В. И. Аннушкин Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х международной конференции по риторике. Выпуск / Науч ред сост. В. И. Аннушкин. М., Гос. Иря им. А. С. Пушкина., 20

Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина

Риторика и культура речи

в современном обществе

и образовании

Сборник материалов

Х-й Международной конференции по риторике

1-3 февраля 2006 года

ВЫПУСК 2

Москва

2006

НАУЧНЫй редактор-составитель

В.И.Аннушкин

Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х Международной конференции по риторике. Выпуск 2. / Науч. ред.-сост. В.И.Аннушкин. – М., Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина., 2006. – 164 с.

Настоящий Выпуск 2 представляет собой дополнительный сборник публикаций докладов и выступлений Х Международной конференции по риторике, проводимой 1-3 февраля 2006 года Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики. В статьях анализируется состояние современных учений об эффективной и целесообразной речи, ставятся вопросы культуры русской речи и языковой ситуации в России, обобщается опыт преподавания речеведческих дисциплин в вузе и школе.

Данные материалы по различным причинам (в основном технического характера) не удалось включить в основной сборник. Тем не менее, количество таких дополнительных статей-заявок на выступления оказалось столь обширным, что организаторам конференции показалось необходимым создать данный дополнительный том - для того, чтобы показать и многообразие вопросов, которые поднимают коллеги, исследующие современные речеведческие проблемы, и огромный интерес, который вызывает сама конференция.

Поскольку данный сборник малотиражен, он вместе с предыдущим Выпуском 1 размещен в Интернете на сайтах: 1) Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина - www. ; 2) Российской ассоциации исследователей преподавателей и учителей риторики - www. .

Содержание

Ю.В. Алёшечкина Разграничение вариантов и синонимов ФЕ………………………..5

С.М. Антонова, А.В. Зданович, И.И. Подолянчик (Беларусь) Проективная деятельность студента-ритора: опыт познавательного сценария………………....9

Д.И. Архарова Изобретение содержания сочинения как упражнение для развития речевых и коммуникативных компетенций ученика……………………….……...13

Л.В. Ассуирова Обращение к происхождению или смыслу слова (имя)……........…18

З.В. Баишева Особенности речи судебного оратора (на материале судебных выступлений А.Ф. Кони)……………………………………………………...……..22

Е.Б. Баранникова Заголовочный комплекс как показатель авторского стиля журналиста……………………………………………………………………...……26

Э. М. Береговская Когда начинается риторика? …………………… ….………...29

Е.В. Великанова Предметные отвлечённые фразеологизмы как одно из средств выразительности речи……………………………………………………….……....33

Ю.Н. Власова Французское местоимение on как проявление грамматической метафоры …………………………………………………………………………….35

П. Б. Волченкова Речевой автопортрет школьника как

самоанализ личности………………………………………………………………...39

Т.И. Вострикова Постановка учебной проблемы в структуре

объяснительного дискурса на уроках русского языка:

методический и речеведческий спекты………………………………..………..…43

Э.С. Геллер Приемы реализации экспрессивности и ясности в речи

оратора – вузовского лектора………………………………………………….……46

О.И. Горева Нравственная беседа как профессионально-этический

феномен………………………………..…………………………………….………49

С.Г. Григоренко Аргументация как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом общении…………..…………………………………………..……52

Н.Г. Грудцына Технология проектного моделирования на практических занятиях по риторике со студентами-филологами……………………………………………....56

Т.С. Гусейнова Формирование фразеологической семантики как аспект речевой культуры……………………………………………..……………………….……....59

Т.К. Донская Риторическая культура современного учителя……...………..…….61

А.А. Евтюгина Судебная риторика как компонент профессионально-речевой образованности юристов …………………………………………………..……..…66

Н.В. Ермалович Роль курса «Культура речи» в профессиональной подготовке учителя…………………………………………………………………………..…....69

Х.М. Ибрагимова Номинативные конструкции – вербальный компонент рекламной риторики………………………………………………………...…………………....70

Е.А. КалашниковаКультура речи как речеведческая дисциплина………………….74

С.Ю. Камышева Коммуникативно-риторическая компетенция специалистов, находящихся в сфере повышенной речевой ответственности…………...…….…76

З.Я. Карманова Философия языка: смысловое измерение

риторического слова…………………………………………………….……………..78

О.П. Касымова Тестирование как форма проверки знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи»……………………………………………………..………..82

В.И. Ковалев (Украина) Афоризм и коммуникативная компетентность учителя .....84

Л.Е.Котлова Рассредоточенная подготовка к обучающему изложению…...……...88

Е. В. Лозинская (США) Монтень: театральное искусство и риторика ……………91

Ю.Н. Маркелова Этические и этикетно-коммуникативные нормы. Этикетно-коммуникативные умения………………………………………….……….…..…...94

Е.А. Овечкина Специфика риторических фигур и тропов в

молитвословных текстах………….……………………………………..………..….97

Л.Р. Омарова, З.Г.Шабанова Особенности композиционного построения православной проповеди (на материале «Прощальной беседы» Иоанна Златоуста)…………………………………………………………………....99

О.И. Осаволюк Антономазия и связанные с ней явления апеллятивации онимов во французской сатирической эпитафии XVIII-XIX веков …………………………103

В.А. Отришко Педагогическая риторика – основа профессионального мастерства …………………………………………………………….………..…...106

И.В. Пекарская Теория фигур и теория элокуции (ретроспективный очерк)…………....…..…110

Д.А. Романов Эмфаза и прозаический ритм (изучение особенностей русской интонации в курсе риторики)……………………………………..…………….....114

Н.И. Рябкова Речевое поведение студентов как показатель их языковой компетенции………………………………………………………………………...118

Н.А. Садыкова Элементы риторики в текстах саморекламы…….………………...122

Г.П. Семёнова Русский риторический идеал в культурологическом измерении………………………………………………………………….….…….124

И.К.Сытина Акустическое поведение как приоритетное направление формирования современной риторической компетенции………………....……126

И.В. Тимонина О роли риторической рефлексии в формировании профессиональной компетенции журналиста……………………………………………………………..…..131

Г.В.Токарева Содержание и структура курса «Коммуникативная культура

преподавания» для слушателей ФПК………………………….……………..…..135

Е.В. Тюлякова. Реализация профессиографического подхода при проектировании дисциплины «Русский язык и культура речи» в среднем профессиональном образовании…………………………………………………………………….…140

Т.А. Федосеева Коммуникативная (риторическая) игра на речевом уроке: коммуникативно-прагматический успех …………………………………….…..144

О.В. Филиппова Конфликт как речевая ситуация на занятиях по культуре речи учителя…………………………………………………………………………..…148

Л.В.ХаймовичОбъяснение как сквозная процедура учебного педагогического дискурса……………………………………………………………………………151

Т.А. Чеботникова Речевое поведение и стиль жизни общества…………………..154

Т.Т. Черкашина Коммуникативная компетенция менеджера: проблемы формирования в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»……….158

М.П. Чеснокова Повышение языковой компетенции студентов технических вузов…………………………………………………………………………….…...160

Анка МикаэлаЧокою (Румыния) Функции метафоры в политическом газетном тексте………………………………………………………………………………..164

С.А. Чубай Риторические приемы в региональной политической рекламе……….167

Н.В. Шевченко Обрашение в разговорной речи ………...……………………………………171

Алёшечкина Ю.В.

  1. В. И. Аннушкин Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х международной конференции по риторике. Выпуск / Науч ред сост. В. И. Аннушкин. М., Гос. Иря им. А. С. Пушкина., 20 (2)

    Документ
    Настоящий Выпуск 2 представляет собой дополнительный сборник публикаций докладов и выступлений Х Международной конференции по риторике, проводимой 1-3 февраля 2006 года Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики.
  2. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, Москва, ул.
  3. Конференция посвящена проблемам теории и практики риторики как науки и искусства речевого взаимодействия в современной информационном обществе.

    Документ
    Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под. ред. Г.Г. Глинина.
  4. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности (4)

    Программа
    Программа содержит перечень квалифицикационных требований по дисциплине «Методика преподавания русского языка», характеристику знаний, навыков, умений, которые будущий аспирант должен продемонстрировать во время сдачи вступительного
  6. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  7. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (2)

    Программа
    Настоящая программа предназначена для поступающих в аспирантуру МГПИ по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)».
  8. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Программа
    Программа содержит перечень квалифицикационных требований по дисциплине «Методика преподавания русского языка», характеристику знаний, навыков, умений, которые будущий аспирант должен продемонстрировать во время сдачи вступительного
  9. План работы Комитета образования по духовно-нравственной и религиоведческой проблематике в 2001-2002 учебном году. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко.

    Документ
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).

Другие похожие документы..