Методика формирования здорового образа жизни у старших до­школь­ников

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У СТАРШИХ ДО­ШКОЛЬ­НИКОВ

СРЕДСТ­ВАМИ КОМПЬЮ­ТЕРА

В СОЧЕТАНИИ

С ТРАДИЦИ­ОННЫМИ МЕ­ТОДАМИ ФИЗИЧЕ­СКОГО

ВОСПИ­ТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент С. В. Гурьев

Российский государственный профессионально-

педагогический университет,

г. Екатеринбург

Несмотря на большой опыт, накопленный наукой и практикой, мето­дик нетра­дицион­ного физического воспита­ния, имеющих научное психо­лого-педа­гогиче­ское и меди­цинское обоснование, крайне мало.

В своей методике физического воспитания детей дошкольного воз­раста мы де­лаем по­пытку обоб­щить и развить передовой опыт, представ­ленный в работах Н.М. Амо­сова, Е.А. Ар­кина, И.А. Аршав­ского, Н.И. Бо­чаровой, Е.Н. Вавиловой, Т.И. Осо­киной, С.Д. Поля­кова, Т.С. Ка­занцевой, Ю.Ф. Змановского, Е.В. Хру­щева и др.

Мы разработали основные принципы рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

  1. Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересечённой местности, походы и т.д.).

  2. Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе.

  3. Частая смена упражнений при многократной (10-12 раз) повторяемости одного упражнения.

  4. Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.

  5. Моторная плотность занятий по физической культуре – 80 % и более.

  6. Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.

  7. Осознанное отношение детей к выполнению упражнений.

  8. Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания – необходимые компоненты занятий по физической культуре.

  9. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства.

  10. Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.

В работе с детьми следует осуществлять основные принципы физическоговоспитания:

  • принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями;

  • принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т.п.;

  • принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма;

  • принцип систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным упражнением, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;

  • принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;

  • принцип индивидуального подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Принципы реализации системы эффективного закаливания:

    1. Одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей.

    2. Проведение занятий по физической культуре босиком эффективное закаливающее средство при условии его постепенного внедрения.

    3. Ведущими научно обоснованными методами закаливания являются контрастные ванны и души. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребёнка.

    4. Циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на занятиях (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

    5. Отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, фитобар, горячие и холодные обтирания и т. д.

Принципы применения психологических и психопрофилактических средств и методов:

  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей.

  2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.

  3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка.

  4. Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

  5. Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для психического и физического самосовершенствования.

  6. Организация комнаты психологической разгрузки в образовательном учреждении и по возможности уголка живой природы в каждой группе.

  7. Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми, имеющими аффективные и невротические проявления.

  8. Рациональное применение «музыкотерапии», «цветотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей.

Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

    • учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.;

    • отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

    • обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

Наша методика отличается от традиционной тем, что решает про­блемы физи­ческого воспитания, снижения заболе­ваемо­сти, воспитания по­требности в здоро­вом образе жизни у детей до­школьного возраста, исполь­зуя наряду с тра­дицион­ными методами физиче­ского воспитания информационные компьютерные технологии.

Основными целями нашей методики физического воспита­ния детей являются:

  1. Обеспечение дифференцированного и индивидуаль­ного подхода к физиче­скому воспита­нию детей с различными проблемами состояния здо­ровья.

  2. Воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью, стиму­лирование жела­ния совершенство­вать его и вести здоровый образ жизни.

  3. Использование информационных компьютерных техноло­гий как сред­ства по­вышения качества образо­ватель­ного про­цесса.

Содержание нашей методики представлено в трех разделах: педаго­гиче­ском, оз­доро­вительном, психологиче­ском.

I раздел – педагогический.Основными его целями явля­ются:

  1. Введение в образовательный процесс дошкольного обра­зователь­ного учре­ждения широкого на­бора средств фор­мирова­ния здорового об­раза жизни у детей старшего до­школьного возраста, в том числе и при по­мощи ком­пьютера.

  2. Качественное улучшение физического развития и физи­ческого со­стоя­ния здо­ровья ре­бенка (секционная работа, широкое применение цик­лических уп­ражне­ний на открытом воз­духе).

  3. Разработка методик физического воспитания с учетом специфики суб­куль­туры дошкольного образовательного уч­реждения.

Задачи педагогического раздела:

  1. формирование здорового образа жизни, двигательных умений и на­вы­ков, развитие двига­тельных способностей;

  2. развитие у детей интереса и потребности в физическом совершен­ст­вовании;

  3. обеспечение усвоения детьми систематических знаний о своем орга­низме.

Варианты основных физкультурных занятий:

  1. занятия обычного типа, образцы которых можно найти во многих методи­че­ских разра­бот­ках;

  2. игровые занятия, построенные на основе подвижных игр и эста­фет;

  3. занятия-тренировки;

  4. прогулки, походы;

  5. сюжетно-игровые занятия;

  6. занятия с компьютером.

II раздел – оздоровительный.Он обеспечивает един­ство воздействий на рас­тущий организм средствами медицины и педаго­гики. Здесь пред­ставлены ме­то­дики применения дли­тельного бега и ходьбы для сохранения и улучшения здо­ро­вья детей, применения нетради­ционных методов оздо­ров­ления при по­мощи тре­нажера БОС «Дыхание».

III раздел – психологический.Он решает задачи обеспечения благо­по­лучного социаль­ного состоя­ния ребенка и его гармо­нического развития. Содержание дан­ного раздела нацелено на достижение каждым ребенком положительного ком­фортного эмоцио­нального состояния посредством ор­ганизации партнер­ского взаимо­действия взрослого с ребенком, использо­вания раз­личных психогигиениче­ских методик (музыкотерапии, природо­терапии) и создания среды, стимули­рую­щей актив­ность ре­бенка.

Принципы применения психологических и психопрофи­лактических средств и мето­дов:

  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и разви­тию стрессо­вых, невроти­че­ских состояний у детей.

  2. Применение психолого-педагогических приемов, на­правленных на купи­рова­ние и преду­преждение нежелатель­ных аффективных проявле­ний.

  3. Обеспечение условий для преобладания положитель­ных эмоций в ежеднев­ном распо­рядке каждого ребенка.

  4. Создание благоприятного психологического климата в образова­тельном уч­ре­ждении.

  5. Обучение детей приемам мышечного расслабления – ба­зового ус­ло­вия для психиче­ского и физического самосо­вершенствования.

Все разделы тесно связаны между собой и должны содействовать глав­ной за­даче сохране­ния и укрепления здоровья детей в дошкольном об­разова­тельном уч­реждении.

Большое внимание мы уделяли формированию у детей навыков эф­фектив­ной социаль­ной адаптации (умение об­щаться со сверстниками и старшими, преодо­левать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осозна­ния важности заботливого отно­шения к своему организму, пред­ставлений о собственном теле, понимания его красоты и со­вершенства, воспитанию мотива­ции на здоровый об­раз жизни.

На первоначальном этапе формирования здорового об­раза жизни многое зави­сит от знаний и умений роди­телей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к под­ражанию взрослым. Процесс становления физической культуры личности характеризу­ется от­ноше­нием к данному явлению, поэтому формирование знаний о фи­зи­ческой культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-вос­пита­тельном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе ос­воения зна­ний, умений и навыков, ценностей.

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управ­ляемый харак­тер в случае, если обеспе­чена его исходная диагно­стика, соз­да­ются условия для удов­летворения мотивов деятельности детей, реализа­ция мо­тивов и ценностей детей получает эмоцио­нальное подкреп­ление, ребенок осознает его субъективное положение в об­разова­тельной деятель­ности.

Одним из средств, положительно влияющим на дина­мику всесторон­него раз­вития ре­бенка, является подвижная игра. Игра должна не только давать положи­тельный эмоциональный заряд, развивать физические каче­ства ре­бенка, но и стимулировать его умст­венную активность. Для этого следует предлагать игры, содержащие в себе проблему, разрешить кото­рую ре­бенок должен само­стоятельно. Со временем игровые задания ре­ко­мендуется усложнять.

Нами были вы­рабо­таны показа­тели сформированности здорового образа жизни у стар­ших до­школь­ников:

  1. Программа оздоровления и формирования здорового образа жизни воспитанников мдоу «Детский сад №14 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным

    Программа
    Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ.
  2. «Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях сельской адаптивной школы»

    Документ
    Средняя школа №16 была открыта в 1992 году. Учредителем школы является администрация Александровского муниципального района Ставропольского края. На сегодняшний день школа самая молодая в Александровском районе.
  3. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.
  4. Рекомендации командирам войсковой части и подразделения по формированию здорового образа жизни среди военнослужащих и профилактике алкогольной зависимости у военнослужащих Выводы по главе 3

    Реферат
    3.2.Рекомендации командирам войсковой части и подразделения по формированию здорового образа жизни среди военнослужащих и профилактике алкогольной зависимости у военнослужащих 69
  5. Программа «формирование здорового образа жизни и воспитание антиалкогольного мировоззрения студентов ссузов и вузов» Представлена

    Программа
    В то же время Нижнекамские, Альметьевские клубы многократно доказывали, что средства на трезвенническую работу можно получать из легальных государственных источников.
  6. Д. Н. Давиденко и по секции психологии здорового образа жизни

    Документ
    Маймулов В.Г., Андреев В.Ю., Суворова А.В., Баскович Г.А., Чернякина Т.С. Роль оздоровительных мероприятий при интенсивном обучении старшеклассников 67
  7. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике вич-инфекции и пропаганде здорового образа жизни (1)

    Методические рекомендации
    (обобщение материалов семинара-практикума по вопросу отработки мер профилактики ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем, наркомании, алкоголизма,
  8. Нравственная культура семьи основа здорового образа жизни

    Документ
    10-11 сентября 2008 года Союз женщин России в Год Семьи и 100-летия Первого Всероссийского женского съезда, ставшего уникальным и крайне важным событием в истории женского движения России, совместно с администрацией Белгородской области провел в г.
  9. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    Методические рекомендации
    Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие

Другие похожие документы..