и лингвистики (МИЭЛ) ИГУ по специальности «Коммерция» в настоящее время обучается 1029 студентов на очной форме обучения.

Выпуск специалистов коммерции за отчетный период составил 868 человек.

Кафедрой коммерции и маркетинга также осуществляется подготовка по программе послевузовского образования по специальности 08.00.01 – «Экономическая теория».

  1. Содержание подготовки специалистов

    1. Прием студентов

Прием студентов проводится в соответствии с правилами приема, разработанными в ИГУ, и утвержденными на заседании Ученого Совета ИГУ.

В сентябре 1997 года был осуществлен набор студентов, получивших диплом бакалавра коммерции, на 5 курс по специальности «Коммерция» и в июне 2011 года состоится 14 выпуск.

С сентября 1998 года стал осуществляться набор по специальности «Коммерция» на 1 курс.

Конкурс на бюджетные места возрос с 8,8 человека в 2006 году до 16 человек в 2010 году. На условиях полного возмещения затрат за последние 5 лет конкурс держится на уровне 2,2 – 2,8 человека на место.

За период с 2006 по 2010 годы на специальность «Коммерция» было принято 1100 человек, в том числе 98 человек – на бюджетной основе, 1002 человека – на условиях полного возмещения затрат на обучение.

За анализируемый период прием студентов на бюджетной основе резко уменьшился с 20 человек в 2006 году до 12 человек в 2010 году в соответствии с сокращением контрольных цифр приема Министерством образования и науки РФ по блоку «Экономика и управление», и с 205 до 172 человек – на условиях полного возмещения затрат в связи с ухудшением демографической ситуацией в стране.

    1. Организация учебного процесса

Учебная программа по специальности «Коммерция» организована в строгом соответствии с ФГОС 2 поколения.

В обеспечении учебного процесса по данной специальности участвуют следующие кафедры факультета:

  • кафедра коммерции и маркетинга (заведующий – профессор О.В.Архипкин);

  • кафедра социально-экономических дисциплин (заведующая – доцент Е.Н. Ищенко);

  • кафедра товароведения и экспертизы товаров (заведующая – доцент В.Я.Андрухова);

  • кафедра естественных дисциплин (заведующий – профессор В.И. Дмитриев);

  • кафедра европейских языков (заведующая – доцент Т.В.Лиштованная).

В обучении иностранных граждан (КНР и Монголии) принимают участие кафедры русского языка как иностранного (1,2 курсы) и кафедра русского языка и методики преподавания (3 - 5 курсы).

К участию в учебном процессе привлекаются специалисты из областной и городской администрации, Союза промышленников и предпринимателей, территориального центра по стандартизации, сертификации и метрологии, Иркутской таможни, банков, прокуратуры, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и коммерческих предприятий.

Координацию между всеми названными подразделениями, контроль за соответствием рабочих программ требованиям ФГОС осуществляет деканат МИЭЛ ИГУ.

В МИЭЛ работает Учебно-методический совет, который рассматривает проблемы, касающиеся структуры учебных программ, методики проведения контроля знаний, вопросы качества лекционных курсов, методического обеспечения и др. На Ученом Совете МИЭЛ ежегодно рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области коммерции.

Учебный год на очном отделении начинается с 1 сентября и заканчивается 30 июня. Два вида практик организованы в летнее время: учебно-ознакомительная с 29 июня по 12 июля, производственная с 29 июня по 26 июля. Преддипломная практика организована с 9 февраля по 5 апреля.

Аудиторная нагрузка у студентов составляет не более 27 часов в неделю.

    1. Учебные планы и необходимая учебно-методическая документация

Подготовка специалистов коммерции проводится по учебному плану, соответствующему требованиям государственного образовательного стандарта второго поколения. Учебные планы прошли экспертизу в ИМЦА г. Шахты во время проведения комплексной оценки деятельности ИГУ в 2006 году. В 2010 году учебные программы, УМК, АПИМы были откорректированы и утверждены Ученым Советом Международного института экономики и лингвистики.

Перечень дисциплин федерального и регионального компонента по гуманитарному и социально-экономическому, естественнонаучному, общепрофессиональному и специальному блокам полностью соответствует Государственному образовательному стандарту.

Учебный план состоит из следующих блоков:

1 блок «Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» - 1800 часов, из них федеральный компонент – 1260 часов, региональный компонент – 270 часов, дисциплины по выбору – 270 часов.

2 блок «Цикл общих математических и естественных дисциплин» - 700 часов, из них федеральный компонент – 580 часов, региональный компонент – 60 часов, дисциплины по выбору – 60 часов.

3 блок «Цикл общепрофессиональных дисциплин» - 3250 часов, из них федеральный компонент – 2710 часов, региональный компонент – 270 часов, дисциплины по выбору – 270 часов.

4 блок «Дисциплины специализации» - 1954 часа.

Теоретическое обучение составляет 158 недель, экзаменационная сессия – 29 недель, практики – 14 недель, время на государственную аттестацию – 13 недель, каникулы – 46 недель, всего – 260 недель.

Рабочий учебный план соответствует требованиям профессиональной образовательной программы. Сроки подготовки, структура учебного плана, соотношение объемов часов по блокам дисциплин, соответствие перечня дисциплин, формирование структуры дисциплин по выбору и факультативных дисциплин, объемы практической подготовки соблюдаются. Объем часов внутри блоков соблюдается в рамках, определенных стандартом. Учебным планом предусмотрены самостоятельная работа студентов, 3 курсовые работ и 3 вида практики (учебно-ознакомительная после 2 курса – 2 недели; производственная – после 4 курса – 4 недели и преддипломная – на 5 курсе – 8 недель), государственный экзамен по специальности и итоговая государственная аттестация в форме защиты дипломной работы. При условии выполнения учебного плана студентам присваивается квалификация «специалист коммерции».

Дисциплины учебного плана, дисциплины специализации, курсы по выбору обеспечены в полном объеме рабочими учебными программами, которые отражают современное представление об экономической науке и организации торгового дела и содержат перечень рекомендуемой литературы за последние пять лет, методическими разработками 2009 года, указаниями преподавателей кафедр института, и соответствуют требованиям ГОС.

В авторских рабочих программах преподавателей учтены рекомендации УМО по образованию в области «Коммерции».

    1. Контроль знаний

Качество знаний будущих студентов начинает отслеживаться во время конкурсного отбора абитуриентов по специальности «Коммерция».

Контроль знаний студентов осуществляется в виде тестирования по дисциплинам «Отечественная история», «Информатика», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Международные экономические отношения», «Коммерческая логистика», «Организация и техника внешнеторговых операций»; написания рефератов по дисциплинам «Рекламная деятельность», «Организация коммерческой деятельности предприятий», «Менеджмент», «Биржевое дело», «Рынок ценных бумаг»; коллоквиумов по дисциплинам «Экономическая теория», «Статистика», «История экономической мысли», «Международная статистика», «Математика»; индивидуальной беседы по изучаемым темам всех дисциплин.

Анализ результатов тестирования за анализируемый период показал, что количество отличных оценок составляет 18 – 29 %, хороших – 20 – 49%, удовлетворительных – 15 – 54 %, неудовлетворительных – в пределах 2 – 8 %.

За период с 2006 по 2010 годы проведенное тестирование в формате ФЭПО выявило, что от 76 до 100 % тестируемых освоили все дидактические единицы.

    1. Организация практик

Реализация практической подготовки студентов осуществляется через проведение практик. Для организации практик разработаны методические указания к прохождению практик, разработан дневник практики, в котором отражается характеристика студента. После завершения практики студенты пишут отчет о прохождении практики и защищают его. Подписаны долгосрочные и индивидуальные договоры с ведущими предприятиями и организациями Иркутской области и других регионов, являющимися базами практик. Выявлена достаточность баз практик.

По учебно-ознакомительной практике заключено 10 договоров со следующими предприятиями: ОАО «Сибэкспоцентр», ООО «Агротранс», ООО «Метатрон», ООО «Сико», ООО «Крипта», ООО «Стройресурс», ООО «Риэлти-диалог», ООО «Атон», ООО «Ориент-групп», ООО «Байкал-моторс».

По производственной практике заключено 12 договоров со следующими предприятиями: ОАО «Сибэкспоцентр», ЗАО «Востсибстрой», ООО «Адидас», ООО «Сервико», ОАО «Саянскхимпласт», ООО «Гранд-Байкал», ЗАО «Иркутскнефтепродукт», ЗАО «Байкалвестком», ОАО «Иркускмебель», ОАО «Сибирьтелеком», ООО «Эльдорадо», ОАО «Каравай».

По преддипломной практике заключено 17 договоров со следующими предприятиями: Институт систем энергетики СО РАН, ОАО «Иркутский релейный завод», ОАО «Сибирская телефонная компания», ЗАО ТД «Энерпред», ОАО «Восточный экспресс банк», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ЗАО «Байкалтранстелеком», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Торговый комплекс», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Бизнес-актив», ЗАО «Тантьема», ОАО «Восточносибирский комбинат биотехнологий», ЗАО «Автокомплектснаб», ОАО «Группа Илим», ИОАОЭиЭ «Иркутскэнерго», ОАО ПО «ИЗТМ».

За последние пять лет учебно-ознакомительную практику прошли 990 студентов, производственную – 906 студентов, преддипломную – 879 студентов.

    1. Методическая работа: учебники и учебные пособия

Реализация образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечена доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, которые в достаточном объеме обеспечивают дисциплины учебного плана необходимой учебной и научной литературой. Кроме этого, преподаватели кафедр постоянно работают над изданием дополнительной методической литературы – учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по читаемым дисциплинам. Это учебные издания к лекциям, практическим занятиям, лабораторным практикумам, а также указания и рекомендации по практической подготовке, написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ, самостоятельной работе над темами и разделами.

За последние 5 лет преподавателями разработано и издано 72 учебных пособий (4 из них – с грифом УМО) объемом 722, 6 п. л.

Разработанные методические издания обеспечивают в полном объеме все дисциплины учебного плана. Процент обеспеченности читаемых курсов литературой составляет от 51 до 128 процентов.

    1. Аспирантура, докторантура

В МИЭЛ осуществляется подготовка кадров высшей квалификации по специальности 08.00.01 «Экономическая теория». В настоящее время обучается 2 аспиранта, в том числе 1 аспирант третьего года обучения, 1 аспирант второго года обучения.

В 2010 году набор не осуществлялся. Выпуска аспирантов не было, так как срок обучения составляет 3 года.

  1. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Документ
    Подготовка дипломированного специалиста с присвоением квалификации выпускнику – геолог-нефтяник проходит на кафедре геологии нефти и газа по очной форме в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Реферат
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки .
  3. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Всеволожске проведено в связи с аккредитационной экспертизой филиала, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений
  4. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (7)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Чехове проведено в связи с экспертизой соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС и показателей деятельности филиала
  5. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Юридический институт Государственного образовательного учреждения «Иркутский государственный университета» (далее ЮИ ИГУ) является одной из старейших правовых школ Сибири.
  6. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Документ
    Учреждение образовано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06 августа 1949 г. № 3361 на базе Загорского зоотехнического техникума как Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум.
  7. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (5)

    Документ
    кафедра экономической и социальной географии (в ИГУ 1918 г. начало преподавания экономической географии, в 1920 г. открыта кафедра экономической географии и статистики, настоящее название имеет с 1995 г.
  8. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Документ
    Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с нормативными документами: Устав ИГУ, положение о факультете, положение о кафедре, Государственный образовательный стандарт по специальности, учебный план.
  9. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (6)

    Документ
    Специальность 080 «Маркетинг» была открыта в 2001 году (Приказ Министерства образования РФ № 3611 от 12.11.01 г.) Подготовка дипломированных специалистов по специальности «Маркетинг» осуществляется в соответствии с лицензией на право

Другие похожие документы..