Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического факультета Специальность, квалификация специалиста

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

для студентов исторического факультета

Специальность , квалификация специалиста

Курс 2 очной формы обучения (4 семестр)

Москва

2008 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии

(Протокол № , от 2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № , от 2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры психологии развития и инноваций, кандидат психологических наук Львова С.В.

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук, профессор А.А. Тюков

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины 4-12

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины 13-23

Методические материалы для самостоятельной работы
студентов 23-30

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Курс “Социальная психология” разработан на основе государственного стандарта и предназначен для изучения студентами исторического факультета и включает в себя изучение таких разделов как “Введение в социальную психологию”, “ Личность как объект социальной психологии”, “Общение” и “Психология группы”.

При подготовке специалиста педагога традиционно акцент делается на изучении закономерностей индивидуально-психологических процессов. Однако сознание человека имеет конкретно-исторический характер, а человеческая личность является продуктом социальной среды. Поэтому понимание особенностей психологии индивида не возможно без знания закономерностей взаимодействия индивида и социума и процесса социализации, в ходе которого происходит формирование полноценной личности. Этим проблемам посвящен раздел “Личность как объект социальной психологии”.

Раздел “Общение” включает в себя изучение психологических закономерностей взаимодействия людей в обществе, которое выражается в процессе восприятия человека человеком, взаимопонимания и передачи информации. В данном разделе так же содержится материал по проблемам межличностных конфликтов.

Процесс межличностного взаимодействия происходит в группах, которые в социальной психологии рассматриваются не только как условие существование любой личности, но и как своеобразный социально-психологический организм, развивающийся по своим законам и обладающий своим групповым сознанием, групповой деятельностью и групповой культурой. Изучению этих проблем посвящен раздел “Психология группы”, который включает в себя не только информацию по малым, контактным, но и по большим социальным группам.

Изучение психологии социальных объектов необходимо специалисту- педагогу не только для лучшего понимания индивидуальной психологии личности, но и для выработки правильной стратегии в условиях коррекции группового поведения, организации межличностного взаимодействия в группе, активизации групповой деятельности или разрешении межличностных конфликтов.

Курс “Социальная психология” для очного отделения насчитывает 34 аудиторных часа, из которых 18- лекционных и 16 - семинарских и практических. Форма отчетности – зачет.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть определенной совокупностью знаний умений и навыков.

Студенты должны иметь представление:

  • об основных этапах развития социальной психологии и современных социально-психологических направлениях;

  • о различных теориях межличностных отношений;

  • об индивидуальных особенностях вербального и невербального общения;

  • о ролевом поведении человека;

  • о различных направлениях прикладной социальной психологии.

Студенты должны знать:

  • закономерности взаимодействия личности и социальной среды;

  • социально-психологические законы формирования и развития групп;

  • проявления коммуникативной, перцептивной и интерактивной стороны общения;

  • основные средства вербального и невербального общения;

  • механизмы социальной перцепции;

  • причины, формы и пути преодоления межличностных конфликтов;

  • основные методы социальной психодиагностики.

Студенты должны уметь:

  • использовать конкретные социально-психологические методики на практике;

  • определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику;

  • составлять психологический портрет человека на основе личных контактов или по описанию;

  • владеть навыками социально-психологической психодиагностики.

Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях.

Содержание дисциплины.

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии

Общая характеристика социальной психологии как отрасли психологической науки. Своеобразие предмета социальной психологии. Личность в ее взаимодействии с социальной средой как объект социальной психологии. Социальная группа и ее место среди объектов, изучаемых социальной психологией. Социально-психологические проблемы изучения процесса межличностного общения.

Понятие о социально-психологических явлениях. Законы социальной психологии. Функции социальной психологии: функция познания, прогностическая функция, функция саморазвития, практическая функция. Теоретические и практические задачи социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Связь с социальной психологии с философией, социологией, историей и другими социальными и гуманитарными науками. Своеобразие социальной психологии как отрасли психологической науки. Роль социально психологических знаний практической деятельности людей.

Тема 2. История социальной психологии

Причины интереса к социально-психологическим знаниям. Период накопления знаний. Донаучный период развития социальной психологии. Первые попытки практического применения социально-психологических знаний.

Философский этап в развитии социальной психологии. Проблемы общения и взаимодействия людей в философских системах периода античности. Личность как продукта общества в древнеиндийской и древнекитайской философских системах. Постановка социально-психологических вопросов в трудах арабских мыслителей: Ибн-Рушта, Ибн-Сины и др.

Особенности подхода к проблемам личности и общества в средневековой христианской философии. Усиление интереса к личности и попытки осмысления закономерностей взаимодействия людей в обществе в эпоху Возрождения ( Б. Спиноза, Т. Гоббс, Т. Компанелла и др.)

Роль философии Нового времени в развитии социальной психологии. Конец XYIII - XIX век : появление социологии, марксистской философии и позитивизма и их влияние на развитие знаний о психологии отношений в обществе.

Выделение социальной психологии в самостоятельную науку. Работы французских социологов Г. Тарда и Г. Лебона и американского психолога Макдоуголла. Социологических подход к решению социально-психологических проблем. О. Конт. естественнонаучный подход к вопросам социальной психологии: В.М. Бехтерев “ Коллективная рефлексология”. Появление и развитие экспериментальной социальной психологии (Ф. Олпорт, Д. Меде ). Использование математических методов в социальной психологии. Исследование психологических проблем малых групп.

Развитие социальной психологии последователями психоанализа ( З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер)

Теория групповой динамики и теория поля К. Левина. Социометрическое направление в социальной психологии ( Я. Морено).

Современные направления в западной социальной психологии: когнитивное направление, теория структурного баланса, интеракционное направление, трансактный анализ Э. Берна и т.д.

Развитие отечественной социальной психологии в советский и постсоветский период. Становление отечественной социальной психологии в 20 - 30 годы ( В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов и др. Проблемы малых групп и их исследования в отечественной психологии (Донцов А.И., Левитов Н.Д., Петровский А.В. Андреева С.Г. и др). Теория установки Д.Н. Узнадзе. развитие психолингвистики ( А.Н. Леонтьев).

Тема 3. Методология и методы социально-психологических исследований

Основные методологические принципы социально-психологических исследований: принцип социально-психологического детерминизма, принцип деятельности, принцип системности, принцип развития.

Своеобразие социально-психологических исследований. Изменчивость социально-психологических явлений. Факторы определяющие специфику социально-психологических исследований.. этические проблемы в процессе исследований в социальной психологии.

Основные методы исследования. Особенности социально-психологического наблюдение. Стороннее и включенное наблюдение. Социально-психологический эксперимент и особенности его проведения.

Вспомогательные методы социально-психологических исследований. Социометрические методики, техника и условия их использования. Метод опроса и его виды. Социально-психологические тесты: особенности их проведения и интерпретации полученных данных.

Методы опроса и анкетирование. Социометрические методики условия их использования и обработка результатов. Методы изучения межличностных отношений и психологического климата в группе. Контент-анализ. Фокус-групп. Кросс-культурные исследования.

Социально-психологические тренинги. Основные задачи и принципы проведения. Оптимальные условия проведения социально-психологических тренингов. Требования к тренеру-организатору.

Сферы использования прикладной социальной психологии. Политическая психология: образование, задачи, методы и основные проблемы. Работа практического социального психолога в сфере политики.

Прикладная социальная психология в сфере экономики. Изучения последствий экономических реформ., общественного мнения по экономическим вопросам. Социальная психология в сфере маркетинговых исследований.

Прикладная социальная психология в сфере здравоохранения. Изучение особенностей взаимоотношения больного и врача. Проблема психосоциальных реакций на болезнь. Роль социального психолога в процессе реабилитации больных и выздоравливающих.

Прикладная социальная психология в области педагогики. Задачи социального педагога в школе.

Экстремальная прикладная социальная психология. Специфика психодиагностики в экстремальных ситуациях. Потребность в разработке активных методов социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях. Социальный психолог в условиях межнациональных конфликтов.

Раздел 2. Личность

Тема 4. Личность как объект социальной психологии.

История становления современных представлений о личности. Современные западные теории личности: поведенческая теория Б. Скиннера, теория социального научения Д. Роттера, когнитивный подход Д. Келли. Гуманистические теории личности. Характеристика самоактуализированной личности по А. Маслоу.

Понимание личности в отечественной психологии. Роль социального фактора в развитии личности. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского. Деятельностный подход к проблеме личности. Личность как функциональная единица общества. Социальные качества личности.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Дифференциальная психология» (от лат. differentia – различие) является частью общепрофессионального блока дисциплин по подготовке психолога. «Дифференциальная психология» опирается на ранее изученные курсы «Общая психология»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Педагогическая психология» (ОПД.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 061 Государственное и муниципальное управление; 061500 Маркетинг; 061100 Менеджмент организации; 020300 Социология; 060400 Финансы и кредит; 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 021100 Юриспруденция
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  7. Учебно-методический комплекс «русская детская литература» для студентов 1 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития.
  8. Учебно-методический комплекс по уголовному праву для студентов факультета права Москва 2005

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по уголовному праву для студентов факультета права Авторы составители: А.Э. Жалинский, А.А. Энгельгардт. Ред. Алимов Р.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины "Юридическая логика"

    Учебно-методический комплекс
    Логика - одна из исторически первых дисциплинарно организованных форм теоретического знания. Изучение логики в настоящее время является неотъемлемой частью образования, оказывающее значительное влияние на профессиональную подготовку специалистов в целом.

Другие похожие документы..