Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка)

На правах рукописи

ФЕДОРОВА Саргылана Васильевна

Формирование этических ценностей школьников

средствами информационно-коммуникационных технологий

в учреждении дополнительного образования

(на материале английского языка)

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института

ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор
Фомин Михаил Матвеевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Абрамова Мария Алексеевна,

Институт философии и права СО РАН,

г. Новосибирск;

кандидат педагогических наук,

Попова Александра Титовна,

Якутский педагогический колледж №1

им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск.

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет»

Защита состоится «31» октября 2008 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677891,
г. Якутск, ул. Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Автореферат разослан «29» сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема воспитания школьников как формирование этически развитой личности. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования этических ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, к природе. Приоритет воспитания этических ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в общенациональные ценности, ценности семьи, образования, общества. Этические ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Этические ценности не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность.

Формирование этических ценностей происходит в течение всей жизни человека и наиболее сензитивным периодом формирования этических ценностей являются школьные годы. Формирование этических ценностей школьников приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества. Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) идет настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения. Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника этически ценностным содержанием. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны, определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Эти проблемные вопросы также нашли отражение в Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. Согласно положениям программы, важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования (ДО). В ней также подчеркивается, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстанов­ления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на общечеловеческие ценности.

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов Н. А. Бердяев («человек как верховная ценность»), И.А. Ильин, Н.О Лосский («абсолютные» ценности), В.С. Соловьев, В. Франкл; философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, В.П. Тугаринова, А. Камю, И. Канта, К. Ясперса и др.

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.); труды по педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров и др.).

Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей и к выделению этических категорий, к расстановке этических акцентов раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой и др.

Концептуальные основы организации учреждения дополнительного образования школьников представлены в работах А.Г. Асмолова, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, О.С. Газман, В.П. Вахтерева, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, П.Ф. Каптерева, М.Н. Поволяевой, С.Т. Шацкого и др.

Исследования в области лингвистики, межкультурной коммуникации, методик обучения иностранным языкам анализируются в работах Н.И. Гез, Т.Г. Грушевицкой, В.П. Фурмановой, В.В. Сафоновой, М.М. Фомина и др.

Развитие информационно-коммуникационных технологий меняет содержание образования. Одной из стратегических задач модернизации образования в рамках Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» является «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий».

Теоретический анализ показал, что проблема использования ин­формационных технологий в образовательном процессе рассматривает­ся в общем контексте проблем современной системы образования (Р. Вильям, К. Маклин, Г. Клейман, Ф. Уинфрей, В.Г. Кинелев, Э.А. Манушин и др.).

Исследования в области применения информационных и коммуникационных технологий, а также технических средств в учебном процессе рассматриваются в работах И.В. Роберт, Е.С. Полат, А.В. Смирнова, Т.Е. Кедровой, В.В. Гузеева, O.K. Тихомирова и др.; духовно-гуманистический аспект в компьютерном обучении с применением информационно-коммуникационных технологий (А.В. Хуторской и др.).

Важным теоретическим направлением в изучении проблемы ин­форматизации образования является концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий (Е.В. Бондаревская, С.В. Панюкова, И.С. Якиманская и др.), в которой определены и раскрыты дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ.

Региональные особенности по интериоризации национальных ценностей и духовно-нравственному воспитанию школьников раскрыты в трудах Д.А. Данилова, А.А. Григорьевой, Л.И. Аманбаевой, У.А. Винокуровой, А.Г. Корниловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, Б.Н. Попова, Г.Н. Максимова и др.; дидактическим и психолого-педагогическим проблемам использования компьютерных технологий в процессе обучения посвящены исследования Е.А. Барахсановой, А.В. Жожикова, Е.Д. Нелуновой, В.В. Кугунурова и др.

Анализ проблемы формирования этических ценностей школьников показывает, что современная ситуация обучения и воспитания требует поиска новых подходов. Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования этических ценностей школьников выявил противоречие между возросшими требования общества к формированию этических ценностей школьников и неразработанностью теоретических основ их формирования средствами информационно-коммуникационных технологий. Противоречие между необходимостью практического разрешения проблемы формирования этических ценностей школьников и недостаточным педагогическим обеспечением его решения средствами информационно-коммуникационных технологий обусловило выбор темы данного исследования «Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования» (на материале английского языка).

  С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования?

Объект исследования – процесс формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования – педагогическое обеспечение формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка).

Цель исследования – определить, теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка).

Гипотеза исследования – формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если:

  • обеспечивается усиление личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования путем создания гибкого и открытого пространства, благоприятного климата этических взаимоотношений, организации совместных учебных и воспитательных мероприятий этической направленности, а также воспитательных возможностей учреждения дополнительного образования, способствующие поэтапному формированию у школьников этических ценностей, интериоризации школьниками общечеловеческих ценностей;

  • применяются активные практико-ориентированные формы и методы, способствующие формированию этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, психолого-педагогическое сопровождение личностного развития школьников, включающее диагностику индивидуальных возможностей обучающихся, организационно-педагогическое обеспечение самостоятельной, познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности школьников;

  • реализуется гармоничное сочетание традиционного обучения и обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, обусловленное необходимостью решения комплекса педагогических задач в условиях информационного общества.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Обосновать возможности учреждения дополнительного образования для формирования этических ценностей школьников.

  2. Разработать и проверить на практике теоретическую модель формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка).

  3. Определить педагогические условия формирования этических ценностей средствами информационно-коммуникационных технологий.

  4. Подготовить научно-практические рекомендации по формированию этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка).

Методологической основой исследования являются: положения о формировании отношений человека к Миру как нового подхода к воспитанию (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Н.А. Морозова и др.); реализация принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (А.А. Андреев, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.); отдельные положения этнопедагогики, нравственного и гражданского воспитания (Г.Н. Волков, В.А. Сластенин); гуманистическая теория лич­ности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории воспитания (Л.И. Новикова, Н.Д. Никандров, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский); теоретические положения гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-ориентированного подходов к обучению и воспитанию учащихся, принципы системности, культуросообразности, обучения и воспитания детей, гуманистические теории развития личности, концепция модернизации российского образования до 2010 г.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент, в ходе которого использовались анкетирование, беседа, интервью, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование; самооценка; статистическая обработка результатов исследования, полученных в ходе эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: учреждение системы дополнительного образования Республиканский центр новых информационных технологий Министерства образования Республики Саха (Якутия). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 169 учащихся.

Основные этапы исследования: Исследование проводилось с 2002-2008 гг. и включало три этапа.

Первый этап (2002-2003 гг.) связан с теоретическим анализом и осмыслением исследуемой проблемы, разработкой исходных позиций исследования, отбором понятийного аппарата, определением педагогических условий формирования этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий, определение предмета и объекта исследования, его цели и задач.

Второй этап (2004-2005 гг.) предусматривал разработку программы опытно-экспериментальной работы, проверку педагогических условий формирования этических ценностей, характеризовал моделирование содержания этических ценностей, поиск средств его психолого-педагогического обеспечения, осуществлялся анализ промежуточных данных.

Третий этап (2006-2008 гг.) обобщался и систематизировался материал исследования, уточнялись результаты педагогического эксперимента, формулировались выводы и научно-практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Медиаобразование комплексное решение проблем медиакомпетентности личности. Через медиаграмотность или через культуру информационной безопасности?

    Решение
    В № 1 за 2012 год журнала «Вестник практической психологии образования» вышла статья А.В. Федорова, руководителя Программы «Медиаобразование» /projects/mediaed.
  2. Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам Таганрог, 2009

    Документ
    В данный сборник вошли статьи экспертов, предназначенные для участников Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» (научный руководитель проекта - профессор, доктор педагогических наук, президент
  3. А. В. Федоров главный редактор (8)

    Документ
    29 октября 2008 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему: "Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?".
  4. А. В. Федоров главный редактор (4)

    Документ
    Челышева И.В. Анализ культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на материале фильмов мелодраматического жанра) с.
  5. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня

    Документ
    В монографии рассматриваются проблемы медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуры, медиакомпетентности и развития критического мышления аудитории, прежде всего – молодежной (в частности, в рамках вузовской специализации «Медиаобразование»)
  6. А. В. Леонтович Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей

    Реферат
    Дополнительное образование детей в современной России занимает особое положение. С одной стороны оно определяется тем, что в западном мире практически не существует финансируемых государством систем внешкольного образования, а в странах
  7. Самообследование результатов деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Документ
    В январе 2001 год было открыто учреждение дополнительного образования детей – филиал Пуровского Дома детского творчества. В сентябре 2001 года – переведено в статус самостоятельного учреждения дополнительного образования детей «Дом
  8. «Английский язык» (2)

    Документ
    Данная программа составлена на основе линии УМК «Английский язык» авторов В. П Кузовлева, Н. М Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др., (издательства «Просвещение»).
  9. Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009

    Документ
    Английский язык: актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы международной студенческой научной конференции, Екатеринбург, 21 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Урал.

Другие похожие документы..