Образовательная программа содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на: формирование

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод– организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Тематическое планирование

темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия - наша Родина.

1

II.

Основы светской этики

28

Что такое светская этика?

1

Мораль и культура

1

Особенности морали

1

Добро и зло

1

Добро и зло

1

Добродетели и пороки

1

Добродетели и пороки

1

Свобода и моральный выбор человека

1

Свобода и ответственность

4

Моральный долг

1

Справедливость

1

Альтруизм и эгоизм

1

Дружба

1

Что значит быть моральным?

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

Нравственный поступок

1

Золотое правило нравственности

1

Стыд, вина и извинение

1

Честь и достоинство

1

Совесть

1

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

2

Джентльмен и леди

2

Этикет

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Подготовка творческих проектов.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

Составители: М.М. Безруких, Т.А.Филиппова

Учебно-методический комплект

«Две недели в лагере здоровья» разработан специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования

Допущено Министерством Образования РФ

Пояснительная записка

Цель программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Данный учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуеся в рамках программы в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является её содержательным продолжением.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемленной частью общей культуры личности;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего дошкольного возраста.

Содержание учебно-методического комплекта «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научная обоснованность - содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;

  • практическая целесообразность – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

  • динамическое развитие и системность – содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учётом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей входе реализации первой части программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объём информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры – учебно – методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

  • вовлечённость в реализацию тем программы родителей учащихся;

  • культурологическая сообразность – в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

  • социально – экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.

Использование комплекта «Две недели в лагере здоровья» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • дети получают знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

  1. Доклад подготовлен на основе аналитических материалов, предоставленных заместителями директора по научно-методической деятельности (Дятлова Н.

    Доклад
    Доклад подготовлен на основе аналитических материалов, предоставленных заместителями директора по научно-методической деятельности (Дятлова Н.В.), учебно-воспитательной (Елисеева Л.
  2. Урок по теме: Примеры комбинаторных задач 18

    Урок
    В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы.
  3. Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 12

    Программа
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 114
  5. Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19 (1)

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 201
  6. Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19 (2)

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  7. Программа начального общего образования 2011 год (1)

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Баклановская начальная школа – детский сад» (далее - Образовательная программа) является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном
  8. Учебный план программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»

    Программа
    2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива» 9
  9. Учебный план начального общего об­разования Программа формирования универсальных учеб­ных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Обеспечение преемственности программы форми­рования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему об­разованию

Другие похожие документы..