Доклад Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Таблица 2.4

Результаты реализации программы Минздравсоцразвития России

за 2010 год

Целевой индикатор

Целевое значение (2010)

Фактическое значение (2010)42

Доля безработных граждан, открывших собственное дело, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости

0,7%

3,3%

Доля безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку по организации предпринимательской деятельности, в общей численности безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку

15,0%

9,1%

Доля предприятий малого и среднего предпринимательства, подавших декларацию о соответствии организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда

0%

0%

Доля предприятий малого и среднего предпринимательства, имеющих здравпункты

3%

3%

Количество субъектов Российской Федерации, в которых негосударственные социальные службы участвуют в оказании социальных услуг населению

10

16

Количество инновационных проектов по разработке лекарственных средств, изделий медицинского назначения и новых технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и патологических состояний и реабилитации больных, в которых принимают участие организации малого и среднего бизнеса

3

5

Количество инновационных проектов по разработке новых высокоэффективных средств индивидуальной защиты, в которых принимают участие организации малого и среднего предпринимательства

1

1

Количество подготовленных и утвержденных санитарных норм и правил

65

89

Количество подготовленных и утвержденных типовых норм обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

9

6

Количество веб-сайтов в органах и учреждениях, осуществляющих контрольные (надзорные) функции

209

396

Количество оказанных представителям предприятий малого и среднего бизнеса консультационных услуг

190000

217293

При этом основные мероприятия ведомства проводились по четырем направлениям: содействие созданию безработными гражданами собственного бизнеса, обеспечение доступа субъектов МСП к госзаказу, снижение административных ограничений с помощью редакции ряда нормативных правовых актов и совершенствование системы контроля и надзора (последние две задачи мало имели отношения конкретно к МСП). О выполнении большинства из поставленных задач министерство доложило превышением фактических значений индикаторов программы над целевыми (9 из 11).

Особым успехом программы представлено резкое увеличение доли безработных граждан, открывших собственное дело (3,3% вместо планировавшихся 0,7%), с помощью программы субсидий (выделение 60 тыс. рублей на открытие бизнеса). Правда, мониторинг такого индикатора оставляет за скобками дальнейшую судьбу подобных предприятий, жизненный цикл которых обычно не превышает года. Кроме того, данный индикатор может расти и из-за простого снижения числа безработных.

Обеспечение доступа субъектов МСП к госзаказу предусматривало размещение заказов на оказание услуг в сфере социального обслуживания (судя по отчету, число новых регионов, в которых негосударственные социальные службы благодаря госзаказу начали участвовать в оказании социальных услуг населению, составило 9) и дополнительное субсидирование существующих организацией (в 7 регионах). Кроме того, в рамках этой задачи ведомство разрабатывало тематические инновационные проекты с привлечением МСП.

Задача снижения административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности решалась с помощью редакции ряда нормативных правовых актов, целевым индикатором выступало количество подготовленных новых санитарных норм и правил.

Наконец, совершенствование контроля и надзора, по мнению ведомства, заключалось в поддержке системы информирования и консультирования юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорных органов юридических значимых действий. Оценивалась эта задача по количеству веб-сайтов в органах и учреждениях, осуществляющих контрольные и надзорные функции, и числу консультаций с представителями МСП (кто проводил консультации, указано не было).

2.2.6. Программа Министерства сельского хозяйства РФ

Министерство сельского хозяйства РФ подготовило наиболее детальную и подробную программу, отказавшись от размытых формулировок, и сконцентрировался на инструментах субсидирования крестьянско-фермерских хозяйств (далее также – КФХ). Программа ставила задачей стимулирование инноваций и создание условий для развития инфраструктуры оборота сельскохозяйственной продукции, потому включала субсидии по кредитам, выданным КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, КФХ, применяющим высокопродуктивные породы животных и семена сортов сельскохозяйственных культур, а также на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, отдельной задачей (правда, без соответствующего целевого индикатора) программа предусматривала снижение административных барьеров – оптимизацию системы обязательной отчетности КФХ и других малых форм хозяйствования перед органами государственной власти и местного самоуправления.

Единственное несоответствие между целями и индикаторами программы отмечается в планируемом изменении числа КФХ. В системе целевых индикаторов программы растет лишь совокупная стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенного КФХ и индивидуальными предпринимателями (согласно программе, стоимость равнялась 237, 90 млрд рублей в 2008 году, а в 2009 году с учетом инфляции она должна была составить 240,60 млрд рублей, при этом фактическое значение в 2009 году составило 228 млрд рублей в ценах 2008 года). При этом число КФХ должно было стабильно сохраняться на уровне 285 тыс. единиц вплоть до 2011 года, а одна из основных целей программы указывала, что основным индикатором является повышение производительности. Тем не менее в рамках нескольких мероприятий программы подчеркивается, что достижение целей позволит привлечь граждан к созданию дополнительных КФХ (в том числе граждан, имеющих личное подсобное хозяйство) и росту числа КФХ.

Резюмируя, следует признать, что ведомственные программы развития МСП представляют собой образец бюрократической мимикрии: содержат в основном ведомственные новации, далекие от интересов сектора МСП, в значительной мере являются инструментом выбивания дополнительного финансирования на решение мало связанных с состоянием МСП вопросов, не содержат четких критериев оценивания.

3. Механизмы координации программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Инициировав в свое время разработку и принятие ведомственных программ поддержки МСП, Минэкономразвития России не сумело своевременно обеспечить координацию, методологическое и методическое сопровождение их внедрения. Будучи принятыми, программы реализовывались и продолжают реализовываться ведомствами автономно, без оглядки на «коллег-смежников».

Во второй половине 2011 года была предпринята попытка по обеспечению координации разнородных программ. Во исполнение поручения Президента РФ по вопросу обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства, приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2011 года №372 создана Рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В состав рабочей группы были включены представители Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Минрегиона России, Минфина России, ГК «Внешэкономбанк», Торгово-промышленной палаты РФ, общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия», Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Основной целью создания рабочей группы является выработка единых подходов по координации программ по развитию предпринимательства и рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Одним из первых шагов рабочей группы в сфере координации стало «описание» реализуемых программ в едином рекомендательном документе. Протоколом заседания Рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (№ 61-ЭН от 30 сентября 2011 года) был одобрен проект совместных «Методических рекомендаций по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства» (далее также – рекомендации).

Что представляют собой рекомендации? Это несколько десятков страниц текста, по сути пересказывающие каждую из программ, со ссылкой на утверждающие их нормативные документы. Эта информация общедоступна, ее без труда можно найти в сети Интернет, на сайтах самих ведомств и организаций, а также в любой правовой системе. Текст документа компилятивен. Его анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) Проблема отсутствия единого субъекта координации методическими рекомендациями так и не была решена. Как следствие,ведомственные программы реализуются в значительной мере параллельно, поэтому синергетического эффекта от их реализации не возникает.

Согласно рекомендациям, каждый орган власти федерального уровня самостоятельно реализует свою ведомственную программу, вся координация между этими программами сводится, по сути, к предоставлению предпринимателю права выбора между этими программами. Иными словами, предприниматели, получившие деньги или иную господдержку по одной программе, могут прийти и получить «поддержку» по другой. Об этом говорят курсивы после каждого описания программы того или иного ведомства. Вот, для примера пояснение после раздела, описывающего программу Минэкономразвития России:

«Важно! Весь комплекс мероприятий, реализуемых Минэкономразвития России доступен для субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее получивших поддержку по программам Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан, Минсельхоза России по поддержке малых форм хозяйствования на селе…и соответствующим требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Вот «пояснения-рекомендации» после раздела, «характеризующего» программу Минсоцздравразвития России:

«Важно! Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку по линии Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан, и соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут претендовать на получение поддержки по программе Минэкономразвития России и по программе Минсельхоза России.

Оптимальными мерами поддержки для таких субъектов малого и среднего предпринимательства могут стать, такие мероприятия как:

гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела до 300,0 тыс. рублей;

предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела – субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии не менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридического лица или индивидуального предпринимателя;

субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 млн. рублей, на срок не более 12 месяцев;

имущественная поддержка на базе существующих бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.»

  1. Малого и среднего предпринимательства в городе москве

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
  2. Общероссийские новости в области развития малого предпринимательства за период с 21. 03. 2011 по 25. 03. 2011

    Документ
    Регионы России рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон (ОЭЗ), сообщил генеральный директор ОАО "Особые экономические зоны" Игорь Косов.
  3. Правительство пензенской области постановление от 27 октября 2008 г. N 713-пп об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в пензенской области на 2009 2014 годы"

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии и поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и в соответствии с постановлением Правительства
  4. Сборник материалов конференции Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации фз

    Документ
    Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за ноябрь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Управление ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А72-4290/2009 признало, что, поскольку налоговая инспекция при проведении проверки применения обществом контрольно-кассовой техники (ККТ) не привлекала
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2008 года

    Информационный бюллетень
    Малый бизнес — важное звено в развитии экономики страны. Без поддержки со стороны банков дальнейшее развитие малого бизнеса не будет перспективным. Надежность и открытость банка имеет первостепенное значение.
  7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
  8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (2)

    Документ
    Стратегия разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов

Другие похожие документы..