Образовательная программа содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на: формирование

ПРОЕКТ

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №148

Купинского района

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и согласована с общественным Советом школы.

Определяет образовательная программа содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся;

- развитие духовно – нравственных, социальных, личностных и интеллектуальных способностей обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

.

Цель основной образовательной программы начального общего образования:

создание условий

  • для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

  • для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой

через:

  • побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности,

  • обучение навыкам общения и сотрудничества,

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе,

  • расширение опыта самостоятельного выбора,

  • формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно–деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательная программа опирается на возрастные возможности школьников, содержит перечень основных видов деятельности обучающихся и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Характеристика младшего школьного возраста и виды деятельности младшего школьника.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие школьники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра по правилам, режиссерская игра, игра – драматизация).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни. Для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые2 другие. Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности младшего школьника:

  • совместно – распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);

  • игровая деятельность (высшие игры – игра с правилами, режиссерская игра, игра – драматизация);

  • творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) ;

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно – полезном труде, в социально значимых трудовых акциях;

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления ( в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • полностью овладеть высшими видами игры (игра по правилам, режиссерская игра, игра – драматизация), научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте, овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования:

  • реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно – учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой, на учебную, создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности;

  • обеспечить условия формирования учебной деятельности, для этого

- организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей4

-организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

- осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам;

  • создать условия для творческой продуктивной деятельности ребенка, для этого

- ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.);

  • создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения к общественно значимым делам.

  1. Образовательная программа определяет нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных образовательных программ по ступеням образования.

Основные образовательные программы начальной школы реализуются через наборы:

а) обязательных учебных предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, основы духовно- нравственной культуры народов России, технологии творчества (музыка, ИЗО, технология), физическая культура;

б) внеурочной образовательной деятельности (кружки, спортивные секции)

Основным механизмом реализации основной образовательной программы является учебный (образовательный) план.

Базисный учебный план начального общего образования

Вариант 1

Предметные области

Учебные предметы Классы

Количество часов в в год

Всего

1

2

3

4

Обязательная часть

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

Иностранный язык

-

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Основы духовно – нравственной культуры народов России

-

-

-

17

17

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого

660

850

850

850

2921

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

102

102

85

289

Максимально – допустимая годовая нагрузка

660

850

850

850

3210

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность..)

330

340

340

340

1350

Всего к финансированию

990

1190

1190

1190

4560

  1. Доклад подготовлен на основе аналитических материалов, предоставленных заместителями директора по научно-методической деятельности (Дятлова Н.

    Доклад
    Доклад подготовлен на основе аналитических материалов, предоставленных заместителями директора по научно-методической деятельности (Дятлова Н.В.), учебно-воспитательной (Елисеева Л.
  2. Урок по теме: Примеры комбинаторных задач 18

    Урок
    В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы.
  3. Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 12

    Программа
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 114
  5. Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19 (1)

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 201
  6. Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19 (2)

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  7. Программа начального общего образования 2011 год (1)

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Баклановская начальная школа – детский сад» (далее - Образовательная программа) является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном
  8. Учебный план программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»

    Программа
    2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива» 9
  9. Учебный план начального общего об­разования Программа формирования универсальных учеб­ных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Обеспечение преемственности программы форми­рования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему об­разованию

Другие похожие документы..