Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к п. н., доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. З.БИИШЕВОЙ»

Кафедра педагогики и психологии

конфликтология

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности

050706 (031000) - «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Учебно-методический комплекс Составитель: к. п. н., доцент

обсужден и утвержден Касимова З.Ш.

на заседании кафедры

«___»_______________2008 г.

Заведующий кафедрой

__________к.п.н., доцент Салимова Р.М.

Стерлитамак 2008

оглавление

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

    2. Содержание разделов дисциплины

  3. Методические рекомендациипо изучению дисциплины

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

      1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

      2. Примерный перечень вопросов к экзамену

      3. Примерная тематика курсовых работ

      4. Примерный перечень вопросов, выносимых на государственный аттестационный экзамен

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

    2. Средства обеспечения освоения дисциплины

    3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

VI. Словарь основных терминов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

  1. Разделы дисциплины и виды занятий

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций

2..2. Тематика семинарских занятий.

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические указания для преподавателей

    2. Методические указания для студентов

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

4.2. Творческие задания

4.3. Тестовые материалы для проверки остаточных знаний

4.5. Тематика курсовых работ

4.6. Перечень вопросов к зачету

V. Материалы государственного итогового междисциплинарного экзамена по педагогике и психологии

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1Рекомендуемая литература

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

VII. Словарь основных терминов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 031000 Педагогика и психология

ДПП.Ф.17

Конфликтология

История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта. Стили взаимодействия. Конфликты в организациях. Социальные конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Профилактика конфликтности. Методы разрешения конфликта.

150

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. З.БИИШЕВОЙ»

Кафедра педагогики и психологии

конфликтология

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

для студентов IV курса

по специальности

«050706 (031000) - «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Составитель: к. п. н., доцент

Касимова З.Ш.

Стерлитамак 2008

введение

Курс «Конфликтология» является учебной дисциплиной и имеет большое значение для общей теоретической и практической подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология». Программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего педагогического образования. «Конфликтология» в общей системе профессиональной подготовки является фундаментом педагогического образования.

Различного рода конфликты пронизывают все наше общество. Не миновала эта учесть и социальный институт, каким является школа. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а суть ее - деятельность по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Педагогический конфликт — это столкновение противоположных интересов, мнений, ценностей, установок, принципов, потребностей, мотивов, чувств личностей (учителей и учеников; учителей и учителей; учеников и учеников, учителей и родителей), связанных с острыми эмоциональными переживаниями и направленных на достижение наиболее выгодной для себя позиции. Конфликт выполняет две функции: конструктивную и деструктивную. Конструктивный — предотвращает застой в деятельности, деструктивный ведет к конфронтации, приостановке деятельности.

Будущему педагогу-психологу следует понять и принять неизбежность встречи со сложными ситуациями и конфликтами в профессиональной работе, осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимости овладения способами их предупреждения для оказания квалифицированной помощи в решении конфликтов в образовательной среде.

Обучение разрешению педагогических конфликтов способствует не только формированию психолого-педагогических умений и навыков, но включается в процесс самосозидания будущего педагога-психолога тех качеств его личности, которые необходимы в работе с детьми, учителями, родителями, определяют его индивидуальный стиль взаимоотношений.

В последнее десятилетие стала активно развиваться наука конфликтология, стали создаваться учебные, учебно-методические пособия для студентов. А.Я.Анцуповым, А.В.Дмитриевым, Д.П.Зеркиным, Г.И.Козыревым, А.И.Шипило­вым и др.; изданы учебники, в которых рассматриваются общие проблемы конфликта, их характеристики, пути выхода. Конфликт изучается также в искусствоведении (И.К.Демина, Н.В.Крючесников, Л.В.Мочалов, А.Г.Погребный). И.Е.Ворожей­кин, О.Н.Громова, С.М.Емельянов, Д.К.Захаров А.Я.Кибанов, Г.Н.Марков, Э.А.Уткин рассматривают конфликты в организациях, методы управления конфликтами и предупреждения их, проблемы общения и менеджмент, их работы предназначены для студентов экономических вузов. А.Г.Здравомыслов, А.С.Кармин уделяют внимание социологии конфликта и политическим конфликтам. Р.М.Грановская, Н.В.Гришина, Е.А.Кли­мов, Н.И.Леонов, А.Р.Лурия, Б.И.Хасан разрабоатывают психологические проблемы конфликта. М.Е.Литвак предлагает оригинальную методику психологического тренинга (психологическое айкидо), основанную, на принципе целостного моделирования эмоций, которая помогает наладить общение в различных сферах деятельности. Проблемы, особенности педагогической конфликтологии рассматриваются в работах В.И. Андреева, А.Я.Анцупова, В.И. Журавлева, М.М. Рыбаковой, А.В. Мудрика, Ю.Л. Львовой, Л.М. Митиной, С.Ю.Теминой, А.С.Чернышова и др.

Выпущен ряд хрестоматий, в которых содержатся тексты зарубежных и отечественных авторов, знакомство с ними позволяет получить общее представление о проблемах конфликта, различных направлениях конфликтологической науки и практики. Издательство «Питер» предлагает серию книг «Гений Общения», «Сам себе психолог», способствующих профилактике конфликта.

Конфликтология – междисциплинарная наука. Сегодня исследованием конфликта занимаются: философия, военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, психология, педагогика, правоведение, социобиология, социология.

Изучение курса «Конфликтологии» призвано:

  1. Формировать готовность будущих педагогов-психологов к решению конфликтов в учебно-воспитательной работе;

  2. Дать необходимые знания об общении, творчестве, конфликтологии.и овладеть конфликтными технологиями по преодолению и управлению конфликтами;

  3. Вооружение студентов диагностическими методиками по выявлению конфликтных личностей;

  4. Осуществлять самопознание своих психолого-педагогических особенностей.

  5. Формирование культуры общения.

  6. Формирование самостоятельности, творческого начала в профилактике конфликтов.

По завершении изучения курса «Конфликтология» студенты должны:

Знать: сущность общения, творчества, понятие о конфликте, физиологическая природа конфликта, психолого-педагоги­ческие основы конфликта, типология конфликтов, конфликтных личностей, их характеристики, особенности педагогического конфликта, возникновение, развитие и протекание конфликта, условий выхода, разрешения конфликта.

Уметь: осуществлять психолого-педагогический анализ ситуаций и конфликтов, поиск вариантов разрешения, путей предупреждения или погашения конфликта; индивидуально-творческого моделирования в решении конфликтных ситуаций, владеть коммуникативными умениями и навыками, эффективным поведением в конфликтах и их конструктивным разрешением.

I. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

150

7

Аудиторные занятия

64

7

Лекции

30

7

Практические занятия

(семинары)

26

7

Лабораторные занятия

8

7

Самостоятельная работа

75

7

Вид итогового контроля

7 - зачет

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Разделы дисциплины

Аудиторные занятия

лекции

практ.

лаб.р.

сам.р.

Проблемы профессионально-педагоги­ческого общения

4

2

6

Конфликтология как наука

2

2

10

Конфликтология в психологии

2

6

Причины возникновения конфликтов

4

2

6

Типология конфликтов

4

2

6

Внутриличностные конфликты

2

2

6

Семейные конфликты

2

2

4

Этнонациональные конфликты

2

4

Типология конфликтных личностей

2

2

4

Динамика развития конфликта

2

2

6

Особенности педагогического конфликта

4

4

6

Разрешение конфликтов

4

2

6

Методика изучения конфликта

8

5

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» для студентов заочного отделения Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии. Морфологические и физиологические основы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Возрастная психология» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и имеет большое значение для теоретической и практической подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология».
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к п. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.
  5. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ » ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причины введения курса «Этнопедагогика» заключаются в том, что для успешного ведения учебно-воспитательной работы в условиях многонациональной республики необходим учет национальной психологии, местных условий, следует уделять внимание
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.
  8. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (3)

    Учебно-методический комплекс
    Летние каникулы для учащихся – самое яркое по эмоциональной окраске время. Каникулы – это зарядка новой энергией, настроением, продолжение познания мира, время воспитания и самовоспитания, время закрепления знаний.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель

    Учебно-методический комплекс
    Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

Другие похожие документы..